План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."
Оценка 5

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
23.12.2019
План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."
познакомить с новым произведением, биографией А. С. Пушкина, поразмыслить над красотой зимней природы, попытаться сравнить произведения разных поэтов; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова; развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать память, речь, мышление, воображение; прививать любовь к поэзии.
Зима в изображении русских поэтов 2 класс.doc

 

Предмет: Литературное чтение                 2 класс

Тема: Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Цель: познакомить с новым произведением, биографией А. С. Пушкина, поразмыслить над красотой зимней природы, попытаться сравнить произведения разных поэтов; учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова; развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать память, речь, мышление, воображение; прививать любовь к поэзии.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, рисунки детей на зимнюю тему, картины: «Зимний день» П. Т. Мальцева, «Конец зимы» К. Ф. Юона, «Зимний пейзаж» И. Э. Грабаря; аудиозапись «Вальс снежных хлопьев», Пастораль. Г. Свиридова. Из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» А. С. Пушкина, «Зимнее утро» П. И. Чайковского, «Поет зима, аукает» (хор).

Ход урока

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Речевая разминка

- На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно, грамотно говорить. О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? (Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.)

- Проведем речевую разминку. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.

   Произнесите предложение, записанное на доске, делая ударение каждый раз на другом слове.

С неба падают снежинки.

ΙΙΙ. Проверка домашнего задания

- Речь точная, правильная, выразительная – это красивая речь. Дома вы учили наизусть два стихотворения А. А. Фета «Чудная картина» и С. А. Есенина «Береза».

   Проверим домашнее задание. (3-4 человека читают стихотворения наизусть.)

- О чем это стихотворение? (О красоте зимней природы.)

- Какие картины зимней природы вы представили? (Ответы детей.)

- О чем второе стихотворение? (О красоте русской березы.)

- С кем сравнивает поэт зимнюю березу, зарю и зиму? (С живыми существами.)

- Почему о зимней заре сказано, что она «лениво» обходит кругом? (Потому что заря – восход солнца происходит медленно.)

ΙV. Актуализация знаний

- Над какой темой мы сейчас работаем на уроках чтения? («Люблю природу русскую. Зима».)

- Сегодня мы в гостях у чародейки и волшебницы Зимы. Она хотела бы послушать, какой вы себе её представляете.

  Дети рассказывают по своим рисункам, с чем у них  ассоциируется зима.

(Красота зимней природы, встреча Нового года, праздник Рождества, веселые зимние забавы и т.д.)

- А какие лирические стихи о зиме вы еще знаете? (Дети читают наизусть стихи

 

различных поэтов.)

- Как поэты называют зиму? (Радостная, веселая, долгожданная, зима – красивая, добрая колдунья, которой все подвластно на земле и т.д.)

- Ребята, а что значит лирическое стихотворение? (В лирическом стихотворении на первом месте стоит автор, его мысли, чувства, душевные переживания.)

V. Слушание аудиозаписи

- А сейчас послушайте музыкальное произведение Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» А. С. Пушкина. (Слушание.)

- Какую картину вы себе представили? (Ответы детей.)

- А вот как описал метель Пушкин.

   Поднялся ветер и сделалась такая метель, что ничего не было видно. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею. Прошло около десяти минут. Метель не утихала, небо не прояснялось. Кругом были сугробы. Только через несколько часов погода утихла, тучи расходились. Вокруг была равнина, устланная белым волнистым ковром. Ночь была довольно ясна.

VΙ. Сообщение темы урока

   Сегодня мы познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Будим учиться читать его выразительно.

VΙΙ. Работа над новым материалом

1. Работа с картинами

- Не только поэты воспевали зиму в стихах, но и художники изображали ее на своих картинах. Посмотрите на картину Мальцева. Как бы вы её назвали? (Ответы детей.) Свой зимний пейзаж Мальцев назвал «Зимний день».

- Какой день изобразил художник на картине? (Солнечный, морозный.)

- Какое небо? (Ясное, чистое, голубое.)

- Какие деревья? (Голые.)

- Какой снег вы наблюдали зимой? (Белый, голубой, искрящийся и т.д.) От чего зависит цвет снега? (От погоды.)

