Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ветлужский лесоагротехнический техникум»
План-сценарий
урока-лабораторной работы
МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Тема урока: « Дефектовка коленчатого вала»
Группа 31, курс 3, специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Преподаватель А.А. Хухрин
Ветлужский район
2017 год
План-сценарий урока-лабораторной работы
МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Группа: 31, курс 3
Тема занятия: Дефектовка коленчатого вала
Тип занятия: Лабораторная работа.
Цели занятия:
Учебная
1.Освоить методику дефектовки коленчатых валов двигателей автомобилей ВАЗ 2101 и ВАЗ 2108.
2. Научиться пользоваться технической документацией (таблица «Номинальные и ремонтные размеры шеек коленчатого вала») при выполнении дефектовки коленчатого вала.
Развивающая
1. Применять полученные теоретические знания о дефектовке коленчатого вала на практике. Закрепить навыки работы с измерительным инструментом и технической документацией.
Воспитательная
1. Продолжить формирование ответственного отношения к работе, понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: МДК 01.01 Устройство автомобилей, ОП.04 Материаловеденье, ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация.
Обеспечиваемые:
ПП.01 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, ПП.03 Выполнение работ по рабочей профессии (слесарь по ремонту автомобилей), ПП (Преддипломная) по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Обеспечение занятия.
Наглядные пособия: Презентация к уроку на тему «Дефектовка коленчатого вала»; коленчатый вал автомобиля ВАЗ 2101; коленчатый вал автомобиля ВАЗ 2108. Приспособление для закрепления коленчатого вала в центрах – 2 штуки. Микрометр МК 50 0,01- 2 шт. Микрометр МК 75 0,01- 2шт. Справочные таблицы с номинальными и ремонтными размерами коленчатых валов.
Раздаточный материал: инструкционная карта – 11 шт., форма отчета по работе – 11 шт. Справочная таблица с размерами коленчатых валов.
ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Учебные места: Аудитория №16 «Ремонт автомобилей
Основные этапы урока
№ элемента |
Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения |
Оборудование |
Время |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Организационный момент: 1.1 Приветствие; 1.2 Отметка отсутствующих; 1.3 Ответы на вопросы обучающихся |
|
2 мин |
2 |
Сообщение темы, цели и задачи урока 2.1 Тема: Дефектовка коленчатого вала 2.2 Цели и задачи: Цель: - Освоить методику дефектовки коленчатых валов. Задачи: - Продефектовать коленчатые валы двигателей ВАЗ 2101 и ВАЗ 2108 - Назначить способ восстановления коленчатых валов.
|
Мультимедийный проектор |
3 мин |
3 |
Актуализация опорных знаний обучающихся. Обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов по материалу пройденному на предыдущих занятиях: - Что такое дефектовка ? - В каких условиях работает коленчатый вал ? - Какие наиболее распространенные дефекты встречаются у коленчатого вала ? - Что может являться причиной возниконовения этих дефектов ? |
|
5 мин |
4 |
Структура изложения нового материала. - Цели и задачи дефектовки коленчатого вала. Место дефектовки в технологическом процессе капитального ремонта двигателя. - Процесс дефектовки. Определение отклонений формы поверхности шейки. Допуск размера вала. Предельные значения отклонений. - Способы восстановления коленчатого вала. Обработка под ремонтный размер. Ремонтные размеры коленчатых валов ВАЗ 2101 и ВАЗ 2108. - Правила обращения с измерительным инструментом. |
Мультимедийный проектор. Микрометр. |
5 мин
|
5 |
Задание на практическую работу: - измерить шейки коленчатого вала (Каждый обучающийся измеряет одну коренную и одну шатунную шейку по заданию преподавателя); - записать результаты измерений в таблицу -рассчитать отклонения формы поверхности (конусность и овальность); - сравнить результаты измерения с допустимыми; - сделать выводы о годности шейки. Объявление критериев оценки работы. |
Коленчатый вал ВАЗ 2101 ВАЗ 2108 Микрометр МК -50 МК- 75 |
20 мин
|
6 |
Подведение итогов работы. Анализ работ. Объявление результатов. |
|
3 мин |
7 |
Выдача домашнего задания |
|
2 мин |
|
Итого |
|
45 мин |
Приложения:
1. Презентация к уроку «Дефектовка коленчатого вала»
2. Инструкционная карта к лаборатторной работе «Дефектовка коленчатого вала» Бланк отчета по практической работе;
Приложение 1
Презентация к уроку «Дефектовка коленчатого вала»
Приложение 2
Инструкционная карта
Лабораторная работа № 2
Дефектовка коленчатого вала
Цель работы: освоить методику дефектовки коленчатого вала двигателя.
