Тема урока: |
Первый властелин единого Китая. 5 класс
Цели:
1. Изучить особенности политического и экономического устройства Китайского государства Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев.
2 Развивать устную речь. Продолжить формирование умений выделять формулировать выводы, выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями.
3. Воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям народов Древнего Востока.
Учебное оборудование:
1. Авторская презентация «Первый властелин единого Китая»
2. Учебник А.А.Вигасин История древнего мира.М..Просвещение,2007г.
3. Раздаточный материал.
На доске тема урока, новые слова: Цинь Ши Хуан, гунны, бойница, Южно-Китайское море.
Ход урока.
I. Организационный момент Чтобы вспомнить, какую страну мы изучали Ребус «Китай».
II. Проверка домашнего задания.
1. Укажите, какой материал использовали для письма в Древнем Китае (обведите правильный ответ):глиняные таблицы, 2) папирус, 3) бамбуковые дощечки, 4) пальмовые листья; 2.Укажите, как называлось знаки письма в Древнем Китае._____________________________ 3.Назовите китайского мудреца, который считал, что воспитанного человека можно узнать по его поведению:_______________ **4 .Приведите в соответствие:
***5. Какие выводы можно сделать на основании этих источников о жизни древних китайцев? На гадательных костях были найдены вопросы к богам: «Правильно ли принести в жертву военнопленных?» «Правильно ли закапывать рабов или нет?» «Принести в жертву 30 человек, 10 быков?» «Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?»
|
Ответ. Данные надписи свидетельствуют о существовании у древних китайцев религиозных верований, о жертвоприношениях, о существовании рабства, о жестоком обращении с рабами.
III. Изучение нового материала. Переход к изучению новой темы
Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221 г. до н.э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
Задача для учащихся: (На доске- заполнение учителем «головы» и «хвоста» фишбоуна.)
![]() |
План
1.Объединение Китая.
2. Завоевательные войны.
3. Великая Китайская стена.
4. Достижения Древнего Китая.
5. Возмущение народа.
1.Объединение Китая.
Так же, как и в других ранних земледельческих цивилизациях, в Древнем Китае с переходом к земледелию стали возникать города и государства. Около 1700 г. до н.э. в среднем течении Хуанхэ (учитель показывает на карте) появилось государство Шан, где правила династия Инь. В обязанности верховного правителя (вана) входило руководство военными походами, строительство каналов и дамб, принесение жертв Небу от имени всего народа. В начале полевых работ ван выходил в поле с золотой мотыгой и пропахивал первую борозду. Этот труд считался священным, необходимым для обеспечения урожая и милости-богов.
История Китая в эпоху Шан изучена мало, потому что от этих времен не осталось ни каменных построек, ни статуй, ни надписей (кроме гадальных костей, найденных археологами). Известно, что в конце II тыс. до н.э. государство Шан пришло в упадок, и около 1000г. до н.э. его завоевали западные кочевники - чжоу.
Чжоу были скотоводами и земледельцами. Они ездили на колесницах, запряженных лошадьми, и использовали их на войне; умели обрабатывать не только бронзу, но и железо. Государство Чжоу существовало до III в. до н.э.
К этому периоду относится становление рабовладельческого общества в Древнем Китае.
Познакомьтесь с источниками, ответьте на вопросы к ним.
В одном источнике говорится о рабовладении в Китае: «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном загоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами...»
О чем говорит этот документ?
В VIII в. царство Чжоу ослабело и не могло сопротивляться набегам западных кочевников. Вскоре Китай распался на несколько княжеств, которые воевали между собой и с соседними племенами.
Объединение страны произошло в III в. до н.э.
Запись в тетради:221 г до н.э. - Цинь Шихуан объединил Китай
Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важнейшие преобразования или реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император знал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, которых назначил царь.
![]() |
2. Завоевательные войны.
Работа с текстом. Insert.
—С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные походы?
(Его интересовали новые земли, желание присоединить их и
расширить свои территории.)
—Куда были организованы походы? (На побережье Южно-Китайского моря.) s
—С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.)
3. Великая Китайская стена. Сообщение учащегося.
Понятие : Бойница (сам. работа. с.110)
![]() |
4. Достижения Древнего Китая.
Рассказ учителя: В это время китайская государственность изменялась медленно, зато наука, литература и ремесла развивались быстро. Именно в это время китайцы научились выращивать гусениц бабочки-шелкопряда и делать шелковые ткани. Росло производство железа, а из бронзы делали красивые сосуды и статуи.
Китайская наука достигла в это время больших успехов.
