План работы (Дорожная карта) по формированию и оценке математической ФГ обучающихся, по повышению качества подготовки обучающихся к прохождению международных исследований PISA
№ п/п |
Мероприятие |
Срок |
Ответственные |
|
1. Организационно – управленческие мероприятия |
||||
1.1 |
|
август |
|
|
1.2 |
|
Сентябрь |
|
|
1.3 |
Корректировка рабочих программ по учебным предметам с учетом положений, изложенных в примерных рабочих программах по предметам, разработанных ИСРО РАО |
До 30.09 |
|
|
1.4 |
Формирование базы данных обучающихся в образовательной организации и организация образовательного процесса классов, групп. |
До 30.09 |
|
|
2. Организационное сопровождение |
||||
2.1 |
Внесение изменений в планы классных руководителей, предусматривающих реализацию региональной программы внеурочной деятельности по развитию ФГ обучающихся в 5-9 классах. |
Сентябрь |
|
|
2.2 |
Пополнение библиотечных фондов серией изданий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» |
В течении года (постоянно) |
|
|
2.3 |
Разработка и утверждение плана мероприятий (Дорожной карты) по формированию и оценке математической ФГ обучающихся, над повышением качества подготовки обучающихся к прохождению международных исследований PISA-2022 на 2021-2022 учебный год. |
Сентябрь |
|
|
2.4 |
Мониторинг степени сформированности математической Функциональной грамотности обучающихся. |
Октябрь - Февраль |
|
|
2.5 |
Участие педагогов в мониторинге «Готовность педагогов к образовательной деятельности, направленной на подготовку к международным исследованиям PISA». |
Февраль - Март |
|
|
3. Контрольно – аналитическая деятельность |
||||
3.1 |
Анализ результатов рейтингования школ, выработка адресных рекомендаций для школ «Красной зоны», НОР. |
В течении учебного года |
|
|
3.2 |
Организация и проведение методического аудита деятельности образовательной организации |
В течении учебного года |
|
|
4. Методический аудит и мониторинговые исследования |
||||
4.1 |
Методический аудит рабочих программ и «дорожных карт» по формированию и развитию математической функциональной грамотности обучающихся |
Октябрь |
|
|
4.2 |
Мониторинг степени сформированности математической функциональной грамотности. 9-е классы |
Февраль - март |
|
|
4.3 |
Мониторинг на сайтах информационных, методических и аналитических материалов по вопросам формирования и развития математической функциональной грамотности» |
Декабрь |
|
|
5. Обобщение и распространение педагогического опыта |
||||
5.1 |
Посещение уроков, занятий внеурочной деятельности с целью выявления лучших практик по формированию и развитию математической функциональной грамотности |
Октябрь - Февраль |
|
|
5.2 |
Накопление методической копилки «Ресурс успеха» с эффективными практиками по формированию и развитию математической функциональной грамотности» |
Октябрь - Март |
|
|
5.3 |
Проведение школьного семинара «Успешные педагогические практики по формированию и развитию функциональной грамотности» |
Апрель |
|
Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты:
Метапредметные и предметные
Грамотность |
||||
Класс |
Читательская |
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
5 класс Уровень узнавания и понимания |
находит и извлекает информацию из различных текстов |
находит и извлекает математическую информацию в различном контексте |
находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте |
находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
6 класс Уровень понимания и применения |
применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем |
применяет математические знания для решения разного рода проблем |
объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний |
применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
7 класс Уровень анализа и синтеза |
анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста |
формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации |
распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте |
анализирует информацию в финансовом контексте |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания |
оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания |
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания |
оценивает финансовые проблемы в различном контексте |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания |
оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания |
интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации |
интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания |
оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения |
Личностные
Грамотность |
|||||
Класс |
Читательская |
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
|
5-9 классы |
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
|
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности, и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс-комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: минимальное – 170 часов максимальное – 340 часов.
