Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
План по самообразованию
на 2020– 2021учебный год
учителя-логопеда
Чернецкой Елены Юрьевна
тема:
« Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР)»
г. Ипатово, 2020 г.
Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь": Коренным образом изменились требования к педагогам – дошкольникам.
Современный воспитатель - это:
· Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
· Способный отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
· Обладить высокой профессиональной компетенцией.
· Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условии информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.
Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары , интернет - семинары и т.д. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет.
Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот то наиболее верное решение, тот жизненный принцип современного человека, который поможет идти «в ногу со временем». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
План самообразования на тему:
«Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в условиях ФГОС»
Цель:
Систематизировать методическую работу в ДОУ по самообразованию, поиск эффективных путей и стремлений к совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов, обеспечивающую развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Задачи:
· Совершенствовать аналитические умения педагогов, поддерживая интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
· Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
· Создавать условия выхода педагогов на уровень активного саморазвития.
· Поиск эффективных путей и стремлений к самосовершенствованию.
· Ориентироваться в вариативном образовательном пространстве.
· Грамотно отбирать технологии и методики, способствующие решению задач развития детей.
Этапы реализации |
Содержание работы |
Форма методической работы с педагогическими кадрами |
Предполагаемый результат
|
Подготовительный этап: сентябрь-октябрь
|
1.Изучение научно-методической литературы. 2. Изучение и анализ уровня профессиональной компетенции педагогов.
|
Оформление информационных материалов по проблеме, анкетирование, использование диагностических карт, мониторинг пед.кадров: «Оценка профкомпетентности педагога ДОУ»
|
Выявить трудности в работе педагогов |
Основной этап: ноябрь – апрель . |
Совершенствование и нарабатывание аналитических и инновационных умений и методов работы по самообразованию. Развитие рефлексивных способностей педагогов и способностей изучать и выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам ДОУ.
|
Посещение семинаров, конференций, занятий коллег |
Трасформация передового опыта, |
Проектировочные семинары, педагогические гостиные, круглые столы |
повышение профессионализма через изучение опыта работы коллег |
||
Самостоятельное изучение новинок методической литературы |
Повышение профессионализма педагога через самостоятельную работу с литературой |
||
Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений |
Мотивация к освоению новых методик и технологий |
||
Использование Интернет- сайта |
Повышение новой информации |
||
Заключительный этап: май |
Овладение педагогами навыками самостоятельной работы, развитие самооценки профессиональных качеств. Обобщение опыта работы по самообразованию. |
Система мониторинга по вопросам самообразования
|
Отслеживание эффективности самообразования педагогов |
План мероприятий
№ |
Мероприятие |
Срок |
Ожидаемый результат |
1 этап подготовительный |
1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии” |
Сентябрь |
Определить стадии развития педагогов: Активно реализуют свои потребности в саморазвитии, Отсутствует сложившаяся система развития, Стадия остановившегося развития. |
2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов” |
Сентябрь |
Выявить способности педагогов к самообразованию |
|
3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы” |
Октябрь |
Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы |
|
Разработка памятки по самообразованию
|
Октябрь |
Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию. |
|
2 этап основной |
Составление педагогами плана по самообразованию |
Октябрь |
Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений. |
Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению» |
Ноябрь |
Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.) |
|
Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности” |
Ноябрь |
Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач. |
|
Консультация на тему: «Современные представления о профессиональной компетентности» |
Декабрь |
Способствовать современному пониманию педагогов о профессиональной компетенции |
|
Практическое занятие “Деловая игра “Аукцион идей”
|
Январь |
Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой. |
|
Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год |
Январь май |
Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее. |
|
Оформление инновационного банка |
Февраль |
Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития. |
|
Алгоритм работы над темой самообразования. Презентация на тему: « Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования в условиях ФГОС» |
По плану ДОУ в течение года |
Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов. |
|
Участие педагогов в работе консультационного центра для родителей. Выпуск тематических газет |
В течение года |
Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями. |
|
Участие педагогов в мероприятиях городских творческих объединений |
В течение года по плану |
Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний. |
|
Изучение нормативно-правовых документов |
В течение года по плану ДОУ |
Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. |
|
Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов) |
Ежемесячно |
Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики. |
|
3 этап заключительный |
Семинар - практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ» Содержание работы по самообразованию
|
Май |
Помочь педагогам в организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом. |
|
Консультация на тему: «Ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога |
Май |
Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками. |
Подведение итогов работы, оценка результатов, оформление методических пособий, программ |
Май |
Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний. |
Прогнозируемые результаты
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования педагогов:
• разработаны методические пособия, программы, сценарии;
• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;
• разработаны и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;
• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотек по проблеме;
•советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составлены перспективные планы работы с детьми;
• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;
• повышение качества ЗУНа у детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
семинар для педагогов ДОУ
Тема: «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования »
цель: создание условий для участия педагогов в повышении качества образовательного процесса через один из путей повышения профессионального мастерства - самообразование.
