Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»
План по самообразованию
Воспитатель - Татаурова Надежда Ивановна
__ 4 года___ __не имеет____
(стаж работы) ( кв.категория)
Тема: Развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений
(название темы)
2018-2019
(учебный год)
Старшая.
(возрастная группа)
Г. Ухта
Тема: Развитие у детей дошкольного
возраста пространственного мышления и графических умений .
Возраст детей – старшая группа.
Цель : 1. Повышение своего профессионального уровня.
2. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме
самообразования ( пространственное мышление и графические умения у детей дошкольного возраста).
Задание:
1.
Сбор материала по работе в педагогической деятельности: развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и
графических умений.
2. Подбор литературы.
3. Формирование опыта по теме.
Подготовительный этап.
- Определить перспективность и практическую значимость воспитательно-образовательного процесса
- Формулировка темы (создание педагогических условий)
- Выделение проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей.
- Подбор литературы.
- Консультации.
- Занятия.
- Составление плана
- Формирование у ребенка знаний до уровня, соответствующего возрастным возможностям.
Теоретический план.
Информационно-аналитический
этап работы над темой самообразования:
Изучение методической литературы по теме:
1. М.А. Габова «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет»
2. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста"
3. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Содержание учебного материала технологии развития пространственного мышления и графических умений у детей строится на основе интеграции знаний из различных областей: математики, графики, конструирования, искусства, техники, истории. При построении содержания учитывались закономерности психического развития детей старшего дошкольного возраста и положения дошкольной дидактики.
При этом обеспечивается постепенный переход от форм деятельности с относительно свободной структурой, требующих от ребенка самостоятельного выбора (игра, конструирование, моделирование, экспериментирование), к формам деятельности с жесткой структурой (учебная, трудовая).
Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей предполагает три этапа, под руководством взрослого и по образцу взрослого дети постепенно переходят к самостоятельной творческой деятельности по созданию и преобразованию графической информации. Такое поэтапное построение технологии соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста в усвоении учебного материала.
Актуальность: работы по созданию условий для эффективного развития пространственного мышления обусловлена тем, что в настоящее время в связи с внедрением ФГОС развитие мышления вновь выдвигается на первое место.
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.
Формирование и развитие у дошкольников мышления является основой развития познавательных процессов, основой качественных изменений их содержания и формы. Основным условием развития пространственного мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает пространственное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.
В настоящее время существует противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая способствовала бы ее формированию у детей дошкольного возраста. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности детей пространственного мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы детей. Сейчас нужны новые подходы к формированию пространственного мышления учащихся, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод конструктирования.
1 этап работы. Пробудить интерес ребёнка к графической деятельности, или Страна Графика и ее жители.
Цель: Способствовать развитию интереса детей к деятельности с графическими изображениями.
Задачи:
· Обогащать и систематизировать у детей представления о геометрических фигурах и основных пространственных направлениях.
· Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве по основным пространственным направлениям.
· Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
· Развивать умения детей декодировать графические изображения, анализировать их графический состав.
· Способствовать освоению детьми умений применять графические инструменты для построения простых графических изображений.
Материалы для работы:
- карандаши, ручки, фломастеры, маркеры;
-линейки, трафареты, циркуль, лекала;
-листы бумаги6 нелинованной и клетчатой;
-цветная бумага или картон (для изготовления моделей геометрических фигур).
-разнообразные графические изображения4
-геометрические конструкторы («Танграм», « Пифагор» и т.д.)
-пособия В.В. Воскобовича «Игровизор», «Геоконт», «Геовизор».
2 этап работы. Развить умение у детей оперировать графической информацией, и плоскостными объектами, или Путешествия с Квадругом.
Цель: Обеспечивать накопление опыта детей в деятельности по освоению способов декодирования и кодирования графической информации о плоскостных объектах.
Задачи:
· Совершенствовать умения детей ориентироваться в двухмерном пространстве по основным пространственным направлениям.
· Обогащать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
· Способствовать освоению детьми способов построения графических изображений геометрических фигур.
· Совершенствовать умения детей читать графические изображения объектов, выделять форму и пространственное расположение предметов и их частей.
· Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.
3 этап работы. Развить умение у детей оперировать графической информацией, и трёхмерными объектами, или Приключения в Области Стерео.
