План-конспект урока "Ткани человека"
Оценка 4.7

План-конспект урока "Ткани человека"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
Взрослым
27.08.2024
План-конспект урока "Ткани человека"
Конспект урока по биологии, применим как для общеобразовательной школьной программы, так и для дополнительного образования. Включает цель, задачи, планируемые результаты обучения, УУД, методы, средства обучения, полная структура занятия, ход работы.
конспект урока ткани человека.docx

                                        План-конспект урока

Дисциплина: биология

Тема занятия: Ткани человека

Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний

Основная дидактическая цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о видах, строении и значении тканей организма человека.

Задачи урока.

Предметные:

-Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации

-формировать умение  планировать свою деятельность при  выполнении заданий.

-закрепить знания учащихся о клетке, строении тканей и их функций;

Метапредметные:

-расширить кругозор учащихся;

- стимулирование интереса учащихся.

-развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы,  умение мыслить и рассуждать, самостоятельно  выдвигать  гипотезы 

 

Личностные:

-создать условия для положительной мотивации при изучении химии, биологии, используя разнообразные приемы деятельности

- формировать коммуникативную культуру, умение работать в группе.

 -формировать бережное отношение к окружающей природе.

-формировать эстетические потребности, ценности.

 

Планируемые  результаты  обучения:

 

Предметные:

Учащиеся знакомятся  с особенностями строения клеток разных тканей человека, разнообразием  их разновидностей и их функциями;  учатся выделять  существенные признаки  тканей,  находить сходство и отличие в строении различных тканей,  различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают  умением объяснять роль различных тканей в органах.

Метапредметные:

  Учащиеся осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения изучать  строение различных видов тканей,  определяя принадлежность  разных типов клеток к тем или иным тканям;  учатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию  в  учебнике,   составлять таблицы, схемы на основе  обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей,   у них формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к самим себе, происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к своему здоровью, , развивают  умения  слушать и слышать

 

УУД:

Личностные : смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные:(организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные : поиск  и выделение необходимой информации, структуирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные : учебное сотрудничество с учителем , постановка вопросов, оценка и коррекция своей работы, оценка работы в парах.

 

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая

Основные понятия: Ткань, эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная и их разновидности.

Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

 

Средства обучения:

Карточки для игры «Да-нет», карточки по строению клетки, биологические пазлы по теме «Ткани человека», мультимедийная электронная доска, зондовый сканирующий микроскоп.

Структура:

1. Организационный этап-2 мин

2.Подготовительный этап-13 мин

3. Основной этап-45 мин

4. Контрольный этап- 13 мин

5. Рефлективный этап-5 мин

6.Итоговый этап-2 мин

Занятие состоит из двух уроков по 40 мин с перерывом между ними по 10 мин.

 

Ход работы:

 

Структура

занятия

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Результат

1. Организационный этап

 

        Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира.

Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…

 

Психологический настрой на урок.

Обучающиеся готовят рабочее место, приветствуют педагога и друг друга.

Акцентирование внимания учащихся для предстоящей учебной работы. Установлен положительный эмоциональный настрой.

2. Подготовительный этап.

Мотивация, актуализация и целеполагание

 

Учитель актуализирует цели и задачи урока через проблемную ситуацию:

Педагог предлагает детям сыграть в игру «да-нет».

Вопросы: 1.органоиды клетки расположены в ядре (нет)

2.функция клеточной мембраны – объединение всех органов (нет)

3.ген – это участок молекулы ДНК, ответственный за синтез определенного белка  (да)

4.органоиды – это клеточные структуры, которые в клетки выполняют особые функции (да))

5.митохондрии отвечают за уничтожение и переработку сложных органических веществ (нет)

6.рибосомы отвечают за синтез белков (да)

7. ферменты - - это биологические катализаторы (да).

Далее педагог предлагает ребятам поделиться на две команды.

