План-конспект занятия «Лоскутная пластика»
по технологии
в творческом объединении «Народные мастера» 7-х классов МОУ СОШ №64 им.Б.Ручьева
на тему «Изготовление прихватки - Хозяюшка»
Разработал: Лиданова С.Ю.
Магнитогорск, 2019
Тема занятия: Изготовление прихватки – «хозяюшка»
Дата проведения: 05.12.18
Обучающиеся среднего звена школы: сборная группа 7-х классов (10 девочек) 12-13 лет.
Цель: Развитие интереса обучающихся к традиционным украшениям дома русского народа. Освоить навыки лоскутного шитья на примере изготовления декоративной прихватки.
Задачи:
Образовательная – научить в правильной последовательности изготавливать изделие, совершенствовать навыки при выполнении ручных работ и на швейной машине;
Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать); развитие внимания при раскрое и изготовлении изделия; развитие точности движения; развитие самостоятельности и самоконтроля;
Воспитательная – воспитание любви к предмету, трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание ответственности за порученную работу.
Форма учебного занятия: практическое занятие.
Фома организации работы: групповая.
Образовательные технологии.
Материально-техническое оснащение занятия: Проектор (презентация по теме), примеры прихваток старинных и современных (фото и картинки), шаблоны, инструкционная карта. Материалы (ткань, ватин, тесьма) и инструменты (мел или мыло для раскроя, ножницы, швейная машинка, нить под цвет ткани) для работы на каждого обучающегося.
План занятия. 2 урока по 45 минут. Перемена 10 минут.
1. Введение в тему. (10 минут)
2. Сообщение темы занятия. (5 мин.)
3. Анализ образца. (5 мин.)
4. Повторение техники безопасной работы с ножницами, правила работы на швейной машине. (10 мин.)
5. Практическая часть. Раскрой. (20мин.) Пошив. (30 мин.)
6. Итог. (5 мин.)
Терминология: сметать, стачать, наметать, настрочить, обметать, разутюжить.
Ход занятия.
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, их внешний вид, исправность оборудования.
Введение в тему. (10 мин.)
Ни одна хозяйка не представляет работу на кухне без такой необходимой вещицы, как обычная тряпичная прихватка. Но как же она появилась в нашем доме, кто первым придумал использовать ее с целью — не обжечь руки от огня?
Бесспорно, именно огонь стал причиной ее появления в нашем быту. Огонь, как способ приготовления горячей пищи для человека. Сегодня такую «защитницу» от огня и раскаленной посуды изготавливают из пряжи и текстиля.
Как правило, женщины редко приобретали прихватки. На этот подручный материал никогда не тратились! Прихватки всегда шились из остатков тканей, пряжи, старой одежды. Но сколько трогательности и души в этих изделиях! Наивны, просты, замысловаты...
И вот здесь начинается самое интересное в истории... та самая эволюция! Ведь отдавая так много времени кухне, женщины всегда старались украшать повседневные предметы домашнего обихода, подчиняя общему стилю, отдавая дань моде или собственному вкусу и мастерству.
В этих вопросах женщины всегда были изобретательны! Так простая тряпочка превратилась в модный и стильный аксессуар кухни.
Как же поживает современная прихватка? Да, замечательно. Возможно их не так повально шьют, но все-таки они встречаются еще на кухнях... Но уют продолжают создавать ручные вещи...может не такие уж и долговечные, но пошитые с любовью!
Сообщение темы занятия. (5 мин)
Итак, тема нашего урока: Изготовление прихватки «Хозяюшка». Сегодня мы выполним творческую работу, результатом которой будет прихватка для работы в кабинете технологии. Рассмотрим этапы творческой работы.
Для изготовления прихватки используются лоскутки тканей различных цветов и размеров. Мы будем использовать уже приготовленные лоскуты ткани треугольной формы. Сегодня мы сошьем разные прихватки из одной и той же ткани методом лоскутного шитья "калейдоскоп".
Рассмотрим образец. (5 мин.)
Прихватки выполнены из ткани с мелким узором, т.к. они небольшого размера. Все детали одинаковы, треугольной формы, но сшиты в разной последовательности и от того создают разные узоры. Прошиты зигзагообразной строчкой. Край обработан тканью.
Повторение техники безопасной работы с иглой, ножницами, работы за швейной машиной. (10 мин.)
Определение последовательности работы.
Работа по индивидуальным карточкам (технологические карты). Перед вами карточки с этапами работы над прихваткой.
1. По шаблону разметить детали на ткани.
2. Следить, чтобы рисунок на деталях был одинаковым, чтобы его можно было совместить.
3. На одну прихватку нужно 6 треугольников.
4. Складываем узор.
5. Сметываем детали, прошиваем зигзагообразной строчкой.
6. Вырезаем ватин по размеру прихваток.
7. Обрабатываем край тесьмой или тканью: кроим полоски шириной 3.5-4см, пришиваем по отдельности к каждой стороне. Подгибаем, прострачиваем.
8. Утюжим готовое изделие.
9. Практическая часть. (20 мин. +30 мин.)
По технологическим картам ребята приступают к изготовлению прихваток.
Итог. (5 мин.)
Анализ выполненных работ.
Выставка готовых поделок.
Самоанализ занятия.
Занятие проводилось в классе со сборной группой седьмых классов, в составе 10 человек: девочки. Возраст 12-13 лет. Дети увлекающиеся, с хорошими способностями к творчеству и искусству, имеют навыки шитья и работы на швейной машине.
Класс хорошо оснащен: доска, проектор, стационарный компьютер, индивидуальное рабочее место (швейная машина ручного типа, стол, стул, чертежные принадлежности).
На каждого ребенка приготовлены заранее отрезы ткани, иглы и нитки для шитья (в игольнице), ножницы, мел и мыло для раскроя, ватин. Каждый обучающийся к занятию приготовил: тесьму для украшения и обработки края изделия.
Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
В ходе проведения занятия была использована групповая модель деятельности. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, словесные поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (фото и картинки, образцы прихваток, изделий лоскутного шитья, презентация, образец готовой работы);
3. Практический (изготовление прихватки);
и приемы: пояснения, показ, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия.
Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».
В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей интереса, внутренней потребности включения в деятельность. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности.
В практическом этапе занятия использовала изготовление прихватки, чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.
Закрепила положительные результаты занятия выставкой готовых работ и словесным поощрением.
Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.
Приложение 1
Готовые образцы для анализа.
Фото прихваток разного времени (взяты с сайта).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.