Количество часов на один год обучения в одном класс-комплекте – от 34 до 68, т.е по 1-2 часа в неделю:
- 8-16 часов на модуль «математическая грамотность»
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
(Рекомендовано минимальное количество часов применять на уроках математики, биологии, географии, истории, технологии)
№ |
Тема занятия |
Всего часов, 1/2 часа в неделю |
Теория |
Практика |
Рекомендуемые формы деятельности |
|
|
1 |
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. |
0/2 |
0/1 |
0/1 |
Беседа, обсуждение, практикум. |
|
|
2 |
Сюжетные задачи, решаемые с конца. |
1/2 |
0/1 |
1/1 |
Обсуждение, практикум, брейн-ринг. |
|
|
3 |
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. |
1/2 |
0/0 |
1/2 |
Обсуждение, урок-исследование. |
|
|
4 |
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. |
1/2 |
0/1 |
1/1 |
Беседа, обсуждение практикум. |
|
|
5 |
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. |
1/3 |
0,5/1 |
0,5/2 |
Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. |
|
|
6 |
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. |
1/1 |
0/0 |
1/1 |
Обсуждение, урок-практикум, моделирование. |
|
|
7
|
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. |
1/2 |
0,5/1 |
0,5/1 |
Урок-практикум. |
|
|
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
|
2 |
Тестирование. |
|||
Итого |
8/16 |
1/5 |
7/11 |
|
|||
6 класс
№ |
Тема занятия |
Всего часов, 1/2 часа в неделю |
Теория |
Практика |
Рекомендуемые формы деятельности |
|
|
1 |
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. |
0/1 |
0/0 |
0/1 |
Игра, обсуждение, практикум. |
|
|
2 |
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. |
0/2 |
0/1 |
0/1 |
Исследовательская работа, урок-практикум. |
|
|
3 |
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. |
1/2 |
0/1 |
1/1 |
Обсуждение, урок-практикум, соревнование. |
|
|
4 |
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). |
0/1 |
0/0 |
0/1 |
Урок-игра, урок-исследование. |
|
|
5 |
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. |
1/2 |
0/0 |
1/2 |
Урок-игра, индивидуальная работа в парах. |
|
|
6 |
Графы и их применение в решении задач. |
0/1 |
0/0 |
0/1 |
Обсуждение, урок-практикум. |
|
|
7 |
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. |
2/3 |
1/1 |
1/2 |
Беседа, урок-исследование, моделирование. |
|
|
8 |
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. |
2/2 |
1/1 |
1/1 |
Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. |
|
|
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
|
2 |
Тестирование. |
|||
Итого |
8/16 |
2/4 |
6/12 |
|
|||
7 класс
№ |
Тема занятия |
Всего часов, 1/2 часа в неделю |
Теория |
Практика |
Рекомендуемые формы деятельности |
|
1.
|
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. |
0/1 |
0/0 |
0/1 |
Обсуждение, практикум. |
|
2.
|
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. |
1/2 |
0/1 |
1/1 |
Исследовательская работа, урок-практикум. |
|
3.
|
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. |
0/2 |
0/1 |
0/1 |
Обсуждение, урок-практикум. |
|
4.
|
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. |
1/2 |
0,5/0,5 |
0,5/1,5 |
Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. |
|
5.
|
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. |
1/1 |
0/0 |
1/1 |
Урок-игра, урок-исследование. |
|
6.
|
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. |
1/1 |
0/0 |
1/1 |
Урок-исследование. |
|
7.
|
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. |
0/2 |
0/1 |
0/1 |
Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. |
|
8.
|
Решение геометрических задач исследовательского характера. |
2/3 |
0,5/1 |
1,5/2 |
Проект, исследовательская работа. |
|
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
|
2 |
Тестирование. |
||
Итого |
8/16 |
1/5 |
7/11 |
|
8 класс |
|
|||||||
№ |
Тема занятия |
Всего часов, 1/2 часа в неделю |
Теория |
Практика |
Рекомендуемые формы деятельности |
|
||
1.
|
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. |
1/1 |
0/0 |
1/1 |
Практикум. |
|
||
2.
|
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. |
1/1 |
0/0 |
1/1 |
Беседа. Исследование. |
|
||
3.
|
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. |
0/2 |
0/1 |
0/1 |
Исследовательская работа, практикум. |
|
||
4.
|
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. |
0/2 |
0/1 |
0/1 |
Проектная работа. |
|
||
5.
|
Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. |
1/2 |
0,5/1 |
0,5/1 |
Обсуждение. Урок практикум. |
|
||
6.
|
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. |
1/1 |
0/0 |
1/1 |
Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. |
|
||
7.
|
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. |
1/2 |
0/1 |
1/1 |
Урок-исследование. |
|
||
8.
