С целью выявления направленности интересов, склонностей, уровня творческой и технической подготовленности обучающихся на первых уроках производственного обучения про профессии «автомеханик», обучающимся предлагают заполнить анкету (приложение №1).
Кроме
анкетирования первоначальное представление об уровне знаний и умений
обучающихся можно получить проведя в мастерских специальное занятие, связанное
с будущей профессией «автомеханик».
В водной беседе необходимо рассказать о предстоящей работе, связанной с
изготовлением из листового металла шаблона для гаечного ключа и предложить
самостоятельную определенную последовательность выполнения работ. Тем самым
определив уровень представлений обучающихся о изучаемом предмете. После чего
целесообразно предложить алгоритм деятельности работ. В процессе работы мастер
постоянно направляет и коорденирует деятельность обучающихся, испытывающих
значительные затруднения. Завершая занятие при подведении итогов, мастер
производственного обучения обсуждает с обучающимися каждую конструкцию с точки
зрения правильности ее выполнения и качества изготовления.
Результаты входного контроля (анкетирования и первого занятия производственного
обучения), позволяют на первоначальном этапе обучения «автомехаников», выявит
уровень технической подготовленности и профессиональной направленности каждого
воспитанника группы и осуществить деференцированный подход в процессе
подготовки молодых рабочих по профессии «автомеханик». Дальнейшее применение на
уроках производственного обучения элементов технического творчества позволяет
развивать у обучающихся такие качества как:
- трудолюбие;
- изобретательность;
- умение самостоятельно решать поставленные задачи;
- потребность
в саморазвитии профессиональных умений и знаний.
Несомненно, особенности содержания образования и форм учебно-производственной
деятельности обучающихся в процессе производительного труда, своеобразное
руководство ими со стороны мастера производственного обучения и оказывают
влияние на развитие технического творческого мышления обучающихся. По нашему
мнению, должны применяться во внимание и закономерности формирования
способностей подростков к производительному труду, выполнению трудовых действий
с учетом их возрастных и личностных психофизических возможностей, а также
ориентированность на развитие таких качеств, как интерес и потребность,
активность, самостоятельность, стремление к творчеству.
Активизация обучающихся на уроках производственного обучения влияет не только
на мотивацию к изучаемому предмету, но и формирует устойчивый интерес к
профессии в целом. Необходимо постепенно на уроках производственного обучения
работы любой сложности, которые бы подростки могли выполнить творчески, с
выдумкой и фантазией, чтобы каждый подошел к ее реализации индивидуально, ведь
по готовому изделию можно судить и об его исполнителе. Особенно благоприятная
почва для развития творческих способностей у обучающихся возникает, когда они
выполняют какое-либо изделие для конкретного его использования (например:
изготовление тяпок, рыхлителей, молотков и др.) для выставок, ярмарок. Создание
ситуаций, позволяющих развивать творческие способности способствует
непосредственному формированию интереса к выполняемой деятельности, а это в
свою очередь влияет на развитие интереса к выбранной профессии. При выполнении
таких заданий каждый обучающийся получает удовлетворение. Большую роль в
формировании профессионального интереса играет форма предлагаемого задания.
Например, предложить подросткам для сравнения трое рыхлителей, одинаковых по
значению, но разные по выполнению и эстетическому виду и дать возможность
выбрать одно из изделий как образец для изготовления. Обычно обучающиеся самые
изящные и удобные изделия, хотя те более сложные в изготовлении. Ребята
признают, что рыхлители не просто изделие, а небольшое произведение слесарного
искусства. После чего они с большим желанием трудятся над выполнением этого
задания. Все операции по изготовлению рыхлителей наглядно отображаются на
инструкционно-технологических картах. На таких занятиях контроль и оценку качества
выполненных работ могут производить сами обучающиеся (самоконтроль и
взаимоконтроль). В этом случае ребята проявляют исключительную педантичность и
соблюдение всех требований к качеству выполненной работы. Кроме того, у них
формируются навыки творческого мышления, умение самостоятельно добывать знания.
Такие занятия проходят увлекательно, интересно и достигают своей цели –
формирование интереса к выбранной профессии. Анализ проделанной работы позволил
выделить несколько типов наиболее эффективных методов ведения уроков
производственного обучения с применением элементов технического творчества. Как
правило, к ним относятся нестандартные уроки с вовлечением всех обучающихся в
процессе познания. Например, уроки соревнования, взаимообучения, творческие отчеты,
уроки с элементами проблемного обучения, уроки-конкурсы и др.
