План работы по подготовке к ОГЭ по руссскому языку
Оценка 4.6

План работы по подготовке к ОГЭ по руссскому языку

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл
12.09.2022
План работы по подготовке к ОГЭ по руссскому языку
План работы по подготовке к ОГЭ по руссскому языку
План работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку на 2022 – 2023 учебный год..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

учителя по подготовке к ОГЭ по русскому языку

на 2022 – 2023 учебный  год.

учитель: Таратунина Евгения Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

      Календарно-тематическое планирование по подготовке к ОГЭ по русскому языку для 9 класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на  2022-2023 учебный год .

Цели и задачи курса

Цели изучения курса:

·         формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;

·         обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

·         формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;

·         обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

·         применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

·         углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

·         применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

• редактирование собственного текста;

• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

• соблюдение в практике письма основных норм языка;

• использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

 

 

Планируемые результаты

 

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) овладение всеми видами речевой деятельности:

·         адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

·         владение разными видами чтения;

·         способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

·         овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

·         способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

·         способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

·         умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

·         адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

·         владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

·         владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

·         способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

·         адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

·         умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

·         умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

·         способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

·         умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

·         владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

·         соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

·         способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

·         осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
 

Содержание планирования

Подготовка к написанию изложения (6 ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)

1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)

2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)

3.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

4.Орфографический анализ слова (Задание 5.)

5. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)

6.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)

7.Лексическое анализ слова . (Задание 8.)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (8 ч)

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

Контроль знаний- 3 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

 

п/п

Тема

Сроки

Количество часов

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2022 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа

1

Работа над сжатым изложением

2

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1

3

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

1

4

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

1

5

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

1

6

Выбор приемов сжатия

1

7

Выполнение тренировочного варианта аудиоизложения.

1

Задание 2 Синтаксический анализ текста

8

  Синтаксический анализ текста

1

9

Грамматическая основа предложения. Подлежащее

Сказуемое

1

10

Второстепенные члены предложения

1

11

Односоставные предложения

1

12

Выполнение тренировочных вариантов задания 2 ОГЭ-2022

1

Задание 3. Пунктауционный анализ текста

13

Знаки препинания при однородных членах

1

14

Знаки препинания при обособленных определениях

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

1

15

Знаки препинания при обособленных дополнениях

1

16

Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях

Предложения с обращениями Пунктуационный анализ

1

17

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

18

Сочинительные союзы Подчинительные союзы

1

19

Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

1

20

Выполнение тренировочных вариантов задания 3 ОГЭ-2022

1

Задание 4. Способы связи в словосочетаниях

21

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании

Выполнение тренировочных вариантов задания 4 ОГЭ-2022

1

Задание 5. Орфографический анализ

22

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание

1

 23

Правописание чередующих гласных в корне слова

Правописание безударных гласных в корне слова

1

24

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Правописание частицы НЕ с частями речи

1

25

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

1

26

Выполнение тренировочных вариантов задания 5 ОГЭ-2022

1

Задание 6-8 Анализ текста и средств выразительности. Лексический анализ

27

Выразительные средства лексики и фразеологии Лексический анализ слова

1

28

Выполнение тренировочных вариантов задания 6-8 ОГЭ-2022

1

Работа над сочинением на лингвистическую тему 9.3.

29-30

Структура сочинения-рассуждения 9.3

2

31-32

 Тренировка по написанию сочинения 9.3

2

33-34

 Выполнение тренировочных тестовых заданий

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

№ п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата проведения

1.

Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. 

1

02.09.2020

 

 

2.

Подготовка к написанию изложения.   Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

1

09.09.2020

 

 

3.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

1

16.09.2020

4.

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.

1

23.09.2020

5.

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

07.10.2020

6.

Сжатое изложение. 

1

14.10.2020

7.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). 

1

21.10.2020

8.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2). Анализ вариантов ОГЭ

1

04.11.2020

9.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3). 

1

11.11.2020

10.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).Анализ вариантов ОГЭ.

1

18.11.2020

11.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).

1

25.11.2020

12.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).Анализ вариантов ОГЭ.

1

02.12.2020

13.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Безударные гласные в корне.   (Задание 5). 

1

09.12.2020

14.

  Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Чередующиеся корни. (Задание 5). 

1

16.12.2020

15.

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).

1

23.12.2020

16.

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).Анализ вариантов ОГЭ.

1

30.12.2020

17.

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7).

1

13.01.2021

18.

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7). Анализ вариантов ОГЭ.

1

20.01.2021

19.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8). 

1

27.01.2021

20.

Лексическое значение слова. Фразеологизмы. Слово в контексте. (Задание 8).

1

03.02.2021

21.

Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ .

1

10.02.2021

22.

Выполнение заданий 2-8.  Варианты ОГЭ .

1

17.02.2021

23.

Выполнение заданий 2-8. Варианты ОГЭ .

1

24.02.2021 

24.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

1

03.03.2021

25.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. ВШТ.

1

10.03.2021

26.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ ВШТ.

1

17.03 .2021

27.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.1).

1

31.03.2021

28.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2).