- Каким еще бывает снег? (Мягким, колючим, пушистым и т.д.)

- Послушайте строки из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

                                                Под голубыми небесами

                                                      Великолепными коврами,

       Блестя на солнце снег лежит,

         Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

      И речка подо льдом блестит.

- Подходит ли это стихотворение к описанию природы на картине? (Да.)

- Посмотрите на картину Грабаря «Зимний пейзаж», Юона «Конец зимы». Какие краски использовали художники, чтобы изобразить зиму? (Светлые, голубые, много белого и т.д.)

2. Чтение стихотворения учителем наизусть

- Послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …» в моем исполнении.

Вот север, тучи нагоняя,

 

 

    Дохнул, завыл, - и вот сама

                                                Идет волшебница зима!

           Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

     Легла волнистыми коврами

      Среди полей, вокруг холмов,

  Брега с недвижною рекою

   Сравняла пухлой пеленою.

   Блеснул мороз. И рады мы

 Проказам матушки зимы.

- Ребята, расскажите, что вы себе представили, слушая стихотворение?

3. Словарная работа

- Как вы поняли слова:

Нагоняя –  сгоняя, гоня, сосредоточить в одном месте. Ветер нагнал облака.

Клоками – пучками. (Куски чего-нибудь.)

Брега – то же, что и берега.

Недвижною – недвигающейся, неподвижной.

Пеленою – сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон. Густая пелена облаков. Пелена тумана.

Проказам – то же, что и шалость. Детские проказы.

Пухлой – округлой, мягкой, несколько вздутой. Пухлые щечки.

Блеснул – блестеть - ярко светится, сверкать, излучать отраженный свет.

4. Повторное чтение стихотворения учащимися самостоятельно (вполголоса)

Вопросы после чтения.

- Как, по-вашему, нет ли элементов сказки в стихотворении? (Есть.)

- Что помогает нам перенестись в сказочный мир? (Описание зимы как живого образа, который устраивает чудеса, колдовство. Зима – волшебница.)

- Найдите те места в стихотворении, где поэт рассказывает о зиме сказочно красиво и при этом правдиво.

- Каким словом поэт называет колдовство зимы? (Проказы.)

VΙΙΙ. Физкультминутка

Снежинки кружатся.

   Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево. Вернуться в исходное положение. То же – в другую сторону. Покружиться вокруг себя и плавно присесть.

ΙX. Исследовательская работа

   Класс работает по вариантам.

- Первый вариант – подчеркните слова, которые обозначают действия предмета.

- Второй вариант – подчеркните слова, которые обозначают признаки предметов.

   Проводится самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.

X. Выразительное чтение стихотворения учащимися (2-3 ученика)

- В каком темпе и с какими интонациями надо читать стихотворение?

 

 

(Начало стихотворения с тревогой. Основную часть спокойно, не спеша. Последние строки с радостью.)

XΙ. Обобщение

- Какова тема этого стихотворения? (Зима, зимние картины.)

- Какая зима перед нами? (Красивая.)

- Ребята, мы познакомились с прекрасным стихотворением. Что вы можете сказать о его авторе?

   Учитель прикрепляет на доску портрет Пушкина. Дети высказывают свои мысли. Подготовленные ученики делают сообщение об Александре Сергеевиче Пушкине.

Детство. Летним днем 6 июня 1799 года в Москве, в известной семье Пушкиных родился сын, которого назвали Александром. Мальчик рос толстоватым и мало подвижным. Только няня Арина Родионовна во всем жалела мальчика. Когда мальчику исполнилось 7 лет, бабушка купила недалеко от Москвы небольшое имение – Захарово. Летом там отдыхала вся семья. Там мальчик сделался живее, общительнее. Осенью он с неохотой возвращался в город. Читать Саша научился очень рано, сначала по-французски. В семилетнем возрасте он знал наизусть большое количество стихов. Он подружился на всю жизнь с книгами. То и дело забирался тайком в отцовскую библиотеку. Там, в шкафу, чего только не было. Истории, сказки, романы… И он читал, читал… Плыл через моря, бился с драконами и , как храбрый рыцарь, защищал прекрасных дам.

