Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 7"
Утверждаю: заведующий МБДОУ
«Детский сад № 7»
А.Н.Ткаченко_________
План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год
Тема: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр (игровых технологий) и наглядного материала»
Составил: учитель-логопед
О.А.Евстифеева
г. Троицк
2021 г.
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы остается актуальным и важным.
Цель: повышение своего теоретического мастерства, углубление знаний по методике обучения грамоте, изготовление дидактического материала.
Дата начала работы над темой: 1.09.2022
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2022
№ п\п |
Форма работы |
Срок |
Ожидаемый результат |
1 |
Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный)- прохождение курсов повышения квалификации; посещение лекций, изучение научно-методической литературы, детальное ознакомление с вопросом, осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных:
|
Сентябрь 2021
В течение года |
Знания, полученные из литературы помогут расширить опыт и применить его на практике
Повышение компетентности воспитателей и родителей по данной проблеме |
2 |
Внедрение в практику:
|
В течение года
В течение года
По плану |
Повышение усвоения материала по обучению грамоте
Повышение мотивации к занятию
Повышение компетентности воспитателей и родителей по данной проблеме |
3. |
Представление опыта работы- доклад на педсовете, выступления на родительском собрании разработка конспектов
|
По плану |
Повышение компетентности воспитателей и родителей по данной проблеме |
Месяц |
Формы работы |
Пополнение предметно-пространственной среды |
||
с детьми |
с педагогами |
с родителями |
||
сентябрь |
Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки
|
Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» |
Круглый стол «Речевая готовность детей к школе». Буклеты: «Автоматизация звуков» «Дифференциация звуков» «Речевая готовность детей к школе»
|
Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте |
октябрь |
Использование новых дидактических игр по обучению грамоте »
|
Консультация для педагогов «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов» |
|
Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове» «Схемы слов». |
ноябрь |
Подбор материала по формированию графических умений.
|
Консультация для педагогов «Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте». |
Консультация «Как подготовить руку к письму?» |
Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми игра ми. |
декабрь |
Использование пальчиковых игр
|
Консультация: «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте» |
Оформление консуль тации для родителей «Формирование фонематического восприятия»
|
Пополнение коллекции обводок и штриховок. |
январь |
Знакомство с обводками и штриховками
|
|
Оформление консуль тации для родителей «Игры с буквами для дошколят»
|
Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово» |
февраль |
Обновление обводок, штриховок.
|
Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте» |
Беседа «Как проводить звуковой анализ слова»
|
Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками |
март |
Обновление наглядного материала на звуки
|
|
Мастер-класс «Дидактические игры и пособия по обучению грамоте» |
Изготовление дидактических игр |
апрель |
|
Мастер-класс для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте» |
|
Подбор материала по теме |
май |
Анализ работы.
|
Отчет о проделанной рабо те |
Итоговое родительс кое собрание |
Отчет о проделанной работе |
Список литературы
1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, М:1995
2. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков М.: просвещение, 1988
3. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению Дошкольное воспитание №9, 1988
4. Венгер Л.А "Как дошкольник становится школьником" Дошкольное воспитание №8, 1995
5. Готовность ребенка к школе под ред. А.В. Гордиец - Р-на-Д: Феникс, 2006
6. Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ - Спб.: "Детство-ПРЕСС", 2005
7. Запорожец А.В. Современная наука о детях М.: Просвещение, 1995
8. Интернет ресурсы
9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика М.: Академия, 2000
10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №8 2012
10. Школа встречает детей: Научно-методическое пособие для специалистов системы образования. - Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2007
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.