План практического занятия "Морфология и классификация микробов"
Оценка 4.7

План практического занятия "Морфология и классификация микробов"

Оценка 4.7
Документация
docx
другое
Взрослым
16.06.2021
План практического занятия "Морфология   и классификация микробов"
разработка практического занятия
план 2 мкб ЛД.docx

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Братский медицинский колледж»

(ОГБПОУ БМК)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины

 

ОП. 09 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Специальность  31.02.01  Лечебное дело

 

Очная форма обучения

по программе углубленной подготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План занятия

 

Тема занятия: 1.3. Морфология   и классификация микробов.  Методы изучения..

Тип занятия: обобщение и систематизация ранее полученных знаний, совершенствование умений и навыков.

Вид занятия: практическая работа.

Цели:

1.     Обучающая

-         Повторить морфологию и классификацию микроорганизмов.

2.     Развивающая –  способствовать логическому, профессиональному мышлению; умению выделить главное в изученном материале; формировать у студентов наблюдательность, умение осуществлять связь нового материала с другими дисциплинами; систематизировать знания, умения по теме с учетом правил забора, транспортировки, хранения материала.

3. Воспитательная – формировать профессиональные качества: внимательность, аккуратность, наблюдательность, дисциплинированность, умение работать в коллективе; формировать интерес к предмету; способствовать воспитанию осознанного отношения к выполняемой работе, обучению, ответственности за свою работу.

В результате изучения темы обучающийся должен

иметь практический опыт:

-       составления алгоритмов взятия материала для микробиологических исследований

-       обеспечения надлежащей транспортировкам материала

уметь:

-       проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований

знать:

-       основные методы асептики и антисептики

В результате должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

Методическое оснащение занятия:

Материально – техническое оснащение:  маски, перчатки, 70% спирт, шпатели, стеклограф, лотки, лабораторная посуда для взятия биологического материала (тампоны с пробирками), штативы,  фантом головы, ватные шарики, маркированные емкости с дезинфицирующими растворами.

Раздаточный материал: лекционный материал, методические разработки для студентов, задания для самостоятельной работы.

 

Место проведения:  учебный кабинет «Основы микробиологии и иммунологии».

 

Литература для подготовки:

Основной источник

Ссылка

QR

Основы микробиологии и иммунологии. учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019.

Гл.3, 3.4. удаление лабораторных отходов

 

http://www.medcollegelib.ru/doc/ISBN9785970435991-0004/003.html?SSr=350133ed661727e3d83150889501497664

 

 

Дополнительные

источники

 

 

Лекция 4

https://vk.com/doc171747733_488467342

 

Материалы практики

 

https://vk.com/doc171747733_495583869

 

Микрофлора зубного налета

https://vk.com/doc171747733_596809627

Устройство микроскопа

https://www.youtube.com/watch?v=vcx9FpyLi5w&ab_channel=wat3rm3lonRU

Приготовление фиксированного препарата и окраска по Граму

https://vk.com/club203934598?z=video-203934598_456239031%2Fcd73caacb74f3ac205%2Fpl_wall_-203934598

 

 

 

 

 

 

Технология обучения: поисково- алгоритмическая.

№ п/п

Этапы занятия.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

I.

Организационный момент  (5 мин.)

1.1 Проверить подготовленность аудитории к проведению занятия

1.2 Отметить отсутствующих, провести организационные записи в журнале

1.3 Назвать тему занятия

1.4 Обозначение мотивации

Знание о микрофлоре необходимо каждому участнику медицинской службы, так как микроорганизмы принимают непосредственное участие в процессах метаболизма человека, являются мощными антагонистами патогенной флоры.

На занятии вы научитесь готовить и окрашивать микропрепарат материала, взятого с зубного налета.

.1.5      Определение цели урока

Подготовка обучающихся к занятию.

Преподаватель формирует мотив познавательной деятельности студентов.

Обучающиеся пробуют сформулировать цель занятия.

Регулятивные

ОК 1

II.

Актуализация знаний  (10 мин.)

Обучающиеся устно отвечают на вопросы:

. Назовите структуру бактериальной клетки, которая определяет окрашиваемость по Граму.

