План-конспект урока.
Преподаватель: Щурко А.В.
Класс: подготовительная группа
Вид урока: тематическое рисование.
Тема урока: «Русский богатырь».
Цель урока выбрать сюжеты для иллюстрирования и выполнить рисунок.
Задачи:
Обучающие:
- раскрыть общее понятие об иллюстрации;
- научить передавать характерные особенности образа Богатыря, посредством способов художественной выразительности;
- получить знания о пропорциях человеческого тела.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать наблюдательность при проработке деталей композиции;
- развивать умение самостоятельно применять художественно-выразительные средства.
Воспитывающие:
- развивать нравственно-эстетический потенциал учащихся через иллюстрирование сюжетов о русском богатыре;
- воспитывать любовь к изобразительному искусству посредством вовлечения учащихся в волшебный мир сказок.
Оборудование и материалы.
Для учителя: методическое пособие: «Элементы одежды богатырей», образцы работ, педагогический рисунок.
Для ученика: бумага, ластик, карандаш, гуашь
Оформление классной доски.
План занятия:
1. Организационный момент (2 мин.).
2. Вступительная беседа (3 мин.).
3. Объяснение нового материала (15 мин.).
4. Самостоятельная работа (2,5 ч.).
5. Итог урока (10 мин.).
Ход урока.
Организационный момент. Здороваюсь, проверяю готовность детей к уроку.
Вступительная беседа.
|
С Сегодня мы с вами начинаем работу над композицией на тему: «Русский богатырь». А что вы знаете о богатырях? (Они большие и сильные.) А вы знаете, что Русские Богатыри были защитниками Руси? Богатыри — персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Одними из главных героев русских сказок и сказаний были – Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Во всех сказках их описывают как самых сильных богатырей. С детства эти герои проявляли смелость, силу и самостоятельность. Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом. Алёша Попович представляется воплощением целого ряда порочных свойств: хитрости, эгоизма, корыстолюбия, но так же и прекрасными чертами такими как доброта и милосердие. Илья Муромец более старший богатырь. В сказках чаще всего описывается как мудрый, честный и добросовестный богатырь, но так же говориться и о его медлительности. Добрыня Никитич самый старший богатырь. Ему присуще мудрость и целеустремленность. |
Объяснение нового материала.
|
Давайте поговорим о вооружении богатырей. Одним из важнейших видов вооружения у русских богатырей были доспехи, щиты и мечи. Так же были луки с стрелами, булавы, копья. Пластинчатый доспех — это состоящая из металлических пластин броня для прикрытия тела воина. Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. |
|
Большой широкий топор назывался «бердыш». Его лезвие — «железко» — было длинным и насаживалось на длинное же топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, или вток. Бердыши употреблялись только пехотинцами. В XVI веке бердыши широко применялись в стрелецком войске. Главную роль на полях сражений играла конница. Однако впереди конницы зачастую выступала пехота, начинавшая сражение. Для XII века характерны смешанные пехотные и конные бои, происходившие у стен и крепостей городов. Когда рынды несли свою службу во дворце, их вооружение составлял
большой «посольский топор» (непременный атрибут аудиенций, которые московские
государи давали иностранным послам; отсюда происходит и название топора). Шлемы употреблялись на Руси начиная с X века. Более простые шлемы — без дополнительных защитных частей для лица — стягивались внизу обручем, который иногда орнаментировался. На нем продепывались отверстия для бармицы, то есть кольчужного «ожерелья» для защиты шеи. Из режущего и колющего оружия на Руси были распространены мечи,
ножи и сабли. |
|
Байдана — разновидность кольчатого доспеха. От собственно
кольчуги она отличается лишь размерами и формой своих колец. Кольца байданы —
крупные, плоско раскованные. Крепились кольца либо внакладку, либо на гвоздь
или шип, что давало сочленению большую прочность. Наиболее известна байдана,
принадлежавшая Борису Годунову. На многих кольцах этого доспеха выбита
надпись: «С нами бог ни ктоже на ны». Лук и стрелы употреблялись с древнейших времен и были оружием и
боевым, и охотничьим. Луки делались из дерева (можжевельника, березы и др.) и
рога. Уже в X веке луки на Руси имели довольно сложное устройство. Средняя
часть лука называлась «рукоятью», а все дерево лука — «кибит». Ударное оружие относится к оружию ближнего боя, вследствие простоты изготовления оно получило на Руси большое распространение. Булавы, палицы и шестоперы — оружие боевое. Применялся ли в войске кистень — увесистая металлическая гирька, прикрепленная к концу ремешка, длиной около 50 см, — определенно сказать трудно, но неоднократные археологические находки кистеня свидетельствуют о его достаточной популярности. Булавы представляли собой короткий жезл, на конец которого насаживался массивный набалдашник. |
Самостоятельная работа: Во время работы хожу по классу, веду индивидуальную работу. Если одна и та же ошибка повторяется у нескольких учеников, то я прошу их отложить работу и посмотреть на доску. На доске всему классу объясняю причину ошибки и варианты ее исправления, таким образом, осуществляю фронтальную работу с классом.
Итоги урока: Просмотр и анализ выполненных работ. Отмечаю красиво найденные сочетания цветов и передачи фактуры предметов, наиболее удачные работы по композиции.
Критерии оценки работ:
1. Компоновка.
2. Пропорции человеческого тела.
3. Оригинальность композиции.
4. Чистота выполнения рисунка, аккуратность.
Прошу дежурных убрать класс.
Прощаюсь.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.