Урок соревнования: Заранее формируются команды и жюри (мастера,
преподаватели спец. предметов). Жюри подбирает задачи, готовит оборудование и
творческий материал для кратких сообщений по теме. Начинаем урок с одного
сообщения (которое делает жюри), затем – разминка (решение командами
качественных задач), демонстрируется опыт с применением творческого материала и
объяснения. Потом конкурс команд - выполнение тематического задания (выполнение
детали). По окончанию конкурса определяют команду победителей.
Урок взаимообучения: обучающиеся делятся на малые подгруппы, по четыре
человека, которые по заданной проблеме задают друг другу вопросы. По завершению
работы определяется самая активная подгруппа, активная группа и подгруппа со
средней активностью.
Урок творческий отчет: обучающимся заранее предлагается тема, по которой он
совместно с мастером производственного обучения и преподавателем спец.
дисциплин изготавливают макет, шаблон или деталь, закрепляя практические знания
знаниями теоретическими (в форме реферата), на уроке такой формы учащийся
делает полный отчет по своей работе. Эта форма является своеобразной
«репетицией» зашиты дипломной работы.
Урок с использованием элементов проблемного обучения лучше всего
применять тогда, когда у обучающихся накоплен достаточный объем знаний.
Проблемное обучение – это особым образом организованная деятельность учащихся
по усвоению знаний в ходе анализа проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в
случае, когда он не знает, как достичь цели известным ему путем. В результате
проблемной ситуации у учащегося активизируется мысленная деятельность.
Происходит продуктивный творческий познавательный процесс, который активизирует
поисковую деятельность и приводит к активному усвоению знаний.
Чтобы научить обучающихся решать проблемы, мастер производственного обучения
прежде всего, должен находить их и ставить перед учащимися. Это один из
способов развития творческого мышления обучающихся.
Если применять только репродуктивный путь усвоения знаний и умений, то учащиеся
не смогут принять правильное решение при возникновении незнакомой ситуации в
производственной деятельности.
Урок конкурс. Творческий путь усвоения знаний более эффективен, чем
репродуктивный, но требует больших затрат времени.
Уроки технического творчества – это уроки самостоятельной работы, которые
целесообразно проводить во время производственного обучения. Обучающиеся
работают с технической литературой, журналами – подбирают материал для своей
практичекой работы сами. Это могут быть узлы и приспособления, необходимые для
регулировки, протирки клапанов.
Конкурс – урок подведения итогов. В этом году были проведен конкурс
профессионального мастерства по профессии «Автомеханик». Два лучших
автомеханика показали свое мастерство. Задание состояло из 2-х частей: теория и
практика. Конкурс оценивался по бальной системе и по времени.
Такие мероприятия дают положительный заряд учащимся и служат толчком к
дальнейшей работе, помогают увлечь интересным делом, повышают интерес к
профессии (Приложение №2)
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет…»
К.Д. Ушинский
русский педагог, писатель
Профессия Мастер отделочных строительных и декоративных работ разноплановая и ответственная. Безусловно, немного найдётся профессий, которые могли бы сравниться со сферой деятельности мастера отделочных строительных и декоративных работ по широте творческой фантазии, разнообразию интересов и степени проявления энтузиазма.
Во все времена жилье было и остается пристанищем, где человек проводит основную часть своей жизни, отдыхает от будничных хлопот, растит детей… Везде нас окружают сооружения и постройки, в которые вложен труд строителей. Красота города, облик его улиц и площадей зависят от работы строителей-отделочников. Нет ни одного здания, где бы ни был использован труд облицовщика и штукатура. Не так проста эта профессия, но много приносит радости, если овладеть ею в совершенстве. От отделочников зависит долговечность и эстетичность зданий, а высокое качество работы может обеспечить только – профессионал. Как правило, люди этой профессии – специалисты широкого спектра по штукатурным и плиточным работам, работающие с разнообразными материалами и разбирающиеся в их особенностях. Профессия 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ входит в перечень ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.
