План обучающего семинара по дактилированию. Для учителей и воспитателей школ для детей с недостатками слуха.
Оценка 4.9

План обучающего семинара по дактилированию. Для учителей и воспитателей школ для детей с недостатками слуха.

Оценка 4.9
docx
25.02.2024
План обучающего семинара по дактилированию. Для учителей и воспитателей школ для детей с недостатками слуха.
ПЛАН семинара по дактилированию.docx

ПЛАН

работы практического семинара для учителей и воспитателей  по предмету «Дактилология». 2 год обучения .На 2021-22 учебный год

Занятие 1

1.     Правила дактилирования.(Повторение)

2.     Упражнение в дактилировании букв и небольших слов.

 Участники семинара упражняются в дактилировании букв в прямой, об-

ратной и произвольной последовательности. После дактилирова-

ния букв алфавита '(по частям) воспроизводится ряд слов. Вся эта работа осуществляется в три (А, Б и В) этапа.

а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, и, к;

к, и, и, з, ж, ё, е, д, г, в, б, а;

а, г, в, д, б, ж, и, з, ё, и, е, к

год, век, века, газ, глаз, гид, зал, база, бег, еда, еж, два, бал, 

мак, бак, вода, ваза, виза, вика, ива, как, код.

л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х;

х, ф, у, т, с, р, п, о, н, м, л;

с, х, ф, л, р, н, т, у, м, п, о

сон, лом, лес, нос, река, Ока, стол, стул, сумка, свет, сад, сок,

ток, бал, Дон, дым; дом, дуб, Днепр, Днестр, дети, урок, утро,

кино, роса, оса, нора, фильм, фонтан, флаг, хлеб, хлопок.

В

у, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я;

я, ю, э, ъ, ь, ы, щ, ш, ч, ц;

э, ь, ы, ъ, я, ю, ч, щ, ц, ш

юг, Юля, Люся, утюг, учебник, ящик, щетка, щека, щит, шуба,

Шура, честь, мяч, игрушки, чай, папка, чайник, час, часть, рыба,

рынок, Эльбрус, цемент, цапля, рожь, ячмень, ясень, ясли, ябло-

ня, сын, сыр, весы, часы, соль.

Занятие 2

Тема: «Дактилирование и чтение с руки букв и небольших

слов».

Цель: проверка правильности усвоения дактильных знаков;

закрепление навыка дактилирования букв алфавита и небольших

слов; упражнения в чтении с дактилирующей руки.

С о д е р ж а н и е   и   х о д   з а н я т и я

1. Проверка  усвоения   отдельными  слушателями   дактильных знаков.

а) Вызов к у столу отдельных слушателей и предлагает им продактилировать, например: от а до к, от л до у, от ф до я, от а до я.

б) Затем  предлагается воспроизвести и записать на доске те буквы, Дактилирование, которых им давалось с наибольшим трудом при подго-товке домашнего задания.

Группа следит за дактильным проговариванием букв и словотвечающим  и одновременно с ним выполняет задание.

В ходе дактилирования букв алфавита выявляются и исправляются ошибки, даются дополнительные задания.

2. Подведение итогов усвоения дактильного алфавита.

Участники семинара  читают с руки дактильные знаки, анализирует допущенные ошибки и исправляет неточности в передаче букв, слов.

3. Тренировочные  упражнения   в дактилировании   букв  алфавита.

 Все6дактилируют: а) наиболее легкие дактильные знаки (а, в, г, з, п, л, м, о, к, т, е);

б) наиболее трудные дактильные знаки (б, н, р, у, ф, ж, д, ю, я,

э, ъ, ы, ь, и, и, ц, щ); в) все буквы алфавита.

Буквы дактилируются в прямой, обратной и в произвольной

последовательности (с проговариванием и без проговаривания).

Дактилирование   осуществляется   в   медленном   и   среднем темпе.

В ходе выполнения упражнения преподаватель наблюдает за точностью   дактилирования   букв,   оказывает   помощь   студентам,

ликвидирует ошибки.

4. Тренировочные упражнения   в  дактилировании   букв   алфавита.

Обучающихся   разбивают   на   подгруппы   (по   три   человека).

Каждая из подгрупп тренируется в передаче дактильных букв и

небольших слов.

Один из подгруппы дактилирует буквы алфавита, двое других

читают с руки и следят за качеством воспроизведения дактильных знаков. При этом читающие с руки студенты указывают надопущенные ошибки.  Каждый  практикуется в дактилировании и считывании с руки.

Далее все слушатели курсов  дактилируют в среднем темпе легкие буквы; трудные буквы; все буквы алфавита

(в прямой и произвольной последовательности).

5. Дактилирование в разных темпах   (медленном,  среднем,

ускоренном)  небольших слов: я, ты, он, мы, вы, они, кто, что,

когда, почему, зачем, куда, дом, Дон, дым, дочь, ночь, рожь, еж,

ель, час, мяч, мак, лак.

