План самообразования воспитателя "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

  • docx
  • 21.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Суринова_План самообразования.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г.о. Саранск

«Детский сад № 127 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

второй младшей группы № 2

на 2023 – 2024 учебный год

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

посредством дидактических игр»

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

                            Воспитатель:

                                                                                   Суринова Ольга Валерьевна

 

 

 

Саранск 2023

Актуальность выбранной темы:

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развивается память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук, речь. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности согласно рекомендациям ФГОС; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы. Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия и занимать важнейшее место в системе педагогических средств, всестороннего воспитания детей, а в группе раннего возраста - основной формой организации образовательного процесса.

В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н.К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Речь взрослого является образцом для подражания. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения.

Второй необходимостью для полноценного развития ребенка является, конечно же игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

Цель работы: развитие профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ДО в направлении «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

 

Задачи:

1.     Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

2.     Повышать у детей интерес к дидактическим играм посредством сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;

3.     Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.

4.     Формирование  обобщённых представлений о предметах и действиях.

5.     Повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

6.     Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

Ожидаемые результаты:

 1. Систематизация материала по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 2. Теоретический анализ современной методической литературы, интернет ресурсов по проблеме «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

            3.  Повышение уровня развития речи у детей; умение обратиться за помощью к взрослым; развитие мелкой моторики; развитие познавательной активности, творческих способностей; умение самостоятельно играть в игры.

 4. Родители активно сотрудничают с педагогом в реализации образовательного процесса

 5.   Опыт работы распространен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы, передового педагогического опыта

Сентябрь – май

1.Изучение новых педагогических технологий

2. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3.Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования.

4.Подготовка и оформление проектов

(Приложение 1)

Тезисы по результатам изучения научной и методической литературы и интернет-ресурсов

Технологические карты проектов

 

 

Работа с детьми

Сентябрь

 

 

 

 

 

1. Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.

2. Диагностика детей по развитию речи.

Игры - занятия в адаптационный период.

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов;

развивать понимание речи: учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.

Д/И «Что как плавает?»

Д/И «Постираем  кукле платье»

Октябрь

1.Занятия с сюжетными игрушками.
2. Занятие с  куклой.

«Кукла Катя поёт и пляшет».
Д/и « Волшебный  мешочек»(мячики)

Ноябрь

1.Занятие по развитию речи в первой младшей группе

Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки».

Д/И «Спрячем мышку»

Декабрь

1. Проведение  игровых ситуаций.

Ситуация 1. «Что нам заинька принёс?»

Игровая ситуация «Игрушки в гости к нам пришли»

Январь

1. Проведение дидактических игр

 

Д/И «Разноцветная посуда»

Д/И «Подбери заплатку к одежде»

Февраль

1. Диагностика детей по развитию речи

Д/И «Подбери колеса к машине»

Д/И «Подбери пару варежек»

Март

1.Составление совместных рассказов со взрослым

Д/и «Ловись рыбка».

Апрель

1.Составление описания животного.

2. Составление рассказа с неодушевленными предметами: овощами, фруктами

«Достань  шарик» (игры с водой)

Май

1.Диагностика детей по развитию речи

Включение во взаимодействие с детьми дидактических игр и игрового материала.

Работа с семьей

Сентябрь

Выявление знаний родителей о важности речевого развития посредством дидактических игр. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.

Родительское собрание «Игры и упражнения по развитию речи детей раннего года жизни»

Октябрь

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультация «Игры для развития детей от года до трех лет»

Ноябрь

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»

Январь

Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»

Картотека словесных дидактических игр для детей  младшей группы

Март

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

Апрель

Вовлечение родителей в работу по формированию речевого развития

Буклет «Тренируем пальчики - развиваем речь»

Май

День открытых дверей.

Открытый показ образовательной деятельности

Самореализация

Сентябрь-Октябрь

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.

Составление картотеки дидактических игр.

В течении года

Подготовка и оформление проектов

 

 

Выступление на педсовете.

Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Май

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

 

 

Приложение 1

Список литературы и методических интернет-ресурсов

 

1.     Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3–4 лет. Младшая группа. Методическое пособие / О. С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 224 с.

2.     Микляева, Н. В. Развитие речевой и коммуникативной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Сценарии занятий и практикумов / Н. В. Микляева, В. В. Коржевина. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с.

3.     Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. –  М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с.

4.     Абрамова, Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа. 3-4 года / Л. В. Абрамова, И. В. Слепцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 88 с.

5.     Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.

6.     Борисова, М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / М. М. Борисова. – 3-е изд. – М.: Мозаика- Синтез, 2020. – 48 с.