1

07.04.2021

29.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3). ВШТ.

1

14.04.2021

30.

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. Анализ ВШТ.

1

21.04.2021

31.

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

28.04.2021

32.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание изложения.

1

05.05.2021

33.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Выполнение заданий 2-8.

1

12.05.2021

34.

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Написание сочинения.

1

19.05.2021

 

 

                     Список учащихся 9 класса

Ф.И.О

КЛАСС

 

1.

 

Исьянов Данат

Жексенгалиевич

9

 

 

 

 

 

2.

Мартышкин Андрей

Викторович

9

 

 

 

 

 

3.

Пашкина Виктория

Дмитриевна

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Список  слабоуспевающих учащихся 9 класса

Ф.И.О.

КЛАСС

1

Мартышкин Андрей Викторович

9

2

 

 

 

Работа со слабоуспевающими учащимися

Цели и задачи

 

Цель работы:-ликвидация пробелов у учащихся по русскому языку. -создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи:

-создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

-пробуждение сознательного отношения к подготовке к ОГЭ;

-создание благожелательного отношения учителя, окружающих учеников к слабому обучающемуся;

-вовлечение обучающихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;

-Мотивация обучения;

-Психологическая подготовка - успешные действия в ситуации сдачи экзамена.

Формы контроля:

-тесты;

-самостоятельные и проверочные работы;

-собеседования;

-устные и письменные работы (зачёты с использованием таблиц на различные правила).

-алгоритмы выполнения заданий, рекомендованные ФИПИ

-пробные экзаменационные работы 

 

               Мероприятия по предупреждению неуспеваемости

-беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей.

-анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости.

-беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”

-дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические) каждую неделю.

-стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность

ежедневно на разных этапах урока.

-опрос ученика на уроках: устно или письменно по индивидуальной карточке-заданию на каждом уроке.

-работа с учеником на уроке:

-проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия) на каждом уроке.

-организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки систематически

 

 

 

 

 

План

работы со слабоуспевающими учащимися

 

 

№ п/п

 

Формы работы

 

Дата

Место проведения

 

Ответственные

Категория выпукников

1

Выявление слабоуспевающих детей по результатам мониторинга, проверочных работ, пробного ОГЭ.

сентябрь

Каб.

Хушкелдиева Д.Ш.

 

9 класс

2

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке:

- использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке;

- включение посильных индивидуальных заданий;

- ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся;

- создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

- предложение учащимся примерного плана ответа;

- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть;

- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

В течение года

Каб.

Хушкелдиева Д.Ш.

9 класс

3

Организация индивидуальной работы со слабым учеником:

- обучение работе со справочной, дополнительной литературой, Интернет- ресурсами;

- обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов;

- использование занимательного материала по русскому языку и литературе с целью повышения интереса к изучаемому предмету;

- организация индивидуальной работы по ликвидации пробелов;

- организация консультаций, дополнительных занятий для слабоуспевающих учащихся.

- организация участия слабоуспевающих в школьных олимпиадах по русскому языку и литературе;

- подготовка к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку с учётом их интеллектуальных и психофизических особенностей.

В течение года

Каб.

Хушкелдиева Д.Ш.

9 класс

4

Профилактика неуспеваемости

- контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение;

- тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах;

- стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала;

- обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих учащимся активно усваивать материал;

- подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала;

- стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта;

- включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах;

- систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками;

- четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками;

- исключая перегрузку слабоуспевающих учеников при выполнении домашних заданий.

В течение года

Каб.

Хушкелдиева Д.Ш.

9 класс

5

Участие в семинарах по вопросам развития творческой и социальной одарённости учащихся.

В течение года

Хушкелдиева Д.Ш.

 

 

 

В течение года

1.Работа с тестами. Выявление и оценивание уровня подготовки обучающихся к ОГЭ. В рамках уроков

2.Проведение факультативного курса для подготовки к ОГЭ «Сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика».

3.Работа с тестами. Выявление и оценивание уровня подготовки обучающихся к ОГЭ .В рамках уроков

4. Организация выполнения учащимися тестовых заданий в on-line режиме. В течение года

5. Проведение консультирования по вопросам повышенной трудности. В период каникул

6. Проведение индивидуальных занятий по русскому языку (работа над пробелами в знаниях). Еженедельно

7. Проведение индивидуальных консультаций. По необходимости и по просьбе учащихся в любой учебный день недели.

8. Проведение консультаций во время каникул.

9. Проведение текущего тематического контроля с последующим анализом результатов.

10Информирование родителей о результатах выполнения диагностических работ на родительском собрании класса.

11. Анализ полученных результатов и последующая корректировка деятельности учителя и учащихся в зависимости от результатов.

 

Список рекомендуемой учебно-методической и справочной литературы

 

1.     Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2.     Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3.     Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011.

4.     Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012.

5.     Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс/ М., «Экзамен», 2014.

6.     Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

7.     Мамона Т.Н. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс/ М., «Экзамен», 2010.

8.     Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014.

9.     Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

11. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2018.

12. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

13. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Система работы учителя по подготовке к ОГЭ по русскому языку»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Е.В.Таратунина

 

учитель русского языка и литературы

 

Введение

 

Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С

момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.

 

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

 

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоѐмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

 

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,

проверяют все виды компетенций:

лингвистическую;

языковую;

коммуникативную.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ :

- развитие мотивации и целеполагания;

- формирование умения решать задания разного уровня;

- развитие самоконтроля;

- формирование уверенности и положительной самооценки;

 

Для себя я определила следующие задачи:

·         вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;

·         правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

·         организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в школе обучения предмету;

·         работать в тесном контакте с родителями.

 

Все эти направления и задачи  тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие  хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.

 

 

 

Система моей работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку

 

1. Психологический настрой учащихся

Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ. Для учащихся экзамен – это стресс, поэтому они интуитивно ищут поддержку у учителя. Улыбка, доброе слово («У вас всё получится», «Вы всё знаете», Не волнуйтесь») должны настроить детей на позитивную волну.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

·         сомнение в полноте и прочности знаний;

·         сомнение в собственных способностях;

·         неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

·         быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Для решения этой задачи я использую обучение различным техникам аутотренинга и релаксации.

Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг, позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание. Например, удачной будет такая формула:

·         Все хорошо в моем мире.

·         Я уверен и спокоен.

·         Я быстро вспоминаю весь материал.

·         Я сосредоточен.

·         Память надёжная выдаёт нужные сведения без трудностей.

·         Приятно, очень приятно сдавать экзамены.

·         Легко, с удовольствием отвечаю на любой вопрос.

·         Готов к любым неожиданностям.

·         Трудности меня только радуют. Они воодушевляют.

 

2. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.

 

Информационная работа - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В рамках информационной работы в кабинете оформляю стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов , инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Основная площадка для информирования – родительские собрания.

Необходимой частью подготовки считаю

2.1.Создание методической базы.

Приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.

Важным инструментом в системе подготовки являются также цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы, которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.

Применение таких ресурсов позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Официальные сайты, связанные с подготовкой к итоговой аттестации, также дают возможность решать вопросы по созданию методической базы. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты «ОГЭ!», ФИПИ,

«Решу –ОГЭ»

2.2 Индивидуальные папки учащихся «Подготовка к ОГЭ по русскому языку

В 8-м классе учащиеся приобретают файловые папки, которые наполняются различными памятками: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Критерии оценивания изложения», «Критерии оценивания сочинения», «Выразительные средства», образцы бланков – все это используем при выполнении различных заданий учителя и при взаимопроверке.

Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

2.3 Работа с текстом

Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5класса. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами. Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Подсчитываем количество слов. Такие уроки провожу с 5 по 9 классы. С 8 класса начинаем более детально работать над изложением с использованием аудиозаписи. К концу 8 класса сильные ребята уже хорошо выполняют данный вид работы. В 9 классе отрабатываем это умение.

Использую презентацию Егораевой, по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Оставляю презентацию  на рабочем столе компьютера, и ученики имеют возможность скопировать  ее на свои информационные носители и применять на практике.

  Второе задание в экзаменационной работе – это тест.

2.4 Создание банка тестовых заданий.

Использую тестовые технологии с 5 по 11 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков ,на установление истинности или ложности, на понимание текста. Использую в работе пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определённой теме, но и сформулирован в формате ОГЭ.

Учащимися приобретаются пособия, в которых тестовый материал не просто помогает проверить усвоение знаний по определенной теме, но и сформулирован в формате ОГЭ.

Третий вид задания в экзаменационной работе – сочинение –рассуждение.

2.5. Собственное высказывание на заданную тему.

Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным на экзамене в 9 классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.

Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно ,в несколько этапов. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видов работы. На экзамене предлагается на выбор 3 задания:

Задание 9.1 – сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Учащимся придётся рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах и т.д.

Задание 9.2 – сочинение – рассуждение по цитате из текста.

Учащимся предстоит написать сочинение по цитате из текста. Это может быть его основная мысль или фраза, обобщающая или завершающая приведённый отрывок, однако, так или иначе, она будет касаться смысла текста.

Задание 9.3 – сочинение- рассуждение на морально – этическую тему

Задание 9.3 предполагает написание сочинения – рассуждения на морально- этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объём сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берётся собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом теста, использованного для выполнения основных заданий во второй части.

Поделюсь некоторыми находками, «придумками».

Напомню, что задание сформулировано так: «Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Что такое ….» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение . Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта».

