ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
″СЕБРЯКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ″
″МЕТОДИКА ПОИСКА И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ
И ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА″
Выполнили:
ДОРОХИНА Е.Н. – преподаватель математики
высшей категории.
ОРЛИК Е. А. – преподаватель математики
высшей категории.
БОЙКО А.В. – преподаватель математики
Михайловка, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Проблема выявления одаренных детей.
1.2. Категории одаренных детей
1.3. Принципы выявления одаренных детей
2. Формы и методы работы с одарёнными обучающимися.
3.Методика для выявления особенностей познавательного интереса и поисковой активности.
3.1 Метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса.
3.2 Диагностика предметных интересов
3.3. Метод наблюдения за проявлениями познавательной активности.
3.4. Методика выявления поисковой активности.
3.5 Методика для выявления личностной направленности
4. Методика подготовки и проведения математических олимпиад в ГБПОУ «СТТ».
4.1. Рекомендации по содержанию и тематике задач внутритехникумовского этапа олимпиады
4.2. Программа подготовки и проведения олимпиад в ГБПОУ «СТТ».
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития науки и техники требует как подготовки большого числа высококвалифицированных специалистов в области естественных и технических наук, так и существенного совершенствования этой подготовки. Надлежащее решение этих задач невозможно, в первую очередь, без значительного повышения уровня преподавания курса математики, усиления при обучении студентов индивидуального подхода к ним, выявления и развития творческих способностей обучающихся.
Гуманистические тенденции развития современного образования ориентированы на развитие личности. В современных условиях перехода к личностно-ориентированному образованию особое значение приобретает проблема работы с одарёнными учащимися. При этом важным оказывается не только развитие имеющейся одарённости учащихся, но и выявление одарённости, ещё никак себя не проявившей.
Данная методика поиска и сопровождения талантливых и одарённых подростков по учебной дисциплине математика основывается на: Конвенции о правах ребенка; Конституции Российской Федерации; Законе Российской Федерации «Об образовании»; Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. № Пр-827); Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
1. Проблема выявления одаренных детей.
Особенности, присущие одаренным детям, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем: у многих высокоразвито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая особенность - непрекращающаяся познавательная активность и высокоразвитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных детей присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже первых дней обучения в ОУ на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ОУ.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.2. Категории одаренных детей
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
1.3. Принципы выявления одаренных детей
Можно сформулировать следующие принципы выявления одаренных детей:
· комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
· длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
· анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
· подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности.
2. Формы и методы работы с одарёнными обучающимися.
Работу по выявлению одарённых детей следует начинать как можно раньше. Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный.
Формы работы, которые мы применяем в работе с одарёнными детьми:
-творческие мастерские;
-групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-факультативы;
-кружки по интересам;
-занятия исследовательской деятельностью;
-конкурсы;
-интеллектуальный марафон;
-научно-практические конференции;
-участие в олимпиадах;
-работа по индивидуальным планам;
-сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Мы – преподаватели математики, начинаем работать с одарёнными детьми с первых дней обучения в СТТ. В сентябре мы проводим диагностику учащихся, в 1 семестре выявляем группу студентов, проявляющих математические способности, нестандартное мышление, любознательных, интересующихся. Эту работу мы проводим на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, памяти, логического мышления. В нашем техникуме проводятся дополнительные занятия с одарёнными детьми. Разработана и утверждена программа дополнительных занятий. В работе с одарёнными обучающимися применяются различные виды работы:
1) занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
2) логические задачи повышенной трудности, не стандартные задачи.
Важным звеном в работе с одарёнными студентами являются родители. Они должны помогать преподавателям и своим детям и в организации работы и в заинтересованности и т.д. В этой связи проводятся консультации учителя и психолога с родителями одарённых детей, открытые занятия, совместные игры и конкурсы с родителями.
Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в учёбе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в их сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.
Мы привлекаем учащихся к участию в различных очных конкурсах и олимпиадах внутритехникумовского и регионального уровней.
3. Методика для выявления особенностей познавательного интереса и поисковой активности.
Существуют разные методы, позволяющие выявлять одаренных детей. Самым простым из них является обычное наблюдение во время занятий.
3.1 Метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса.
ЦЕЛЬ: Собрать дополнительные сведения о проявлении познавательного интереса во время деятельности учеников на уроке в естественных условиях.
