Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»
Обоснование выбранной темы.
В современном мире проблема нарушений речи у детей является особо острой. Количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается год от года. Следовательно, поиск новых современных путей коррекции нарушений речи у детей является одним из основных направлений в логопедической практике.
Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ткаченко Т.А.); происходит нарушение коммуникационного компонента (Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Гаркуша Ю.Ф. и др. Все эти факторы негативно отражаются на психическом развитии ребенка.
Речевые процессы являются высшей психической функцией человека, они развиваются в процессе онтогенеза по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития. По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи на всех этапах невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.
Нейропсихология – раздел клинической психологии, наука, которая изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга работают при осуществлении различных психических функций. Основоположником отечественной нейропсихологии является А.Р. Лурия. Можно сказать, что нейропсихолог, вооруженный знанием онтогенеза различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии, может квалифицированно произвести системный анализ нарушений высших психических функций (Глозман Ж.М., 2012).
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике доказана. Этот подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать в коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ОУ. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности позволяют осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.
Направление самообразования: нейроподход в логопедии.
Цели: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приемов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей, повышения эффективности коррекционного обучения.
Задачи:
· Изучить научную литературу по данной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
· Освоить базовые нейропсихологические игровые коррекционные технологии.
· Внедрить в образовательной процесс нейропсихологический подход в области коррекции ТНР детей дошкольного возраста.
· Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.
· Обогатить развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно- ориентированным техникам.
· Заинтересовать педагогов возможностями применения нейропсихологического подхода для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся у них недостатков.
· Просветить родителей в вопросах развития высших психических функций у детей с речевыми нарушениями использованием нейропсихологического подхода, кинезиологических приемов и метода межполушарного взаимодействия.
· Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
Предполагаемый результат:
Источники информации:
· материалы сети Интернет;
· видео, аудио информация на различных носителях;
· литература;
· уроки коллег;
Форма самообразования: индивидуальная.
Срок реализации: 3 года (2022 – 2025 г.г.)
Реализация программы по самообразованию рассчитана на три года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Этапы |
Сроки |
Содержание работы |
Практическая деятельность |
Диагностический |
2022 – 2023 уч. год |
Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Подбор и изучение литературы по проблеме.
Обзор имеющегося передового опыта по нейропсихологии.
Знакомство с инновационными технологиями. |
Собеседования с администрацией, методистом ОУ.
Рассмотреть имеющиеся материалы по теме.
Изучение новинок методической, педагогической и психологической литературы.
Опыт коллег по нейропсихологии.
Работа с Интернет-ресурсами |
Прогностический |
2022-2025 год |
Определение цели и задач над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов. |
Выступление на заседании МО по теме «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»
Корректировка плана работы |
Практический |
2022-2025 год |
Освоение и внедрение опыта работы, системы мер, направленных на решение работы.
Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. |
Посещение уроков коллег.
Участие в конференциях.
Публикация своих разработок на сайтах.
Выступления на МО.
Посещение семинаров.
Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.
Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти.
Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения.
Картотека игр и упражнений для развития зрительно – пространственных переключений. |
Обобщающий |
2024-2025 год |
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме.
Представление материалов. |
Выступление на заседании МО по итогам работы по теме самообразования.
Консультативная помощь учителям и учащимся.
Оформление результатов работы в виде электронной презентации.
Публикация методического материала на образовательных порталах. |
Внедренческий |
|
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
Распространение опыта. |
Обмен опытом с коллегами. |
Методическая, дидактическая, научно-популярная литература для изучения по теме самообразования
1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
2. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
3. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
4. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
5. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
6. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
7. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
8. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.
9. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М.,1993.
10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М.,1973.
11. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.,1995.
12. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.- Ч1.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
13. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
14. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.- Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с.
15. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.
16. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.– М.: Аркти, 2008. -60с.
17. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М., 1987г.
18. Тимощенко Е. Нейропсихологические занятия для детей / «Издательство АСТ, 2021 – (Легкий старт)
19. Соболева А.Е. Развитие мышления и речи с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019
20. Сунцова А. Рабочие нейротетради: влево-вправо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
21. Корепанова С. Рабочие нейротетради: играем и запоминаем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
22. Белозерова Е. Рабочие нейротетради: думаем и анализируем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
23. Соболева А.Е. Развитие пространственных представлений и моторики с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019
24. Соболева А.Е. Развитие внимания и памяти с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019
25. Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. – Оренбург, 2021
26. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации обоих полушарий мозга. – Симферополь, 2013
27. Баулина М.Е. Нейропсихология. – учебник для ВУЗов, - М:Владос, 2018
28. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная оценка данных. – М:Смысл, 2012
29. Гончарова К., Черткова А., Наумова М. Нейропсихологические игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020
30. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – Питер, 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.