2. Назовите цвет, в который окрашиваются по Граму грамотрицательные бактерии.

3. Назовите микроорганизмы с прокариотическим типом клетки.

4. Назовите микроорганизмы с эукариотическим типом клетки.

5. Назовите морфологические формы бактерий.

6. Какие грибы не имеют полового размножения?

7. Мицелий образуют грибы, называемые...........(закончить предложение).

8. Назовите простейшие, обладающие апикальным комплексом.

9. Как называется структура, которая имеется у сложноорганизованных вирионов и отсутствует у простоорганизованных?

10. Инфекционные белковые частицы. ...........(закончить предложение).

11. Какие существуют виды микроскопов?

12. Какими классами представлены Простейшие?

13. Какими группами представлены микрорганизмы?

14. Зрелая частица вируса называется. ...........(закончить предложение).

 

Активизация внимания

Обучающиеся устно отвечают на вопросы,

Обосновывая выбор правильного ответа. Производят самоконтроль.

Учебно-познавательные

ОК 2-5

III.

Закрепление нового материала (Творческий этап)           (60 мин.)

 

     Для закрепления знаний студентам предлагаются обучающие задания:

1.      Изучить 

Приложению 1 «Микрофлора полости рта»,  

Приложению 2«Устройство микроскопа»,

Приложению 3«Правила работы с микроскопом»

Приложение 4 «Приготовление мазка из зубного налета»

2.      Провести обсуждение изученного материала по контрольным вопросам к Приложениям 1-4, рассмотреть под микроскопом готовые фиксированные препараты с микрофлорой.

 

 

 

3.      Приготовить фиксированный препарат зубного налета и провести окрашивание по Грмау

Проверка результатов проведения  манипуляции:

Соответствие алгоритму и заполнение направления  в соответствии образцу -  «5»,

Неправильно заполнено направление, но манипуляция проведена верно -   «3»,

Неправильно заполнено направление, манипуляция проведена неверно -  «2»

 

Контроль конечного уровня знаний обучающихся (Приложение 1).

 Студентам предлагается  ответить на итоговые вопросы:

1.      В чем значение микроскопического метода?

2.      Какие группы бактерий по отношению к окраске по Граму существуют?

3.      Что представляет собой простое окрашивание?

4.      Что представляет собой сложное окрашивание?

5.      Как выглядят под микроскопом Грам+  стафилококки? 

6.      Как выглядят под микроскопом Грам –  энтеробактерии?

7.      Как выглядят под микроскопом грибы?

8.      Какие группы микроорганизмов составляют микрофлору ротовой полости?

9.      Какие микроорганизмы являются анаэробами?

10.  Какие микроорганизмы являются аэробами?

11.  Какое свойство бактерий называется тинкториальность?

12.  Как готовиться микропрепарат?

13.  Как прводится простое окрашивание?

14.  Как проводится сложное окрашивание?

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся изучают Приложения, производят самоконтроль.

 

Используя свои знания и материал Приложений, отвечают на вопросы, сравнивают с эталоном ответов, который находится у преподавателя. Рассматривают  готовые фиксированные препараты, дают морфологическую характеристику

Обучающиеся осваивают манипуляции по микроскопии

Используют фотографии микропрепаратов для определения морфологической группы.

 

 

 

 

 

Студенты отвечают на вопросы общего тест-контроля по изученным темам, осуществляют самооценку.

Компетенции самосовершенствования, ценностно-смысловые

 

ОК .2-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 2- 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 2,13

ПК 1.2, 4.2, 4.7,

 

 

 

 

 

 

 

ОК 2-6, 8,9,12

IV.

Подведение итогов          (15 мин.)

Подведение итогов занятия.

Повторение целей урока:  - повторить основные методы по забору транспортировке материала для микробиологического исследования.

Преподаватель помогает правильно сформулировать вывод:

Изучив тему урока, мы достигли нашей цели?

Разбор типичных ошибок.

Озвучиваются оценки.

 

 

Обучающиеся выявляют ошибки, определяют – выполнена ли цель занятия, заполняют отчет по выполненной работе, отвечают на итоговые вопросы.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

Компетенции личностного самосовершенствования

ОК 1-9, 11, 12

I.        

