Тема урока: «Рынок, цена, конкуренция»
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
· повышение познавательного интереса к изучению экономической сферы общества;
· осознание значения экономики и производства в жизни человека и общества;
· определять позитивные и негативные причины успешности;
· определять и поддерживать учебную мотивацию.
Метапредметные:
· уметь определять тему урока и формулировать цели;
· уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать;
· уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения,
· уметь выстраивать цепочку логических рассуждений;
· уметь осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
· умение вести самостоятельный поиск информации
· уметь работать в паре, находить общее решение.
Предметные:
· формировать представления о рынке, цене, конкуренции и их роли в экономике;
· уметь определять основные рычаги экономики;
· уметь определять основные функции цены, виды конкуренции;
· применять приёмы работы с документами.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.
Техники и технологии: критериальное оценивание, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.
Ресурсы: Учебник Обществознание. 8 класс под редакцией А.И. Кравченко;
- технологическая карта урока;
- презентация по теме урока (Приложение 1).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
|||
Личностные: |
Регулятивные: |
Коммуникативные: |
Познавательные: |
|
|||
1. Проверка домашнего задания |
Организует работу по проверке домашнего задания. |
Учащиеся составляют из предложенных слов экономические понятия; соотносят понятия и определения; заполняют пропуски в тексте. |
Формирование познавательного интереса.
|
Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью
|
Выражение собственного мнения.
Аргументация.
|
Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
|
Устное диагностическое оценивание
Взаимооценка |
2. Постановка учебной проблемы. Постановка
учащимися цели |
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
Задаёт вопросы: 1. Как происходило зарождение рынка? 2. Чем рынок отличается от обмена?
|
Учащиеся просматривают видеосюжет.
Формулируют проблему урока. (Приложение 1)
Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. |
Формирование познавательного интереса |
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно) |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;
|
Устное диагностическое оценивание |
3. Изучение нового материала |
Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Задаёт учащимся вопросы: Что такое рынок? Как вы думаете, что нужно для обмена? Чем отличается обмен от рынка? Приведите примеры экономического и неэкономического обмена. Подводит учащихся к формулировке понятия «рынок».
Организует работу учащихся с тексом учебника Найти в учебнике ответы на вопросы: Что такое цена? Зачем нужна цена? Какие функции выполняет цена?
Подводит учащихся к определению понятия «конкуренция». Организует работу учащихся по заполнению таблицы «Виды конкуренции». Организует обсуждение вопросов: Для чего нужна конкуренция? Что мы все выигрываем от конкуренции?
Координирует и корректирует работу учащихся в парах.
|
Рассматривают процесс зарождения рынка.
Формулируют определение понятия «рынок».
Записывают в тетрадях определения экономических понятий.
Формулируют определение понятия «цена» и функции цены.
Выполняют задание: опиши ситуацию, когда цена повлияла на совершение вами покупки. Выявляют условия возникновения равновесной цены.
Работают в парах по заполнению таблицы «Виды конкуренции».
Выявляют значение конкуренции для производителей и потребителей.
|
Формирование познавательного интереса. Способность оценивать результат групповой деятельности. |
Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
|
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений). Умение корректировать свою точку зрения. Конструирование способа общения в группе. |
Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения.
Приобретение новых знаний
|
Устное оценивание.
|
4. Обобщение и систематизация
|
Организует работу по обобщению и систематизации.
Организует обсуждение высказываний: «Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок ».Э. Гроув «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты». Г. Шмидт «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция». А. Смит |
Высказывают собственное мнение, отвечая на вопросы учителя.
|
Повышение познавательного интереса к изучению экономической сферы жизни общества. Эмоциональное отношение к теме. Формирование личного, позитивного эмоционального отношения к одноклассникам.
|
Умение осуществлять самооценку и взаимооценку.
|
Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
|
Систематизация и обобщение знаний по теме. |
Формирующее оценивание.
Устное оценивание. |
5. Рефлексия деятельности
|
Организует рефлексию. (Приложение 1) Проводит беседу. Организует самооценку результатов работы уч-ся.
|
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Повышение внутренней мотивации. |
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала. |
Умение слушать и понимать речь других.
Умение аргументировать свой ответ. |
Умение ориентироваться в своей системе знаний
|
Формирующее оценивание.
|
6. Домашнее задание • Параграф 12, ответить на вопросы, выполнить задания и практикум. • Выполните задания в рабочей тетради п.12, №1, 4, 6. • Найдите и сформулируйте условия, необходимые для существования рынка. |
Приложение 2
Инструкция для выполнения домашнего задания
по теме «Внешняя политика Александра III».