Цель: Содействовать освоению детьми способов декодирования, кодирования и преобразования грамматической инфекции о трёхмерных объектах. Развивать самостоятельность и творческую активность детей в совместной деятельности по декодирования, кодированию и преобразованию графической информации в разных видах деятельности.
Задачи:
· Формировать у детей представления о геометрических телах, их элементах и свойствах.
· Совершенствовать представления о трёхмерных объектах в практической деятельности.
· Способствовать развитию умений детей читать разнообразные графические изображения трёхмерных объектов, использовать их в практической деятельности (конструирование, моделирование).
· Формировать представления о проекциях объёмных предметов, обеспечивать освоение детьми способов изображения геометрических тел и трёхмерных объектов в одной, двух трех плоскостях проекций.
· Развивать умения детей преобразовывать графические изображения в соответствии с изменением конструкций, моделей.
· Развивать умения детей преобразовывать конструкций, модели а соответствии с изменением графических изображений.
· Содействовать развитию самостоятельности и творческой активности детей в деятельности с графическими изображениями объектов.
·
Содержание деятельности |
Форма отчетности |
Срок проведения |
Изучение методической литературы по данной теме.
Разработка перспективного плана на старшую группу по технологии развития пространственного мышления и графических умений у детей дошкольного возраста. Проведение диагностики, с учетом соответствия уровня сложности заданий индивидуальным особенностям ребенка.
Разработка (составление) конспектов занятий
Отчет по теме образования
Работа с детьми Формирование у детей представлений и умений: 1. Разновидности графических изображений: географическая карта, план, чертеж, наглядное изображение, рисунок, развёртка, схема. 2. Чартерные инструменты: линейки, шаблоны, трафареты, карандаши, циркули, ножницы. 3. Виды линий: по толщине, по форме, по назначению. 4. Геометрические фигуры. Их элементы, свойства и изображения. 5. Симметрии в окружающем мире. 6. Геометрические тела: шар, куб, конус, цилиндр, призму, пирамида. 7. Моделирование и конструирование на основе графических изображений. 8. Проекции. Чертежи в двух и трех видах.
Работа с родителями Консультация для родителей «Значение развития у детей пространственного мышления и графических умений». Выставка работ |
Список литературы
Наличие плана
Наличие диагностической методики.
Наличие конспектов
Наличие консультации
Наличие работ |
В течение 2018-2019года
Сентябрь 2018г.
Сентябрь, апрель 2018-2019г.,
октябрь-ноябрь 2018г.
Май 2019г.,
в течении 2018-2019г.
Ноябрь 2018г.
В течении учебного года |
Учебно-тематический
план. 2018-2019
Сентябрь |
Диагностика |
Диагностика включает задания комплексного характера. Проводится в начале обучения детей, на выявление особенностей пространственного мышления и на выявление особенностей графических умений детей, учитывая возрастные особенности. |
Октябрь |
Первая игра-встреча: знакомство с обобщенным образом- Линиточка.
Вторая игра-встреча |
Дети устанавливают, что графические изображения состоят из точек и линий. Рассматривают разнообразные графические изображения (карты, планы, схемы, чертежи, рисунки, наглядные изображения плоских и объёмных объектов), выделяются из них точки и линии. Знакомятся с чертежно-графическими инструментами: линейкой, циркулем, шаблонами, трафаретами, карандашом, мелом, фломастером, а также с правилами работы с ними. Лениточка учит детей построению различных линий от руки и при помощи графических инструментов на нелинованной бумаге. Дети осваивают понятия «клетка», «сторона клетки», диагональ и учатся строить линии на клетчатой бумаге, ориентироваться на плоскости листа. Дети строят прямые, кривые, ломаные линии. Дети самостоятельно строят графы-загадки. |
Ноябрь |
Третья игра-встреча
Четвертая игра-встреча. |
Дети знакомятся с фигурами которые можно создать при помощи линий и точек: прямая, отрезок, луч, угол, ломанная, многоугольники. Линиточка помогает выделять основные элементы фигур. Дети анализируют графические изображения фигур, выделяют фигуры и их части на графических изображениях плоскостных объектов. Знакомство детей с Игровизором, Геоконтом. Дети создают графические изображения по образцу. При работе с Геоконтом дети читают графические изображения и создают «линии» из резиной, соединяя их «Точками»- гвоздиками. Продолжается работа с различными геометрическим конструкторами, выкладываются изображения по расчленённому и частично расчленённому образцу. |
Декабрь |
Первая игра-встреча с Квадругом.