Домашнее задание

Ознакомление с темой следующего практического занятия: «Физиология  микроорганизмов. Методы   изучения».

Обучающие выслушивают, записывают

 

 

Используемые источники:

Основы микробиологии и иммунологии. Электронный учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019., 

 

 

Приложение 1.

Микрофлора полости рта

В полости рта насчитывается около 160 видов микроорганизмов — это один из наиболее обсемененных отделов организма человека.

Микроорганизмы в полости рта распределяются неравномерно. В большом количестве они обнаруживаются на спинке языка и поверхности зубов. В 1 г зубного налета содержится около 300 миллиардов микробов, в слюне их меньше — около 900 миллионов в 1 мл.

Постоянная микрофлора полости рта

Включает  представителей всех классов микроорганизмов: бактерий, актиномицетов, спирохет, грибов, простейших, а также вирусов. Преобладают бактерии, причем около 90 % микробных видов составляют анаэробы.

http://healthylife.typepad.com/.a/6a0115723e9012970b0168e5ef8395970c-piНаиболее обширная группа бактерий, населяющих полость рта, кокковидные формы.

 

Стрептококки. Являются одними из основных обитателей полости рта.

http://medach.pro/wp-content/uploads/2017/05/541049274.jpg

 

 

Бактерии рода Veillonella представляют собой мелкие грамотрицательные кокки. Клетки имеют сферическую форму, в мазках располагаются попарно, в виде скоплений или коротких цепочек.

 

http://imgc.allpostersimages.com/images/P-473-488-90/64/6473/HEQH100Z/posters/gladden-willis-branhamella-catarrhalis-bacteria-a-gram-negative-coccus-gram-stain-lm-x322.jpg

 

 

 

Нейссерии. Грамотрицательные диплококки бобовидной формы.

 

 

 

 

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c225e299d23705c7084db34fa3c6bff8&n=13Бранхамеллы. Представляют собой кокки, обычно располагаются попарно. Грамотрицательны.

https://www.sunhome.ru/i/journal/140/kislomolochnie-bakterii.xxl.jpghttp://chert-poberi.ru/wp-content/uploads/2016/03/91.png

 

 

Молочнокислые бактерии (лактобациллы). Представляют  собой палочки ot длинных и тонких до коротких типа коккобацилл. Часто образуют цепочки. Грамположительны.

http://www.nkj.ru/upload/iblock/f79/f7952396888c342f57bb8749c6b2a4ae.jpg

 

Бактероиды. В полости рта здоровых людей всегда присутствуют бактероиды — анаэробные грамотрицательные. Отличаются большим полиморфизмом — могут иметь палочковидную, нитевидную или кокковидную форму.

 

http://img3.wikia.nocookie.net/__cb20110316052549/medschool/images/c/cd/F1.large.jpg

 

 

 

Актиномицеты. Грамположительны, имеют тенденцию образовывать разветвленные нити.

http://www.proprofs.com/quiz-school/user_upload/ckeditor/Candida%20albicans%20%28yeast%29.jpg

 

 

 

 

 

Дрожжеподобные грибы рода Candida. Грамположительны, могут окрашиваться неравномерно: периферический слой клетки — в фиолетовый цвет, центральная часть — в розоватый; встречаются целиком грамотрицательные клетки. Клетки грибов рода Candida могут быть округлой, овоидной, цилиндрической, иногда неправильной формы.

 

Вопросы к Приложению 1

1.        Какие грамположительные кокки можно обнаружить в ротовой полости?

2.        Какие грамотрицательные кокки можно обнаружить в ротовой полости?

3.        Какие грамположительные палочки можно обнаружить в ротовой полости?

4.        Какие грамотрицательные палочки можно обнаружить в ротовой полости?

5.        Как выглядят актиномицеты при окраске по Граму?

6.        Какие грибы можно обнаружить в ротовой полости?

7.        Какая особенность у грибов при окрашивании по Граму?

8.        В чем основная особенность микрофлоры ротовой полости?

9.        В чем особенность распределения микрофлоры ротовой полости?

10.   Какой тип дыхания характерен для микрофлоры ротовой полости?

11.   Какая группа бактерий микрофлоры ротовой полости наиболее многочисленна?