В Китае была развита астрономия и математика В Китае (одновременно с Грецией) возникла наука о государственном управлении. Китайские ученые часто становились министрами.
В Китае впервые был изобретен компас из намагниченного железа, (илл. с .105 на полях), помогавший воинам и купцам находить верный путь через степи и леса.
Китайские путешественники в это время проникли в горные джунгли за рекой Янцзы, а на западе они достигли Средней Азии. Постоянная торговля с Западом по Великому по Великому шелковому пути началась после объединения всей страны империей Хань (II в. до н.э.).
В это время китайцы писали на бамбуковых дощечках, а важные документы записывали кисточкой на шелке. Позднее они научились делать бумагу. Сообщение учащегося.
![]() |
5. Возмущение народа.
Цинь Ши-хуанди обладал неограниченной властью; множеств во чиновников полностью зависели от него, прислушивались к каждому его слову. Царь опирался на сильное войско, состоявшее из лучников, копейщиков и конницы. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих почитателей учений Конфуция. Кроме этого император затеял военные походы в другие страны. -Для чего?
Царя не любили ни знатные люди, ни простонародье. Боясь покушений на свою жизнь, он повелел выстроить 37 дворцов, стоящих рядом и соединенных внутренними переходами. Это было сделано для того, чтобы никто не знал, где именно проводит владыка Китая данную ночь.
Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши-хуанди (постройки и войны) требовали больших средств, и налоги росли.
Крестьян и ремесленников часто отрывали от родного дома и посылали на строительство стены или каналов в дальних краях, где многие из них умирали. Вскоре простые люди Китая поняли, что жить под властью Цинь еще тяжелее, чем раньше - в эпоху войн между княжествами.
Как только умер Цинь Ши-хуанди, вспыхнуло восстание крестьян.
(Цинь Ши-хуанди умер в 210 г до н.э. от нервного потрясения в возрасте 48 лет. В склепе, открытом китайскими археологами в 1974 г, были обнаружены многочисленные фигуры вооруженных воинов (см. стр.109 учебника), которые должны были охранять мертвого императора, как это они делали при его жизни)
К восставшим присоединились все недовольные: солдаты, горожане, князья. Империя Цинь развалилась, ее столица была разграблена и сожжена.
Никто из вождей повстанцев не хотел былой раздробленности и усобиц. Но можно ли восстановить единство страны, избежав таких жестокостей, какие творили правители Цинь? Это удалось крестьянскому воеводе Лю Бану. Победив князя Сян Юя, он основал новую династию Хань.
![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
![]() |
||||
IV. Закрепление изученного на уроке.
«Крестики- нолики». |
||
1 о |
2 о |
3 о |
4 х |
5 х |
6 о |
7 х |
8 о |
9 о |
1. Первого правителя
единого Китая звали Цинь Шихуанди?(да)
2. Объединение
произошло Китая в 221 г. до н. э?(да)
3. Столица при Цинь Шихуане- Сянъян?(да)
4. Бумагу изобрели в Индии?(нет)
5. Первые книги в Китае были из папируса? (нет)
6. Великий шёлковый путь- путь торговли из Китая до Средиземноморья?(да)
7.Правда ли, что Компас изобретён в Индии? (нет)
8.Правда ли, что ширина Великой Китайской стены была такая, что поверху могли разъехаться две повозки? (да)
9.Правда ли, что после
объединения Китая его привлекали земли на побережье Южно- Китайского моря?
(да)
Взаимопроверка: поменяться работами, у доски ученик, повторяем эти же вопросы.
V. Обобщение изученного материала. Беседа по вопросам.
(На доске- проверка заполнения основы фишбоуна, который заполнялся по ходу урока.)
![]() |
Заполнение Фишбоуна. Объединение Китая-> Восстание народа Причины факты |
|
|
Изобретения Построена роскошная столица Сянъян |
Победа над гуннами на севере Завоевательные войны Обнищание народа Рост налогов
|
Единая граница
|
Борьба с недовольными Наказания за провинности
|
Строительство Великой Китайской стены.(Через каждые 100-120 м - сторожевые башни. Всего их 60 тыс.)
|
Итак: Как могло получиться, что такое хорошее начало- объединение Китая- могло привести к таким неприятным событиям, как восстание народа?»
VI. Итог урока. Рефлексия.
— Интерес- что было интересно на уроке?
— Творчество- какие творческие работы понравились?
— Обучение- чему научились?
— Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.)
— Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.)
Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?
Отметить значок твоего настроения в конце урока.
Отметки за урок. Оценить активность. Д/з. 1. Повторить к повторительно-обобщающему уроку «Древний Восток»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.