Применение данного метода наблюдения дает возможность собрать факты в их живой взаимосвязи, проследить процесс становления и развития интересов учащихся, а также позволяет создать определенную картину в совокупности с методикой «определения интенсивности познавательного интереса у учащихся».
Анкета на определение интенсивности познавательного интереса.
ЦЕЛЬ: Главным мотивом учебной деятельности должен быть познавательный интерес, формирование которого есть не только средство, обеспечивающее успешное усвоение программного материала, но и цель обучения. При этом очень важно, чтобы познавательный интерес был достаточно интенсивным. У одних студентов познавательные интересы хорошо развиты, у других они проявляются очень слабо. Определить интенсивность познавательных интересов можно с помощью анкеты предложенной В. С. Юркевич. Анкета:
1. Как часто ты занимаешься дома умственной работой?
А) часто,
Б) иногда,
В) очень редко.
2. Что подразумевается, когда задан вопрос на «сообразительность»?
А) «помучиться», но самому найти ответ,
Б) когда как,
В) получить ответ от других.
3. Много ли читаешь дополнительной литературы?
А) постоянно много,
Б) неровно: иногда много, иногда немного читаю,
В) мало, или совсем ничего не читаю.
4. Насколько эмоционально относишься к интересному для себя занятию, связанному с умственной работой?
А) очень эмоционально,
Б) когда как,
В) эмоции ярко не выражены.
5. Часто ли задаешь вопросы?
А) часто,
Б) иногда,
В) очень редко.
Анализ результатов.
№. |
Ф.И.О. Учащихся. |
Ответ «А»
|
Ответ «Б»
|
Ответ «В»
|
Суммар ный балл. |
Средний балл. |
Интерпретация результатов.
Ответы «А»: свидетельствуют о сильно выраженных познавательных интересах.
Ответы «Б»: свидетельствуют о средней выраженности познавательных интересов.
Ответы «В»: свидетельствуют о слабой выраженности познавательных интересов.
Суммарный балл высчитывается:
Ответы «А» оцениваются в 2 балла.
Ответы «Б» оцениваются в 1 балл.
Ответы «В» оцениваются в 0 баллов.
3.2 Диагностика предметных интересов
Цель: выявление познавательных интересов учащихся к предметам; определение перспективных направлений в связи с профилем обучения; выявление уровня самооценки обучающихсяся в учебной деятельности.
Инструкция: Допиши следующие предложения:
1. Если бы в нашем техникуме состояли команды для участия в предметных олимпиадах, то я записался бы в команду по ……………
2. Наибольшие успехи я имею по таким предметам, как ……………
3. С особым интересом я изучаю ……………………………………………
4. Если бы мне была предоставлена возможность, то я бы занимался в таких предметных кружках, как ………………………………………….. или посещал бы факультативы по ……………………………………………
5. Если бы мне были предложены задания разной степени трудности (наиболее трудные, средние, легкие) по различным предметам, то я бы выбрал трудные задания по ………..………., так как ………………………
6. Если бы мне была представлена возможность стать помощником преподавателя, то я хотел бы выполнять эту роль на уроках ……………
7. Я помогаю одногруппникам, если они испытывают затруднения по таким предметам, как …………………………………………
8. Я особенно рад(а), когда получаю высокие оценки по …………
9. При одинаково высоком уровне преподавания нескольких предметов я хотел бы углубленно изучать……………………
Обработка данных.
Эта методика ценна с точки зрения подготовки учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения. При устойчивых интересах в ответах учащихся прослеживается логика и приверженность к одному предмету (или группе однородных предметов — физика. математика, химия). Вместе с тем следует помнить о том, что учащиеся иногда могут испытывать желание показать себя в наиболее лучшем свете, поэтому данные этой анкеты надо соотнести с другими факторами: успеваемостью, мнением преподавателей-предметников, участием в олимпиадах и внешкольных занятиях.
Все случаи противоречий желательно обсудить с учащимися в индивидуальной беседе.
3.3. Метод наблюдения за проявлениями познавательной активности.
ЦЕЛЬ: Собрать дополнительные сведения о проявлении познавательного интереса во время деятельности учеников на уроке в естественных условиях.
Применение данного метода наблюдения дает возможность собрать факты в их живой взаимосвязи, проследить процесс становления и развития интересов учащихся, а также позволяет создать определенную картину по ранее проведенной методике «определения интенсивности познавательного интереса у учащихся».