12.   Какие виды диплококков присутствуют в микрофлоре ротовой полости?

13.   Что отличает бактероиды от других палочек?

14.   Как могут выглядеть лактобациллы?

Приложение 2.

Устройство микроскопа.

Объектив - определяет полезное увеличение объекта. Объектив состоит из нескольких линз. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами. В учебных целях используют обычно объективы х8 и х40.

Окуляр состоит из 2-3 линз. Увеличение окуляров обозначено на них цифрами: х7, х10, х15. Окуляры не выявляют новых деталей строения и в этом отношении их увеличение бесполезно.

Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.

Осветительное устройство состоит из зеркала или электроосветителя, конденсора с ирисовой диафрагмой и светофильтром, расположенных под предметным столиком. Они предназначены для освещения объекта пучком света.

Механическая система микроскопа состоит из подставки, коробки с микрометренным механизмом и микрометренным винтом, тубусодержателя, винта грубой наводки, кронштейна конденсора, винта перемещения конденсора, револьвера, предметного столика.



Описание: http://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/malprak1/chap1/R_1_1_clip_image001.jpg

Устройство микроскопов:  А - БИОЛАМ; Б - МБС-1.

1 - окуляр, 2 - тубус, 3 - тубусодержатель, 4 - винт грубой наводки, 5 - микрометренный винт, 6 - подставка, 7 - зеркало, 8 - конденсор, ирисовая диафрагма и светофильтр, 9 - предметный столик, 10 - объектив, 11 - стойка, 12 - оптическая головка, 13 - рукоятка переключения увеличения, 14 - бинокулярная насадка.

Приложение 3

Правила работы с микроскопом

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

1.     Работать с микроскопом следует сидя;

2.     Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало;

3.     Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4.     Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;

5.     Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6.     Опустить объектив 8 х в рабочее положение, т. е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7.     Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения;

8.     Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

9.     Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;

12. Для изучения объекта при большом увеличении сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются две риски, а на микрометренном винте - точка, которая должна все время находиться между рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При несоблюдении этого правила, микрометренный винт может перестать действовать;

13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

 

 

Приложение 4.

Приготовление мазка из зубного налета

1.        На обезжиренное предметное стекло нанесите петлей каплю физиологического раствора.

2.        В правую руку возьмите деревянную палочку (зубочистку) и проведите ею между зубами и у основания зубов, снимая небольшое количество зубного налета.

3.        Погрузите палочку в каплю физраствора, равномерно распределите зубной налет по стеклу и приготовьте мазок в виде небольшого круга (d2см).

4.        Прожгите в пламени спиртовки конец палочки, потушите и выбросьте ее в урну.

5.     Подсушить мазок на воздухе. Правильно приготовленный мазок имеет вид беловатого полупрозрачного круга;

6.     Фиксация микропрепарата в верхней части пламени5-6 секунд: проведите стекло   препаратом наверх несколько раз через пламя.

Цели фиксации микропрепарата:

1.     убить микроорганизмы (техника безопасности при дальнейшей работе);

2.     фиксация микропрепарата – закрепление на стекле;

3.     убитые микроорганизмы (фиксированный мазок) лучше окрашивается.

4.     Окраска микропрепарата.

 

В зубном налете обнаруживают грамположительные бактерии - стрептококки, стафилококки, дифтероиды, стрептококки, актиномицеты и грамотрицательные - фузобактерии, вибрионы, вейлонеллы, нейссерии, спирохеты. А также дрожжеподобные грибы рода Candida.

 

Приложение 5.

Окраска мазка простым методом

(метиленовым  синим)

1.     После охлаждения предметного стекла нанесите 1-2 капли водного раствора метиленового синего на фиксированный мазок (чтобы он был полностью покрыт краской).

2.     Окрашивайте в течение 2-3 минут.

3.     Смойте краску водой.

4.     Просушите препарат фильтровальной бумагой.

Окраска мазка сложным методом

Метод Грама

1.     Нанесите метиловым фиолетовым или 1% кристаллическим фиолетовым и оставьте на 2 минуты, для избегания остатков красителя, используют фильтровальную бумагу, пропитанную красителем.

2.     Слейте, не смывая. 

