Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Камчатский политехнический техникум»
СОГЛАСОВАНО Заведующий отделением ______________ (Ф.И.О.) ______________20___ г. |
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам _____________ А.Н. Ярочкина
|
ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
И НЕУСПЕВАЮЩИМИ СТУДЕНТАМИ
Макарова Юлия Владимировна
(ФИО)
Преподаватель
2022 – 2023 учебный год
г. Петропавловск-Камчатский
Главный смысл деятельности учителя гуманитарного и социального циклов состоит в том, чтобы создать каждому студенту ситуацию успеха. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких предметов, как история, основы общественных социальных наук, основы философии, основы экономики, финансовая грамотность. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие студента. Успех студенту может создать преподаватель, который сам переживает радость успеха. Он может помочь слабоуспевающему студенту подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед группой.
Студент может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
Ø пропуски занятий по болезни;
Ø слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
Ø задержка психического развития;
Ø педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных обще учебных умений и навыков за предыдущие годы обучения в школе: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
Ø неблагополучная семья;
Ø проблема «улицы»;
Ø прогулы.
Мы, преподаватели, должны знать, почему студент не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости преподавателю и куратору группы должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, социальный педагог), родители студента, он сам и его сокурсники.
Цели:
- ликвидация пробелов у студентов в обучении предметов;
- создание условий для успешного индивидуального развития студента.
Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
Ø создать благоприятную атмосферу на занятии;
Ø своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
Ø изменить формы и методы учебной работы во время занятия, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активных субъектов деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
Ø освободить студентов от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
Ø ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, патриотизм, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
Ø культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими
студентами на учебный год
Мероприятия |
Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний ребят. б) Выявление в знаниях студента пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. |
Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих студентов через беседы с специалистами техникума: куратором группы, психологом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. |
Сентябрь |
3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. |
В течение учебного года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на паре, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане занятия. |
В течение учебного года. |
5. Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. |
В течение учебного года. |
6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить. |
В течение учебного года. |
7. Поставить в известность куратора группы или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. |
В течение учебного года.
|
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся группы, по возможности вести тематический учет знаний по предмету ребят всей группы. |
В течение учебного года.
|
9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить ребят навыкам самостоятельной работы. |
В течение учебного года. |
10. Учить ребят навыкам самостоятельной работы. |
В течение учебного года |
Система работы с неуспевающими детьми
Систему работы по формированию положительного отношения к обучению у неуспевающих студентов можно распределить на этапы
Этапы формирования положительного отношения к учению
|
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
К содержанию учебного материала
|
Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости |
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого материала |
Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу обучения (усвоения знаний)
|
Действует преподаватель – студент только воспринимает
|
Ведущим остается преподаватель, студент участвует в отдельных звеньях процесса |
Ведущим становится студент, преподаватель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам
|
Поощрение успехов в обучении, не требующей усилий |
Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий |
Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К преподавателю (коллективу) |
Подчеркнутая объективность, нейтралитет
|
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие |
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Оказание своевременной помощи неуспевающему студенту
на определенном этапе занятия
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности обучающихся |
§ Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. § Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. § Предложение обучающимся примерного плана ответа. § Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. § Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
|
Изложение нового материала
|
§ Поддержание интереса слабоуспевающих студентов с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. § Привлечение их в качестве помощников при подготовке презентаций, сообщений, кабинета и т. д. § Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом |
Самостоятельная работа обучающихся на занятии
|
§ Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. § Напоминание приема и способа выполнения задания. § Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. § Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. § Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. § Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. § Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне занятия
|
§ Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. § Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. § Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока |
Акценты в обучении |
Контроль подготовленности обучающихся |
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые студентами в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для группы и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала студентами, пропустившими предыдущие занятия. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, причин, итогов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания. |
Изложение нового материала |
Обязательно проверять в ходе занятия степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающимся активно усваивать материал. |
Самостоятельная работа обучающихся на занятиях |
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль. |
Организация самостоятельной работы вне занятия |
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций студентами. Согласовывать объем домашних заданий с другими преподавателями группы, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих студентов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.