|
Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. |
1/3 |
0/1 |
1/2 |
Урок-практикум. |
|
||
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
0 |
2 |
Тестирование. |
||||
Итого |
8/16 |
0,5/5 |
7,5/11 |
|
||||
9 класс |
|
|||||||
№ |
Тема занятия |
Всего часов, 1/2 часа в неделю |
Теория |
Практика |
Рекомендуемые формы деятельности |
|
||
1.
|
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. |
0/1 |
0/0 |
0/1 |
Беседа. Обсуждение. Практикум. |
|
||
2.
|
Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. |
0/1 |
0/0 |
0/1 |
Обсуждение. Исследование. Практикум. |
|
||
3.
|
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. |
1/2 |
0/1 |
1/1 |
Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум. |
|
||
4.
|
Задачи с лишними данными. |
1/2 |
0/1 |
1/1 |
Обсуждение. Исследование. |
|
||
5.
|
Решение типичных задач через систему линейных уравнений. |
0/2 |
0/1 |
0/1 |
Исследование. Выбор способа решения. Практикум. |
|
||
6.
|
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов . |
1/2 |
0/1 |
1/1 |
Обсуждение. Практикум. |
|
||
7.
|
Решение стереометрических задач. |
1/2 |
0/1 |
1/1 |
Обсуждение. Практикум. |
|
||
8.
|
Вероятностные, статистические явления и зависимости. |
2/2 |
1/1 |
1/1 |
Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. |
|
||
Проведение рубежной аттестации. |
2 |
0 |
2 |
Тестирование. |
||||
Итого |
8/16 |
1/6 |
7/10 |
|
|
|||
Основные подходы к оценке математичекой грамотности учащихся основной школы
Введение
Методологической основой мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности было выбрана концепция международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), целью которого является оценка подготовки 15-летних учащихся по шести направления, одним из которых является математика.
Оценка математической подготовки 15-летних учащихся в исследовании PISA основана на следующем определении математической грамотности: «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.»
Содержание, которое организаторы исследования вкладывают в это понятие, фактически сведено к так называемой «функциональной грамотности», которая, по словам А.А. Леонтьева, предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Концептуальные рамки оценки математической грамотности в исследовании PISA
Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента:
− контекст, в котором представлена проблема;
− содержание математического образования, которое используется в заданиях;
− мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.
Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей математизации. Выделены и используются 4 категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, и научная деятельность.
Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырём категориям: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределённость и данные, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями. Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею, которая в общем виде характеризует специфику содержания заданий, относящихся к этой области.
В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем, которые, с одной стороны, изучаются в школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы 15-летним учащимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их математического кругозора:
– изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;
– пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;
– количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;
– неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.
По сравнению с более традиционным тематическим подходом к представлению содержания выстраивание его вокруг четырёх обобщающих идей позволяет более широко охарактеризовать результаты, показанные учащимися, с позиций овладения идеями, тесно связанными с сущностью реальных явлений окружающего мира. Уровень овладения этими идеями позволяет предметно оценивать возможности учащихся в использовании полученных знаний в повседневной жизни.
Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися:
– формулировать ситуацию на языке математики;
– применять математические понятия, факты, процедуры;
– интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.
Очевидно, что каждый из этих мыслительных процессов опирается на математические рассуждения, поэтому разработчики концепции исследования PISA-2021 использовали те же мыслительные процессы, что и на предшествующих этапах исследования, но дополнив их рассуждениями. Это означает, что учащимся потребуется продемонстрировать, как они умеют размышлять над аргументами, обоснованиями и выводами, над различными способами представления ситуации на языке математики, над рациональностью применяемого математического аппарата, над возможностями оценки и интерпретации полученных результатов с учётом особенностей предлагаемой ситуации.
Помимо уже названных нововведений исследования 2021 г., отметим новые темы, включённые в содержание проверки:
− явления роста, изменений линейного и нелинейного характера; например, потребуется проследить закономерности, проявляющиеся при возведении в степень некоторого числа;
− геометрические преобразования, аппроксимации, разбиения и составления фигур; например, потребуется построить орнамент из заданных фигур по заданному правилу;
− компьютерное конструирование и моделирование, например, потребуется изображать по указанным правилам маршруты на карте;
− принятие решений с учётом предлагаемых условий или дополнительной информации; например, потребуется при покупке некоторого товара учитывать представленное в таблице сообщение, в котором содержится статистика мнений покупателей об этом товаре.