форма: деловая игра
План проведения:
Подготовительный этап
Домашнее задание педагогам
1. Подготовить сообщения по самообразованию педагогам: по теме: «Повышение уровня креативности речи старших дошкольников посредством занятий литературным творчеством»,
по теме: «Презентация как обучающий метод на занятиях».
2. Словарная работа в форме презентации: самообразование; саморазвитие; самодеятельность; самоорганизация; самоанализ; самокоррекция; самонаблюдение; самодиагностика; самооценка; самодостаточность; самоирония; самореализация.
3. Обоснование и анализ положительного опыта работы
4. Анкета для педагогов.
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, самообразованию педагогов.
5. Рефлексия с установкой на саморазвитие.
Эпиграфы к семинару
1. «Мастерство педагога – это специальность, которой надо учиться»
А.С.Макаренко
2. « Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве»
Парадокс Августина
3. «Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием».
А.Дистервег
4. «Необходимо понять, что мышление – самый главный человеческий навык. Качество нашего будущего зависит непосредственно от качества нашего мышления. Это требует должного признания»
Эдвард де Боно
Правила деловой игры
· Активность
· Время (время на выполнение заданий ограничено)
· Разделение мыслей и чувств
· Запрет на оценочное суждение
· Единовременность происходящего (все группы работают одновременно).
· формируем 3 рабочие зоны, на которых заранее устанавливаются таблички с названиями групп: «Пчелки», «Гномики», «Дельфинчики», «Эксперты»
ХОД СЕМИНАРА
1.Организационный момент.
Правила общения
- При общении между собой использовать компоненты «Уважаемый коллега»
- В процессе игры можно задавать вопросы трех видов:
1-й – на уточнение (Уважаемый коллега, уточните пожалуйста…)
2-й – на отношение (Уважаемый коллега, как вы считаете …)
3-й на понимание (Уважаемый коллега, правильно ли я понял/а …)
- Не перебивать
- При неправильном понимании ответа или вопроса брать на себя (я наверное недостаточно четко и неясно выразился.)
- Корректность и соблюдение регламента
- Правило противоположное поднятой руки
2. Сообщение темы и цели семинара
3. Выступление группы «Теоретики» (остальные группы слушают и готовят два вопроса на уточнение, понимание, практическую значимость)
Излагают теоретический материал по теме «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования »
4. «Практики» (показывают практическую значимость, выступление педагогов с темами по самообразованию)
5. «Оптимисты» (доказывают великолепие, потому что…)
6. «Эксперты» (показывают реальную картину, не повторяя оптимистов и пессимистов)
7. Аналитический блок.
- Самообразование будет продуктивным в том случае, если педагог владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.
Факторы, препятствующие саморазвитию (по мере убывания):
· недостаток времени;
· состояние здоровья;
· разочарование в результате имевшихся ранее неудач;
· недостаточная поддержка со стороны администрации;
· собственная инерция;
Факторы, стимулирующее саморазвитие:
· интерес к работе;
· возрастающая ответственность за результаты труда;
· пример коллег;
· организация труда в лицее;
· внимание администрации к возникшей проблеме;
· новизна деятельности;
· обучение на курсах;
· пример и влияние администрации;
· организация методической работы в лицее;
· возможность получения признания в коллективе
Совсем недавно в литературе появились уровни профессионального роста учителя (И.Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень – слабая методическая подготовка;
1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников;
2-й уровень – применение новых технологий обучения;
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий;
4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания;
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета;
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части;
7-й уровень – создание авторского курса, не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением
Проанализируйте, на каком вы уровне саморазвития!
Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность педагога-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития.
У современного педагога, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к обучающемуся.
Таким образом, педагог должен быть творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей педагога, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.
Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы педагог сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием. Только тогда педагог будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.
Анкета
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, самообразованию педагога.
5-да (препятствуют и стимулируют);
4-скорее да, чем нет;
3-и да, и нет;
2-скорее нет;
1-нет
Препятствующие факторы Стимулирующие факторы
Недостаток времени.
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Методическая работа.
Обучение на курсах.
Пример и влияние коллег.
Пример и влияние руководителей.
Организация труда в ДОУ.
Новизна деятельности, условия работы и экспериментирования.
Доверие коллег и администрации.
Внимание к этой проблеме руководителей.
Занятие самообразованием.
Интерес к работе.
Возросшая ответственность.
Возможность получения признания в коллективе.
Подсчитать общую сумму баллов:
75-55 – активное развитие;
54 – 36 – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий;
35-20 – остановившееся развитие.
Результат анкеты для педагогов.
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, самообразованию педагогов в ДОУ.
Анкета «Работа педагога по самообразованию»
1. Нужен ли педагогу план самообразования? _________________ Обоснуйте свое мнение____________________________________________
__________________________________________________________________
2. Как сочетается ваша индивидуальная тема самообразования с общим планом работы учреждения, задачами?_______________________________
___________________________________________________________________
Обоснуйте выбор своей темы с точки зрения потребностей_____________
___________________________________________________________________
3. Планируете ли вы проводить исследовательскую работу?____________
В чем она заключается? _____________________________________________
___________________________________________________________________
4. Какую литературу (психологическую, педагогическую, по содержанию предмета) вы изучали в соответствии с индивидуальной темой самообразования?__________________________________________________
___________________________________________________________________
Какие идеи вам импонируют больше всего? ___________________________
5. Какие трудности вы испытываете в работе над индивидуальной темой самообразования___________________________________________________
___________________________________________________________________
Как преодолеваете их?______________________________________________
___________________________________________________________________
Какая помощь вам необходима?______________________________________
___________________________________________________________________
6. Расскажите о своем творческом сотрудничестве с коллегами (если оно имело место) в период работы над темой. ____________________________
___________________________________________________________________
Что дала самостоятельная работа для повышения вашего профессионального уровня? Каковы ваши дальнейшие планы самообразования? _________________________________________________
___________________________________________________________________
7. Каким образом можно применить ваши разработки в педагогической деятельности коллег?_______________________________________________
___________________________________________________________________
Рефлексия с установкой на саморазвитие.
1. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) целеустремленный; б) трудолюбивый; в) дисциплинированный.
2.За что вас ценят коллеги?
а) за ответственность; б) за умение отстаивать свою позицию; в) за эрудированность, умение быть интересным собеседником.
3.Что вам больше всего мешает профессионально совершенствоваться?
а) недостаток времени; б) отсутствие подходящей литературы и условий; в) недостаток силы воли и упорства.
4. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) требовательный; б) настойчивый; в) снисходительный.
5. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) решительный; б) сообразительный; в) любознательный.
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты большей степени:
а) сила воли; б) упорство; в) обязательность.
7.Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
а) занимаюсь любимым делом; б) читаю; в) провожу время с друзьями.
8. Что для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
а) методические знания; б) теоретические знания;
в) инновационная педагогическая деятельность.
9. Каким вас считают ваши друзья?
а) справедливым; б) доброжелательным; в) отзывчивым.
10. Какой из трех принципов вам ближе всего?
а) «Жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»;
б) «В жизни всегда есть место самосовершенствованию»;
в) «Наслаждение жизнью - в творчестве».
11. Кто ближе всего к вашему идеалу?
а) человек с сильным духом и крепкой волей; б) человек творческий, много знающий и умеющий; в) человек независимый и уверенный в себе.
12.Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?
а) думаю, что да; б) скорее всего, да; в) как повезет.
13. Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?
а) путешествовал бы по всему миру;
б) построил бы частную школу и занимался любимым делом;
в) улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.
Используемые ресурсы при подготовке к семинару:
1. Сеть творческих учителей http://it-n.ru/default.aspx
2. Журнал вестник образования России http://vestniknews.ru/
3. Всероссийский интернет педсовет http://vestniknews.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.