6. Самостоятельная работа  над темпом дактилирования букв, слов.

Разбившимся на подгруппы слушателям  предлагается выявить

и самостоятельно устранить ошибки, допускаемые при передаче

отдельных дактильных знаков и коротких слов  (лес, лето, лист,

мост, ветка, еж, ель, цех, цирк, лед, день, час, Дон, дом, порт,

ночь, дочь, дети, дача, лифт, метр, парк, дом, дым, бал, кран,

клуб, корм, конь).

7. Проверка усвоения дактильных знаков и устранение   вы

явленных неточностей в процессе индивидуального опроса  

Слушатели дактилируют буквы алфавита, выявляет и помогает устранить типичные ошибки.

8. Упражнения в чтении букв с дактилирующей руки.

Преподаватель дактилирует буквы в медленном, среднем  и

ускоренном темпах. Буквы считываются с руки всей группой и

отдельными сслушателями..

9. Проверка состояния навыка чтения с руки преподавателя

букв дактильного алфавита и небольших слов (сосна, семь, эк

замен, фильм, сон, сено, флаг, хлеб, сирень, осень, этап, финал,

хорошо, семена, Эльбрус, финиш, химия].

Проверка   носит   индивидуальный   характер.   В   ходе   опроса

происходит анализ и устранение допущенных ошибок.

10. Упражнение в чтении с руки букв и небольших- слов.

Преподаватель поочередно вызывает к столу отдельных сслушателей. Каждый из них молча дактилирует шесть букв и три,пять   слов.   В   это   время   остальные   считывают

   Дактилируемый материал. Потом  предлагается называть считываемые ими слова.

11. Упражнения в дактилировании и чтении с руки: гласных

букв а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я; согласных букв  б, в, г, д, ж, з, к,

26

л, м, н, п, р, с, т, ф, х, у, ч, ш, щ; глухих согласных к, п, с, т, ф, х,

ц, ч, ш, щ; звонких согласных б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р; шипя-

щих — ж, ш, ч, щ.

12. Упражнение в передаче трудных дактильных знаков: б, д,

ж, е, ы, я, к, н, р, у, ф, х, ц, ш, щ, ъ, ь, з, ю.

13. Упражнение в передаче всех дактильных знаков в выбо

рочном, прямом и обратном порядке.

14. Чтение букв с дактилирующей руки в произвольной по

следовательности,  например: ж,  н, ф, ъ, ы, у, м, е,  я, щ, ё, т, л,

д, ю, ш, с, к, г, э, р, и, в, ь, ц, п, б, о, и, х, а, з.

Задание для самостоятельной работы дома.

1. Повторить дактильный алфавит. Работать над четкостью

дактилирования букв алфавита.

2. Дактилировать все буквы алфавита в произвольной после

довательности в среднем темпе.

3. Выявить трудные для дактилирования сочетания букв. По

добрать двадцать слов, содержащих трудные для дактилирова

ния знаки.

Подчеркнуть   трудные   для   дактилирования   сочетания   букв,

отработать эти сочетания. Дактилировать слова в среднем темпе.

3.      Читать с дактилирующей руки весь алфавит и слова.

 

Занятие 3

Тема: «Дактильная передача и чтение с руки слов и пред-

ложений».

Цель:   закрепить   навыки   по   технике   дактилирования   слов;

выработать беглость в чтении слов с дактилирующей руки.

Содержание и ход з а н я т и я

1. Дактильная зарядка.

Преподаватель предлагает студентам поупражняться в быст-

ром дактилировании слов и предложений. Слова: я, ты, он, мы, вы,

они,   кто,   что,   когда,   почему,   зачем,   куда,   урок,   звонок,   класс,

Родина, город, столица.  Предложения:  Говори спокойно. Пиши

красиво. Отвечай правильно. Смотри внимательно.

2. Проверка домашнего задания.

Слушатели по очереди вызываются к столу для дактильной передачи   слов  и  предложений,  записанных  и  отработанных   дома.

Остальные   считывают   и  записывают   материал  в   свои   рабочие

тетради. Руководитель  указывает на ошибки, допущенные при

дактилировании и считывании.

3. Тренировочные упражнения в дактилировании слов с труд

ными сочетаниями букв: ни, ги, ин, тя.

4. Проверка состояния навыка дактилирования.

Руководитель  опрашивает трех-четырех студентов. При этом

он исправляет допущенные ими неточности при передаче слов и 

предложений.

5. Упражнение в дактилировании предложений: Составь пред

ложения. Произноси слова правильно. Прочитай вопрос и скажи

ответ. Дай мне, пожалуйста, тетрадь.

