План самообразования
учителя – дефектолога Яковлевой Ольги Николаевны на 2018-2020 учебный год
Ф.И.О. Яковлева Ольга Николаевна Дата рождения 14.11.1980г.
Местожительства ХМАО, Тюменская обл., г. Белоярский
Образование высшее
Год окончания 2003г.
Специальность по диплому психолог, учитель-дефектолог
Общий педагогический стаж 16 лет
Стаж по данной специальности 4 года
Квалификационная категория первая
Индивидуальный план самообразования на 2018 - 2020 уч. годы на тему «Развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста»
Введение
В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.
Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность.
Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы. Современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей.
У детей с задержкой психического развития отмечается:
• низкий уровень познавательной деятельности;
• незрелость мотивации к учебной деятельности;
• сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
• ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
• недостаточная сформированность умственных операций;
• отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов необходимых для благоприятного становления речи и др.;
Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. У всех школьников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного.
Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих логического – математического мышления.
Недостаточный уровень сформированности мыслительных операций обуславливает трудности понимания учебных заданий младшими школьниками с ЗПР.
Успешность понимания, как результата мыслительной деятельности, определяется по определенным параметрам: глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий.
У младших школьников с задержкой психического развития имеются недостатки по каждому из параметров понимания. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Психолого-педагогические исследования (Ю.З.
Гильбух, Г.М.Капустина, Н.П.Локалова), а также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом.
Эти трудности объясняются тем, что дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике.
Характерной особенностью детей с ЗПР является слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщение, абстрагирования, умозаключения.
Например: недостаточность обобщения проявляется в механическом заучивании правил, формулировок, приемов вычисления без их понимания и применения на практике.
Среди трудностей обладания математических знаний можно выделить следующее:
• отсутствие устойчивых навыков счета,
• трудности перехода из конкретного плана в абстрактный, неумение решать задачи.
Проблемы развития логическо - математического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы развития логическо - математического мышления характерны в начальной школе. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов.
Таким образом, проблема исследования особенностей логическо – математического мышления и путей его коррекции у младших школьников с задержкой психического развития относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых.
Ведущая педагогическая идея.
Для повышения уровня развития психических процессов, знаний и представлений об окружающем мире, развитие логических - математических приёмов мышления, у детей младшего школьного возраста будет характеризоваться положительной динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса коррекционных упражнений и дидактических игр.
Диагностика младших школьников с ЗПР.
Диагностическим инструментарием по определению особенностей логическо- математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста были избраны методики: «Простые аналогии» И.Ю. Кулагина, В.Н. Калюцкий, «Изучение скорости мышления» Б.Д. Карвасарский
По результатам обследования обучающихся с ЗПР было выявлено:
Методики |
Исследования |
Результат |
«Простые аналогии» |
Действия, направленные на исследование логичности и гибкости мышления. |
35% |
«Изучение скорости мышления» |
Действия, направленные на определение скорости мышления. |
25% |
Не по одной из методик обучающие с ЗПР не набрали максимальное количество баллов, что говорит о невысоком уровне развития логичеко - математического мышления.
Проблема: как организовать процесс обучения, согласно требованиям ФГОС, чтобы развить логическо- математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста в школе?
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической практике обусловили выбор моей методической темы: «Развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста».
Цель: изучение и развитие мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза уровень развитие мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития повысится, если систематически и целенаправленно применять в учебном процессе современные технологии, методы, приёмы и формы коррекционной работы, способствующие развитию логическо - математического мышления.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи. Задачи:
• Изучить научную литературу, методы, приёмы и формы коррекционной работы, способствующие развитию логическо - математическому мышления.
• Подобрать и целенаправленно использовать в учебном процессе коррекционноразвивающие занятия, вовлекать учащихся в групповые занятия, игры, упражнения и другие формы и методы работы, способствующие развитию логически - математического мышления.
• Проанализировать динамику развития логически – математического мышления с помощью диагностики мышления младших школьников.
• Разработать стратегию совместной деятельности педагогов и родителей, рекомендации, памятки для педагогов, по развитию мышления у обучающихся с ЗПР.
Таким образом, коррекционно - развивающая работа должна быть направлена на развитие высших психических функций. В нашем случае, на развитие одного из типов мышления – логически математического. При этом работа должна быть построена в совместной деятельности всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, учителя-дефектолога.
