Тема урока: Великая французская революция. От монархии к республике
Дата:
Класс: 8
Цель урока: дать представление о развитии событий Великой французской революции; проанализировать содержание и значение Декларации прав человека и гражданина; раскрыть причины, которые привели к свержению монархии к установлению республики; охарактеризовать суть якобинской диктатуры; развивать умение работать с историческими источниками.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: познакомиться с основными событиями и определять хронологические рамки и этапы Французской революции; давать характеристику историческим личностям этого периода (М. Робеспьер, Ж. П. Марат); применять понятийный аппарат: «конституция», «якобинцы», «гора», «жирондисты», «якобинская диктатура», «террор».
Метапредметные результаты:
регулятивные: выполнять задания в различных формах обучения: фронтальной, индивидуальной; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами;
познавательные: давать определения понятий, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать умозаключение; сравнивать; воспринимать учебный текст, историческую карту, иллюстративный материал с учётом поставленной учебной задачи, находить информацию, необходимую для ее решения; аргументировать и отстаивать свое мнение;
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные результаты: усвоение гуманистических и демократических
ценностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Оборудование: Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Ю. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. Искендерова А.А. – М.: Просвещение, 2014;
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, фронтальная.
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.
Педагогическая технология – проблемное обучение.
Эпиграф
(граф Мирабо)
(Декларация прав человека и гражданина, 1789 г.)
(один из руководителей жирондистов)
Ход урока
Фронтальный опрос
Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока. Как вы думаете, есть ли
противоречие в высказываниях, или они дополняют друг друга? (Ответы учащихся)
Выясним на сегодняшнем уроке, как эти высказывания находили своё отражение в ходе Французской революции. Продолжим знакомство с её основными событиями историческими персоналиями.
Итак, граф Оноре де Мирабо сказал, что великая революция обойдется без злодеяний и слёз. Так ли это было в исторических реалиях? Узнаем, изучив тему «Великая французская революция. От монархии к республике».
План изучения темы
Продолжите заполнять таблицу
Таблица 1. «Великая французская революция» по схеме (образец заполнения – Приложение № 1)
Дата |
Событие |
Итоги и значение |
|
|
|
Первый вопрос. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г.
«Свобода, равенство, собственность». Таким девизом можно охарактеризовать Декларацию прав человека и гражданина, документ, который приняло Учредительное собрание 26 августа 1789 г. (учащиеся делают запись в таблице).
Работая с текстом источника «Декларация прав человека и гражданина (фрагмент)», определите основные идеи документа, соотнесите их с девизом «Свобода, равенство, собственность» и идеями просветителей.
Основные идеи
Декларация заложила основы правового государства во Франции. В декларации сформулированы идеи естественного права, высказанные просветителями.
В Учредительном собрании депутаты разделились по своим взглядам. Сторонники умеренности и порядка сидели справа – их стали называть правыми. Слева сидели сторонники перемен – левые. С тех пор термины «правый и «левый» применяются в этих значениях.
Революция продолжалась. В Париже было голодно. Увеличивалось количество безработных. Дефицит хлеба заставил тысячи парижанок 5 – 6 октября 1789 года совершить поход на Версаль (учащиеся делают запись в таблице).
Рассмотрите рисунок «Революционно настроенные парижанки идут на Версаль» и дайте ответы на вопросы к нему
(Учащиеся отмечают решительность женщин в достижении своей цели).
короля в Париж? (Учащиеся делают вывод о решении проблемы с хлебом).
Но, понимая опасность своего положения, король решился бежать за границу.
20 июня 1791 года Людовик XVI бежал из Парижа с семьёй, переодевшись лакеем, однако, он был узнан и задержан в местечке Варенн (учащиеся делают запись в таблице). Короля отправили в Париж. Народ обвинил Людовика в измене революции.
События, которые разворачивались, привели к решению вопроса об устройстве политической власти во Франции. В сентябре 1791 г. Учредительное собрание приняло первую в истории Франции конституцию, уничтожавшую абсолютизм и ограничивавшую власть короля законами (учащиеся делают запись в таблице).
Вспомните, кто из просветителей считал конституционную монархию идеалом? (Обучающиеся называют имена Локка и Монтескье)
Ознакомьтесь с содержанием Таблицы «Конституция 1791 г.». Сравните основные идеи Конституции с идеями Декларации прав человека и гражданина.
