План по самообразованию "Развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений"

  • docx
  • 08.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2018-2019.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

 

 

План по самообразованию

Воспитатель - Татаурова Надежда Ивановна

 

__  4 года___                                                                       __не имеет____

(стаж работы)                                                                          ( кв.категория)

 

Тема: Развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений

(название темы)

 

2018-2019

(учебный год)

 

Старшая.

(возрастная группа)

 

 

 

Г. Ухта

Тема: Развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений .
Возраст детей – старшая группа.

Цель : 1. Повышение своего профессионального уровня.

            2. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме

самообразования ( пространственное мышление и графические умения у детей дошкольного возраста).

Задание:

1. Сбор материала по работе в педагогической деятельности: развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений.
 2. Подбор литературы.

 3.  Формирование опыта по теме.

Подготовительный этап.

- Определить перспективность и практическую значимость воспитательно-образовательного процесса

- Формулировка темы (создание педагогических  условий)

- Выделение проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей.

- Подбор  литературы.

- Консультации.

- Занятия.

- Составление плана

- Формирование у ребенка знаний до уровня, соответствующего возрастным возможностям.

Теоретический план.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

Изучение методической литературы по теме:

1. М.А. Габова «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет»

2. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста"

3. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

 Содержание учебного материала технологии развития пространственного мышления и графических умений у детей строится на основе интеграции знаний из различных областей: математики, графики, конструирования, искусства, техники, истории. При построении содержания учитывались закономерности психического развития детей старшего дошкольного возраста и положения дошкольной дидактики.

При этом обеспечивается постепенный переход от форм деятельности с относительно свободной структурой, требующих от ребенка самостоятельного выбора (игра, конструирование, моделирование, экспериментирование), к формам деятельности с жесткой структурой (учебная, трудовая).

Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей предполагает три этапа, под руководством взрослого и по образцу взрослого дети постепенно переходят к самостоятельной творческой деятельности по созданию и преобразованию графической информации. Такое поэтапное построение технологии соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста в усвоении учебного материала.

 Актуальность: работы по созданию условий для эффективного развития пространственного мышления   обусловлена тем, что в настоящее время в связи с внедрением ФГОС развитие мышления вновь выдвигается на первое место.

Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.

Формирование и развитие у дошкольников мышления является основой развития познавательных процессов, основой качественных изменений их содержания и формы. Основным условием развития пространственного мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает пространственное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.

В настоящее время существует противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая способствовала бы ее формированию у детей дошкольного возраста. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности детей  пространственного мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы детей. Сейчас нужны новые подходы к формированию пространственного мышления учащихся, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод конструктирования.

 

 

 1 этап работы. Пробудить интерес ребёнка к графической деятельности, или Страна Графика и ее жители.

Цель: Способствовать развитию интереса детей к деятельности с графическими изображениями.

           Задачи:

·         Обогащать и систематизировать у детей представления о геометрических фигурах и основных пространственных направлениях.

·         Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве по основным пространственным направлениям.

·         Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.

·         Развивать умения детей декодировать графические изображения, анализировать их графический состав.

·         Способствовать освоению детьми умений применять графические инструменты для построения простых графических изображений.

Материалы для работы:

- карандаши, ручки, фломастеры, маркеры;

-линейки, трафареты, циркуль, лекала;

-листы бумаги6 нелинованной и клетчатой;

-цветная бумага или картон (для изготовления моделей геометрических фигур).

-разнообразные графические изображения4

-геометрические конструкторы («Танграм», « Пифагор» и т.д.)

-пособия В.В. Воскобовича «Игровизор», «Геоконт», «Геовизор».

2 этап работы. Развить умение у детей оперировать графической информацией, и плоскостными объектами, или Путешествия с Квадругом.

Цель: Обеспечивать накопление опыта детей в деятельности по освоению способов декодирования и кодирования графической информации о плоскостных объектах.

Задачи:

·         Совершенствовать умения детей ориентироваться в двухмерном пространстве по основным пространственным направлениям.

·         Обогащать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

·         Способствовать освоению детьми способов построения графических изображений геометрических фигур.

·         Совершенствовать умения детей читать графические изображения объектов, выделять форму и пространственное расположение предметов и их частей.

·         Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.

3 этап работы. Развить умение у детей оперировать графической информацией, и трёхмерными объектами, или Приключения в Области Стерео.