Метод наблюдения проводился по следующим критериям, которые предложила использовать Г.И. Щукина:
1. Активно ли школьник включается в учебную деятельность;
2. Отвлекается ли ребенок на уроке;
3. Сосредоточенность произвольного внимания;
4. Характер процесса деятельности - уровень выполнения познавательной задачи самостоятельно;
5. Эмоциональная реакция учащихся;
6. Избирательная направленность круга чтения учащихся и их участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы, характер использования ими свободного времени.
7. Интерпретация результатов оценивается по среднему баллу выявленных критериев.
8. 2 балла: данный признак часто проявляется в учебной деятельности учащихся;
9. 1 балл: данный признак иногда проявляется в учебной деятельности учащихся;
10. 0 баллов: данный признак очень редко или совсем не проявляется в учебной деятельности учащихся.
11. Проведенная методика показывает, что при выявлении среднего балла по каждому испытуемому учащемуся: семь человек проявляют очень часто познавательный интерес на уроках проводимых в школе; 10 человек иногда проявляют познавательный интерес на уроках проводимых в школе; полное отсутствие же познавательного интереса на уроках у учащихся в школе не наблюдается.
12. По приведенной выше таблице видно, что каждый критерий, предложенный Г.И. Щукиной, у каждого учащегося проявляется по-разному. Таким образом, можно сделать вывод, что познавательный интерес проявляется у каждого школьника по-разному, индивидуально, а затем в целом по выявлению среднего балла выявляется степень проявления познавательного интереса у школьников на уроках.
3.4. Методика выявления поисковой активности.
Особую сферу активности составляет поисковая, познавательная активность. По утверждению М.И. Лисиной, познавательная активность – это состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее. Она характеризуется направленностью на достижение конечного результата, который должен привести к чувству удовлетворения от достижения намеченного, к чувству выполнения долга и утверждению себя в осуществляемой деятельности. Ее реализация зависит от уровня притязаний, потенциальных возможностей личности и внешних требований к результату.
ЦЕЛЬ ниже приведенной методики: Выявление познавательной активности субъекта в решении жизненных проблем.
Инструкция:
За ответ, совпадающий с ключом, присваивается «1» балл, за несовпадающий «0» баллов. Подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами.
Тест «Порог активности».
1. Прежде, чем сделать что-то важное, я долго настраиваюсь, «собираюсь с духом».
2. Если передо мною встает сложная проблема, я не успокоюсь, пока не испробую все способы ее решить.
3. Мне кажется, что мои знакомые легче решаются на какие-то поступки, чем я.
4. Я предпочитаю работать один (одна), чтобы поменьше взаимодействовать с другими людьми.
5. Иногда мне кажется, что я могу горы свернуть.
6. По-моему, если размышления не заканчиваются реальным делом, то это пустая трата времени.
7. Я часто отказываюсь от интересных и полезных дел, если это связано с организационными трудностями (доставание билетов, сбор справок, стояние в очереди)
8. Я редко чувствую в себе бодрость, прилив сил, желание активно действовать.
9. Я не боюсь ошибиться, когда что-то делаю, так как ошибки неизбежны, если хочешь двигаться вперед.
10. Когда я долго нахожусь среди людей, я физически ощущаю необходимость побыть одному (одной).
11. Я не люблю людей, которые постоянно сомневаются, вместо того, чтобы действовать.
12. Мне кажется, если я сделаю что-то не так, то это сразу все заметят, и я буду выглядеть глупо.
13. Я предпочел (предпочла) бы такую работу, где надо больше думать, чем делать.
14. Если я принял (приняла) решение что-либо сделать, то обязательно его выполню.
15. Я хорошо себя чувствую лишь тогда, когда активно действую.
16. Я предпочитаю отдыхать за чтением книги или у телевизора, чем ехать в гости или на загородную прогулку.
17. Я готов (готова) встать ни свет, ни заря и весь день простоять в очереди, чтобы попасть на интересный спектакль или выставку.
18. Я часто откладываю свои дела «на потом».
Анализ результатов.
№. |
Ф.И.О. учащегося
|
0 – 5 баллов. |
6 – 10 баллов
|
11 –18 баллов |
Интерпретация результатов.
0 – 5 баллов – низкий порог активности. Активная жизненная позиция, деятелен, не склонен долго обдумывать поступки и последствия. Уверен тогда, когда активно действует, настойчив в достижении цели, не склонен к рефлексии и признанию своих ошибок, трудно поддается к коррекции.