Обучение по образовательной программе в ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум» осуществляется в очной форме обучения на базе 9 классов — 2 года 10 месяцев; язык обучения: русский; стоимость обучения: бесплатно.
В
результате освоения образовательной программы по профессии 08.01.25 Мастер
отделочных строительных и декоративных работ выпускник готов к выполнению
основных видов деятельности:
—
приготовление обычных и декоративных штукатурных растворов и смесей в
соответствии с установленной рецептурой;
—
производство оштукатуривания поверхностей различной степени сложности вручную и
механизированным способом;
—
выполнение декоративных и художественных штукатурок на различных поверхностях и
архитектурно-конструктивных элементах;
—
устройство наливных стяжек полов;
—
отделка поверхностей гипсокартонными листами;
—
производство монтажа и ремонта фасадных теплоизоляционных композиционных
систем;
—
выполнение облицовочных работ горизонтальных и вертикальных поверхностей,
наклонных элементов внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений;
—
устройство тротуарной плитки;
—
устройство декоративных и художественных мозаичных поверхностей с применением
облицовочной плитки.
Квалификации: Штукатур; Облицовщик-плиточник
Возможности
продолжения образования
Выпускники могут продолжить обучение в строительных ВУЗах России.
Карьерные
возможности
Существует большое количество возможностей совершенствовать
мастерство мастера отделочных строительных и декоративных работ. Свою
профессиональную деятельность обычно начинает в период учебы, проходя учебную и
производственную практики, участвуя в конкурсах различного уровня.
Обучающиеся Джанкойского профессионального техникума по профессии 08.01.25
Мастер отделочных строительных и декоративных работ участвуют в отборочных,
региональных чемпионатах Ворлдскиллс Россия, демонстрируя своё мастерство,
талант, творчество и занимают призовые места. После окончания учебы в
техникуме, наши выпускники востребованы в строительных организациях,
ремонтно-строительных и жилищно-коммунальных управлениях, реставрационных и
ремонтных организациях, занимающиеся декоративной и художественной отделкой
помещений. Преимуществом профессии мастера отделочных строительных и
декоративных работ является возможность выстраивать самостоятельно свою
карьерную траекторию и финансовое положение. Профессия имеет разряды,
предполагает карьерный рост. Нередко профессиональные мастера, получив
образование и достаточный опыт работы, открывают собственный бизнес. Профессия
открывает широкие перспективы для развития собственного дела.
Перспективы
профессии
Профессия 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных
работ востребована на рынке труда и входит в перечень ТОП 50 перспективных
профессий. Республика Крым привлекает все больше туристов, поэтому
строительство коттеджей, гостиничных комплексов, и т.д. будет развиваться и
предлагать новые рабочие места крымским мастерам отделочных строительных и
декоративных работ. Выпускники нашего техникума востребованы не только в
Республике Крым, а также на всей территории Российской Федерации. Строительные
фирмы, работающие в России, не перестают искать гениальных мастеров с опытом,
энтузиазмом и творческой фантазией.
Для подготовки кадров
строительного направления особое значение имеет такой вид проблемного обучения
как решение практических проблем (практическое творчество), который состоит
в поиске практического решения, то есть способа применения известного
знания в новой ситуации, конструирование, изобретение [2, с. 142]. По
нашему мнению, проблемная учебная ситуации, создаваемая на уроках учебной
и производственной практики, обладает большим практико-ориентированным
потенциалом, следовательно, вписывается в особенности компетентностного
подхода в образовании. Кроме того, умение решать проблемные ситуации способствует
не только формированию профессиональных компетенций, поскольку обучающийся
демонстрирует практический опыт выполнения какого-либо вида работ, но
и общие компетенции. Приведем примеры. Так, в рамках темы урока
«Технология простого и улучшенного оштукатуривания» для решения
предлагаются следующие проблемные учебные ситуации: «В современном
строительстве штукатурка выполняет функции полноценного настенного покрытия,
которое широко применяется для отделки различных видов поверхностей. Однако это
покрытие нелегко нанести повторно или снять предыдущий слой. Перед вами
фрагмент рабочей стены, рабочие инструменты и приспособления. Какие
действия надо совершить перед началом нанесения штукатурки, чтобы сэкономить
время и усилия рабочего при необходимости удаления слоя штукатурки?».