Первое занятие мы начали с разбора задания. Познакомились с требованиями к написанию сочинения и критериями оценивания. Затем обговорили композицию и составили план для всех сочинений типа 15.3 (см приложение 1)

Второе занятие. Работаем над первой частью, тренируемся в формулировке толкования понятий: выписываем определения из словарей, находи главные слова в определениях, например любовь – это чувство , дружба – это взаимоотношения, отзывчивость – это качество и т.д. Подбираем синонимы к данном слову ,например : «дружба» – дружелюбие, доброжелательство, согласие. Затем учимся комментировать определения. Такая работа, конечно, даёт результат, но для слабых учащихся- это тяжёлый труд и с точки зрения запоминания, и с точки зрения усидчивости. Для таких детей считаю необходимым использовать что-то неожиданное, внезапное и запоминающееся. Удачной оказалась игра в больницу (см. приложение 2) Вот после такой игры уместно завести словарик с толкованием понятий, что мы и сделали. (см. приложение 3)

В подборе аргументов, особенно из жизненного опыта, для написания третьего абзаца, решили составить табличку, вспоминая, что может служить примером из жизни. Выяснили сообща, что это могут быть исторические факты, научные данные, биографии, высказывания известных людей, факты, известные из СМИ и т.д. Стали штудировать и эту литературу, делая оклады. Получилась примерно такая запись: (см приложение 4) По желанию дети могут более подробно себе записать, о каком герое или эпизоде идёт речь, что многие из них и делали ( см. приложение 5). Ещё отдельное занятие нужно провести для обучения написанию вывода сочинения. Это необходимо делать после того, как напишем все три первых части. Заключительный аккорд, по словам многих учителей, это, по сути, то же, что и первая часть, только другими словами и в разы меньше. Думаю, что с этим можно согласиться, но всё же детям советую в итоговом абзаце дать ответ на один из вопросов:

1. Почему без …невозможна наша жизнь? (если речь о положительном понятии)

2. Почему без …. жизнь будет лучше? (если речь об отрицательном понятии)

Данная работа приносит результат. Успешная сдача ОГЭ, по моему мнению, зависит как от теоретической и практической подготовки учащихся, так и от психологического настроя. Считаю, главным результатом нашей работы то, что все учащиеся шли на экзамен с твёрдой уверенностью в том, что они справятся.

 Кроме уроков веду подготовку к ОГЭ на элективном курсе, который так же  направлен на успешную сдачу экзамена. Мы знакомимся с бланками экзаменационной работы, учимся правильно их заполнять. На элективном курсе я каждому ученику выдаю критерии оценивания сжатого изложения и сочинения - рассуждения. Проверяю работы по критериям. У ученика, имея перед глазами критерии, есть возможность видеть, за что я при проверке снизила баллы.

     Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу  обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

И это не только успешная сдача выпускниками    экзамена по русскому  языку,  но  и воспитание        личности,   уважительно   относящейся   к   родному   языку,  владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.

 

 

 

 

Приложение 1

План:

1.Толкование понятия с небольшим комментарием.

2. Первый пример-аргумент из прочитанного текста.

3. Второй пример-аргумент из жизненного опыта (из художественного произведения, из исторических источников, документальные данные, из этого же прочитанного текста).

4. Вывод, заключение, итог.

 

Приложение 2

 

игра в больницу (главными для меня в которой были понятия ДИАГНОЗ и СИМПТОМЫ).

Какие две роли в этой игре будут главными? (врач, пациент)

Кто такой пациент? Что он должен будет делать и зачем? (заболевший человек, жалуется врачу на боли, рассказывая о них в подробностях, хочет узнать, как ему вылечиться)

Кто такой врач? (человек, который выслушает жалобы больного, назначит лекарства для лечения)

Что должен уметь врач, чтобы назначить правильное лекарство для лечения больного? (по симптомам ставить диагноз)

 

Итак, условия игры:

1. учитель-пациент, ученики - врачи. Задача ученика: по симптомам поставить диагноз (учитель жалуется на боли разного характера, а дети определяют заболевание)

2. симптомы записывать (один у доски) так, чтобы в словосочетании главным словом было существительное.

3. ничему не удивляться.

 

СИМПТОМЫ

ДИАГНОЗ

Чихание, головная боль, слабость, насморк, нет аппетита

Простуда

Рвота , боли в животе, желудок не принимает пищу

Отравление

Желание делать что-то хорошее, забота об окружающих, стремление всем помочь, чувство радости от того, что несёшь благо без всякой выгоды для себя

 

Добро

ТАК ЧТО ТАКОЕ ДОБРО?

Затем ролями меняемся.

 

 

Приложение 3

Взаимовыручка

Взаимовыручка - взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.

Внутренний мир человека

Внешний мир человека - это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.

Выбор

Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Человек часто оказывается в  ситуации выбора:  профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

Доброта

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь

Драгоценные книги

Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение,  укрепляют фундамент духовной жизни человека.

Дружба

Дружба –  бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях  Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

Жизненные ценности

Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами  в его жизни  и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь

Любовь

Любовь – это глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Материнская любовь

Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим  видом  любви и наиболее священной  изо  всех эмоциональных связей.

Настоящее искусство

Искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души.

Неуверенность в себе

Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует  вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди  беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.

Нравственный выбор

Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор  является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром. 

Сила духа

Сила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства.

Что такое сила духа? Это свойство души человека, которое делает его непобедимым, заставляет  идти навстречу опасности, рисковать, биться даже тогда, когда все вокруг опустили руки. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

Что такое человечность?

Человечность-это нравственное качество, которое включает в себя доброту, умение сочувствовать, уважать и быть отзывчивым. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

Что такое совесть?

Что такое совесть? Думаю, что это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми. Докажу справедливость вышесказанных слов на конкретных примерах.

