Урок русского языка в 9 – ом классе
коррекционной школы
Учитель: Назарова Е.А.
Тема урока: «Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении».
Цели урока:
Образовательная. Дать понятие глагола как части речи;
- формировать умение находить глаголы в предложении;
- формировать умение образовывать глаголы от существительных, употреблять их в речи.
Коррекционно – развивающая. Коррекция внимания, памяти, мышления.
Эмоциональное развитие учащихся: умение различать в представленной ситуации серьезное и смешное содержание; находить в игровой ситуации учебное задание.
Воспитательная. Воспитание интереса к будущей профессии.
Оборудование: презентация к уроку «Глагол как часть речи»; карточки для индивидуальной работы, учебник Русский язык. 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 5 – е издание. Москва, «Просвещение» 2018г., авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова.
Дидактический материал по русскому языку для учащихся 5- 9 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя. Авторы: Якубовская Э.В. Москва, «Просвещение», 2008 г.
Межпредметные связи: связь с уроками профильного труда (повторение технологических операций, названий инструментов).
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока:
Учитель:
Что без меня предметы. Лишь названья.
А я приду - все в действие придет.
Летит ракета. Люди строят зданья.
Цветут сады. И хлеб в полях растет.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи — глаголом, научимся находить его в предложении, образовывать от существительных и употреблять в речи.
III. Работа по теме урока:
1. Упражнение «Назови предмет».
Учитель показывает картинки с изображением столярных и швейных
инструментов. Учащиеся записывают их в столбик:
Пила
Игла
Топор
Утюг
Рубанок
Ножницы
2. Упражнение «Заставь предмет действовать».
К каждому записанному предмету учащиеся подбирают действие, которое
можно совершить с его помощью.
(Что можно делать при помощи пилы, иглы, топора, утюга, рубанка, ножниц?).
Предмет - действие
Пила - пилить
Игла - шить
Топор - рубить
Утюг - утюжить
Рубанок - строгать
Ножницы - резать
Учитель:
3. Вывод: ребята, мы с вами назвали действия предметов. А в русском языке слова, которые обозначают действия предметов, называются глаголами. Значит: пилить, шить, рубить, утюжить, строгать, резать - глаголы.
- А на какой вопрос они отвечают? Что делать? Пилить, шить ... и т.д.
Давайте посмотрим в нашу таблицу-помощницу.
Что такое глагол? (Чтение учителем вслух правила - понятие о глаголе).
Чтение правила-понятия о глаголе учащимися про себя, а потом повторение
вслух.
IV. Динамическая пауза.
V. Словарно-орфографическая работа.
Учитель:
Столяр - рабочий, который занимается обработкой дерева и изготавливает
изделия из него.
Швея - работница, портниха по шитью чего-нибудь.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Упражнение «Ответь на вопросы».
Учитель показывает картинки и задает вопросы к ним, учащиеся ответы записывают в тетрадь, у доски ученик.
- Что делает столяр?
Что делает? глагол Столяр изготавливает изделия из дерева.
- Что делает швея?
Что делает? Глагол Швея шьет одежду.
2. Упражнение. Запись предложений с карточки (у доски).
Списать, найти глаголы, подчеркнуть, устно поставить к ним вопросы.
Мальчик интересовался столярным делом. Девочки каждый день шили на машинке.
3. Кроссворд «Отгадай предмет - назови действие».
а). Всех на свете обшивает, что сошьет - не называет. (Игла - шить)
б). Две ручки. Зубастый зверек
Во все брюхо зубки. Грызет со свистом дубок.
(Пила-пилить.) (Пила - пилить.)
в). Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы - резать).
г). Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается. (Утюг - утюжить).
д). По деревянной речке плывет кораблик новый,
Свивается в колечки дымок его сосновый. (Рубанок - строгать).
а |
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся отгадывают загадки, называют действие и записывают его в кроссворд .
VII. Итог урока:
Учитель:
- С какой частью речи познакомились на уроке?
- Что называется глаголом?
- Приведите примеры глаголов.
VIII. Выставление оценок за урок с комментариями учителя.
Домашнее задание: Составить 2 предложения с любыми глаголами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.