План самообразования по теме "Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»
Оценка 4.7

План самообразования по теме "Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

Оценка 4.7
docx
04.02.2024
План самообразования по теме "Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»
план самообр мой.docx

Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

 

Обоснование выбранной темы.

         В современном мире проблема нарушений речи у детей является особо острой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается год от года. Следовательно,  поиск новых современных путей коррекции нарушений речи у детей является одним из основных направлений в логопедической практике.

         Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ткаченко Т.А.); происходит нарушение коммуникационного компонента (Жукова Н.С., Мастюкова Е. М.,  Гаркуша Ю.Ф.  и др. Все эти факторы негативно отражаются на психическом развитии ребенка.

        Речевые процессы являются  высшей психической функцией человека, они развиваются в процессе онтогенеза по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития.  По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи  на всех этапах  невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.  Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление  о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.

         Нейропсихология – раздел клинической психологии, наука, которая изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга работают при осуществлении различных психических функций. Основоположником отечественной нейропсихологии является А.Р. Лурия. Можно сказать, что нейропсихолог, вооруженный знанием онтогенеза различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии, может квалифицированно произвести системный анализ нарушений высших психических функций (Глозман Ж.М., 2012).

       Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике  доказана. Этот подход  является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он  позволяет задействовать в  коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

        Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

      Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ОУ. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности позволяют осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.

Направление самообразования: нейроподход в логопедии.

Цели: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приемов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей, повышения эффективности коррекционного обучения.

Задачи:

·         Изучить научную литературу  по данной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

·         Освоить базовые нейропсихологические  игровые коррекционные технологии.

·         Внедрить в образовательной процесс нейропсихологический подход  в области коррекции ТНР детей дошкольного возраста.

·         Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.

·         Обогатить  развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета  играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно- ориентированным техникам.

·         Заинтересовать педагогов возможностями применения нейропсихологического подхода   для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся у них  недостатков.

·          Просветить родителей в вопросах развития  высших психических функций у детей с речевыми нарушениями использованием нейропсихологического подхода, кинезиологических приемов и метода межполушарного взаимодействия.  

·         Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.

 

Предполагаемый результат: 

  • владение инновационными педагогическими технологиями коррекции речевых нарушений у детей школьного возраста;
  • повышение эффективности логопедических занятий за счет использования нейропсихологического подхода;
  • повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

 

Источники информации:

·         материалы сети Интернет;

·         видео, аудио информация на различных носителях;

·         литература;

·         уроки коллег;

  • семинары – практикумы, конференции;
  • дистанционные курсы повышения квалификации.

 

Форма самообразования: индивидуальная.

Срок реализации:  3 года  (2022 – 2025 г.г.)

Реализация программы по самообразованию рассчитана на три года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

 

 

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Этапы

Сроки

Содержание работы

Практическая деятельность

Диагностический

2022 – 2023 уч. год

Анализ затруднений.

 

Постановка проблемы.

 

Подбор и изучение литературы по проблеме.

 

Обзор имеющегося  передового опыта по нейропсихологии.

 

Знакомство с инновационными технологиями.

Собеседования с администрацией, методистом ОУ.

 

Рассмотреть имеющиеся материалы по теме.

 

Изучение новинок методической, педагогической и психологической литературы.

 

Опыт коллег по нейропсихологии.

 

Работа с Интернет-ресурсами

Прогностический

2022-2025 год

Определение цели и задач над темой.

 

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

 

Прогнозирование результатов.

Выступление на заседании МО по теме «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

 

Корректировка плана работы

Практический

2022-2025 год

Освоение и внедрение опыта работы, системы мер, направленных на решение работы.

 

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Посещение уроков коллег.

 

Участие в конференциях.

 

Публикация своих разработок на сайтах.

 

Выступления на МО.

 

Посещение семинаров.

 

Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.

 

Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти.

 

Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения.

 

Картотека игр и упражнений для развития зрительно – пространственных переключений.

Обобщающий

2024-2025 год

Подведение итогов.

 

Оформление результатов работы по теме.

 

Представление материалов.

Выступление на заседании МО по итогам работы по теме самообразования.

 

Консультативная помощь учителям и учащимся.

 

Оформление результатов работы в виде электронной презентации.

 

Публикация методического материала на образовательных порталах.

Внедренческий

 

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

 

Распространение опыта.

Обмен опытом с коллегами.

 

Методическая, дидактическая, научно-популярная литература для изучения по теме самообразования

1.      Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

2.      Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).

3.      Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.

4.      Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.

5.      Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.

6.      Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.

7.  Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).

8. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.

9. Деннисон П.,  Деннисон Г. Гимнастика ума. - М.,1993.

10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М.,1973.

11. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.,1995.

12. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.-  Ч1.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

13. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

14. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего  онтогенеза.- Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с.

15. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.

16. Сиротюк А. Л.  Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.– М.: Аркти, 2008. -60с.

17. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М., 1987г.

18. Тимощенко Е. Нейропсихологические занятия для детей / «Издательство АСТ, 2021 – (Легкий старт)

19. Соболева А.Е. Развитие мышления и речи с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019

20. Сунцова А. Рабочие нейротетради: влево-вправо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019

21. Корепанова С. Рабочие нейротетради: играем и запоминаем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019

22. Белозерова Е. Рабочие нейротетради: думаем и анализируем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019

23. Соболева А.Е. Развитие пространственных представлений и моторики с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019

24. Соболева А.Е. Развитие внимания и памяти с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019

25. Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. – Оренбург, 2021

26. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации обоих полушарий мозга. – Симферополь, 2013

27. Баулина М.Е. Нейропсихология. – учебник для ВУЗов, - М:Владос, 2018

28. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная оценка данных. – М:Смысл, 2012

29. Гончарова К., Черткова А., Наумова М. Нейропсихологические игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020

30. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – Питер, 2008

 

 


 

Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

Направление самообразования: нейроподход в логопедии

Направление самообразования: нейроподход в логопедии

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Этапы

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Этапы

Практический 2022-2025 год

Практический 2022-2025 год

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста:

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2024