Каждая команда получает набор карточек с рисунком органоида, его названием и описанием функции. На магнитной доске нарисован контур клетки для каждой команды. Необходимо заполнить его, приклеив только нужные карточки, правильно соединив рисунок органоида, его название  функцию. Побеждает команда, которая выполнит это задание быстрее и правильно.

Далее педагог проводит беседу: вопросы к группе:

А) Что общего в строении клеток различных органов?

Б) А чем они отличаются и отличаются ли?

 

 

Учащиеся слушают, принимают предложение и отвечают на вопросы с помощью цветных табличек с надписью «да» и «нет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получают наборы карточек и приступают к выполнению задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята слушают, отвечают на вопросы.

Имеют общий план строения, состоят из одних и тех же химических веществ.

Высказывают различные предположения:

-отличаются по внешнему виду

-по выполняемой функции

-по цвету

Вспоминают ранее изученный материал, высказывают предположения, что у человека как и у животных несколько типов тканей

 

Работа в  коллективе способствует регулированию поведения обучающихся, их сближению, улучшению личностных отношений. Мотивирует детей к учебной деятельности.

 

Обобщение,

установление причинно-следственных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

 

Эмоциональный настрой на тему

 

Через создание проблемной ситуации формулируют тему, цель и задачи урока

 

3.Основной этап

Вспоминаем понятие «Ткани», которое встречали при изучении ботаники и зоологии

Выделяют 4 основных типов тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

 

Просмотр учебного видеофильма «Ткани человека»

Примерный сюжет фильма:  ткани разных органов человека состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет. Межклеточное вещество выделяется клетками и от его свойств во многом зависит свойство ткани. Описание разных видов ткани человека.

Подготовка к самостоятельной работе.

Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные - например, тритоны и саламандры - регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Более того, у них восстанавливаются и поврежденное сердце, и глазные ткани, и спинной мозг.

   А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, - это клетки крови и клетки печени.

   Есть ли шансы на то, что человеческое тело обретет способность регенерировать недостающие части? Или подобное остается уделом научной фантастики?

   Можно ли выращивать новые зубы?

   Что нужно человеку, чтобы сохранить ткани?

   Что вы знаете о трансплантации?

С этими вопросами мы обратились в НИИ «Цитологии и генетики» и сейчас представьте себе, что вы сотрудники  научной лаборатории. Всё необходимое для исследования тканей человека у вас есть. Мы увидим, что представляют собой ткани человека, какие функции они выполняют в нашем организме, а также поговорим о том, как сохранить собственное здоровье на клеточном уровне. Самые свежие новости Интернет ресурса помогут вам разобраться в этих сложных вопросах.

   Примерный подсчёт показывает, что тело взрослого человека состоит из 10 триллионов клеток, не считая клеток крови, которых около 25 триллионов. И все эти клетки, все состоящие из них ткани и органы, весь целостный организм работают согласованно. Эта согласованность – результат длительной эволюции, продолжавшейся сотни миллионов лет.

Итак, вам нужно поделиться на 4команды( 4 ткани).Каждая команда изучает строение и функции одного вида ткани с помощью тренажерной программы зондового сканирующего микроскопа, интернет ресурсов и заполняет таблицу, обобщая и систематизируя материал.

Таблица  «Строение различных видов тканей » по следующим критериям: вид ткани, строение ткани, местонахождение, функции.

 Самопроверка выполненного задания.

Педагог контролирует самостоятельную работу, участвует в диалоге с обучающимися.

Далее, команда докладывает о полученных результатах своей таблицы.

После всех выступлений педагог делает вывод.

Мы изучили ткани человека, прежде всего, чтобы сохранить их здоровыми.  Но вы также должны знать, что существует трансплантация - средство  спасения  жизни  и  восстановления   здоровья граждан    и    должна   осуществляться   на   основе   соблюдения законодательства  Российской   Федерации   и   прав   человека в

соответствие  с    гуманными    принципами,    провозглашенными

международным  сообществом,  при  этом  интересы  человека  должны

превалировать над интересами общества или науки.