Предполагаемые результаты работы с обучающимися ЗПР:
1. Создание условий для начального этапа формирования у детей активности и самостоятельности мыслительной деятельности (обучающийся действует самостоятельно и в ходе реальных преобразований предметов выявляет их скрытые свойства и связи).
2. Способность и умение обучающихся самостоятельно производить простые логически-математические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их).
4. Повышение заинтересованности, активности, участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов с родителями.
5. Повышение компетентности родителей в вопросе развития мышления младших школьников с ЗПР.
Логически – математическое мышление у обучающихся с ЗПР. Обучающиеся научатся:
• сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.
• Испытывать устойчивый интерес к развивающим занятия, играм.
• высказывать свои суждения, доказательства.
• меньше времени затрачивать на выполнение заданий.
• улучшится речь детей, они богаче будут использовать свой словарный запас.
Коррекционно - развивающие занятия, упражнения, дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают обучающимся закрепить и расширить знания об окружающем мире, у них возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике.
Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоциональноличностное развитие.
Цель профессионального самообразования: овладение педагогическими технологиями, методами и приёмами с целью развития логически - математического мышления у младших школьников с ЗПР путем коррекционно - развивающих занятий.
Задачи профессионального самообразования: изучить и внедрить в учебный процесс технологии, методы и приёмы, способствующие развитию логическо- математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста, повышать свой методический уровень, изучить методическую литературу по данной теме, обобщать и распространять свой педагогический опыт.
Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.
Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернетсеминары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции.
Ожидаемый результат самообразования: повышение уровня профессиональной компетенции, логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста, повышение качества образования и воспитания школьников. Планируемые результаты самообразования:
-изучить и внедрить в учебный процесс технологии, методы и приёмы, обеспечивающие
развитие логическо- математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста;
-систематизировать материалы методической, педагогической и психологической литературы по теме «Развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста»
-поделиться опытом работы на заседании ШМО и РМО учителей начальных классов;
-получать объективную информацию о состоянии и динамике развития логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста» в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Новизна опыта заключается в создании системного подхода к развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста посредством использования современных технологий, методов и педагогических приёмов на коррекционно –развивающих занятиях.
Практическое значение состоит в том, что результаты проделанной работы могут использоваться в практике преподавания педагогами общеобразовательных школ, студентами педагогических вузов, выходящих на практику.
План работы
№ п/п |
Содержание работы |
Примерные сроки |
1 |
Изучение литературы по выбранной теме |
Сентябрь-октябрь 2018г. |
2 |
Проведение мониторинга уровня логическо – математического мышления у детей ЗПР младшего школьного возраста |
Сентябрь 2018 г. |
3 |
Систематизация и изготовление картотеки заданий, направленных на развитие логическо – математического мышления у детей ЗПР младшего школьного возраста |
Октябрь-ноябрь 2018г. |
4 |
Обобщение теоретической части темы самообразования. Создание презентации по данной проблеме на заседании ШМО. |
Ноябрь-декабрь 2018г. |
5 |
Апробация на практике системы заданий, направленных на развитие логическо – математического мышления у детей ЗПР младшего школьного возраста |
В течение 2018-2019, 2019- 2020 учебного года. |
6 |
Актуализация темы по самообразованию в практической работе. Разработка и проведение открытых занятий в рамках общешкольныхмероприятий на базе «СОШ № 1» г. Белоярский. |
2019 - 2020 учебный год |
7 |
Выступление с данной темой на МО начальных классов СОШ №1 г.Белоярский |
2019-20 уч. г. по плану работы МО |
8 |
Выступление на ШМО с практической частью темы (мастер-класс). |
Декабрь 2020 |
Список литературы
1. Антонова Г.П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. - № 6. - 1965.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89, 1997.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. — М., 2014г. 5. Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». - М.: ГИУСТБГУ, 2007.
6. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. - Минск: Зорны верасень, 2008.
7. Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.
8. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий. Волгоград . Изд.Учитель.
2007.
9. Плешаков Е.П. Коррекционно-развивающие задания. Волгоград. Изд. Учитель.2006.
10. Тарасова О.В. Развитие мышления младших школьников с ЗПР. 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.