3.     Добавьте раствор Люголя,  оставьте на 1 минуту

4.     Слейте, не смывая. 

5.     Добавьте спиртом, держите не менее 30 секунд.

6.     Промойте мазок водой, до отхождения чистых вод.

7.     Добавьте сафранин на 2 минуты.

8.     Промойте мазок водой, до отхождения чистых вод.

9.     Старайтесь каждый реактив добавлять в равной пропорции.

 

 

Проверочное тестирование

 

Тестовый контроль

По теме: «Морфология микроорганизмов. Методы  изучения»

 

Вариант I

 

1.      Какая наука изучает патогенные для человека грибы? Выберите правильный ответ.

а) микробиология;

б) вирусология;

в) бактериология;

г) микология.

2. Какие микроорганизмы относятся к царству эукариотов?

а) грибы, простейшие;

б) вирусы;

в) бактерии.

3. Как называются микроорганизмы,  живущие  только в отсутствии кислорода?

_______________________

4. Как называются вирусы бактерий?

а) вирионы;

б) бактериофаги;

в) сложные вирусы.

5. Какие микроорганизмы имеют спиралевидную форму?

а) риккетсии;

б) микоплазмы;

в) вирусы;

г) спирохеты.

6. Что находится в центре вириона?

а) белок;

б) нуклеиновая кислота;

в) капсид;

г) липополисахариды.

7. Спирохеты по своему строению находятся  между:

а) вирусами и бактериями;

б) бактериями и простейшими;

в) бактериями и грибами.

8. При окраске метиленовым синим, на сколько времени наносится краситель?

а) 1 минуту;

б) 2 минуты;

в) 1-2 минуты;

г) 5 минут.

9. Назовите цели фиксации микропрепарата.

а) ______________________

б) ______________________

в) ______________________

10. Назовите морфологические формы бактерий.

                   А                                            Б                                            В          

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый контроль

По теме: «Морфология микроорганизмов. Методы  изучения»

 

Вариант II

 

1.                 Какая наука изучает микроорганизмы, вызывающие заболевания у человека?

а) вирусология;

б) бактериология;

в) микология;

г) медицинская микробиология.

2.                  Какие микроорганизмы относятся к царству эукариотов?

а) микроорганизмы, лишенные обособленного ядра, митохондрий и аппарата Гольджи;

б) неклеточная форма жизни;

в) микроорганизмы, имеющие обособленное ядро.

3.                  Микроорганизмы, живущие за счет живой клетки, называют:

________________________

 

4.                  Как называется зрелая вирусная частица?

а) капсид;

б) вирион;

в) суперкапсид;

г) нуклеокапсид.

5.                  Кокки, располагающиеся попарно – это:

а) микрококки;

б) диплококки;

в) сарцины;

г) стрептококки.

6.                  Микроаэрофилы – это бактерии:

а) живущие только при отсутствии кислорода;

б) живущие только в присутствии кислорода;

в) при небольших количествах кислорода;

г) в присутствии и отсутствии кислорода.

7.                  В какой цвет окрашиваются грамотрицательные бактерии?

а) красный;

б) желтый;

в) фиолетовый;

г) синий.

8.                  Назовите 1 этап приготовления микропрепарата:

________________________

 

9.                  Какие микроорганизмы относятся к неклеточной форме жизни? Напишите.

________________________

 

10.              Назовите морфологические формы бактерий:

                         А                                                    Б                                                    В

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый контроль

По теме: «Морфология микроорганизмов. Методы  изучения»

 

Вариант III

 

1.      Какая наука изучает возбудителей отдельных заболеваний и методы их лабораторной диагностики?

а) общая микробиология;

б) медицинская микробиология;

в) частная микробиология;

г) бактериология.

2.       Микроорганизмы, имеющие обособленное ядро относятся к Царству:

_______________________

 

3.       Какие бактерии могут жить, как в присутствии, так и в отсутствии кислорода?

а) облигатные аэробы;

б) облигатные анаэробы;

в) факультативные анаэробы;

г) микроаэрофилы.

4.       Какие из перечисленных бактерий имеют один жгутик?

а) перитрихи;

б) амфитрихи;

в) монотрихи;

г) лофотрихи.