Ответьте на вопросы
Таблица 2. Конституция 1791 г. (Приложение № 2)
Положения |
Содержание |
Форма государственного правления |
Конституционная монархия. Король – глава государства и исполнительной власти. Высший орган законодательной власти однопалатное Национальное собрание |
Административно-территориальное устройство |
Франция делилась на департаменты |
Права граждан |
Провозглашала обеспечение естественных и гражданских прав. Избирательное право, ограниченное имущественным цензом для всех мужчин налогоплательщиков, достигших 25 – летнего возраста |
Экономическая сфера |
Упразднялись внутренние таможни и цеховая система. Церковные земли объявили национальным достоянием и пустили в продажу |
Ограничение прав и свобод |
Был принят закон о запрещении стачек |
Учредительное собрание закончило свою деятельность.
1 октября 1791 г. начало работу новое Законодательное собрание (учащиеся делают запись в таблице). В нём лидировали представители департамента Жиронда – их стали называть жирондистами. Жирондисты выступали за экономические и политические реформы. Жирондисты стремились укрепить свое влияние и считали, что этому может помочь победоносная война против врагов революционной Франции.
Второй вопрос. Политический клуб якобинцев.
Во время революции в стране появились политические клубы. Одним из наиболее влиятельных являлся якобинский клуб (члены клуба собирались в библиотеке монастыря Святого Якоба). Клуб объединял всех крупных политических деятелей третьего сословия. Большим авторитетом среди якобинцев пользовались Максимильен Робеспьер и Жан Поль Марат.
Работая с текстом учебника по вариантам – с. 261-262 – составьте краткие исторические справки о данных политических деятелях Французской революции по плану
Приложение № 3
Правила составления исторической справки о политическом деятеле
(Ответы учащихся)
В начале революции большинство якобинцев являлись сторонниками конституционной монархии и реформ Учредительного собрания. После раскола в клубе, сторонники решительных мер стали республиканцами.
Третий вопрос. Начало революционных войн. «Отечество в опасности!».
Как не странно, войну между Францией и Европой начали жирондисты, Законодательное собрание и Людовик XVI. Как вы думаете, почему? (Учащиеся могут предположить, что жирондисты стремились удержать власть в стране в своих руках, а король – вернуть прежнюю власть в случае победы).
В июле 1792 года Законодательным собранием был провозглашен лозунг «Отечество в опасности!». Поднялась волна патриотизма. В то время был написан будущий гимн Франции «Марсельеза». «Вперёд, сыны Отчизны милой, мгновенье славы настаёт» – пела вся Франция.
Четвёртый вопрос. Свержение монархии. Провозглашение республики.
В начале сентября 1792 г. положение на фронтах для революционной армии стало критическим. Иностранные армии угрожали Парижу. Якобинец Жорж Дантон призывал: «Настало время сказать народу, что он всей своей массой должен броситься на врага… Чтобы победить врага, нам нужна смелость, еще раз смелость». Был объявлен массовый набор добровольцев. Везде звучало: «К оружию, граждане!»
20 сентября 1792 года французские войска нанесли тяжелое поражение прусским в битве при Вальми (учащиеся делают запись в таблице). На с. 254 учебника на карте найдите и покажите наступление войск интервентов, наступление французских революционных войск и отступление прусских войск, место решающего сражения.
После этого сражения территория Франции фактически была освобождена от интервентов.
Уничтожение монархии сделало недействительной Конституцию 1791 года. Был созван Конвент, избранный всеобщим голосованием мужчин. Среди его депутатов было больше сторонников крайних, решительных действий. В результате жирондисты стали правыми.
Первым актом Конвента в сентябре 1792 года стало провозглашение Франции республикой (учащиеся делают запись в таблице).
Комментированное чтение схемы (Приложение № 4)
Схема 1. Конвент
Верхние скамьи Якобинцы (левые) – «гора» (или монтаньяры) |
Умеренные – «равнина» или «болото» (около 500 человек из 750) |
Нижние скамьи Жирондисты – правые |
В октябре 1793 г. Конвент ввёл революционный календарь. Летоисчисление заменялось счётом по годам республики. В ноябре 1793 г. коммуна Парижа приняла постановление закрыть все церкви и храмы. Церковь фактически была отделена от государства.
Пятый вопрос. Казнь Людовика XVI.
Перед Конвентом стояла проблема суда над королем.
Как вы думаете, в чем обвинялся король? (Ответы учащихся)
Свергнутого короля привели в Конвент для допроса и суда. Ему предъявили обвинение в измене – в связи с державами, воевавшими против революционной Франции. Единства в ходе голосования среди депутатов не было, и предсказать его исход не брался никто. В итоге большинство высказались за смертную казнь. Последний шанс короля был связан с голосованием о помиловании. За помилование было отдано 310 голосов, против — 380. Король был приговорен к смерти и казнен 21 января 1793 года (учащиеся делают запись в таблице).
