ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Краськова Инна Романовна
Ролевая игра — это интерактивный метод обучения, который представляет собой моделирование различных ситуаций прямо на занятии. Такая методика преподавания английского используется для освоения нового материала и закрепления пройденного, для развития творческих способностей обучающихся и их раскрепощения.
Путём создания абсолютно обычных жизненных ситуаций, студенты погружаются в языковую среду. Таким образом, они применяют все свои знания на практике и начинают думать и говорить на иностранном языке менее скованно. Такие занятия уже доказали свою эффективность в педагогике.
Рассмотрим преимущества ролевой игры как элемента обучения английскому языку с разных сторон:
- Лексическая
сторона
С одной стороны, происходит пополнение словарного запаса, новые слова
запоминаются быстрее. С другой стороны, появляется возможность применить ранее
пройденный материал на практике и «разбудить» «пассивный» словарный запас,
переведя его в «активный». Ведь чем чаще мы говорим на иностранном, тем легче
нам «извлекать» из памяти нужные слова.
- Фонетическая
сторона
Благодаря таким заданиям, студентам становится проще говорить самим и
воспринимать иностранную речь «на слух». Вживаясь в роль, они адаптируются к
реальным ситуациям, которые могут происходить в жизни.
- Грамматическая
сторона
Без должного знания грамматики играть сложно. Однако именно с помощью таких
занятий можно не только обнаружить свои «слабые» стороны, но и хорошенько их
«прокачать».
Практическое применение ролевых игр:
Каждая ситуация должна быть построена по определенному сценарию и тематике, должна быть понятной и интересной обучающимся. Например, обыгрываются ситуации в больнице, в путешествии (в аэропорту, на вокзале, в незнакомом городе), у врача, на собеседовании или на работе, и т. д.
Таким образом, ролевые игры способствуют:
- Повышению
мотивации к дальнейшему обучению.
Студентам не только интересно расслабляться и развлекаться на занятиях. Посредством
таких занятий, они понимают ценность вложенных знаний, видят свои «пробелы», и
начинают лучше понимать, над чем им стоит «поработать» и зачем им это надо.
- Общему развитию.
Ролевые игры развивают творческое начало и раскрепощают, расширяют кругозор
учащихся по средствам изучения и отработки различных тем.
- Интеллектуальной
направленности.
При использовании методов «мозгового штурма» у участников запускается активный
мыслительный процесс, улучшается концентрация внимания и активизируется работа
памяти (вспоминается даже то, что «не знали»).
- Социально-командной
ориентированности
Эти задания направлены на взаимодействие друг с другом, общение, решение
проблем и задач, то есть учат работать сообща.
Виды ролевых игр:
Ролевые игры на уроках английского языка можно классифицировать на две группы.
Рассмотрим их более подробно.
Контролируемая:
Задание строится на основе уже существующего образца. Может быть в виде диалога или текста. Например, диалог сначала прочитывается, потом разыгрывается по ролям. А в случае с текстом, он сначала изучается, далее участники разыгрывают сюжетные сценки.
Умеренно-контролируемая:
Самый сложный вид. С одной стороны, от обучающихся ожидается импровизация, с другой – они должны придерживаться определенного сценария.
Свободная:
В этом случае студенты сами выбирают лексику, форму общения и развитие событий. Это уже сценарные игры, где участники самостоятельно распределяют свои роли. Педагог лишь оговаривает тематику и выступает лишь в роли зрителя и оценщика.
После игры педагог должен прокомментировать каждого участника не только с позиции правильности произнесения слов или грамматических конструкций, но и с точки зрения актерского мастерства, находчивости и инициативности! Это важно для поддержания интереса обучающихся к подобным занятиям и мотивации на дальнейшее обучение.
Примеры ролевых игр:
«Professions»
Задание основано на теме «профессии».
Цель: активизация навыков аргументирования и отстаивания своей точки зрения, а также отработка лексики по заданной теме. Каждый участник вытягивает карточку с профессией. Задача обучающихся описать самые важные качества и умения, которыми должен обладать грамотный специалист в данной области.
