План самообразования тема «Развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста»
Оценка 4.7

План самообразования тема «Развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста»

Оценка 4.7
pdf
математика
17.02.2020
План самообразования тема «Развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего  школьного возраста»
План самообразования учителя-дефектолога 2019-20г..pdf

План самообразования

учителя – дефектолога Яковлевой Ольги Николаевны на 2018-2020 учебный год

 

Ф.И.О. Яковлева Ольга Николаевна Дата рождения 14.11.1980г.

Местожительства ХМАО, Тюменская обл., г. Белоярский

Образование высшее

Год окончания 2003г.

Специальность по диплому психолог, учитель-дефектолог

Общий педагогический стаж 16 лет

Стаж по данной специальности 4 года

Квалификационная категория первая

       

Индивидуальный план самообразования на 2018 - 2020 уч. годы на  тему «Развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего  школьного возраста»

 

Введение

В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность.

Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы. Современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей.

У детей с задержкой психического развития отмечается:

       низкий уровень познавательной деятельности;

       незрелость мотивации к учебной деятельности;

       сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

       ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

       недостаточная сформированность умственных операций;

       отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов необходимых для благоприятного становления речи и др.;

Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. У всех школьников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих логического – математического мышления. 

Недостаточный уровень сформированности мыслительных операций обуславливает трудности понимания учебных заданий младшими школьниками с ЗПР.

Успешность понимания, как результата мыслительной деятельности, определяется по определенным параметрам: глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий.

У младших школьников с задержкой психического развития имеются недостатки по каждому из параметров понимания. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Психолого-педагогические исследования (Ю.З.

Гильбух, Г.М.Капустина, Н.П.Локалова), а также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом.

Эти трудности объясняются тем, что дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике.

Характерной особенностью детей с ЗПР является слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщение, абстрагирования, умозаключения.

Например: недостаточность обобщения проявляется в механическом заучивании правил, формулировок, приемов вычисления без их понимания и применения на практике.

Среди трудностей обладания математических знаний можно выделить следующее:

              отсутствие устойчивых навыков счета,

              трудности перехода из конкретного плана в абстрактный,     неумение решать задачи.

Проблемы развития логическо - математического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы развития логическо - математического мышления характерны в начальной школе. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов. 

Таким образом, проблема исследования особенностей логическо – математического мышления и путей его коррекции у младших школьников с задержкой психического развития относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых.

Ведущая педагогическая идея.

Для повышения уровня развития психических процессов, знаний и представлений об окружающем мире, развитие логических - математических приёмов мышления, у детей младшего школьного возраста будет характеризоваться положительной динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса коррекционных упражнений и дидактических игр.

Диагностика младших школьников с ЗПР.

Диагностическим инструментарием по определению особенностей логическо- математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста были избраны методики: «Простые аналогии» И.Ю. Кулагина, В.Н. Калюцкий, «Изучение скорости мышления» Б.Д. Карвасарский

По результатам обследования обучающихся с ЗПР было выявлено: 

Методики

Исследования

Результат

«Простые аналогии»

Действия, направленные на исследование логичности и гибкости мышления.

35%

«Изучение     скорости мышления»

Действия, направленные на определение скорости мышления.

25%

Не по одной из методик обучающие с ЗПР не набрали максимальное количество баллов, что говорит о невысоком уровне развития логичеко - математического мышления.

Проблема: как организовать процесс обучения, согласно требованиям ФГОС, чтобы развить логическо- математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста в школе?

Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической практике обусловили выбор моей методической темы: «Развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста».

Цель: изучение и развитие мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза уровень развитие мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития повысится, если систематически и целенаправленно применять в учебном процессе современные технологии, методы, приёмы и формы коррекционной работы, способствующие развитию логическо - математического мышления.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи. Задачи:

      Изучить научную литературу, методы, приёмы и формы коррекционной работы, способствующие развитию логическо - математическому мышления.

      Подобрать и целенаправленно использовать в учебном процессе коррекционноразвивающие занятия, вовлекать учащихся в групповые занятия, игры, упражнения и другие формы и методы работы, способствующие развитию логически - математического мышления.

      Проанализировать динамику развития логически – математического мышления с помощью диагностики мышления младших школьников.

      Разработать стратегию совместной деятельности педагогов и родителей, рекомендации, памятки для педагогов, по развитию мышления у обучающихся с ЗПР.

  Таким образом, коррекционно - развивающая работа должна быть направлена на развитие высших психических функций. В нашем случае, на развитие одного из типов мышления – логически математического. При этом работа должна быть построена в совместной деятельности всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, учителя-дефектолога.

Предполагаемые результаты работы с обучающимися ЗПР:

1.     Создание условий для начального этапа формирования у детей активности и самостоятельности мыслительной деятельности (обучающийся действует самостоятельно и в ходе реальных преобразований предметов выявляет их скрытые свойства и связи).