                               ЗАКОН

                    22 декабря 1992 года N   4180-1

         О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

       (в ред. Федерального закона от 20.06.2000 N 91-ФЗ)

    Статья 1.  Условия и порядок трансплантации  органов  и  (или)

тканей человека

    Трансплантация органов  и  (или)  тканей  от живого донора или

трупа  может  быть  применена  только  в   случае,   если   другие

медицинские  средства  не  могут  гарантировать  сохранения  жизни

больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

    Изъятие органов  и  (или)  тканей  у  живого  донора допустимо

только  в  случае,  если  его  здоровью  по  заключению консилиума

врачей - специалистов не будет причинен значительный вред.

    Трансплантация органов    и    (или)    тканей     допускается

исключительно с согласия живого донора и,  как правило, с согласия

реципиента.

    Органы и  (или) ткани человека не могут быть предметом купли -

продажи.  Купля - продажа органов и (или) тканей человека, а также

реклама   этих   действий   влекут   уголовную  ответственность  в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Операции по  трансплантации органов и (или) тканей реципиентам

производятся на основе  медицинских  показаний  в  соответствии  с

общими правилами проведения хирургических операций.

 

 

Слушают и записывают определение , виды тканей в тетрадь

 

 

 

 

 

Просматривают видеофильм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

Настраиваются на самостоятельную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа(рассматривают определенный вид ткани на тренажере зондового сканирующего микроскопа и заполняют таблицу)

Участвуют в диалоге с педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают с докладом, слушают друг друга.

 

Слушают,анализируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация и углубление знаний по теме урока.

.

 

 

 

Определение основной и второстепенной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Через организацию самостоятельной деятельности, обучающиеся  делают выводы и объясняют полученные результаты.

Совместный анализ результатов деятельности

Структуирование знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение  логической цепи рассуждений, доказательств

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

 

4. Контрольный этап

Работа в паре, фронтальная беседа, самопроверка    

Теперь мы должны подвести итоги полученных знаний. Предлагаю вам проверить друг у друга таблицы и сделать вывод по теме.

Учащиеся проверяют друг у друга правильность заполнения таблицы. Делают вывод, что клетки сложного организма специализированы. В зависимости от выполняемой функции они имеют различную форму и особенности строения (вывод записывают в тетрадь)

Закрепление понятий.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

второстепенной информации.

Аргументация своего мнения .

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Осознание ответственности  за общее дело

5. Рефлективный этап

Наш урок подошёл к концу. Давайте посмотрим, каким сегодня у нас получится дерево смайликов!

Рисуют лицо смайлика и прикрепляют его на общее  дерево  на доске.

Самооценка результатов деятельности

 

Анализ деятельности и выстраивание стратегии по дальнейшему обучению

6.Итоговый этап

 

Подведение итогов работы через словесное поощрение  команд.

Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!

 

 

Мотивация на дальнейшую деятельность

 


 

План-конспект урока Дисциплина: биология

План-конспект урока Дисциплина: биология

Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе,…

Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе,…

Ход работы: Структура занятия

Ход работы: Структура занятия

Необходимо заполнить его, приклеив только нужные карточки, правильно соединив рисунок органоида, его название функцию

Необходимо заполнить его, приклеив только нужные карточки, правильно соединив рисунок органоида, его название функцию

Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет

Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет

Самые свежие новости Интернет ресурса помогут вам разобраться в этих сложных вопросах

Самые свежие новости Интернет ресурса помогут вам разобраться в этих сложных вопросах

Российской Федерации и прав человека в соответствие с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки

Российской Федерации и прав человека в соответствие с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли - продажи

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли - продажи

Рефлективный этап Наш урок подошёл к концу

Рефлективный этап Наш урок подошёл к концу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2024