Данные концептуальные положения, лежащие в основе исследования математической подготовки учащихся в рамках PISA, целесообразно реализовать и при разработке основных положений «мягкого мониторинга».
Основные элементы содержания, выделяемые для формирования и оценки математической грамотности в 5-х и 7-х классах
С целью выделения основных элементов математической подготовки, актуальных для формирования и оценки функциональной грамотности в рамках «мягкого мониторинга» в 5-х и 7-х классах, а также уточнения предметных недочётов в математической подготовке российских учащихся, были проанализированы задания в исследованиях PISA-2015 и PISA-2018, результаты выполнения которых оказались ниже средних международных и не превышали 40%. Сопоставление с документами, определяющими содержание математического образования в российской школе, показало, что невысокие результаты российских учащихся связаны с недостаточным овладением некоторым обязательным предметным материалом:
– курса математики 5–6-х классов, который не актуализируется в 7–9-х классах (например, действия с обыкновенными и десятичными дробями, проценты, пропорции, отношения);
– той части курса математики 9-го класса, который связан с числовыми последовательностями.
Кроме того, проявились недостатки в овладении следующими метапредметными умениями:
• принимать задачу, представленную в форме, отличной от формы, типичной для российских учебников;
• работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной, графической, а также переходить от одной формы к другой;
• привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условии задачи, особенно в тех случаях, когда для этого требуется использовать бытовые сведения, личный жизненный опыт;
• отбирать информацию, необходимую для решения, в частности, если условие задачи содержит избыточную информацию; удерживать в процессе решения все условия, необходимые для решения проблемы;
• владеть навыками самоконтроля за выполнением условий (ограничений) при нахождении решения и интерпретации полученного результата в рамках ситуации;
• определять самостоятельно точность данных, требуемых для решения задачи;
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности
• использовать здравый смысл, метод перебора возможных вариантов, метод проб и ошибок;
• представлять в свободной словесной форме обоснованный ответ, который определяется особенностями ситуации.
На основе проведённого анализа были выделены умения, на формирование или развитие которых следует обратить внимание при обучении в 5-х и 7-х классах.
5 класс:
– выполнять действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями: упорядочение долей, сложение и вычитание несложных дробей;
– выполнять действия с числовыми выражениями; составлять числовое выражение;
– выполнять деление с остатком, иметь представление о делителях и кратных;
– выполнять приближенные вычисления, прикидку и оценку результата вычислений, округлять до указанной разрядной единицы, а также с учётом условий описанной ситуации по недостатку или по избытку;
– распознавать и делать выводы о зависимости между двумя величинами (прямая/обратная); решать задачи на увеличение/уменьшение на/в;
– переводить единицы измерения длины и времени из более крупных в более мелкие и обратно;
– решать задачи методом перебора вариантов;
– читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатой и круговой диаграмм;
– иметь представление о шкалах; ориентироваться на числовой прямой;
–устанавливать соответствие между реальным размером объекта и представленным на изображении;
– распознавать геометрические формы и описывать объекты окружающего мира с помощью языка геометрии;
– представлять объект по описанию, рисунку, заданным характеристикам; мысленно трансформировать трёхмерную фигуру (реальный объект) в двумерную и обратно, распознавать развертки куба, параллелепипеда;
– складывать фигуры из квадратов, прямоугольников, треугольников, отрезков, разбивать на указанные формы;
–использовать для решения задач простейшие свойства квадрата и прямоугольника;
–иметь представление о площади и периметре, применять формулы нахождения периметра и площади квадрата и прямоугольника;
– проверять истинность утверждений, обосновывать вывод, утверждение, полученный результат.
7 класс:
– выполнять все виды деятельности, указанные для 5 класса, а также:
– сравнивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, реальные расчёты;
– вычислять проценты (процентное снижение/повышение), пропорции и отношения, масштаб, использовать основное свойство пропорции, пропорциональное увеличение/уменьшение;
– понимать закономерности, составлять последовательности;
– читать графики зависимостей (линейная и нелинейная);
–составлять математическое описание предложенной зависимости в общем виде (в виде выражения/формулы);
– использовать простейшие свойства треугольника, окружности;
– распознавать комбинации различных плоских форм – отрезков, окружностей, полуокружностей, дуг;
– распознавать трёхмерные фигуры: цилиндр, конус, пирамида (элементы фигур, развертки), комбинации пространственных фигур;
– иметь представление о статистических характеристиках – среднем арифметическом, медиане, моде, размахе, наибольшем и наименьшем значении набора данных;
– интерпретировать данные, представленные в таблицах и на диаграммах, на графиках;
– составлять высказывания, проверять истинность утверждений.