6 – 10 баллов – средний порог активности отражает сбалансированное гармоничное сочетание реальной деятельности и внутренних переживаний и размышлений
11 – 18 баллов – высший порог активности, субъект инертен, «тяжел на подъем», более склонен к «внутренней жизни», нежели к внешней активности. Необходимые действия откладывает до последней возможности. Не любит взаимодействовать с другими людьми, предпочитает работать и отдыхать в одиночестве. Подолгу переживает свои проблемы, любит копаться в себе.
3.5 Методика для выявления личностной направленности
Ориентационная (ориентировочная) анкета
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – О, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью
методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое
вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников,
агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству,
раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать
отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб
выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация
на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и
эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем,
выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество,
способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для
достижения общей цели.
Инструкция:
«Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта
ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает
Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов
ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них
только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению
и более всего ценен для Вас.
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов
рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего
отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен
ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером
соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы,
которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не
записываются.
Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или
«плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным»
или «лучшим» для Вас.
Определение
направленности личности
1. Наибольшее
удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я
играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему,
лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои
знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать
свое мнение.
4. Мне нравится,
когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы,
чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими
друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
8. По-моему,
хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и
подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве мне
больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы
быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую
очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у
меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших
успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю,
когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо
мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой,
спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего
я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет
ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
18. Больше всего
я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю
людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
20. Приятно,
когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в
первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным;
Б. Авторитетным;
В. Требовательным.
22. В свободное
время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у
меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером;
Б. Композитором;
В. Солистом.
24. Мне бы
хотелось:
А. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
В. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня
важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек
должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего
я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
В. Занимаясь своим любимым делом.
Преобладание суммы баллов за
ответы :
А - направленность на себя (личная);
Б - направленность на коллектив (коллективная);
В - направленность на задачу (деловая) .
РЕЗУЛЬТАТ:
№ гр |
Кол-во учащихся |
Преобладание суммы баллов за ответы |
||
А |
Б |
В |
4. Методика подготовки и проведения математических олимпиад в ГБПОУ «СТТ».
4.1. Рекомендации по содержанию и тематике задач школьного этапа олимпиады
В математических олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию.
Олимпиадная задача по математике – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения.
1. Олимпиадные задания составляются на основе программ по математике для общеобразовательных учебных учреждений. Также допускается включение задач, тематика которых входит в программы кружков (факультативов).
2. Вариант должен содержать 4-6 задач разной сложности. Желательно, чтобы задания охватывали большинство разделов математики, изученных к моменту проведения Олимпиады.
3. Первые две (самые легкие) задачи варианта должны быть доступны подавляющему большинству участников.
4.Нарастание сложности заданий от первого к последнему. Их трудность должна быть такой, чтобы с первым задание могли успешно справиться примерно 70% участников, со вторым - более 50%, с третьим – около 20%, а с последними - лучшие из участников.
5. В качестве сложных задач рекомендуется включать в вариант задачи, использующие материал, изучаемый на факультативных занятиях и кружках.
6. Геометрические задачи вызывают наибольшие трудности у учеников. При этом можно утверждать, что как раз геометрия лучше всего развивает нестандартное мышление и помогает выделить математически одаренных детей.
7. Простое условие задачи заставляет студента среднего уровня способностей активно искать решение на равных с сильным сверстником.
8.Тематическое разнообразие заданий: должны входить задачи по геометрии, алгебре, комбинаторике, по теории чисел, тригонометрии, стереометрии, математическому анализу.
4.2. Программа подготовки и проведения олимпиад в ГБПОУ «СТТ».
Проведенное исследование позволило разработать программу подготовки и проведения олимпиад в ГБПОУ «СТТ».
1. Руководство подготовкой и проведением олимпиады по математике осуществляется ПЦК МОЕН согласно приказу о проведении предметной недели и создает все необходимые условия для ее проведения: утверждает жюри олимпиады, выделяет для проведения олимпиады необходимое количество кабинетов, освобождает преподавателей и студентов-участников олимпиады от занятий, поощряет победителей и преподавателей их подготовивших.
2. Время проведения внутритехникумовских олимпиад, как правило, жестко привязано ко времени проведения региональных олимпиад. Внутритехникумовские олимпиады должны предшествовать олимпиадам региональным, поэтому они проводятся чаще всего в марте месяце.