«Interview»
Ещё одно занятие к теме «профессии».
Читается диалог «interview», затем разыгрывается по ролям по аналогии с другими профессиями.
Вариант посложнее. Учащимся раздаются карточки, где прописаны роли, где прописаны модели поведения и анкеты для приёма на работу.
Ещё более сложный вариант более творческий. Участники готовят интервью самостоятельно, без опорного материала. Также подбирается реквизит и пишется сценарий.
Например:
— Excuse me, John Stone? May I come in?
— Yes, sure. Come in. Sit down. What’s your name?
— My name is Ann Walter. I am 27.
— Where did you work before, Ann?
— I worked as a cashier in McDonald’s.
— Did you quit yourself or somebody fire you?
— I quit myself. The work distracted me.
— Okay. Do you have any experience in selling cars?
— Unfortunately not.
— You should understand that we need skilled workers. So why should we fire
you?
— My father is a mechanic. So I’ve learned a lot about cars since childhood.
I’m a hardworking person and eager to study. I’ve have good communicative
skills and due to my previous job I know all about client service and being a
Customer-friendly.
— Nice of you, Ann. I think we’ll call you back later.
— Okay. That is my phone-number: 81341341313.
— Thank you. Have a nice day!
— To you too. Will wait for your call. Goodbye.
— Bye!
В процессе выполнения задания студенты выражают своё желание или не желание что-либо делать, описывают свои сильные и слабые стороны, учатся убеждать собеседника.
«Hot news»
Это игра на развитие кругозора. В начале урока преподаватель называет какую-либо новость, которую горячо обсуждают в СМИ. Например, потоп в каком-нибудь штате или землетрясение, выборы президента или начало пандемии. Студентам нужно высказать своё мнение. Цель упражнения не только развитие кругозора и социальной включенности, то также и активизация аргументированной речи обучающихся.
«What to do if»
Ещё одно задание на развитие дискуссионных навыков. Участники делятся на группы. Преподаватель задаёт тематику. Например, тема «Travelling». What will you do, if you … 1) lost your money/tickets/way/luggage, 2) are late to your plane/train/bus, etc.
«Small talk»
Студенты разбиваются на пары и разыгрывают сценки «at the chemist, at the dentist, at the reception, etc.». Для начинающих по образцу, для продолжающих – разыгрываются с использованием реквизита и своим сценарием развития событий.
После каждой игры должен быть проведен анализ занятия на выявление ошибок в организации и соблюдении временного регламента, адекватность реализации содержания к поставленным задачам, а также на глубину соблюдения временных рамок. Важно отметить и разносторонние успехи обучающихся, и эффективность игры с педагогической точки зрения. Также не плохо привлечь и студентов к подробному оцениванию как самих себя, так и весь процесс в целом.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В ролевых играх не важно, какой уровень знаний имеют участники, поэтому их желательно проводить с самого начала обучения английскому языку. Проецировать события и моделировать реальные ситуации очень важно, также важно хорошо готовиться к таким занятиям и писать сценарий. Чем больше мы имеем лексических, фонетических и грамматических знаний, тем легче нам играть. А чем больше мы играем, тем больше знаний получаем!
Литература
1. Валеева Р.З. Ролевая игра как активный метод обучения иностранному языку в вузах культуры и искусств // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.:Высшая школа, 1991;
3. Джандалиева Е. Ю.
Ролевая игра как метод обучения профессионально ориентированному общению на
занятии по английскому языку в техническом вузе// Известия ВолгГТУ, 2014. – №5.
- С. 118-121.
4. Жардемова А.С., Кадыргалиева С.И. Ролевые игры и их применение на занятиях по иностранному языку // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17).
5. Лимаренко А.А. Ролевая игра как форма организации познавательной деятельности студентов на учебных занятиях по английскому языку // https://nsportal.ru
6. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М., 1994;
7. Утепкалиева А.Ж. Расширение значения использования ролевых игр на уроках английского языка// Вестник ЧелГУ, 2014. – №13. – С. 103-105.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.