Предположите, как европейские страны могли отреагировать на казнь Людовика XVI? (Ответы учащихся).
Европейские державы создали коалицию, направленную против Франции. Весной 1793 г. австрийская армия перешла в наступление. Революционные войска начали вновь терпеть поражения. Вся ответственность падала на жирондистов, находившихся у власти.
Якобинцы требовали ограничения цен.
Жирондисты выступали за организацию сильных органов местной власти, якобинцы требовали создания сильной исполнительной власти. обвиняли якобинцев в разжигании ненависти, беспорядков и самосудов. Они даже решились арестовать лидера якобинцев Марата и Эбера – редактора газеты, издававшейся для народа, в которой он призывал народ к казням и обличал жирондистов. Марат был оправдан, Эбер – освобождён.
На волне недовольства выдвинулась и группа агитаторов, получивших у жирондистов прозвище «бешенные». Их лидер священник Жак Ру требовал введения смертной казни за спекуляцию.
В Париже обстановка была накалена. На западе Франции вспыхивают контрреволюционные мятежи, крестьянство было недовольным тем, что землю стали скупать городские предприниматели, они считали казнь короля, помазанника Божьего – преступлением. Особенно сильны были мятежи в Нормандии и Вандее. Вооруженные вилами, пиками, саблями, ружьями, крестьяне врывались в города, разгоняли местную национальную гвардию, громили дома богатых горожан, убивали.
Работа с исторической картой «Французская революция конца XVIII в.»
Шестой вопрос. Установление якобинской диктатуры. Террор
В Париже городские низы требовали ареста подозрительных, каковыми считались жирондисты.
В ночь на 2 июня 1793 года десятки тысяч вооружённых парижан и отряды Национальной гвардии окружили здание Конвента и потребовали исключения жирондистов из его состава. Часть их была арестована. Власть перешла к якобинцам, провозгласившим революционное правление. Его цель – спасти революцию любой ценой. Для этого они установили революционный террор (чрезвычайный режим революционной диктатуры) (учащиеся делают запись в таблице).
Высшим законодательным органом остался Конвент. Ему подчинялось новое правительство из 11 человек – Комитет общественного спасения, во главе с Робеспьером. Конвент сосредоточил в своих руках и законодательную, и исполнительную власть. С новой силой заработали чрезвычайные суды – революционные трибуналы. Положение нового правительства было тяжелым. Мятежи охватили 60 департаментов из 83.
Летом 1793 г. молодая дворянка Шарлотта Корде убила Марата. Её арестовали и приговорили к смерти. На суде она сказала: «Я убила одного человека, чтобы спасти жизнь сотни тысяч других, убила негодяя, свирепое дикое животное, чтобы спасти невинных и дать отдых моей родине».
В июне 1793 г. Конвент принял новую Конституцию, провозгласившую Францию республикой. Тем не менее, новая конституция не действовала, так как в стране существовало чрезвычайное положение (учащиеся делают запись в таблице).
Конвент отменил сеньориальные платежи крестьян. Конфисковали земли, принадлежавшие эмигрантам. Некоторые крестьяне приобрели эти земли в собственность. Были установлены твёрдые цены на предметы первой необходимости.
Все эти меры вызывали всеобщее недовольство даже среди революционно настроенных парижан. Прилавки магазинов опустели, торговцы продавали товары из-под прилавков втридорога. Правительство издало декрет, устанавливающий максимум заработной платы. Теперь продукты надо покупать на чёрном рынке дорого, но на твёрдую зарплату. С недовольными якобинцы боролись самым решительным образом.
Якобинцы в сложившейся обстановке установили диктатуру. 17 сентября 1793 г. Конвент принял закон о «подозрительных», который предписывал брать под арест и содержать в тюрьме до заключения мира всех врагов революции – «подозрительных». Ими объявлялись все, кто «сочувствовал тирании», аристократы, родственники эмигрантов и те, кого подозревали комиссары Конвента. 10 октября 1793 г. Конвент принял закон о временном революционном порядке управления (учащиеся делают запись в таблице). Все патриоты в знак поддержки Республики должны были носить эмблемы революции – фригийский колпак (символ свободы) и трёхцветную кокарду.