Оборудование:
Приспособление для установки коленчатого вала в центрах – 2 шт.
Коленчатый вал двигателя ВАЗ 2101 – 1 шт. Коленчатый вал двигателя ВАЗ 2108 – 1 шт.
микрометр МК 50 - 0,01 – 2 шт. микрометр 75-0,01 – 2 шт.
дефектовочные карты, таблицы ремонтных размеров.
Содержание работы:
Порядок выполнения работы
1. Для измерения диаметров коренных и шатунных шеек пользуются микрометром, имеющим трещотки. До начала работы микрометр нужно выставить на ноль.
Коленчатый вал поворачивают в удобное для измерения положение. Измерение в каждой шейке производят в двух поясах 1 и 2 как показано на рисунке 7. Счет шеек поясов производится от переднего конца коленчатого вала.
В каждом поясе измерения проводят:
Для коренных шеек в плоскости кривошипа первой коренной шейки А-А
затем перпендикулярно к ней В-В
Конусность шейки определяют как разность ее диаметров, измеренных в разных поясах, но в одной плоскости.
Овальность шейки определяют как разность диаметров, измеренных в одном и том же поясе, но в разных плоскостях.
Наибольший износ коренной или шатунной шейки определяется как разность диаметра предыдущего ремонтного размера шейки и наименьшего диаметра полученного при ее измерении.
Отчет
О выполнении лабораторной работы по МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Характеристика коленчатого вала
Коленчатый вал двигателя ___________________________________________________
Номинальные диаметры шеек, мм:
Коренных _________________
Шатунных ________________
Ремонтные диаметры шеек, мм:
Коренных 1-й________2-й________3-й________4-й________
Шатунных 1-й________2-й________3-й________4-й________
Допустимая овальность шеек, мм: __________________
Допустимая конусность шеек, мм: __________________
Оборудование, приборы и инструменты ________________________________________________________________________________
Дефекты обнаруженные внешним осмотром ________________________________________________________________________________
Данные измерений шеек коленчатого вала
Пояс измерения |
Направление измерения |
Коренные шейки |
Шатунные шейки |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1
|
Параллельно плоскости кривошипа А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перпендикулярно плоскости кривошипа В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Овальность А-В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Параллельно плоскости кривошипа А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перпендикулярно плоскости кривошипа В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Овальность А-В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конусность |
Параллельно плоскости кривошипа А1-А2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перпендикулярно плоскости кривошипа В1-В2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Под какой размер был проточен (если был проточен) , мм: _______________
Наибольший износ, мм: ___________________________
Заключение о степени износа коленчатого вала (В выводах нужно отразить: годен ли коленчатый вал ? подвергался ли ремонту ? если подвергался то какому ? Требует ли ремонта ? если требует, то под какой размер следует расточить ? )
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работу выполнил ____________________________/_______________/
Дата ________________
Справочные данные
Коленчатый вал двигателя ВАЗ 2101
Материал Высокопрочный чугун
Термическая обработка: шейки закалены токами высокой частоты
Твердость HRC 52-62
Допустимая овальность, 0,03 мм
Допустимая конусность, 0,007 мм
Номинальный |
1-й ремонтный |
2- й ремонтный |
3 – й ремонтный |
4 –й ремонтный |
|
Уменьшение диаметра шейки, мм |
0,00 |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
1 |
Коренные шейки, мм |
50,775- 50,795 |
50,525- 50,545 |
50,275- 50,295 |
50,025- 50,045 |
49,775- 49,795 |
Шатунные шейки, мм |
47,814- 47,834 |
47,564- 47,584 |
47,314- 47,334 |
47,069- 47,084 |
46,814- 46,834 |
Коленчатый вал двигателя ВАЗ 2108
Номинальный |
1-й ремонтный |
2- й ремонтный |
3 – й ремонтный |
4 –й ремонтный |
|
Уменьшение диаметра шейки, мм |
0,00 |
0,25 |
0,5 |
0,75 |
1 |
Коренные шейки, мм |
50,799- 50,819 |
50,549- 50,569 |
50,229- 50,319 |
50,049-50,069 |
49,799-49,819 |
Шатунные шейки, мм |
47,830- 47,850 |
47,58- 47,60 |
47,33- 47,35 |
47,08- 47,10 |
46,83- 46,85 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.