Лицейские годы. Шли годы. Александр стал крепким, подвижным. Одиннадцати лет Александра отправили с дядюшкой на учение в Петербург, в Царскосельский лицей. В Лицее Пушкина приметили сразу. Пушкин был резок, горд, прямодушен. И громче всех смеялся. Смеялся, когда ловко шутили над ним, смеялся над другими. Стихи его были остроумны, метки. Они тут же расходились по рукам. За стихи, в которых он высмеивал царя, его определили в службу на юг.

В ссылке. Но Пушкин не смирился, не умолк. Его заставляли копаться в никому не нужных бумагах, составлять никчемные отчёты, а он писал стихи, сочинял эпиграммы, а чиновники на него – доносы: Пушкин – нерадив, Пушкин – бунтарь, Пушкин – опасен! И царь велел: от службы отстранить, убрать ещё дальше, в отцовское село Михайловское на Псковщине. И обо всём , что Пушкин делает, докладывать, доносить. Но Пушкин не сдавался. Царь умер и о Пушкине заговорили ещё больше.

Женитьба и дуэль. Шли годы. Надумал, собрался Пушкин жениться. Женился он на прекрасной девице Наталье Гончаровой. Очень её любил. Когда писал «Сказку о царе Салтане», думал о ней:

                                                 Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

                                                 А сама-то величава,

  Выступает, будто пава.

Понравилась царю жена поэта. И он пожелал видеть её у себя во дворе на балах и танцах. Поэтому царь присвоил Пушкину звание камер-юнкера. А состоишь на службе – обязан являться на бал с женой, в мундире. За его женой начал при  

                                                                                                                                                  

 

всех ухаживать близкий ко двору офицер, француз Дантес. Дуэль была неминуемой. Зимним снежным вечером за Петербургом, на Чёрной речке, секунданты отсчитали шаги, и противники стали сходиться. Первым прицелился Дантес. Раздался выстрел – и смертельно раненный Пушкин упал в снег. У его постели и днём и ночью дежурили поэты, писатели. Его до находился на Мойке, 12. Там 10 февраля 1837 года умер Пушкин. По словам писателя В. Ф. Одоевского: «солнце русской поэзии закатилось»… Жизнь великого поэта оборвалась, а книги остались.

- А вот так выглядел стол, за которым работал Пушкин: свеча, чернильница, перо. (Свечу можно зажечь.)

XΙΙ. Слушание «Поёт зима, аукает…» (Хор.)

- Многие стихи Пушкина положены на музыку. Послушайте песню на стихи А. С. Пушкина «Поёт зима, аукает…» (Дети делятся своими впечатлениями о прослушанном.)

XΙΙΙ. Музыкально - поэтическая пауза

- Вы сегодня читали стихи наизусть и делали это замечательно. Молодцы! Я тоже хочу прочитать вам стихотворение Байрама Салимова.

   Учитель читает стихотворение под музыкальное сопровождение «Зимнее утро» П. И. Чайковского.

Уходя в феврале, ты

   промолвил, что кончена жизнь.

Но опять над землёю

   бушует июльское лето,

И десятки, и сотни людей,

   как всегда собрались

В это день, чтоб цветы

   возложить на гранит постамента.

И звучат голоса, то громки,

   как набат, то тихи.

Дети разных народов –

пускай мы друг с другом не схожи,

Но в едином порыве твои

   здесь читаем стихи,

И единое чувство сердца

нам пронзает до дрожи.

И звенит над тобою лучами

   промытая высь,

И, вскипая, бушует Поэзии

   вечное лето!

Только раз ты ошибся,

промолвив, что кончена жизнь –

То кончалась не жизнь,

   начиналось бессмертье поэта!

XΙV. Итог урока

- Лирические стихи каких поэтов прозвучали сегодня на уроке?

- Какой теме они посвящены?

  

 

   Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

   Спасибо за работу!

XV. Домашнее задание

с. 51 наизусть, в тетради по чтению написать мини-сочинение на тему: «Красавица зима».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    

 

 

 

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

План урока по литературному чтению 2 класс Зима в изображении русских поэтов. А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2019