6. Проверка техники дактилирования предложений. Преподаватель предлагает нескольким слушателям  продактилировать  перечисленные выше предложения.

7. Чтение с дактилирующей руки предложений. Предлагается считать ряд предложений.

Задание для самостоятельной работы дома.

1. Составить текст на тему «Мой класс». . 2. .Проставить в 

тексте орфоэпические знаки. 3. Дактилировать текст со скоростью двести знаков в минуту.

Занятие 4

Тема: «Дактилирование предложений». Цель:   упражнение в 

дактилировании и считывании слов  и предложений.

Содержание и ход з а н я т и я

1. Дактильная зарядка.

а)   Сначала   слушатели   упражняются   в   передаче   дактильного алфавита.

 б)   На   следующем   этапе   происходит   дактильная   передача

слов   и   предложений   (2—3   раза)   с   разной   скоростью.   Передаваемые слова:  Москва, столица, город, район, улица, школа, директор, учительница, пионеры, комсомольцы, учащиеся, школьники, ребята, учебники, тетради.  Передаваемые предложения:  Будем писать. Будем считать. Будем решать задачу. Иди сюда.

Читай. Пиши здесь.

2. Проверка домашнего задания.

 С лушатели из трех-четырех   человекдактилируют составленный ими текст. Другие считывают с

руки и отмечают встречающиеся неточности.

В   ходе   проверки   домашнего   задания   выявляется   отношение

слушателей   к   выполнению   заданий   по   технике   дактилирования.

Одновременно исправляются допущенные ошибки и указываются пути их исправления.

3.Самостоятельная работа в  (по подгруппам).

Перед   выполнением   этого   вида   работы   дается   инструкция,

содержащая следующие пункты.

1) Дактилировать четко.

2) Все дактилируемые слова считывать правильно.

3) Постепенно увеличивать скорость дактилирования.

4) Каждому  передать и прочитать слова не менее чем два раза.

5) Произвести индивидуальный учет прочитанных слов.

4. Дактилирование и считывание предложений  и небольших

текстов.

При   переходе   к   этому   виду   работы    при   дактилировании   предложений   необходимо:

четко   и   выразительно   передавать   каждое   слово,   делать   паузы

между   словами   и  предложениями,   соблюдать   темп,   ритм,   интонацию, акцентировать внимание на логическом ударение. Сначала руководитель  демонстрирует дактилирование предложений и небольших текстов.

5. Упражнение в дактилировании  предложений   под  устную диктовку.

Примерные   предложения:  

Советские   люди   проложили   дорогу   в   космос.   Народ

славит героев.   Юноши и девушки! Настойчиво учитесь ра-

ботать и жить по-совести! Формирование нового челове-

ка  —  одна из главных задач нашей Родины.

6. Упражнение  в самостоятельном дактилировании  предло

жений.

Раздаются отпечатанные на карточках предложения.  После   этого предлагается  поупражняться  в  их дактилировании. Предложения дактилируются по два-три раза. Остальные

должны  считать передаваемое и указать на имевшие место недостатки.

В   результате   этого   вида   работы   каждый      дактильно передает   и   прочитывает   от   двадцати   до   тридцати   слов.   Если кто-то  не справляется на данном этапе с этим видом работы, он может дактилировать другие предложения.

7. Упражнение в дактилировании предложений с проговариванием.

Данное   упражнение   выполняется   совместно   с   преподавателем, самостоятельно, перед группой.

Дактилируются   и   произносятся   следующие   предложения:

Здравствуйте,   ребята!   Сейчас   будет   урок  развития  речи.   Кто

сегодня дежурный? Какое сегодня число? Какая сегодня погода?

Задания для самостоятельной работы дома.

1. Написать текст и отработать его с учетом всех требований

к дактильной речи в среднем темпе с проговаривавшем. Проста

вить орфоэпические знаки.

2. Уточнить (по часам)   максимальную скорость дактилиро

вания.

3.. Дактильная зарядка.

Преподаватель предлагает студентам поупражняться в быст-

ром дактилировании слов и предложений. Слова: я, ты, он, мы, вы,

они,   кто,   что,   когда,   почему,   зачем,   куда,   урок,   звонок,   класс,

Родина, город, столица.  Предложения:  Говори спокойно. Пиши

красиво. Отвечай правильно. Смотри внимательно.

4. Упражнение в дактилировании предложений: Составь пред

ложения. Произноси слова правильно. Прочитай вопрос и скажи

ответ. Дай мне, пожалуйста, тетрадь.

Задание для самостоятельной работы дома.

1. Составить текст на тему «Мой класс». . 2. .Проставить в 

тексте орфоэпические знаки. 3. Дактилировать текст со 

скоростью двести знаков в минуту.

Занятие 5

Тема: «Дактилирование предложений». Цель:   упражнение в 

дактилировании и считывании слов  и предложений.