5.       В какой цвет окрашиваются по Граму грамотрицательные бактерии? Напишите.

________________________

 

6.       Укажите, какие бактерии способны образовывать споры:

а) спирохеты;

б) клостридии;

в) стафилококки;

г) вибрионы.

7.       Назовите цели фиксации мазка (микропрепарата):

а) ________________________

б) ________________________

в) ________________________

8.       Окраска по Граму относится к:

а) простым методам окраски;

б) сложным методам окраски;

в) методам выявления капсул микроорганизмов.

9.       Какие микроорганизмы называют паразитами на генетическом уровне?

_________________________

 

10.   Назовите морфологические формы бактерий:

                  А                                                     Б                                                       В

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый контроль

По теме: «Морфология микроорганизмов. Методы  изучения»

 

Вариант IV

 

1.       К какой группе, из перечисленных относятся простейшие и грибы?

      а) прокариоты;

      б) эукариоты;

в) вирусы.

2.       Как называются бактерии, питающиеся органическими останками? Напишите.

________________

 

3.       Какая наука изучает грибы? Напишите.

________________

 

4.       Что такое репликация?

      а) воспроизведение нуклеиновой кислоты;

      б) сборка вириона;

      в) «раздевание вируса».

5.       Кокки, располагающиеся в виде цепочки, это:

      а) стрептококки;

      б) диплококки;

      в) стафилококки;

      г) сарцины.

6.       Назовите группы, на которые делятся бактерии по типу дыхания:

      а) _____________

      б) _____________

      в) _____________

      г) _____________

7.       При окраске фуксином, сколько минут выдерживается краситель?

      а) 1 мин;

      б) 2 мин;

      в) 5 мин.

8.       В каком микроскопе можно обнаружить вирус?

      а) электронном;

      б) световом.

9.       Какие микроорганизмы не имеют клеточного строения? Напишите.

________________

 

10.    Назовите морфологические формы бактерий?

 

                               А                                                            Б                                                                В               

        

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый контроль

По теме: «Морфология микроорганизмов. Методы  изучения»

 

Вариант V

 

1.       Микология – это наука, которая изучает:

а) грибы;

б) бактерии;

в) простейшие;

г) вирусы.

2.       Бактерии относятся к Царству:

_____________________

 

3.       Микроорганизмы, не имеющие клеточного строения это:

_____________________

 

4.       Как называются бактерии, живущие только в присутствии кислорода?

а) облигатные аэробы;

б) облигатные анаэробы;

в) факультативные анаэробы;

г) микроаэрофилы.

5.       Какой вирус был открыт первым?

а) вирус гриппа;

б) вирус гепатита В;

в) вирус кори;

г) вирус табачной мозаики.

6.       Назовите бактерии, образующие споры:

а) ___________________

б) ___________________

 

7.       Сколько времени проводится обесцвечивание спиртом при окраске по Граму?

а) 1 мин;

б) 2 мин;

в) 30 сек;

г) 5 мин.

8.       Какая микроскопия проводится для обнаружения вирусов?

а) электронная;

б) темнопольная;

в) люминесцентная;

г) фазово-контрастная.

9.       Какую форму имеют бактериофаги?

____________________

 

10.    Назовите  морфологические формы бактерий:

 

                    А                                             Б                                              В

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый контроль

По теме: «Морфология микроорганизмов. Методы  изучения»

Вариант VI

1.        Общая микробиология изучает:

а) возбудителей отдельных инфекций;

б) микроорганизмы, вызывающие заболевания человека;

в) микроорганизмы, обитающие во внешней среде;

г) общие свойства микроорганизмы – питание, дыхание, размножение, генетику и др.

2.        Грибы относятся к царству:

_________________________

3.        Какие бактерии питаются отмершими органическими останками?

а) сапрофиты;

б) паразиты;

в) автотрофы.

4.        Какие бактерии живут при небольших количествах кислорода?

а) облигатные анаэробы;

б) микроаэрофилы;

в) облигатные аэробы;

г) факультативные анаэробы.

5.   В какой цвет окрашиваются по Граму грамположительные бактерии?

__________________________

6.      Какие из перечисленных бактерий относятся к извитым формам?

