Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16»
ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ
ТЕМА: «Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление детей с природой родного края»
подготовительная группа
на 2023-2024 учебный год
Составил: воспитатель
Высш. кв. категории
Соколова С.Д.
г.о.г. Арзамас, 2023.
Тема по самообразованию: «Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление детей с природой родного края»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 г.
Актуальность:
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема моего самообразования «Формирование экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края» является актуальной.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.
Наши дети растут в эпоху цифровых технологий. Рынок труда в цифровую эпоху стремительно преобразуется, и на первое место выходит не физический, а умственный труд. IT-специалисты очень востребованы, и это вряд ли изменится в ближайшие десятилетия.
Первые шаги в программировании сложны для ребенка, ведь алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в дошкольном возрасте. Алгоритм – это набор простых инструкций, объясняющих, как выполнить задачу.
Цель работы по саморазвитию: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи работы по саморазвитию:
· Изучить психолого-педагогическую литературу
· Обогатить развивающую среду группы по теме
· Расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;
· Формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
· Развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.
· Создать авторские дидактические пособия по экологическому воспитанию
Объекты в работе по саморазвитию:
· Дети 6-7 лет
· Семьи детей, посещающих детский сад
· Педагогический персонал детского сада
Методы работы с детьми старшего возраста:
· Игровой метод
· Наглядный метод
· Практический метод
Формы организации деятельности с детьми старшего возраста:
· групповая;
· подгрупповая;
· индивидуальная.
Ожидаемые результаты:
· Дети могут разбивать общее задачи на подзадачи
· Дети активно используют алгоритмы в повседневной жизни
· Умеют составлять рассказы используя схемы
· У детей сформирована способность удерживать цель на протяжение выполнения задания
Этапы работы:
1. Информационно-педагогический блок
Формы работы |
Сроки |
Форма отчета |
Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Развитие алгоритмического мышление детей младшего дошкольного возраста». |
Сентябрь - октябрь 2023 года
|
Список использованной литературы |
Составить картотеку дидактических игр для детей 6-7 лет по экологии. |
Октябрь 2023 года |
Картотека дидактических игр по экологии |
Создание предметно-развивающей среды, окружающей детей младшего возраста. |
В течение года |
Наличие алгоритмов |
Подготовка анкет к анкетированию родителей. |
Ноябрь 2023 года, апрель 2024 года |
Анкета (проработанные данные по теме анкетирования) |
Отчет по самообразованию |
Май 2024 год |
|
2. Работа с детьми |
||
Работа по алгоритмам в режимных моментах (развитие КГН) Алгоритм «Моем руки правильно» Алгоритм «Одеваемся на прогулку» Алгоритм «Правила посещения туалета» Алгоритм «За столом» |
Ноябрь 2023 – январь 2024 года.
|
Изготовление алгоритмов, дидактических игр и распространение их в предметно-пространственной среде группы. |
Работа по алгоритмам по направлениям: Алгоритмические схемы в конструирование Алгоритмические схемы в развитие речи (составление рассказов, заучивание стихотворений) |
Январь – март 2024
|
|
Игры на построения алгоритмов Игра «Напольный алгоритм» – знакомство с бесэкранной цифровой средой «ПиктоМир» Игры на составление рядов последовательности |
Апрель-май 2024 |
|
Создание авторских дидактических пособий по алгоритмическому мышлению |
В течение года |
Дидактические пособия |
3. Работа с родителями
Буклет для родителей «Использование лекарственных растений при лечении часто болеющих детей» |
Ноябрь 2023 год |
Буклет |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. |
В течение года |
Наличие игр по экологии |
Консультация для родителей «Занимательная прогулка с ребёнком» |
В течение года |
Консультация |
Анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье» |
Октябрь 2023 год |
Анкетирование |
Папка-передвижка для родителей «Люби и охраняй окружающую природу» |
Февраль 2024 год |
Папка-передвижка |
Буклет по развитию речи «Рассказываем по алгоритму» |
Март 2024 год |
Буклет |
Проведения субботника «Сделаем город чище» |
Апрель 2024 год |
Субботник |
4. Работа с педагогами ДОУ
Семинар на тему «Значение ЦОС в современном образование».
|
Ноябрь 2023 год |
Консультация |
|
Семинар-практикум «ЦОС ПиктоМир» – знакомство и практическое выполнение заданий в ЦОС «ПиктоМир» |
Март 2024 год |
Семинар практикум |
- |
Обобщение опыта работы |
Май 2024 год |
Обобщение |
|
1) Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.М., 2007.
2) Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
3) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
4) Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
5) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
Интернет-ресурсы:
1) Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни
http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/9041-ekologicheskoe-vospitanie-detej.html?start=1
2) Методы и приемы экологического воспитания дошкольников http://szabotoi.ru/vospitanie/ekologicheskoe-dlya-doshkolnikov
3) Павлова В.А. Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ http://festival.1september.ru/articles/601740/
4) Простакишина М. Татарстан моим теплом и словом согрето. http://lgvavilova.narod.ru/work2.htm
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.