Содержание и ход з а н я т и я

1. Дактильная зарядка.

а)   Сначала      упражняются   в   передаче   дактильного

алфавита.

 б)   На   следующем   этапе   происходит   дактильная   передача

слов   и   предложений   (2—3   раза)   с   разной   скоростью.   Переда-

ваемые слова:  Москва, столица, город, район, улица, школа, ди-

ректор, учительница, пионеры, комсомольцы, учащиеся, школьни-

ки, ребята, учебники, тетради.  Передаваемые предложения:  Бу-

дем писать. Будем считать. Будем решать задачу. Иди сюда.

Читай. Пиши здесь.

3. Самостоятельная работа   (по подгруппам).

Перед   выполнением   этого   вида   работы   дается   инструкция,

содержащая следующие пункты.

1) Дактилировать четко.

2) Все дактилируемые слова считывать правильно.

3) Постепенно увеличивать скорость дактилирования.

4)

Каждому  передать и прочитать слова не менее чем два раза.

5) Произвести индивидуальный учет прочитанных слов.

4. Дактилирование и считывание предложений  и небольших

текстов.

 5. Дактилируются   следующие   слова:  школа,   ребята,   пионеры,

комсомольцы,  директор,  вожатая,  урок,  звонок,  диктант,  слово,

предложение, праздник.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ(прилагается в рабочем порядке) +

 

 Словосочетания

автоматические устройства
актуальная проблема

государственный экзамен

декоративно-прикладное искусство

индивидуальный план

искусственные спутники Земли

квалифицированный рабочий

клуб кинопутешественников
космическая станция

космическая техника

многосерийный художественный фильм
молодой специалист
научно-исследовательский институт

научный кружок
общественные науки

общественные организации
приёмная комиссия

прогресс науки и техники

 

 Пословицы и поговорки

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не спеши языком, торопись делом.

Шила в мешке не утаишь.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Нашла коса на камень.
Семеро одного не ждут.
Труд человека кормит, а лень портит.
У страха глаза велики.

На черной земле белый хлеб родится.
Осень припасает, зима поедает.
Не место красит человека, а человек место.

Друзья узнаются в несчастье.

 

Знание и опыт умудряют.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Лучше, знать, чем предполагать.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Кому много дано, с того много и спросится.

Дрова в лес не возят.

Муравей невелик, а горы копает.

Почин всего дороже.

Доброе начало —• половина дела.

Кто ищет, тот всегда найдет.

Подумай, обдумай, да и молви.

Кто не работает, тот не ест.

Своя ноша не тянет.

По заслугам молодца и жалуют.

Без дела жить — только небо коптить.

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.


 

ПЛАН работы практического семинара для учителей и воспитателей по предмету «Дактилология»

ПЛАН работы практического семинара для учителей и воспитателей по предмету «Дактилология»

Юля, Люся, утюг, учебник, ящик, щетка, щека, щит, шуба,

Юля, Люся, утюг, учебник, ящик, щетка, щека, щит, шуба,

Буквы дактилируются в прямой, обратной и в произвольной последовательности (с проговариванием и без проговаривания)

Буквы дактилируются в прямой, обратной и в произвольной последовательности (с проговариванием и без проговаривания)

Проверка усвоения дактильных знаков и устранение вы явленных неточностей в процессе индивидуального опроса

Проверка усвоения дактильных знаков и устранение вы явленных неточностей в процессе индивидуального опроса

Чтение букв с дактилирующей руки в произвольной по следовательности, например: ж, н, ф, ъ, ы, у, м, е, я, щ, ё, т, л, д, ю,…

Чтение букв с дактилирующей руки в произвольной по следовательности, например: ж, н, ф, ъ, ы, у, м, е, я, щ, ё, т, л, д, ю,…

Родина, город, столица. Предложения:

Родина, город, столица. Предложения:

Дактильная зарядка. а) Сначала слушатели упражняются в передаче дактильного алфавита

Дактильная зарядка. а) Сначала слушатели упражняются в передаче дактильного алфавита

Сначала руководитель демонстрирует дактилирование предложений и небольших текстов

Сначала руководитель демонстрирует дактилирование предложений и небольших текстов

Дактильная зарядка. Преподаватель предлагает студентам поупражняться в быст- ром дактилировании слов и предложений

Дактильная зарядка. Преподаватель предлагает студентам поупражняться в быст- ром дактилировании слов и предложений

Читай. Пиши здесь. 3. Самостоятельная работа (по подгруппам)

Читай. Пиши здесь. 3. Самостоятельная работа (по подгруппам)

Пословицы и поговорки Маленькое дело лучше большого безделья

Пословицы и поговорки Маленькое дело лучше большого безделья

Почин всего дороже. Доброе начало —• половина дела

Почин всего дороже. Доброе начало —• половина дела
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2024