Правильным решением может служить последовательность действий по оклейке
фрагмента рабочей стены прокладочной бумагой. Проблемная ситуация на уроке
учебной практики по теме «Облицовка поверхностей»: «Перед вами фрагмент рабочей
стены, плитка и инструменты. Для качественного и эстетичного
параметров облицовки плиткой длина стены должна быть кратной размерам плитки
с учетом швов. Как надо поступить в случае, если размеры не
совпадают?». Правильное решение состоит в двусторонней обрезке плитки. При
разработке и реализации на уроках учебной практики проблемных ситуаций
в колледже активно используется такой педагогический приём, как
возможность обучающемуся рассмотреть явление с различных позиций
(например, штукатур, руководитель бригады, заказчик). Задания такого типа
позволяют формировать такую важнейшую общую компетенцию современного
квалифицированного рабочего, закрепленную во ФГОС по профессии, как ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами. Для построения урока учебной практики на основе указанного
педагогического приема используются образцы работы обучающихся, выполненные на
оценку «удовлетворительно». На уроке предлагается исправить допущенные ошибки,
неточности, устранить дефекты в работе. При этом фамилии обучающихся, чьи
работы берутся в качестве отправной точки, не сообщаются. Работа
осуществляется в группе. Проблемная ситуация в этом случае выглядит
следующим образом. Задание для обучающегося в роли руководителя бригады,
например, штукатуров: «Перед вами фрагмент рабочей стены с оштукатуренной
поверхностью. Проведите обследование поверхности для определения прочности
штукатурки, характера и объема работ по исправлению дефектов. Дайте
задание бригаде по исправлению дефектов». Отметим, что при этом мастером производственного
обучения активно используются методы самоконтроля и взаимного контроля С
помощью рассмотрения объема и качества работа с различных позиций
обучающиеся выполняют задания на уроках учебной практики по ремонту
оштукатуренных поверхностей, выполняя при этом следующие виды работ:
1) отбивка слабодержащейся штукатурки, обрубание
и смачивание её кромок, сруб ржавых пятен, проверка прочности драни на
деревянных поверхностях, замена пришедшей в негодность на новую, удаление
старого набела и обоев; 2) оштукатуривание отбитых
мест; 3) перетирка старой штукатурки;
4) расшивка и разрезка трещин и щелей
с последующей подмазкой; 5) перетирка
и ремонт тяг. Одним из важнейших принципов подготовки рабочих
строительного профиля является изучение новых материалов и технологий
строительства и практический опыт работы в этой сфере. Так,
в рамках учебной практики по профессии «Мастер отделочных строительных
работ» обучающиеся работают с такими современными облицовочными
материалами, как керамогранит, мозаика. На вводном инструктаже с помощью
учебных презентаций обучающиеся накапливают знания о работе со стеклянной
плиткой, стекломагниевым листом и т. д. Осуществление подготовки
рабочих Многопрофильным колледжем им. И. Т. Карасева базируется на принципе
постоянного взаимодействия с представителями работодателей —
социальными партнерами колледжа. Одной из форм такого взаимодействия
в рамках учебной практики для профессии «Мастер отделочных строительных
работ» является экскурсии на строительные объекты. В структуре
урока-экскурсии выделяются следующие дидактические единицы:
1) инструктаж по мерам безопасности во время экскурсии
на строительный объект; 2) виды строительных работ,
система контроля их качества; 3) ознакомление
обучающихся с территорией строительной площадки, с размещением на ней
строящихся зданий, временных сооружений, механизмов и материалов;
4) ознакомление с комплексной бригадой
отделочников, с планированием работы в бригаде, с организацией
труда, с численным квалифицированным составом бригады;
5) ознакомление с рабочими местами,
с инструментами, механизмами, машинами, применяемыми при производстве
отделочных работ; 6) обобщение результатов экскурсии.
Таким образом, для подготовки квалифицированных рабочих кадров для строительной
отрасли в контексте ФГОС нового поколения от мастера производственного
обучения требуется комплексный подход к технологическим приемам
методической, педагогической, организационной сторонам учебной
и производственной практики.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить
цитату:
Яковлева, Н. М. Особенности подготовки рабочих
кадров строительного направления в контексте ФГОС нового поколения (на примере
профессии «Мастер отделочных строительных работ») / Н. М. Яковлева. — Текст :
непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч.
конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 212-215. —
URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9021/ (дата обращения: 16.03.2021).
дата__________
ПЛАН УРОКА
Предмет: Специальная технология
Профессия: Плотник, группа № 11 (1курс)
Тема программы: № 6. Конструкции основных столярно-плотничных изделий
Тема урока: № 8.6 Устройство деревянных перекрытий
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные цели: сформировать у учащихся представление об устройстве перекрытия (дощатое).
Развивающие цели: продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций. Развитие умений по актуализации полученных ранее знаний, функций мышления, развитие умений определять целеполагание.
Воспитывающая функция: воспитать ответственное отношение к труду; внимательность; наблюдательность; терпеливость; организованность; прививать качество аккуратности.
Материально-техническое оснащение урока:
Учебник Крейндлин Л. Н. «Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы», карточки-задания, плакаты, альбом на аналогичные темы.
Ход урока
1. Организационная часть:
1.1 Приветствие обучающихся;
1.2 Проверка готовности группы к занятию;
1.3 Назначение дежурных;
1.4 Объявление темы и целей урока.
2. Актуализация знаний:
1) Назначение дверных блоков?
2) Какие бывают двери по конструкции?
3) Виды дверей?
4) Классификация дверных блоков?
3. Объяснение нового материала
Балочные перекрытия состоят из балок , щитов перекрытия, утеплителя (звукоизолятора) .
Перед устройством перекрытий необходимо разбить оси укладываемых
балок и проверить горизонтальность опор под их укладку. В том случае, иногда кирпичные, бетонные опоры под укладку балок имеют разницу в уровнях, необходимо ее устранить путем нанесения раствора на опоры и выравнивания их.
До укладки концы балок длиной 750...800 мм, опирающиеся на стены (каменные), со всех сторон антисептируют пастой 200. Их можно покрыть смолой или битумом и обернуть двумя слоями толя или рубероида.
В отапливаемых каменных зданиях концы балок перекрытий укладывают в стену на глубину 180...200 мм и заделывают наглухо раствором , причем торец балок должен отстоять от стены не расстоянии 30 мм. Концы балок зарезают на «ус» (со сносом). При укладывании деревянных балок из сырой древесины на наружные каменные стены толщиной 65 см и более гнезда для балок не заделывают, а оставляют открытыми. В деревянных рубленых домах балки врубают между верхними венцами сковороднем или полусковороднем, что придает зданию большую устойчивость.
Балки кладут параллельно одна другой. Расстояние между ними проверяют шаблоном. Горизонтальность укладки балок выверяют уровнем. После укладки, выверки и закрепления балок гвоздями укладывают щиты перекрытия (наката). Щиты кладут между балками на черепные бруски и крепят к ним гвоздями, забиваемыми в планки щитов наискось. После укладки и закрепления щитов по ним укладывают слой толя или рубероида, а по нему— утеплитель.
В панельных перекрытиях деревянные панели имеют ширину 600 и 1200 мм, длину 3000 и 3600 мм. Панели собирают в виде рам на гвоздях. Плиты (облицовку) к раме можно крепить на клею с гвоздевой запрессовкой. Гвоздями крепят плиты к раме с шагом 250...300 мм, а при гвоздевой запрессовке без клея с шагом 100...150 мм.
Конец панели нужно обрабатывать антисептической пастой и под него на стену уложить два слоя толя или рубероида на битумной мастике. Швы, образуемые между параллельно уложенными панелями, закрывают вкладышами. Панели укладывают так, чтобы их концы опирались на деревянные стены не менее чем на 60 мм, проверяют правильность укладки, после чего скрепляют их между собой гвоздями, забиваемыми наискось через вкладыш. Затем по ним настилают полы.
4. Закрепление нового материала:
1) Из чего состоят балочные перекрытия?
2) Виды крепления висячих стропил?
3) Виды укладок балок на стене?
5. Сообщить полученные оценки.
Назвать обучающихся, получивших отличную, хорошую удовлетворительную оценку. Оценки обязательно прокомментировать.
6. Сообщить домашнее задание.
1) Выучить записанный новый материал;
2) Сделать зарисовку: виды крепления висячих стропил и виды укладок балок на стене.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.