Самовоспитание

          Самовоспитание - это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего - к собственным действиям. Самовоспитание играет большую роль в формировании человека как личности. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий. 

Природа

1.Природа - это удивительный, сложный и многогранный мир. Особое место в нём отведено животным, которые не только умиляют нас, но и порой поражают своими благородством, способностью любить и жертвовать собой. Чтобы подтвердить свои слова, приведу конкретные примеры.

2. Природа – это наш защитник, наш лекарь, источник нашей силы.

Что такое сострадание

Сострадание - это способность сопереживать другому человеку, чувствовать чужую боль. Для доказательства своих слов приведу конкретные примеры.

Что такое красота

У каждого человека свои представления о красоте. Именно поэтому такое слово мы произносим часто и в разных ситуациях. Оно помогает нам выразить своё восхищение произведением искусства, человеком, животным. Но, думаю, все согласятся со мной в том, что настоящей красотой обладает природа, потому что в ней всё гармонично и естественно. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

Что такое бескорыстие? Какого человека можно назвать бескорыстным?)

Что такое бескорыстие? Это отсутствие заботы о личной выгоде, жадности. Человек, совершающий бескорыстные поступки, пользуется уважением. Он приносит радость себе и тем, кому помогает.

Что такое верность?

Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.

Что такое героизм?

Героизм – это смелый поступок во имя благородной цели, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.

ДЕТСТВО

Детство – это самое беззаботное время,пора беспечного счастья, способность верить в чудо, способ познания мира и в то же время период взросления.

ЗАВИСТЬ

Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Красота человека

Что такое красота? Если говорить о красоте людей, то она проявляется в красоте души.

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

Мама… Ласковое, доброе слово. От него веет теплом и любовью. Материнская любовь – это источник жизни. Без матери, её поддержки человек может вырасти озлобленным и жестоким. Мать способна на всё ради своего дитя.

НАДЕЖДА (Что может дать человеку надежду на будущее?)

1.Надежда – это та соломинка, которая позволяет найти выход даже из самых сложных ситуаций.

2.Надежда – это состояние души, когда веришь, что всё будет хорошо, когда ждёшь от жизни только приятных сюрпризов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (Что такое ответственность?)

1.Ответственность – это способность человека отвечать за свои поступки, за их последствия.

2. Стремление выполнять взятые на себя обязательства, обещания, и готовность отвечать за результаты своих действий или бездействия.

МИЛОСЕРДИЕ (Что такое милосердие?)

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

МУЖЕСТВО (Что такое мужество?)

Что такое мужество? Это та сила, которая есть в человеке. Именно она заставляет его совершать невозможное, преодолевать самого себя во имя спасения людей, спасения Родины.

ПРИЗВАНИЕ (Что такое призвание?)

1.Призвание – это склонность к какому-то делу, профессии.

2.Вы знаете, мне кажется, что призвание – это любимое дело, которое доставляет человеку радость.

ПРЕДАННОСТЬ (Что такое преданность?)

Преданность – это готовность человека пожертвовать собой ради друга, ради Родины.

РАВНОДУШИЕ (ЧЕРСТВОСТЬ)

(Черствость ) Равнодушие - это самая страшная болезнь на свете. (Чёрствый) Равнодушный человек никому не приносит радости, ни к кому не проявляет сочувствия, ни с кем не общается бескорыстно.

 

РАДОСТЬ (Что человеку приносит радость?)

Радость – то, что должно быть в каждом человеке. Человек, умеющий радоваться, в любом событии найдёт позитивные моменты. С таким человеком легко общаться. Источник радости он видит во всём: в природе, в друзьях, в работе, в семье. Когда радостно, хочется на весь мир кричать об этом, делясь радостью со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

РОДИНА (Что такое Родина?)

Что такое Родина? Это самое дорогое, что есть у каждого человека, воздух, которым мы дышим. Человек не сможет существовать без воздуха, не сможет он жить и без родной земли.

СМЕЛОСТЬ (Что такое смелость? Какого человека можно назвать смелым?)

Смелость — это способность сохранять самообладание в условиях опасности и держать под контролем чувство страха, не позволяя ему властвовать над собой. Смелость — это не обязательно отсутствие страха, но умение быть сильнее страха.

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Что такое справедливость?)

Справедливость — это качество характера, побуждающее жить в строгом соответствии с законом и установленным порядком.

СОВЕСТЬ

Совесть является нравственной основой жизни и не даёт человеку совершать необдуманные поступки.

Совесть – это внутренний голос человека, никогда не слышанный другим

СЧАСТЬЕ

Думаю, счастье приходит к тому, кто делает счастливыми других, кто создаёт мир добра. Как сказал Владимир Алексеевич Солоухин, «высшее счастье человека, хоть это и банально, - в принесении радости другим людям».

Удивительное слово «счастье». И каждый его воспринимает по-своему. Для одних – это богатство. Для других – любовь и дружба. Для третьих - здоровье. Для четвертых – мир на Земле. Для меня счастье – это видеть счастливые лица своих родных, чувствовать их любовь, получать удовольствие от выбранной профессии.