Были арестованы и казнены ещё оставшиеся в Конвенте жирондисты. Один из них воскликнул после приговора суда: «Мы умираем потому, что народ спит, а вы умрете потому, что он проснется!». Один из руководителей жирондистов, казнённых в этот день, сказал: «Революция…пожирает собственных детей». С депутатской неприкосновенностью было покончено.
Громкие политические процессы следовали один за другим. В октябре 1793 г. казнили бывшую королеву Франции Марию Антуанетту. Казни стали массовым явлением.
Комиссары Конвента «наводили порядок» в городах Франции и в армии. Но и солдаты республики, желая закрепить за собой полученную землю и освобождение от старого порядка, сражались под лозунгом «Свобода или смерть!».
К началу 1794 года военные действия удалось перенести на территорию неприятеля. Был взят Марсель, началась осада Тулона, захваченного англичанами. Молодой артиллерийский капитан Наполеон Бонапарт предложил удачный план действий и помог республиканской армии овладеть городом. Подавлено было и восстание в Вандее. 9 октября революционными войсками был разгромлен Лион, где хозяйничали мятежники (учащиеся делают запись в таблице).
Сегодня мы узнали, что Декларация прав человека и гражданина провозглашала основы нового политического устройства Франции, права и свободы её граждан. В результате завоеваний революции Франция стала конституционной монархией, а затем – республикой. Это была победа третьего сословия. Однако диктатура якобинцев стала отступлением от правовых норм, провозглашённых Декларацией. Якобинский террор привёл к расколу среди сторонников революции.
Приложение № 1
Таблица. Великая французская революция
Дата |
Событие |
Итоги и значение |
26 августа 1789 г. |
Декларация прав человека и гражданина |
Заложила основы нового политического устройства Франции, права и свободы её граждан |
5 – 6 октября 1789 г. |
Поход на Версаль |
Переезд короля и Учредительного собрания в Париж |
20 июня 1791 г. |
Вареннский кризис |
Попытка короля бежать из Парижа. Обвинение короля в государственной измене |
Сентябрь 1791 г. |
Принятие Конституции |
Ограничивала власть короля законами |
1 октября 1791 г. |
Начало работы Законодательного собрания |
Формирование двух политических группировок: жирондистов и якобинцев |
20 апреля 1792 г. |
Законодательное собрание объявляет войну Австрии |
Начало революционных войн поражение армии Франции, подъем патриотического движения |
10 августа 1792 г. |
Свержение монархии |
Арест короля, отречение его от престола, созыв Конвента |
20 сентября 1792 г. |
Битва при Вальми |
Победа революционной армии Франции над интервентами |
Сентябрь 1792 г. |
Провозглашение республики |
Обострение борьбы между жирондистами и якобинцами. Новое летоисчисление |
21 января 1793 г. |
Казнь короля Людовика XVI |
Обострение военных действий, создание антифранцузской коалиции. Обострение борьбы внутри страны |
2 июня 1793 г. |
Установление якобинской диктатуры |
Усиление революционного террора |
Июнь 1793 г. |
Принятие Конституции. Принятие законов, устанавливающих диктатуру |
Конституция не действовала. В стране устанавливалось чрезвычайное положение |
10 октября 1793 г. |
Конвент принял закон о временном революционном порядке управления |
арестованы и казнены оставшиеся в Конвенте жирондисты |
1794 г. |
Победа революционной армии |
Освобождение Франции от интервентов, победа над мятежниками |
Приложение № 2
Ответьте на вопросы
Таблица 2. Конституция 1791 г.
Положения |
Содержание |
Форма государственного правления |
Конституционная монархия. Король – глава государства и исполнительной власти. Высший орган законодательной власти однопалатное Национальное собрание |
Административно-территориальное устройство |
Франция делилась на департаменты |
Права граждан |
Провозглашала обеспечение естественных и гражданских прав. Избирательное право, ограниченное имущественным цензом для всех мужчин налогоплательщиков, достигших 25 – летнего возраста |
Экономическая сфера |
Упразднялись внутренние таможни и цеховая система. Церковные земли объявили национальным достоянием и пустили в продажу |
Ограничение прав и свобод |
Был принят закон о запрещении стачек. |
Приложение № 3
Правила составления исторической справки о политическом деятеле
Приложение № 4
Схема 1. Конвент
Верхние скамьи Якобинцы (левые) – «гора» (или монтаньяры) |
Умеренные – «равнина» или «болото» (около 500 человек из 750) |
Нижние скамьи Жирондисты – правые |
Приложения:
1. file1.pptx.zip.. 6,5 МБ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.