Общие подходы к составлению заданий для «мягкого мониторинга»
Выбор направленности мониторинга на развитие и оценку функциональной грамотности учащихся, отвечающей концепции исследования PISA-2021, привел к необходимости изменить подходы к определению содержания и формы проверочных заданий по сравнению с исследованиями, направленными на оценку учебных достижений учащихся. В связи с этим в качестве основы для разработки заданий приняты материалы международного исследования PISA в части оценки математической грамотности (концептуальные рамки, примеры заданий в исследовании PISA-2021, содержание и результаты выполнения российскими учащимися заданий в исследованиях 2003-2018 гг.).
Ниже изложены подходы к составлению заданий, предназначенных для оценки и формирования математической грамотности. Апробация разработанных заданий позволила уточнить некоторые особенности и требования к разрабатываемым заданиям.
1. Учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные, практические проблемные ситуации, разрешаемые средствами математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема, должен быть действительно жизненным, а не надуманным. Ситуации должны быть характерными для повседневной учебной и внеучебной жизни учащихся (например, связаны с личными, школьными или общественными проблемами, как это понимается в концепции PISA). Поставленная проблема должна быть нетривиальной, интересной и актуальной для учащихся того возраста, на который она рассчитана.
2. Для выполнения задания требуется холистическое, т.е. целостное, а не фрагментарное, применение математики. Это означает, что требуется осуществить весь процесс работы над проблемой: от понимания, включая формулирование проблемы на языке математики, через поиск и осуществление её решения, до сообщения и оценки результата, а не только часть этого процесса (например, решить уравнение или упростить алгебраическое выражение).
3. Мыслительная деятельность, осуществляемая при выполнении заданий, описывается в соответствии с концепцией PISA-2021.
4. Для выполнения заданий требуются знания и умения из разных разделов курса математики основной школы, соответствующие темам, выделенным в PISA, и планируемым результатам в объёме ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы, формирование которых осуществляется в 5-х или 7-х классах соответственно.
5. Используется следующая структура задания: даётся описание ситуации (введение в проблему), к которой предлагаются два связанных с ней вопроса.
6. Введение в проблему представляет собой небольшой вводный текст, мотивирующего характера, который не содержит лишней информации, не связанной с заданием или не принципиальной для ответа на поставленные далее вопросы. Введение не должно содержать информацию, которая носит отвлекающий характер. Важно: уровень овладения читательской грамотностью не должен отражаться на проверке математической грамотности.
Информация, сообщаемая в задании, даётся в различных формах: числовой, текстовой, графической (график, диаграмма, схема, изображение и др.), она может быть структурирована и представлена в виде таблицы.
Наличие визуализации обязательно. Оказать помощь учащимся в части мысленной визуализации и погружения в сюжет должны фото и рисунки. Графические средства визуализации математического содержания проблемы окажут учащимся помощь на этапе её моделирования, послужат опорой для проведения рассуждений. Если введение содержит слова, которые могут быть не известны учащимся, то в нём можно дать краткое пояснение, определение и/или иллюстрацию к ним.
7. Вопрос позволяет раскрыть приведённую ситуацию с определённой стороны. Каждый самостоятельный содержательный шаг фиксируются; все основные элементы выделяются для оценивания.
Для выполнения большинства заданий не требуется делать громоздкие вычисления, что позволяет значительно уменьшить влияние вычислительных ошибок на демонстрацию учащимся понимания изученных понятий, применение способов действий для решения поставленных задач. В целях оптимизации вычислений учащимся разрешается использовать калькулятор.
В большинстве заданий не содержится прямых указаний на способ, правило или алгоритм выполнения (решения), что позволяет проверить, насколько осознанно учащиеся применяют полученные знания.
Для ответа на вопрос задания достаточно информации, представленной в описании ситуации; если для ответа на последующие вопросы требуется дополнительная информация, то она сообщается в формулировке вопроса или отдельно. Например, если для выполнения задания требуется использовать формулы, то они приводятся в качестве справочного материала.