3. Проведению олимпиад должна предшествовать работа по выявлению одаренных детей.
4. Процесс подготовки к олимпиадам должен начинаться с начала учебного года.
5. Студентам для успешного выступления в олимпиадах требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка.
6. Задания для олимпиад должны составляться с учетом требований, предъявляемых к ним.
7. Задания для внутртехникумовских олимпиад разрабатываются и утверждаются предметной (цикловой) комиссией математических и общих естественнонаучных дисциплин за 2–3 недели до проведения олимпиады.
Успешное выступление студентов в олимпиадах определяется не только работой преподавателя - предметника, но и деятельностью администрации техникума, создающей в конечном итоге условия для качественной подготовки преподавателем обучающихся к предметной олимпиаде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сивцева Л. Т. Проблема обучения одаренных детей математике / Л. Т. Сивцева // Учитель в школе. – 2010. – № 4.
2. Друшлякова Е. В. Тестовая методика выявления одаренных детей / Е. В. Друшлякова // Учитель в школе. – 2009. – № 1.
3. Друшлякова Е. В. Способы выявления одаренных учащихся / Е. В. Друшлякова // Учитель в школе. – 2009. – № 4.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника, Ярославль "Академия развития" , 1996.
(Приложение 1)
Положение о проведении внутритехникумовской олимпиады
1. Общие положения.
1. 1. Внутритехникумовские предметные олимпиады проводятся среди учащихся 1-х курсов с целью выявления наиболее одаренных детей в той или иной области знаний.
1. 2. Олимпиады проводятся по учебным предметам физико-математического и общего естественнонаучного, циклов.
1. 3. Олимпиады проводятся ежегодно в сроки, предшествующие проведению региональных олимпиад.
2. Задачи олимпиады.
2. 1. Всестороннее развитие интересов, способностей учащихся.
2. 2. Повышение у студентов уровня учебной мотивации.
2. 3. Повышение интереса учащихся к углубленному изучению предметов естественнонаучного, математического циклов.
2. 4. Ознакомление учащихся с новейшими достижениями в той или иной области знаний.
3. Участники олимпиады.
3. 1. Участником олимпиады может быть каждый студент техникума, успешно усваивающий общеобразовательную программу.
3. 2. Для участия в олимпиаде преподаватель комплектует команду в количестве не менее 2-х человек по каждому предмету от каждой группы, максимальное количество участников не ограниченно.
4. Руководство олимпиадой.
4.1. Руководство проведением олимпиады возлагается на председателя ПЦК МОЕН
4.2. Функции руководителя олимпиады:
· определяет время проведения олимпиады;
· контролирует общий порядок проведения олимпиады;
· определяет состав жюри;
· выносит на заседание ПЦК МОЕН критерии оценки и порядок награждения победителей для обсуждения и утверждения;
· обеспечивает непосредственное руководство и организованное проведение олимпиад в со6тветствии с настоящим Положением;
· совместно с жюри подводит итоги олимпиады.
5. Функции и состав жюри.
5.1. В состав жюри входят опытные преподаватели, председатель ПЦК МОЕН, являющийся председателем жюри.
5.2. Члены жюри проводят проверку работ участников олимпиады и определяют победителей.
5.3. Председатель жюри доводит до сведения преподавателей результаты олимпиады, осуществляет анализ выполненных заданий.
5.4. Члены жюри могут привлекаться к составлению текстов олимпиадных заданий.
6. Порядок проведения олимпиады.
6.1. Для участия в олимпиаде учитель-предметник определяет фамилии учащихся и сообщает их руководителю олимпиады.
6.2. Во время проведения олимпиады члены жюри контролируют работу учащихся.
6.3. Указания к решению заданий раздаются членам жюри после окончания олимпиады.
6.4. Все участники олимпиады выполняют работу под шифром.
6.5. Участники олимпиады имеют право ознакомиться со своей работой после ее проверки.
7. Подведение итогов и награждение.
7.1. Победители предметных олимпиад в личном первенстве определяются по наибольшей сумме баллов, полученных за работу, Подведение итогов в командном первенстве проводится по максимальной сумме баллов полученной всей командой.
7.2. Победители награждаются призами, грамотами. В личном деле учащегося делается соответствующая запись классным руководителем.
7.3. Участники олимпиады, занявшие первые места по предмету, участвуют в региональной олимпиаде.
7.4. Преподаватели, подготовившие победителей, отмечаются и поощряются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.