Счастье - это уверенность в том, что есть человек, который тебя любит, что ты не одинок, что твоя жизнь принадлежит любимому…

ТАЛАНТ

Талант – это редко встречающиеся в обществе способности человека. Их надо развивать. Только работая над собой, только развиваясь, человек способности превращает в талант!

ТОВАРИЩЕСТВО (Что такое товарищество?)

Товарищество – это близкие отношения, основанные на взаимной поддержке, общности интересов и деятельности.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (Что такое человечность?)

Человечность - доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям.

Человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

ЧЕСТЬ (Что такое честь? )

Честь - это нравственный стержень человека. Истинная честь состоит в том, чтобы поступать по законам своей совести, поэтому порядочный человек в ситуации нравственного выбора, ни секунды не раздумывая, не нарушит закон чести и справедливости.

Честь – это тот нравственный стержень внутри каждого из нас, который не даёт нам совершать плохие поступки.

УЧИТЕЛЬ (Как Вы понимаете значение слова учитель?)

Джованни Одаринни писал: «Учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама».

По мнению писателя Федора Абрамова, «учитель - это человек, который держит в руках день страны, будущее планеты».

ЭГОИЗМ

Эгоизм –отрицательная черта характера человека. Эгоисты никого не слышат, кроме себя, никого не любят, кроме себя, ни о ком не заботятся, кроме себя! Это черта характера тех людей, с которыми жить рядом очень сложно.

 

 

 

                Игра помогает не только быстрее сориентироваться ребёнку в определении понятия, но и запомнить толкование, а значит, и использовать в сочинении:

Что такое добро?

Добро – это желание делать что-то хорошее, забота об окружающих, стремление всем помочь. Добрые люди несут благо без всякой выгоды для себя и от этого испытывают чувство радости.

 

Более того, эта игра помогает при написании второго и третьего абзацев, формулировать аргументы.

Условия:

1. Необходимо назвать имя героя текста и его «диагноз».

2. Найти в тексте «симптомы» (вычленяя самые важные из них - помогает избежать пересказа), перечислить их в абзаце своими словами и цитатами:

 

В тексте Е.А. Пермяка добро совершил мальчик Алёша Хомутов. Он отремонтировал и покрасил калитку питомника и скамейку в лесу («щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка …сияет, как небо в мае месяце…», «…а скамейку не узнать…»). Герой думал обо всех людях, и от этого глаза у него были «ясные и счастливые».

Добро проявляет и Маленький принц к Лису в сказке А. Сент-Экзюпери. Мальчик, узнав, что жизнь у Лиса скучная, согласился его приручить. Сделав доброе дело, он тем самым не только приобрел друга, но и озарил солнцем жизнь Лиса.

 

 

 

Приложение 4

М.Шолохов «Судьба человека»

А.Пушкин «Капитанская дочка»

акция «День добрых дел»

фонд «Подари жизнь»

 

 

Приложение 5

СОЧИНЕНИЯ 9.3.

Что такое человечность?

   Человечность – душевная красота человека, его добрые чувства, по отношению к окружающим. Только человечные люди помогают всем, кто оказался в беде. Докажу правдивость своих слов на конкретных примерах.

Обратимся к тексту  Е.А. Пермяка. Человечность проявил мальчик Вова. Он возил в школу свою одноклассницу Аню на саночках, потому что она сильно поранилась и долго не могла ходить. Благодаря Вове, Аня смогла перейти в следующий класс.

Герой того же текста Андрюша проявил добрые чувства к Асе, соседке по парте. Она была очень труслива. Андрюша стал встречать её с утра, провожать в школу, защищая от собак и шипящих гусей. Так он проявил лучшее свое качество-человечность.

     Итак, человечность – это доброта и сочувствие к тем, кто в этом нуждается.

Что такое человечность?

   Человечность – душевная красота человека, его добрые чувства, по отношению к окружающим. Только человечные люди помогают всем, кто оказался в беде. Докажу правдивость своих слов на конкретных примерах.

Обратимся к тексту  В.П.Астафьева. Человечность проявили мальчики. Они не бросили беспомощных птиц. Самый младший из ребят пополз по льду полыньи, чтобы помочь гусям выбраться из западни. Это был самоотверженный поступок.
Многие люди стремятся помочь животным, попавшим в беду. Например, организуют приюты для бездомных животных, приносят туда корм, перечисляют деньги, стараются помочь кошкам и собакам, которых безответственные хозяева выбросили на улицу. 
Итак, человечность – это доброта и сочувствие к тем, кто в этом нуждается.

  Что такое человечность?

   Человечность – душевная красота человека, его добрые чувства, по отношению к окружающим. Только человечные люди помогают всем, кто оказался в беде. Докажу правдивость своих слов на конкретных примерах.

Обратимся к тексту  В. Крапивина. Человечность проявили подростки, решившие отправиться на помощь к семье, которую они видели на противоположном берегу. Ребята считали, что людям может угрожать опасность, ведь в лесу возникло возгорание.  