 

 

Интернет-ресурсы

1. Сайт http://www.maam.ru/detskijsad/anketa-dlja-roditelei-kak-igrat-s-rebenkom.html

2. Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека дидактических игр для младшей группы

Дидактические игры по ознакомлению детей с цветом предметов.

Дидактическая игра "Найди и назови".

Дидактическая задача: Знакомить детей с характерными явлениями природы для осени: жёлтые листья.

Материал: осенние листья.

 

Дидактическая игра " Найди флажок".

Дидактическая задача: Знакомить детей с красным цветом предметов. Учить детей узнавать и называть красный флажок.

Материал: флажки. 3

Дидактическая игра "Найди и назови"

Дидактическая задача: Научить детей узнавать и называть овощи. Обращать внимание на их цвет: помидор красный, репа жёлтая.

Материал: овощи.

 

Дидактическая игра "Парные картинки"

Дидактическая задача: Учить детей находить одинаковые картинки с изображением овощей, называя их цвет: красный, жёлтый.

Материал: парные картинки с изображением овощей.

 

Дидактическая игра "Найди такой же"

Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по цвету: красные к красным, жёлтые к жёлтым.

Материал: кубики красного и жёлтого цвета.

Дидактические игры по ознакомлению детей с величиной предметов.

Дидактическая игра "Составь из башенки"

Дидактическая задача: Учить детей называть и различать величину предметов: большой, маленький. Развивать у детей понимание этих слов.

Материал: Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

Дидактическая игра «Что там?»

Дидактическая задача: Учить детей сопоставлять предметы по величине: маленькая, большая.

Материал: матрёшки: большая двухместная и маленькая неразъёмная.

Дидактические игры по ознакомлению детей с формой предметов.

 

Дидактическая игра "Найди свой домик"

Дидактическая задача: Учить детей ощупывать контур и отверстие геометрических фигур.

Материал: игра- панно с отверстиями, вкладыши геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

 Дидактическая игра "Узнай и назови"

Дидактическая задача: Знакомить детей с круглой формой предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе           «Чудесный мешочек зайки-побегайки»

 

Цель: Развитие речи детей

Задачи:

Образовательные: закрепить умение детей описывать игрушку и предметы; закрепить название овощей и фруктов; учить детей подбирать ласкательно-уменьшительные слова;

 

Развивающие: развивать речь, память, расширить словарный запас детей, интерес к природе, эмоциональную отзывчивость; развивать умение узнавать и называть цвет (зеленый, оранжевый, красный), форму (круглый, длинный), величину (большой – маленький);

 

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, доброе отношение к игровым персонажам, создавать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Ход НОД:

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила зайчонка. Он тоже шел в детский сад. Вот он. (Показываю детям игрушку зайца). Бабушка дала зайчику мешочек с гостинцами. Он посмотрел в мешочек, но так и не понял, что же дала ему бабушка. И вот он решил прийти к нам в детский сад, чтоб вы ему помогли узнать, что лежит в мешочке.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, как мы можем назвать ласково зайчонка?

Дети: Зайка, зайчишка, зайчик, зайка-побегайка.

Воспитатель: Посмотрите на зайчонка, какой он красивый, он любит, когда дети его рассматривают.

Что есть у зайчика?

Дети: Уши.

Воспитатель: Какие у него уши?

Дети: Длинные.

Воспитатель: а что это?

Дети: Хвостик.

Воспитатель: Какой хвостик у зайки?

Дети: Короткий.

Воспитатель: Что умеет делать зайчонок?

Дети: Прыгать, скакать, грызть морковку.

Воспитатель: Давайте узнаем, что же Зайке-побегайке бабушка положила в мешочек. Посмотрим. (Воспитатель смотрит в мешок)

Зайка ты правильно сделал, что пришел к нам в детский сад, ребята знают, что это такое. (Воспитатель достает из мешочка морковь.)

Воспитатель: Что это?

Дети: Морковка.

Воспитатель: Какая морковка?

Дети: Длинная, оранжевая.

Воспитатель: Повторяем все вместе: «Морковка длинная, оранжевая».

Воспитатель: А теперь покажем заиньке, как мы умеем готовить салат из моркови.

 

2. Пальчиковая игра «Салат из моркови»

«Мы морковку чистим, чистим (Дети стоя выполняют пальчиковую игру.)

Мы морковку трём, трём. (Скользящие движения ладонью о ладонь.)

Сахарком её посыплем (Показывают, как «посыпают сахаром», собирая пальцы правой руки вместе)

И сметаною польём. («Поливают сметаною», складывая пальцы в кулак

Вот такой у нас салат, (Вытягивают руки вперёд.)