а) микоплазмы;

б) спирохеты;

в) риккетсии;

г) клостридии.

7.      Назовите, какой краситель при окраске по Граму наносится первым:

а) люголь;

б) фуксин;

в) генцианвиолет.

8.      Назовите последний этап приготовления микропрепарата (до окраски).

 

9.       Какие бактерии из перечисленных образуют споры?

а) риккетсии;

б) бациллы;

в) спирохеты;

г) бактерии.

10.    Назовите морфологические формы бактерий:

                           А                                            Б                                            В

                           

 

 

Тестовый контроль

По теме: «Морфология микроорганизмов. Методы  изучения»

Вариант VII

1. Какую форму  имеют бактериофаги?

а) сперматозоидную;

б) палочковидную;

в) кубоидальную;

г) сферическую.

2. Какая классификация принята для обозначения  вида бактерий?

а) бинарная, биноминальная (двойная);

б) мономинальная.

3. Что изучает санитарная микробиология?

а) патогенные микроорганизмы;

б) микроорганизмы, обитающие во внешней среде;

в) непатогенные микроорганизмы.

4. Вирион – это:

а) бактериофаг;

б) сложный вирус;

в) зрелая вирусная частица.

5. Кокки, располагающиеся в виде пачек или тюков, это:

а) стафилококки;

б) сарцины;

в) стрептококки;

г) диплококки.

6. На, какие группы делятся бактерии по используемому источнику энергии?

а) ____________________

б) ____________________

7. При окраске  по Граму, какой краситель  наносится последним?

а) генцианвиолет;

б) фуксин;

в) люголь.

8. Сколько времени фиксируется мазок (микропрепарат)?

а) 30 сек;

б) 5-6 сек;

в) 1 мин;

г) 5 мин.

9. Какие органеллы  отсутствуют у бактерий в отличие от эукариот? Назовите.

а) __________________

б) __________________

в) __________________

10. Назовите морфологические формы бактерий.

                       А                                                   Б                                                   В

                                  

 

 

 

 

 

Тестовый контроль

По теме: «Морфология микроорганизмов. Методы  изучения»

 

Вариант VIII

1.        Сколько типов нуклеиновых кислот содержит вирус?

а) один;

б) два;

в) три;

г) четыре.

2.        К какому отделу Царства прокариот относятся патогенные для человека бактерии?

а) цианобактерии;

б) бактерии (скотобактерии).

3.        Где располагается молекула ДНК у бактерии?

а) в ядре;

б) в ядрышках;

в) в цитоплазме;

г) в рибосомах.

4.        Являются ли риккетсии облигатными внутриклеточными паразитами?

а) да;

б) нет.

5.        Кокки, располагающиеся в виде «грозди винограда» это:

а) стафилококки;

б) диплококки;

в) сарцины;

г) стрептококки.

6.        Как называются бактерии, использующие энергию, выделяющуюся в результате химических реакций?

_______________________

 

7.        В какой цвет окрашиваются по Граму грамположительные бактерии?

а) красный;

б) жёлтый;

в) фиолетовый;

г) синий.

8.        Назовите последний этап приготовления микропрепарата (до окраски):

_______________________

9.        К какому Царству относятся вирусы:

_______________________

10.     Назовите морфологические формы бактерий:

 

                     А                                                  Б                                                 В

                    

 

 

 

 

 

Тестовый контроль

По теме: «Морфология микроорганизмов. Методы  изучения»

 

Вариант IX

1.       Какая наука изучает микроорганизмы, обитающие во внешней среде?

а) общая микробиология;

б) санитарная микробиология;

в) космическая микробиология;

г) частная микробиология.

2.       Вирусы относятся к Царству:

_____________________

3.       Какие бактерии способны синтезировать органические вещества из углекислого газа?

а) сапрофиты;

б) паразиты;

в) автотрофы.

4.       Какие бактерии способны использовать энергию солнечного света?

а) хемотрофы;

б) фототрофы;

в) автотрофы;

г) сапрофиты.

5.       Как называются вирусы бактерий? Напишите.

_____________________

6.       Последний этап окраски по Граму (краситель).  Напишите.

_____________________

7.       Сколько времени нужно проводить фиксацию микропрепарата?

а) 1-2 сек;

б) 5-6 сек;

в) 1-2 мин;

г) 5 мин.

8.       Могут ли вирусы, расти на искусственных питательных средах?

а) да;

б) нет.

9.       Как называются кокки, располагающиеся в виде «грозди винограда»?

а) микрококки;

б) стафилококки;

в) стрептококки;

г) сарцины.

10.    Назовите морфологические формы бактерий:

 

                     А                                                              Б                                                                В

                                 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ

План занятия Тема занятия: 1

План занятия Тема занятия: 1

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

Микрофлора зубного налета https://vk

Микрофлора зубного налета https://vk

Назовите структуру бактериальной клетки, которая определяет окрашиваемость по

Назовите структуру бактериальной клетки, которая определяет окрашиваемость по

Приготовить фиксированный препарат зубного налета и провести окрашивание по

Приготовить фиксированный препарат зубного налета и провести окрашивание по

IV . Подведение итогов (15 мин

IV . Подведение итогов (15 мин

Нейссерии. Грамотрицательные диплококки бобовидной формы

Нейссерии. Грамотрицательные диплококки бобовидной формы

Дрожжеподобные грибы рода Candida

Дрожжеподобные грибы рода Candida

Устройство микроскопа. Объектив - определяет полезное увеличение объекта

Устройство микроскопа. Объектив - определяет полезное увеличение объекта

Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола

Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола

В правую руку возьмите деревянную палочку (зубочистку) и проведите ею между зубами и у основания зубов, снимая небольшое количество зубного налета

В правую руку возьмите деревянную палочку (зубочистку) и проведите ею между зубами и у основания зубов, снимая небольшое количество зубного налета

Добавьте сафранин на 2 минуты. 2

Добавьте сафранин на 2 минуты. 2

Спирохеты по своему строению находятся между: а) вирусами и бактериями; б) бактериями и простейшими; в) бактериями и грибами

Спирохеты по своему строению находятся между: а) вирусами и бактериями; б) бактериями и простейшими; в) бактериями и грибами

Какая наука изучает микроорганизмы, вызывающие заболевания у человека? а) вирусология; б) бактериология; в) микология; г) медицинская микробиология

Какая наука изучает микроорганизмы, вызывающие заболевания у человека? а) вирусология; б) бактериология; в) микология; г) медицинская микробиология

Назовите 1 этап приготовления микропрепарата: ________________________ 2

Назовите 1 этап приготовления микропрепарата: ________________________ 2

Какие бактерии могут жить, как в присутствии, так и в отсутствии кислорода? а) облигатные аэробы; б) облигатные анаэробы; в) факультативные анаэробы; г) микроаэрофилы

Какие бактерии могут жить, как в присутствии, так и в отсутствии кислорода? а) облигатные аэробы; б) облигатные анаэробы; в) факультативные анаэробы; г) микроаэрофилы

Тестовый контроль По теме: «

Тестовый контроль По теме: «

Кокки, располагающиеся в виде цепочки, это: а) стрептококки; б) диплококки; в) стафилококки; г) сарцины

Кокки, располагающиеся в виде цепочки, это: а) стрептококки; б) диплококки; в) стафилококки; г) сарцины

А

А

Микроорганизмы, не имеющие клеточного строения это: _____________________ 2

Микроорганизмы, не имеющие клеточного строения это: _____________________ 2

А

А

Назовите последний этап приготовления микропрепарата (до окраски)

Назовите последний этап приготовления микропрепарата (до окраски)

При окраске по Граму, какой краситель наносится последним? а) генцианвиолет; б) фуксин; в) люголь

При окраске по Граму, какой краситель наносится последним? а) генцианвиолет; б) фуксин; в) люголь

Как называются бактерии, использующие энергию, выделяющуюся в результате химических реакций? _______________________ 2

Как называются бактерии, использующие энергию, выделяющуюся в результате химических реакций? _______________________ 2

Какие бактерии способны использовать энергию солнечного света? а) хемотрофы; б) фототрофы; в) автотрофы; г) сапрофиты

Какие бактерии способны использовать энергию солнечного света? а) хемотрофы; б) фототрофы; в) автотрофы; г) сапрофиты

А

А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2021