8. Учитывается, что задания предлагаются учащимся на компьютере, и ответы они вносят, используя его клавиатуру. При разработке заданий используются возможности компьютера, позволяющие проводить построение заданных математических объектов, переносить на плоскости заданные объекты, выполнять вычисления с заданными числами и др.
9. Используются задания разного типа по форме ответа:
− с выбором одного или нескольких верных ответов из предложенных альтернатив;
− со свободным кратким ответом в форме конкретного числа, одного-двух слов;
− со свободным полным ответом, содержащим запись решения поставленной проблемы, построение заданного геометрического объекта, объяснение полученного ответа.
Выполнение заданий с выбором ответа и свободным кратким ответом оценивается автоматически, задания со свободным полным ответом оцениваются экспертами.
Ниже приводится общая структура характеристики математических заданий «мягкого мониторинга».
Характеристика задания
1. Область содержания (всего 4 данные области): пространство и форма; изменение и зависимости; неопределенность и данные; количество.
2. Контекст (всего 4 контекста): общественная жизнь; личная жизнь; образование/профессиональная деятельность; научная деятельность.
3. Мыслительная деятельность (всего 4 деятельности): рассуждать; формулировать; применять; интерпретировать.
4. Объект оценки (предметный результат): например, чтение графиков реальных зависимостей.
5. Уровень сложности: 1, 2 или 3.
6. Формат ответа: с развёрнутым ответом; с выбором ответа; с кратким ответом.
7. Критерии оценивания (1 или 2 балла): полный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл.
Использование заданий для оценки и формирования математической грамотности
Для достижения целей мониторинга математической грамотности предлагается использовать блок заданий, рассчитанный на 20 минут выполнения. Предлагается такая структура блока: 2 задания (сюжета) по 2 вопроса в каждом задании, всего 4 вопроса.
Суммарно в каждый блок входят:
− задания из 2-3-х (из 4-х) областей математического содержания,
− задания из 2-х (из 4-х) контекстов,
− задания из 3-4-х (из 4-х) мыслительных процессов;
− задания трёх видов по сложности: одно лёгкое, два средних, одно сложное;
− задания со следующими критериями оценивания: лёгкое задание оценивается одним баллом, остальные –2-мя баллами; общая сумма баллов за верно выполненный блок заданий – 7.
В целях формирования математической грамотности задания могут использоваться самостоятельно. В этом случае они могут быть дополнены вопросами, развивающими, уточняющими предложенную ситуацию или являющимися проекцией сюжета на реальную жизнь конкретных учащихся, жизнь класса, проблемы местного социума.
Задания лучше выполнять в парах или группах (это зависит от объёмности задания), тогда у учащихся будет возможность обсудить сюжет, используя «коллективный» опыт, уточнить своё понимание ситуации, возможно, задать вопросы учителю. Это поможет выйти на выявление математической сути задания и адекватно сформулировать на языке математики, найти необходимые способы решения.
Обсуждение полезно и на этапе решения задачи, и на этапе интерпретации полученных результатов, чтобы понять, все ли необходимые условия учтены, можно ли решить иначе, проще, рациональнее, соответствует ли математическое решение контексту ситуации и т.п. Обсуждая с классом результаты выполнения задания, учитель должен акцентировать внимание на трёх моментах: как ситуация была преобразована в математическую задачу; какие знания, факты были использованы, какие методы и способы решения были предложены и обсудить их достоинства; как можно оценить полученное решение с точки зрения исходной ситуации.
Полезно предложить учащимся провести анализ своей включенности в выполнение задания, отрефлексировать весь процесс и зафиксировать:
− какие идеи и соображения возникали, были ли они существенными и плодотворными, учтены ли в решении;
− какие возникли трудности и на каком этапе работы над заданием;
− удастся ли самостоятельно справиться с аналогичной ситуацией, если она повторится.
В целях закрепления формируемых умений в качестве домашнего задания можно предложить аналогичную ситуацию с несколько изменёнными данными. Однако задание может носить и творческий характер: придумать своё задание на основе рассмотренного сюжета.
При определённой системности работы по формированию математической грамотности, можно включать изменённые задания и в контрольную работу в качестве дополнительного задания, не связанного с основной темой. В этом случае, можно осуществлять мониторинг выполнения такого рода заданий.
Диагностические работы на сайте МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно – методические материалы на сайте https://edu.pacc.ru/metodmaterialy/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.