Помогать можно не только людям, но и животным. Например, у нас в городе есть приюты для бездомных животных, куда приносят корм, перечисляют деньги, стараются помочь кошкам и собакам, которых безответственные хозяева выбросили на улицу.
Итак, человечность – это доброта и сочувствие к тем, кто в этом нуждается.

Что такое человечность?

   Человечность – душевная красота человека, его добрые чувства, по отношению к окружающим. Только человечные люди помогают всем, кто оказался в беде. Докажу правдивость своих слов на конкретных примерах.

Обратимся к тексту  Г. Троепольского. Человечность проявляют мальчики, которые покормили несчастную собаку. Они специально сбегали за пищей домой.

В большей степени в этом же тексте человечность проявил Толик, который не только покормил Бима, но и поговорил с ним, пожалел, а бедный пёс в этом очень нуждался.

Итак, человечность – это доброта и сочувствие к тем, кто в этом нуждается

 

Что такое сострадание?

             Сострадание – это умение сочувствовать, понимать и переживать чужую боль. Без него трудно оставаться человеком, сострадание побуждает совершать добрые поступки. Докажу правдивость своих слов на конкретных примерах. 
Обратимся  к тексту В. Г. Короленко. Мучительное чувство жалости испытывает главный герой, когда понимает, что его новые друзья – нищие, а Валек - вор. Ему тяжело от собственного бессилия. Ведь денег у него нет, а дома просить не может. Поэтому горько плачет в подушку.
Сострадать необходимо. В наше время нередко случается, что люди попадают в беду и сами не могут справиться с ней. Например, лечение ребенка за границей. Государство не оплачивает такие вещи. В такой ситуации люди обращаются за помощью к различным фондам. Многие охотно перечисляют деньги. 
Сострадание – это качество человека, которое делает мир лучше и добрее.

 Что такое сострадание?

Сострадание – это умение сочувствовать, понимать и переживать чужую боль. Без него трудно оставаться человеком, сострадание побуждает совершать добрые поступки. Докажу правдивость своих слов на конкретных примерах. 
Обратимся  к тексту К. Паустовского. Сострадание проявляет Татьяна Петровна. Ей искренне жаль Потапова, она догадывается о его чувствах, когда у него перехватывает горло от волнения перед порогом дома покойного отца. Приглашает его в дом, ведет за рукав . Более того, она оставляет в доме всё таким, как было при покойном.  

Сострадать необходимо. В наше время нередко случается, что люди попадают в беду и сами не могут справиться с ней. Например, лечение ребенка за границей. Государство не оплачивает такие вещи. В такой ситуации люди обращаются за помощью к различным фондам. Многие охотно перечисляют деньги. 
Сострадание – это качество человека, которое делает мир лучше и добрее.

 Что такое сострадание?

Сострадание – это умение сочувствовать, понимать и переживать чужую боль. Без него трудно оставаться человеком, сострадание побуждает совершать добрые поступки. Докажу правдивость своих слов на конкретных примерах. 
Обратимся  к тексту В.А.Осеевой. Серёже и Лёвке сострадание мало свойственно. Мальчики, обидевшись на старушку, похитили ее кота. Жалость не шевельнулась в их душах, когда Марья Павловна их прямо спросила, не видели ли они Мурлышку. Ребята поняли, что они натворили, когда у старушки случился сердечный приступ. Только тогда догадались, что поступили подло, и исправились.

Сострадать необходимо. В наше время нередко случается, что люди попадают в беду и сами не могут справиться с ней. Например, лечение ребенка за границей. Государство не оплачивает такие вещи. В такой ситуации люди обращаются за помощью к различным фондам. Многие охотно перечисляют деньги. 
Сострадание – это качество человека, которое делает мир лучше и добрее.

   Что такое сострадание?

Сострадание – это умение сочувствовать, понимать и переживать чужую боль. Без него трудно оставаться человеком, сострадание побуждает совершать добрые поступки. Докажу правдивость своих слов на конкретных примерах. 
Обратимся  к тексту К. Паустовского. Сострадание проявляет Елена Петровна. Она пожалела раненого офицера. Женщина не помнит этого человека, но ей тяжело думать о том, что молодой человек с тяжёлой раной проведет всю ночь на вокзале. Она бросается на вокзал.

  Сострадать необходимо. В наше время нередко случается, что люди попадают в беду и сами не могут справиться с ней. Например, лечение ребенка за границей. Государство не оплачивает такие вещи. В такой ситуации люди обращаются за помощью к различным фондам. Многие охотно перечисляют деньги. 
Сострадание – это качество человека, которое делает мир лучше и добрее.

 

 

Что такое душевные силы?

  Душевные силы - это всё, что помогает справиться человеку с жизненными трудностями: выносливость, упорство, сила воли, положительные эмоции. Люди, обладающие силой духа, благородны и способны достичь желаемого результата.Докажу правдивость своих слов на конкретных примерах.

       Обратимся  к тексту М.Горького. Рассказчик любил со своей бабушкой ходить в лес. Там герой забывал про свои неприятности, лес вызывал у него "чувство душевного покоя и уюта". душа будто обновлялась, а силы восстанавливались. Это значит, что природа его делала сильнее. 
Душевными силами обладал и лётчик Мересьев, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого. Сколько терпения и упорства ему понадобилось для того, чтобы после ампутации обеих ног снова вернуться к профессии истребителя! Он смог пересилить боль, выполняя упражнения, и научился ходить на протезах. Благодаря упорным тренировкам, Мересьев осуществил свою мечту.

