Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»
Цель: формирование умения писать предлоги со словами раздельно.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Знакомить с правилом написания предлогов со словами;
2. Учить определять предлоги и раздельно писать со словами.
Развивающие:
1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя
2. Развивать умение ставить цель и планировать свою деятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
2. Воспитывать умение общаться в условиях парной работы.
Коррекционно - развивающие:
1. Развивать соотносительный анализ, словесно – логическое мышление; 2.Совершенствовать умение планировать свою деятельность через выполнение заданий и упражнений.
Оборудование: Учебник 2 класс 2 часть; презентация; раздаточный материал
1.Орг. момент
2.Проверка д/задания
3.Актуализация знаний. Пальчиковая гимнастика.
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы теперь писать!
Минутка чистописания букв Х,х.
- Прочитайте скороговорку. (Дети читают скороговорку, изменяя темп чтения)
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Как вы думаете, какую букву сегодня мы будем писать?
- Что мы можем о ней сказать?
- Напишите красиво строчку букв Х,х.
4.Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
На ветках плотные комочки -
В них дремлют клейкие листочки.
Кто знает, когда это бывает? (В апреле)
- Послушаем полезную информацию об этом месяце.
(Сообщение готовит ученик)
-Апрель – середина весны. Бурно тает снег. Бегут ручьи. На реках, озёрах лёд покрывается трещинами, ходить по нему становится опасно. В конце апреля реки вскрываются. Ночи ещё холодные; лужи покрываются корочкой льда, но всё же весна берёт своё. Набухают почки, появляются первая травка и первые цветы – подснежники; зацветает ива. Вылезает из берлоги медведь. Прилетают скворцы, жаворонки, улетают снегири и свиристели.
- Какие пословицы и поговорки о весне, апреле вы знаете?
· Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
· Апрель с водой, а май с травой.
- Русские художники-пейзажисты часто изображали весенние мотивы, им нравилось писать на холстах первые лучики солнышка и талые мартовские воды, первую молодую апрельскую траву и голубое небо.
-Вы, наверное, догадались с каким новым словарным словом мы сегодня познакомимся?
Апре́ль
- Какой гласный ударный? Какую гласную мы должны запомнить? Запишите это слово в тетрадь. Запомните его написание.
Любит он морковку кушать,
Оттопырив кверху уши.
Наш пугливый «попрыгайка»,
Детки, кто же это?… Запись у доски.
Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу ? Запись у доски.
- Что происходит с этими животными весной?
Составление красивого предложения и запись у доски. Выделение главных членов предложения (Работа с консультантом).
5.Работа по теме (используется алгоритм)
Работа над новым материалом.
- Жили части речи очень дружно. Они любили играть в «Слова». Сейчас и мы поиграем.
- У кого на столе розовые полоски, выходите к доске. Назовите свои слова. Постройте из них предложение. (Лиса спряталась нору).
- Можно ли назвать эту группу слов предложением? Понятно ли о чем говорится? Что нужно сделать? (Нужно добавить слово в).
(На доске расположены карточки со словами: в, по, на, за, под …)
- Прочитаем предложение. Какое слово добавили? Получилась связь в предложении? А почему она получилась?
- Можем мы поселить это слово в домик к существительным, прилагательным, глаголам?
- Значит, это новая часть речи, поселим это слово в новый домик), запишем с красной строки в тетрадь через запятую.
- Отлично. У кого зелёные полоски на партах, выходите к доске. Прочитайте свои слова. Составьте предложение. (Собака бегает двору).
-Можно ли назвать эту группу слов предложением?
- Какое слово нужно добавить в предложение? (Нужно добавить слово по.)
-Прочитаем хором предложение. Есть ли связь в предложении?
- В какой домик поселим это слово? Запишите его в тетрадь.
- Кто знает, как называется новая часть речи? О чем будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? Да, но мы не говорили о них подробно.
- