РАС - это разнородная группа нарушений развития, характеризующихся дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями*.
РАС называют болезнью ХХI Века.
• По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн. человек.
• Сегодня аутизмом страдает каждый сотый житель планеты.
В чем же трудности ребенка с РАС?
Из-за нарушений переработки сенсорной информации, поступающей из окружающего мира, такой ребенок не в состоянии освоить социальный опыт естественным образом. Традиционные методы обучения практически «не работают».
Залог успеха обучения и адаптации детей с РАС
Направленность на развитие творческого и социального взаимодействия, коммуникации.
В чем плюсы ребенка с РАС?
• Хорошая зрительная и механическая память.
• Преимущества в запоминании абстрактного материала.
• Высокая способность к копированию графических образов.
Рекомендации по развитию творческих способностей у аутичных детей мало чем отличаются от рекомендаций для детей обычных. Однако, есть некоторые особенности, которые необходимо учитывать, работая с детьми-аутистами. Для таких детей развитие их творческих способностей является необычайно важным. Это возможность найти себя в рисовании, лепке, музыке, изобретательстве и во многом другом. Выявив способность ребенка к тому или иному предмету, ее необходимо неуклонно развивать. Все методы работы с обычными детьми также подходят и для работы с детьми с нарушениями.
Особое внимание необходимо уделять моторике пальцев и работе с бумагой. Рисование карандашом особенно предпочтительно, так как формирует навык владения ручкой при письме. Необходимо поощрять детей подписывать слова под каждым изображением, составлять беседу по рисунку, рассказ. Бумага прекрасный материал для скульптурных композиций и аппликаций.
Детей-аутистов могут раздражать некоторые цвета, например, ярко-желтый. Не нужно настаивать на традиционном раскрашивании рисунков, лучше дать им полную свободу творчества.
Для развития способностей ребенка рекомендуется использовать различные виды деятельности, методы и приемы работы. Целесообразно чередовать виды занятий: музыкальные занятия, танцы, лепка, рисование красками, рисование мелками, рисование на больших холстах, рисование руками и пр. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки.
На занятиях с аутичными детьми полезно закрепить место для каждого вида деятельности (здесь рисуем красками, здесь лепим, здесь играем с песком, здесь рассматриваем картинки), а также составить план занятий и разместить его в зоне видимости. Ребенок быстрее привыкнет, если правила будут соблюдаться из раза в раз, меньше будет тревожиться, зная, что за чем следует.
Вместе с этим для аутичных детей полезно менять сложившийся стереотип занятия, постепенно расширяя его. Но делать это нужно очень осторожно, давая ребенку время справиться с изменениями.
Для мотивации к деятельности, особенно в начале занятий, а также в моменты плохого самочувствия ребенка и усложнения заданий, следует использовать сверхценные интересы ребенка. Но это не означает, что деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызывающими повышенный интерес ребенка.
Всевозможные виды творчества помогут ребенку-аутисту и его родителям выявить сильные стороны ребенка, а может быть и откроют невероятные грани таланта, в какой-либо области. Важно помнить, что большинство способностей и талантов детей можно заметить уже в раннем возрасте, поэтому необходимо наблюдать за интересами детей-аутистов, чтобы в дальнейшем помочь ребенку развить, возможно, гениальные способности, тем самым помочь ребенку реализоваться и состояться в жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.