Цель: Содействовать освоению детьми способов декодирования, кодирования и преобразования грамматической инфекции о трёхмерных объектах. Развивать самостоятельность и творческую активность детей в совместной деятельности по декодирования, кодированию и преобразованию графической информации в разных видах деятельности.

Задачи:

·         Формировать у детей представления о геометрических телах, их элементах и свойствах.

·         Совершенствовать представления о трёхмерных объектах в практической деятельности.

·         Способствовать развитию умений детей читать разнообразные графические изображения трёхмерных объектов, использовать их в практической деятельности (конструирование, моделирование).

·         Формировать представления о проекциях объёмных предметов, обеспечивать освоение детьми способов изображения геометрических тел и трёхмерных объектов в одной, двух трех плоскостях проекций.

·         Развивать умения детей преобразовывать графические изображения в соответствии с изменением конструкций, моделей.

·         Развивать умения детей преобразовывать конструкций, модели а соответствии с изменением графических изображений.

·         Содействовать развитию самостоятельности и творческой активности детей в деятельности с графическими изображениями объектов.

·          

Содержание деятельности

Форма отчетности

Срок проведения

Изучение методической литературы по данной теме.

 

Разработка перспективного плана на старшую группу по технологии развития пространственного мышления и графических умений у детей дошкольного возраста.

Проведение диагностики, с учетом соответствия уровня сложности заданий индивидуальным особенностям ребенка.

 

Разработка (составление) конспектов занятий

 

Отчет по теме образования

 

 

Работа с детьми

Формирование у детей представлений и умений:

1.      Разновидности графических изображений: географическая карта, план, чертеж, наглядное изображение, рисунок, развёртка, схема.

2.      Чартерные инструменты: линейки, шаблоны, трафареты, карандаши, циркули, ножницы.

3.      Виды линий: по толщине, по форме, по назначению.

4.      Геометрические фигуры. Их элементы, свойства и изображения.

5.      Симметрии в окружающем мире.

6.      Геометрические тела: шар, куб, конус, цилиндр, призму, пирамида.

7.      Моделирование и конструирование на основе графических изображений.

8.      Проекции. Чертежи в двух и трех видах.

 

Работа с родителями

Консультация для родителей «Значение развития у детей пространственного мышления и графических умений».

Выставка работ

Список литературы

 

Наличие плана

 

 

Наличие диагностической методики.

 

Наличие конспектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие консультации

 

 

Наличие работ

В течение 2018-2019года

 

Сентябрь 2018г.

 

 

Сентябрь, апрель 2018-2019г.,

 

октябрь-ноябрь 2018г.

 

Май 2019г.,

 

 

в течении 2018-2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2018г.

 

 

В течении учебного года

 

Учебно-тематический

 план. 2018-2019

 

Сентябрь

Диагностика

Диагностика включает задания комплексного характера. Проводится в начале обучения детей, на выявление особенностей пространственного мышления и на выявление особенностей графических умений детей, учитывая возрастные особенности.

Октябрь

Первая игра-встреча: знакомство с обобщенным образом- Линиточка.

 

Вторая игра-встреча

Дети устанавливают, что графические изображения состоят из точек и линий. Рассматривают разнообразные графические изображения (карты, планы, схемы, чертежи, рисунки, наглядные изображения плоских и объёмных объектов), выделяются из них точки и линии. Знакомятся с чертежно-графическими инструментами: линейкой, циркулем, шаблонами, трафаретами, карандашом, мелом, фломастером, а также с правилами работы с ними.

Лениточка учит детей построению различных линий от руки и при помощи графических инструментов на нелинованной бумаге. Дети осваивают понятия «клетка», «сторона клетки», диагональ и учатся строить линии на клетчатой бумаге, ориентироваться на плоскости листа. Дети строят прямые, кривые, ломаные линии. Дети самостоятельно строят графы-загадки.

Ноябрь

Третья игра-встреча

 

 

 

Четвертая игра-встреча.

Дети знакомятся с фигурами которые можно создать при помощи линий и точек: прямая, отрезок, луч, угол, ломанная, многоугольники. Линиточка помогает выделять основные элементы фигур. Дети анализируют графические изображения фигур, выделяют фигуры и их части на графических изображениях плоскостных объектов.