1. Познакомьтесь с материалами п. 35 «Внешняя политика Александра III» (учебник История России. XIX век. Данилов А.А.).
2. Поработайте с материалами контента НП «Телешкола» Модуль 11, тема 5, раздел «Изучаем».
3. Познакомьтесь с материалами, представленными в ресурсе 1, ресурсе 2, ресурсе 3.
4. Определите цель и приоритетные направления внешней политики России в конце XIX века. Выпишите их в тетрадь.
5. Познакомьтесь с текстом документов на стр. 225-226 учебника «Из проекта военной конвенции между Россией и Францией. 5 августа 1892 год».
Ответьте письменно на вопросы: В чём состояли основные положения русско-французского договора? С какой целью он был заключен? Оцените данный договор с позиций современного человека.
6. Выполнить задания в разделах «Тренажер» №1- 3 и «Контроль» №1-3.
Приложение 3
Тест для проведения входного контроля
по теме «Внешняя политика Александра III».
1. Что из нижеперечисленного относится к внешней политике Александра III?
1) ведение активных боевых действий на Балканах
2) участие в антинаполеоновской коалиции
3) отсутствие крупномасштабных военных действий
4) участие в Континентальной блокаде.
2. Александр III царствовал в
1) 1848 - 1883 гг. 3) 1881 - 1894 гг.
2) 1825 - 1855 гг. 4) 1853 - 1874 гг.
3.Выберите верное утверждение:
А). При Александре III укрепились позиции России на Балканах.
Б). В ноябре 1886 года дипломатические отношения между Россией и Болгарией были разорваны.
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. За что современники прозвали Александра III Миротворцем?
1) за то, что ему удалось усмирить революционное движение в России
2) за его миролюбивую политику на внешнеполитической арене
3) за его политику резкого сокращения военных расходов и армии
5. Какие страны подписали договор о создании Союза трех императоров?
1) Россия, Англия и Франция 2) Россия, Австро-Венгрия и Германия
3) Россия, Франция и Турция
6. Строительство Транссибирской магистрали началось в:
1) 1856г. 2) 1904г. 3) 1914г 4) 1891г.
Приложение 4
Лист оценивания
Фамилия, имя _______________________________________________
1. Входной контроль.
Оценка по 5-балльной шкале |
Количество выполненных заданий |
Оценка за входной контроль |
5 |
6 |
|
4 |
4-5 |
|
3 |
3 |
2. Оценка выполненного задания группой ___________ (см. рубрикатор)
3. Оценка собственного вклада в работу группы над продуктивным заданием.
Участие и активность в планировании 0 – не участвовал(а) в планировании 1 – участвовал(а) в планировании, но не активно 2 – активно участвовал(а) в планировании, 3 – был(а) лидером |
Распределение функций внутри группы 0 – в работе над проектом не участвовал(а) 1 – распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным 2 – распределения функций было, выполнял(а) свою часть работы |
Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций 0 – инициатор конфликта 1 – участник конфликта 2 – в конфликт не вступает |
Активность при презентации проекта 0 – не проявляет активности 1 – активен, но инициативы не проявляет 2 – активен, проявляет инициативу |
Баллы |
|
|
|
|
|
Оценка по 5-балльной шкале |
Баллы по критериям |
5 |
8-9 баллов |
4 |
6-7 баллов |
3 |
4-5 баллов |
2 |
0-3 балла |
Рефлексия:
Продолжите высказывание
1. На сегодняшнем уроке я узнал ______________________________.
2. Сегодня мне удалось ______________________________________.
3. Мне было сложно _________________________________________.
Приложение 5
Маршрутный лист для группы №1.
Поработайте с Модулем 11, часть 5, раздел «Изучаем» и материалами ресурса 1, ресурса 3.
Выполните задание – заполните схему «Балканская политика Александра III».
Дополнительную информацию вы можете найти на сайтах:
http:// ote4estvo.ru
http://www.encyclopaedia-russia.ru/
Основной вопрос: Какова позиция Александра III по отношению к Болгарии.
Проблемные вопросы:
1. Выявите причины ослабления влияния России на Балканах.
2. Каковы последствия Балканской политики?
3. В данном случае невмешательство выступает как выжидание или как действие?
Вывод: _______________________________________________
_____________________________________________________
Маршрутный лист для группы №2.
Поработайте с Модулем 11, часть 5, раздел «Изучаем» и ресурсом 2, ресурсом 3. Выполните задание – составьте сравнительную таблицу «Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке».
Дополнительную информацию вы можете найти на сайтах:
http://www.rosimperija.info/
rushist.com›index.php/kornilov/1218…aleksandra-iii
Основной вопрос: Политика Александра III- выжидание или действие?