          Таким образом, люди, обладающие душевными силами, вызывают искреннее восхищение и глубокое уважение.

Что такое душевные силы?

  Душевные силы - это всё, что помогает справиться человеку с жизненными трудностями: выносливость, упорство, сила воли, положительные эмоции. Люди, обладающие силой духа, благородны и способны достичь желаемого результата.Докажу правдивость своих слов на конкретных примерах.

       Обратимся  к тексту Д.Н.Мамина-Сибиряка. Старый сторож Тарас однажды спас от гибели лебедя, а потом приютил птицу у себя. Это свидетельствует о том, что перед нами духовно сильный человек, очень добрый и неравнодушный к чужой беде.

Душевными силами обладал и лётчик Мересьев, герой "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого. Сколько терпения и упорства ему понадобилось для того, чтобы после ампутации обеих ног снова вернуться к профессии истребителя! Он смог пересилить боль, выполняя упражнения, и научился ходить на протезах. Благодаря упорным тренировкам, Мересьев осуществил свою мечту.

          Таким образом, люди, обладающие душевными силами, вызывают искреннее восхищение и глубокое уважение.

 

Диагностика уровня подготовки учащихся

Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.

Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные экзамены в формате ОГЭ, проводимые в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена.

 

 

 

Заключение

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и кропотливая деятельность вместе с учителем.





 


 

План работы учителя по подготовке к

План работы учителя по подготовке к

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку

В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку

Планируемые результаты Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,…

Планируемые результаты Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,…

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке

· умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо : ·…

· умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо : ·…

Содержание планирования Подготовка к написанию изложения (6 ч) 1

Содержание планирования Подготовка к написанию изложения (6 ч) 1

Лексическое анализ слова . (Задание 8

Лексическое анализ слова . (Задание 8

Календарно-тематический план подготовки учащихся 9 класса к

Календарно-тематический план подготовки учащихся 9 класса к

Задание 3. Пунктауционный анализ текста 13

Задание 3. Пунктауционный анализ текста 13

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени 1 26

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени 1 26

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Выполнение заданий 2-8. Варианты

Выполнение заданий 2-8. Варианты

Ф.И.О КЛАСС 1

Ф.И.О КЛАСС 1

Цель работы :-ликвидация пробелов у учащихся по русскому языку

Цель работы :-ликвидация пробелов у учащихся по русскому языку

Что мне мешает учиться?” -дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические) каждую неделю

Что мне мешает учиться?” -дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические) каждую неделю

ОГЭ.сентябрьКаб. Хушкелдиева

ОГЭ.сентябрьКаб. Хушкелдиева

ОГЭ по русскому языку с учётом их интеллектуальных и психофизических особенностей

ОГЭ по русскому языку с учётом их интеллектуальных и психофизических особенностей

В течение года 1.Работа с тестами

В течение года 1.Работа с тестами

Список рекомендуемой учебно-методической и справочной литературы 1

Список рекомендуемой учебно-методической и справочной литературы 1

Система работы учителя по подготовке к

Система работы учителя по подготовке к

Введение Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях

Введение Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях

ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой

ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой

Память надёжная выдаёт нужные сведения без трудностей

Память надёжная выдаёт нужные сведения без трудностей

Теоретические сведения по темам

Теоретические сведения по темам

Задание 9.2 – сочинение – рассуждение по цитате из текста

Задание 9.2 – сочинение – рассуждение по цитате из текста

Данная работа приносит результат

Данная работа приносит результат

Кто такой пациент? Что он должен будет делать и зачем? (заболевший человек, жалуется врачу на боли, рассказывая о них в подробностях, хочет узнать, как ему…

Кто такой пациент? Что он должен будет делать и зачем? (заболевший человек, жалуется врачу на боли, рассказывая о них в подробностях, хочет узнать, как ему…

Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных

Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных

Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со…

Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со…

Что такое бескорыстие? Какого человека можно назвать бескорыстным?)

Что такое бескорыстие? Какого человека можно назвать бескорыстным?)

Призвание – это склонность к какому-то делу, профессии

Призвание – это склонность к какому-то делу, профессии

Талант – это редко встречающиеся в обществе способности человека

Талант – это редко встречающиеся в обществе способности человека

В тексте Е.А. Пермяка добро совершил мальчик

В тексте Е.А. Пермяка добро совершил мальчик

Итак, человечность – это доброта и сочувствие к тем, кто в этом нуждается

Итак, человечность – это доброта и сочувствие к тем, кто в этом нуждается

Обратимся к тексту К. Паустовского

Обратимся к тексту К. Паустовского

Душевные силы - это всё, что помогает справиться человеку с жизненными трудностями: выносливость, упорство, сила воли, положительные эмоции

Душевные силы - это всё, что помогает справиться человеку с жизненными трудностями: выносливость, упорство, сила воли, положительные эмоции

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2022