Вторая игра-встреча. |
Знакомятся с Квадругом, дети читают его графическое изображение , выделяя составные части-геометрические фигуры, их элементы и свойства, повторяя геометрическую терминологию. Дети создают графическое изображение из частей-геометрических фигур. При создании изображения используются графические инструменты (трафареты). Рассматривая традиционные орнаменты Коми, дети знакомятся с принципом переносной симметрии, используют его при чтении и создании изображения. Знакомство с жителями геометрической тайги, дети вспоминают обитателей леса, анализируют геометрическую форму частей тела животных и графический состав изображений, классифицируют геометрические фигуры по форме, читают графические изображения и создают свои, проявляя фантазию и творчество. При встрече с «шутками» дети знакомятся с идеей преобразований (изменений целого на основе замены формы частей). При построении изображений используется бумага в клетку, возможно применение Игровизора. Дети знакомятся с принципом поворотной симметрии, используют его при чтении и создании графических изображений. |
Январь |
Третья игра-встреча |
Ребята разгадывают тайны лесных жителей: на «загадочных картинках», состоящих из различных треугольников и четырёхугольников, выделяют изображение животного из фона. Более трудным является задание на составление собственной «загадочной картинки», поскольку для его выполнения требуется умение создавать образ и фон из частей, изображать различные виды геометрических фигур. Дети анализируют количественный состав изображений и их частей , пространственное расположение частей изображения, создают свои изображения по образцу и по собственному замыслу. В прямоугольном лесу, помогая лесным жителям, дети дорисовывают изображения. |
Февраль |
Четвёртая игра-встреча.
Пятая игра-встреча |
Продолжая путешествие по геометрической тайге, дети помогают зайчишкам, найдя дух одинаковых зайцев и преобразован их в разных способах увеличения изображения по клеткам. Создавая изображения по описанию геометрической формы частей тела, дети знакомятся с лесными злодеями-ведьмой, лешим и водяным. Дети знакомятся с понятием зеркальной симметрии и учатся практически создавать симметричные изображения с одной и двумя осями симметрии. Проводятся опыты с вырезанными из бумаги изображениями симметричных предметов и с зеркалом. Дети находят зеркально симметричные предметы в окружающей обстановке, на рисунках. Обращается внимание детей на то, что в предмете может быть не одна ось симметрии. Среди геометрических фигур дети выделяют зеркально-симметричные. |
Март |
Шестая игра-встреча
Седьмая игра-встреча |
Дети знакомятся с новыми героями- Марией-искусницей и Иваном-Царевичем. Спасая Марью от злых чара ведьмы, ребята следуют по карте, читают её, выбирая направление. Разделив на указанные части «Волшебный квадрат Квадруга», ребята составляют из них своих помощников на основе расчленённого и нерасчленённого образца (изображённых на платье Мартиискустницы) и по представлению. Обязательным является использование одновременно всех частей «Волшебного квадрата». Чтобы спасти Марью-искустницу от колдовских чар, нужно применить знания о симметрии, а так же умение строить симметричные, изображения от вертикальной или горизонтальной осей. Представлены традиционные Коми орнаменты, основанные на разных принципах симметрии. Чтобы выложить изображение, потребуются два «Волшебных квадрата». |
Апрель |
Восьмая игра-встреча. |
Из двух или трёх «Волшебных квадратов» дети выкладывают по представлению дворец для Ивана и Марти и строят его изображение. Затем создают пакеты из правильных многоугольников (в технике аппликации), рассматривают различные мозаики. На основе паркета из многоугольников строят свои мозаики. Решают разнообразные задачи-головоломки с геометрическим фигурами. |
Май |
Закрепление материала |
Диагностика включает задания комплексного характера. При выполнении заданий детям необходимо оперировать как плоскостными (двухмерном), так и объёмными (трёхмерный) объектами и их изображениями. Каждое задание предполагает решение двух типов задач: на выявление особенностей пространственного мышления и на выявление особенностей графических умений детей, учитывая возрастные особенности. Оценивание результата ведётся по каждому типу задач отдельно. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.