Знакомство детей с Игровизором, Геоконтом. Дети создают графические изображения по образцу. При работе с Геоконтом дети читают графические изображения и создают «линии» из резиной, соединяя их «Точками»- гвоздиками. Продолжается работа с различными геометрическим конструкторами, выкладываются изображения по расчленённому и частично расчленённому образцу.

Декабрь

Первая игра-встреча с Квадругом.

 

 

 

 

Вторая игра-встреча.

Знакомятся с Квадругом, дети читают его графическое изображение , выделяя составные части-геометрические фигуры, их элементы и свойства, повторяя геометрическую терминологию. Дети создают графическое изображение из частей-геометрических фигур. При создании изображения используются графические инструменты (трафареты). Рассматривая традиционные орнаменты Коми, дети знакомятся с принципом переносной симметрии, используют его при чтении и создании изображения.

Знакомство с жителями геометрической тайги, дети вспоминают обитателей леса, анализируют геометрическую форму частей тела животных и графический состав изображений, классифицируют геометрические фигуры по форме, читают графические изображения и создают свои, проявляя фантазию и творчество. При встрече с «шутками» дети знакомятся с идеей преобразований (изменений целого на основе замены формы частей). При построении изображений используется бумага в клетку, возможно применение Игровизора. Дети знакомятся с принципом поворотной симметрии, используют его при чтении и создании графических изображений.

Январь

Третья игра-встреча

Ребята разгадывают тайны лесных жителей: на «загадочных картинках», состоящих из различных треугольников и четырёхугольников, выделяют изображение животного из фона.

Более трудным является задание на составление собственной «загадочной картинки», поскольку для его выполнения требуется умение создавать образ и фон из частей, изображать различные виды геометрических фигур. Дети анализируют количественный состав изображений и их частей , пространственное расположение частей изображения, создают свои изображения по образцу и по собственному замыслу. В прямоугольном лесу, помогая лесным жителям, дети дорисовывают изображения.

Февраль

Четвёртая игра-встреча.

 

 

Пятая игра-встреча

Продолжая путешествие по геометрической тайге, дети помогают зайчишкам, найдя дух одинаковых зайцев и преобразован их в разных способах увеличения изображения по клеткам. Создавая изображения по описанию геометрической формы частей тела, дети знакомятся с лесными злодеями-ведьмой, лешим и водяным.

Дети знакомятся с понятием зеркальной симметрии и учатся практически создавать симметричные изображения с одной и двумя осями симметрии. Проводятся опыты с вырезанными из бумаги изображениями симметричных предметов и с зеркалом. Дети находят зеркально симметричные предметы в окружающей обстановке, на рисунках. Обращается внимание детей на то, что в предмете может быть не одна ось симметрии. Среди геометрических фигур дети выделяют зеркально-симметричные.

Март

Шестая игра-встреча

 

 

 

 

Седьмая игра-встреча

Дети знакомятся с новыми героями- Марией-искусницей и Иваном-Царевичем. Спасая Марью от злых чара ведьмы, ребята следуют по карте, читают её, выбирая направление. Разделив на указанные части «Волшебный квадрат Квадруга», ребята составляют из них своих помощников на основе расчленённого и нерасчленённого образца (изображённых на платье Мартиискустницы) и по представлению.

Обязательным является использование одновременно всех частей «Волшебного квадрата».

Чтобы спасти Марью-искустницу от колдовских чар, нужно применить знания о симметрии, а так же умение строить симметричные,  изображения от вертикальной или горизонтальной осей. Представлены традиционные Коми орнаменты, основанные на разных принципах симметрии. Чтобы выложить изображение, потребуются два «Волшебных квадрата».

Апрель

Восьмая игра-встреча.

Из двух или трёх «Волшебных квадратов» дети выкладывают по представлению дворец для Ивана и Марти и строят его изображение. Затем создают пакеты из правильных многоугольников (в технике аппликации), рассматривают различные мозаики. На основе паркета из многоугольников строят свои мозаики. Решают разнообразные задачи-головоломки с геометрическим фигурами.

Май

Закрепление материала

Диагностика включает задания комплексного характера. При выполнении заданий детям необходимо оперировать как плоскостными (двухмерном), так и объёмными (трёхмерный) объектами и их изображениями. Каждое задание предполагает решение двух типов задач: на выявление особенностей пространственного мышления и на выявление особенностей графических умений детей, учитывая возрастные особенности. Оценивание результата ведётся по каждому типу задач отдельно.