1.Выберите верную формулировку проблемы:
· Границы на юге Средней Азии.
· Что предпринять России с целью укрепления границ на юге Средней Азии, не обострив отношений с Англией?
· Как укрепить границы в Средней Азии?
2. Что стало решением данной проблемы?
3. Каковы главные приоритеты политики России в Средней Азии?
4. Зачем России необходимо было укрепиться на Дальнем Востоке?
5. Какие шаги предпринимал Александр III для укрепления позиций на Дальнем Востоке?
Линии сравнения |
Политика России в Средней Азии |
Политика России на Дальнем Востоке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Маршрутный лист для группы №3.
Поработайте с Модулем 11, часть 5, раздел «Изучаем» и ресурсом 2, ресурсом 3.
Выполните задание – составьте кластер «Европейская политика Александра III».
Дополнительную информацию вы можете найти на сайтах:
http://www.rosimperija.info/
rushist.com›index.php/kornilov/1218…aleksandra-iii
http://www.encyclopaedia-russia.ru/
Основной вопрос: Какая проблема стояла перед Россией в конце XIX века?
Проблемные вопросы:
1. Какая проблема стояла перед Россией в конце XIX века?
2. Какая цель стояла перед Россией?
3. Каков результат политики Александра III в Европе?
Приложение 6
Рубрикатор оценивания задания по составлению кластера
Критерий |
Показатели |
Баллы |
Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание) |
Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц |
0 |
Частично понимает и может выделить смысловые единицы |
1 |
|
Верно понимает и выделяет смысловые единицы |
2 |
|
Запись чёткая, содержательная (понимание, применение) |
Запись не грамотная, не отвечает содержанию задания |
0 |
Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при составлении кластера |
1 |
|
Запись содержательная. Уместно и точно использует понятийный аппарат |
2 |
|
Найдено не менее 5 связей (оперирование, применение)
|
Связи не найдены или найдена 1-2 связи |
0 |
Найдено 3-4 связи |
1 |
|
Найдено 5 и более связей |
2 |
|
Верно сделаны выводы на основе кластера (анализ, синтез)
|
Выводы не сформулированы |
0 |
Сформулированы выводы без аргументации |
1 |
|
Сформулированы аргументированные и верные выводы |
2 |
Оценка по 5-балльной шкале |
Баллы по критериям |
5 |
7-8 |
4 |
5-6 |
3 |
3-4 |
2 |
0-2 |
Рубрикатор оценивания задания по заполнению схемы
Критерий |
Показатели |
Баллы |
Верно выделены смысловые единицы (знание, понимание) |
Затрудняется в понимании и выделении смысловых единиц |
0 |
Частично понимает и может выделить смысловые единицы |
1 |
|
Верно понимает и выделяет смысловые единицы |
2 |
|
Запись чёткая, содержательная (понимание, применение) |
Запись не грамотная, не отвечает содержанию задания |
0 |
Частично владеет понятийным аппаратом и использует его при составлении кластера |
1 |
|
Запись содержательная. Уместно и точно использует понятийный аппарат |
2 |
|
Все элементы схемы логически взаимосвязаны (анализ, синтез)
|
Логики в записях нет |
0 |
Логика заполнения схемы частично соблюдена |
1 |
|
Логика заполнения схемы соблюдена полностью |
2 |
Оценка по 5-балльной шкале |
Баллы по критериям |
5 |
6 |
4 |
4-5 |
3 |
2-3 |
2 |
0-1 |
Рубрикатор оценивания заполнения сравнительной таблицы
Критерий |
Показатели |
Баллы |
Выявление основных линий сравнения (анализ, синтез) |
Линии сравнения не отражены |
0 |
В таблице отражены не все линии сравнения. Просматриваются только отличительные или только схожие черты. |
1 |
|
Верно отражены основные линии сравнения. В таблице просматриваются как сходные, так и различные черты |
2 |
|
Заполнение таблицы (знание, применение) |
Графы таблицы не заполнены или заполнены не верно |
0 |
В заполнении граф таблицы допущены фактические ошибки |
1 |
|
Запись содержательная. Все графы таблицы заполнены без фактических ошибок |
2 |
|
Лаконичность и глубина информации (коммуникация)
|
Записи не продуманные, не имеют отношение к теме таблицы |
0 |
Отсутствуют четкие записи, добавлено много лишней информации |
1 |
|
Запись чёткая, продуманная в деталях, не содержит лишней информации |
2 |
Оценка по 5-балльной шкале |
Баллы по критериям |
5 |
5-6 |
4 |
3-4 |
3 |
1-2 |
2 |
0 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.