План – конспект занятия по финансовой грамотности школьников
«Что мы знаем о деньгах»
Цели:
- Продемонстрировать детям современные деньги, дать понятия «купюры» (бумажные деньги), «монеты» (металлические деньги).
- Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
- учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой
- Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
- Дать детям представления о том, откуда у людей берутся деньги; как нельзя поступать по отношению к деньгам.
Методы и приёмы:
Сюрпризный момент: появление мышат, обмен копилками.
Словесный: беседа, вопросы, поощрение.
Практический: исследование денег.
Словарная работа: побуждать интересоваться смыслом слов «железная» монета, «бумажная» купюра, копилка, профессия, лаборатория.
Активизация словаря: деньги, рубль, монета, купюра, копейка.
Предварительная работа:
Изготовление совместно с родителями копилки.
Материал: - альбомный лист и карандаш (карта-таблица),
- столы для проведения опытно-экспериментальной деятельности с набором предметов
- материалы для исследования: бумага, монеты, тарелочки с водой, бумажные кошельки, картинки эмоции.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Учитель:
Дети я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, говорим соседу комплимент.
Слышен звук открывающейся двери. В класс заглядывают 2 мышонка и спорят друг с другом
Мышонок 1: Я считаю, что я прав!
Мышонок 2: А я думаю, что я!
Учитель: О чём спорите мышата. Расскажете, что у вас случилось?
Мышонок 1: Мне бабушка рассказала, что деньги, которые железные, они раньше были серебром и золотом. Они самые главные и нужные.
Мышонок 2: Я думаю, что удобнее и главнее бумажные деньги, они крупнее. Учитель:Я думаю, что ваш спор мы можем решить вместе. Что такое деньги, какие они бывают и для чего они нужны, вы знаете?
Ответы детей.
Учитель: поможем мышатам в их споре? Ответы детей.
Учитель, дети и мышата садятся вокруг стола, на котором стоит коробочка (с набором разных монет и купюр).
Учитель: Ребята, это чья коробочка? Давайте посмотрим, что в ней лежит?
Дети смотрят и в недоумении.
Дети: Это же деньги!
Учитель: Ребята, а кто-нибудь из вас хочет взять себе эти деньги?
Если кто-то из детей захочет взять себе купюру, нужно выяснить, для чего она ему.
Учитель: А деньги кто-нибудь кому-нибудь даёт просто так? А где берут деньги? (Ответы детей) Правильно, ребята, их зарабатывают Мамы и папы ежедневно ходят на работу, трудятся и получают зарплату, деньги, которые им выдают за выполненную работу.
Ребята, а можно деньги отнимать у других? А что ещё нельзя делать?
Дети: Воровать.
Дети делают вывод о том, что деньги необходимо зарабатывать честно.
Учитель: Взрослые имеют какие-либо профессии, которые дают им возможность трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Профессий очень много. (Обращается к детям) Кто по профессии ваши родители? (Ответы детей)
Для того чтобы получить профессию, надо много учиться, но сначала надо решить, какая работа тебе нравится. А какие профессии нравятся вам? Кем бы вы хотели стать, когда вырастете? (ответы детей).
Учитель: Молодцы ребята ! А как называются деньги, которыми мы пользуемся?
Дети: Рубли.
Учитель: Правильно. Бумажные деньги называются купюрами. Купюры бывают разного достоинства: 10, 50, 100, 500, 1000, 5000.
(Купюры дети рассматривают, выясняют, чем они отличаются друг от друга и что между ними общего).
Учитель: (достаёт
из коробочки металлические деньги). Эти деньги называются монетами.
Если дети не называют все признаки монет, то
воспитатель помогает им.
Дети: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Учитель:Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
Учитель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Дети встают в круг.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел-
Кошелек он свой нашел,
Деньги все пересчитал,
По дорожке зашагал!
«Страны и деньги»
Во всем мире много стран обеими руками нарисовать большой круг в
воздухе
Посчитаем: Казахстан, ладони перед собой с широко расставленными
пальцами
Индия, Япония, Россия и Эстония, загибать пальчики начиная с большого
Китай, Корея, Франция, пальца правой руки
Молдавия, Малайзия
И еще десятки разных, сжимаем и разжимаем кулачки в ритм словам
Стран больших разнообразных.
Назову сейчас я вам щелкаем средними и большими
Деньги этих разных стран: пальцами обеих рук, сжимаем кулачки
Рубль, доллар, франк, юань, разжимаем пальцы с указательного на
Лира, евро, лат, динар. Обеих руках начиная с правой
Теперь сначала все начните, погрозить указательным пальчиком
И за мною повторите!
Учитель:Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим?
Мы с вами отправимся в лабораторию.
Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
Учитель:Правильно, ещё в лаборатории на столах находиться оборудование, необходимое для проведения опытов.
Учитель: В лаборатории работают ученые. Как вы думаете, чем занимаются учёные?
Дети: Проводят опыты, что-то изучают.
Учитель:Правильно, они изучают, исследуют, проводят различные эксперименты, одним словом занимаются наукой.
Мы тоже с вами исследователи. Правило для мышат – вести себя спокойно.
Ребята, при проведении экспериментов учёные записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводит эксперименты и будем записывать результаты наших исследований в карту, которая находится у нас на доске. Так что такое эксперименты?
Дети: Это когда проводят опыты, когда что-то проверяют.
Учитель:Молодцы!
Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
Учитель:Как вы думаете, что будет символизировать бумага?
Дети: Бумага – купюры.
1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвется; монета нет.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Учитель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент
Дети: Намочим бумагу.
Учитель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Учитель:А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится.
Учитель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Семен отметь в нашей карте. ВЫВОД
3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Дети: Предполагают.
Учитель:Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
4 эксперимент
Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Учитель:Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Дети: Ничья.
Учитель: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Учитель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети: Размышляют.
Учитель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.
Молодцы! Вы были самые настоящие исследователи.
Учитель: Мышата, мы помогли вам разобраться в вашем споре?
Мышонок 1: Ребята, вы нам очень помогли, многому нас научили. Спасибо Вам, я побегу и расскажу своим друзьям все о деньгах.
Мышонок 2: А я-я –я узнал, что такое лаборатория. Мне очень понравилось, как старались, вы ребята, выполнить каждый эксперимент, чтобы в нашем споре никто не проиграл. До свидания, ребята, до новых встреч.
Мышата убегают.
Учитель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг, взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово! Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.
Учитель: Благодарю за работу, в память о нашей удачной работе, вы подарите друг другу копилки, которые сделали своими руками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.