витаминами богат".

Вкусный и полезный. (Гладят живот)

 

(Воспитатель достает из мешочка капусту.)

Воспитатель: А это что?

Дети: Капуста.

Воспитатель: Какая капуста?

Дети: Круглая, зеленая.

Воспитатель: Повторяем все вместе: «Капуста круглая, зеленая».

(Воспитатель достает из мешочка помидор.)

Воспитатель: А это что?

Дети: Помидор.

Воспитатель: Какой помидор?

Дети: Круглый, красный.

Воспитатель: Потрогайте, какой он на ощупь.

Дети: Гладкий.

Воспитатель: Повторяем все вместе: «Помидор круглый, красный, гладкий».

Воспитатель: Как можно назвать одним словом морковь, капусту и помидор?

Дети: Овощи.

Воспитатель: Где растут овощи?

Дети: На грядке.

Воспитатель: Наш зайка наверно устал сидеть, давайте вместе с ним поиграем.

 

3.Физминутка:

 

«Зайка, серенький сидит».

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит

Вот так, вот так и ушами шевелит.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Вот так, вот так, надо зайке поскакать.

Зайку кто-то напугал,

Зайка раз и ускакал.

Воспитатель: Ребята посмотрите, в мешочке еще что-то осталось. (Воспитатель достает яблоко).

Что это?

Дети: Яблоко.

Воспитатель: Какое яблоко?

Дети: Круглое, красное.

Воспитатель: Где растет яблоко?

Дети: В саду.

Воспитатель: Как можно назвать по-другому яблоко?

Дети: Фрукт.

Воспитатель: Спасибо, молодцы.

 

4. Гимнастика для глаз

Игра «Чего не стало».

Развесить картинки с овощами и фруктами, и каждый раз одну убирать.

 

Посмотрите внимательно и запомните.

Сейчас вы закройте глаза, я уберу одну картину, а вы скажите, чего не стало.

 

Фрукты, овощи распознать смогли.

А теперь не спеша

На волшебном столе

Их по цветам разложите-ка все.

 

(Дети раскладывают фрукт, и овощи на цветные поля дидактического стола по цвету).

Воспитатель:

 ___________скажи, пожалуйста, на какое поле ты положила (л) яблоко?

____________ капусту?

___________ морковку?

___________ помидор?

 

Воспитатель: Кто знает, где живет зайка?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Зайка не один живет в лесу, у него там много друзей. Кто еще живет в лесу?

Дети: Волк, медведь, лиса.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, оказывается, бабушка дала зайчонку те овощи и фрукты, которые он любит. Вы ему помогли узнать, как они называются и где растут. Зайка благодарен вам! Но ему уже пора домой. Пришло время прощаться.

Дети: До свидания.

Воспитатель: Ребята, сегодня все вы очень хорошо поработали. Мне понравилось, как вы отвечали на вопросы.

 

5. Рефлексия:

 

- Ребята кто приходил к нам в гости?

- Чем мы занимались?

Отчет по теме самообразования воспитателя второй младшей группы

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

 посредством дидактических игр»

Суриновой Ольги Валерьевны

за 2023 – 2024 учебный год

    После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.

В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы.

Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз.

К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры.

Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «конструктор», «найди домик», различными мозаиками.

После ужина, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшки.

Каждый день я проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки («Репка», «Курочка Ряба», и т.д.),

В своей работе «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр», я ставила и решала следующие задачи:

1.Развитие понимания речи;

2.Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.

3.Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.)

4.Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.

5.Развитие активной речи;

6.Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трёх слов.

7.Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.

8.Формирование   умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.

9.Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.

Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности. 

К работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.

Многие мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.

В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребёнку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки.

На родительском собрании мною были рекомендованы игры «Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д.

Проводила анкетирование родителей, целью которого было - лучше узнать родителей, их мнение по поводу работы воспитателей и т.д.

 

Заключение.    

Мною было замечено, что дети уже в феврале месяце стали гораздо лучше разговаривать, предложение состоит из двух-трёх слов, дети активно произносят новые слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т.д.)

Работу по развитию речи посредством дидактической игры я продолжаю, в дальнейшем будет проведена диагностика в конце учебного года, в мае.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что необходимо создавать обязательно   условия для игр:

1.Подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.

2.Продумать, как разместить дидактический материал и игрушки.

3.Обеспечить место для игр.

4.Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно складывать их по окончанию деятельности.

   Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия, а в группах младшего дошкольного возраста - основной формой организации учебного процесса.