2.     Способность и умение обучающихся самостоятельно производить простые логически-математические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их).

4.                  Повышение заинтересованности, активности, участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов с родителями.

5.                  Повышение компетентности родителей в вопросе развития мышления  младших школьников с ЗПР.

Логически – математическое мышление у обучающихся с ЗПР. Обучающиеся научатся:

      сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.

      Испытывать устойчивый интерес к развивающим занятия, играм. 

      высказывать свои суждения, доказательства.

      меньше времени затрачивать на выполнение заданий.

      улучшится речь детей, они богаче будут использовать свой словарный запас.

Коррекционно - развивающие занятия, упражнения, дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают обучающимся закрепить и расширить знания об окружающем мире, у них возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике.

Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоциональноличностное развитие.

Цель профессионального самообразования: овладение педагогическими технологиями, методами и приёмами с целью развития логически - математического мышления у младших школьников с ЗПР путем коррекционно - развивающих занятий.

Задачи профессионального самообразования: изучить и внедрить в учебный процесс технологии, методы и приёмы, способствующие развитию логическо- математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста, повышать свой методический уровень, изучить методическую литературу по данной теме, обобщать и распространять свой педагогический опыт.

Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.

Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернетсеминары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции.

Ожидаемый результат самообразования: повышение уровня профессиональной компетенции, логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста, повышение качества образования и воспитания школьников. Планируемые результаты самообразования:

-изучить и внедрить в учебный процесс технологии, методы и приёмы, обеспечивающие 

развитие логическо- математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста;

-систематизировать материалы методической, педагогической и психологической литературы по теме «Развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста»

-поделиться опытом работы на заседании ШМО и РМО учителей начальных классов;

-получать объективную информацию о состоянии и динамике развития логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста» в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Новизна опыта заключается в создании системного подхода к развитие логическо - математического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста посредством использования современных технологий, методов и педагогических приёмов на коррекционно –развивающих занятиях.

Практическое значение состоит в том, что результаты проделанной работы могут использоваться в практике преподавания педагогами общеобразовательных школ, студентами педагогических вузов, выходящих на практику.

 

План работы

 

п/п  

Содержание работы

Примерные сроки

1

Изучение литературы по выбранной теме

Сентябрь-октябрь 2018г.

2

Проведение мониторинга уровня логическо – математического мышления у детей ЗПР младшего школьного возраста

Сентябрь 2018 г.

3

Систематизация и изготовление картотеки заданий, направленных на развитие логическо – математического мышления у детей ЗПР младшего школьного возраста

Октябрь-ноябрь 2018г.

4

Обобщение теоретической части темы самообразования. Создание презентации по данной проблеме на заседании

ШМО.

Ноябрь-декабрь 2018г.

5

Апробация на практике системы заданий, направленных на развитие логическо – математического мышления у детей ЗПР младшего школьного возраста 

В течение 2018-2019, 2019- 2020 учебного года.

6

Актуализация темы по самообразованию в практической работе. Разработка и проведение открытых занятий  в рамках общешкольныхмероприятий на базе «СОШ № 1» г. Белоярский.

2019 - 2020 учебный год

7

Выступление с данной темой на МО начальных классов СОШ №1 г.Белоярский

2019-20 уч. г. по плану работы МО

8

Выступление на ШМО с практической частью темы (мастер-класс).

Декабрь 2020

Список литературы

1.    Антонова Г.П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. - № 6. - 1965.

2.    Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89, 1997.

3.    Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

4.    Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. — М.,  2014г. 5. Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». - М.: ГИУСТБГУ, 2007.

6.    Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. - Минск: Зорны верасень, 2008.

7.    Основы коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999.

8.    Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий. Волгоград . Изд.Учитель.

2007.

9.    Плешаков Е.П. Коррекционно-развивающие задания. Волгоград. Изд. Учитель.2006.

10.  Тарасова О.В. Развитие мышления младших школьников с ЗПР. 2007.

План самообразования учителя – дефектолога

План самообразования учителя – дефектолога

Индивидуальный план самообразования на 2018 - 2020 уч

Индивидуальный план самообразования на 2018 - 2020 уч

Успешность понимания, как результата мыслительной деятельности, определяется по определенным параметрам: глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий

Успешность понимания, как результата мыслительной деятельности, определяется по определенным параметрам: глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий

Методики Исследования

Методики Исследования

Способность и умение обучающихся самостоятельно производить простые логически-математические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их)

Способность и умение обучающихся самостоятельно производить простые логически-математические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их)

Планируемые результаты самообразования: -изучить и внедрить в учебный процесс технологии, методы и приёмы, обеспечивающие развитие логическо- математического мышления у детей с

Планируемые результаты самообразования: -изучить и внедрить в учебный процесс технологии, методы и приёмы, обеспечивающие развитие логическо- математического мышления у детей с

Список литературы 1. Антонова

Список литературы 1. Антонова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020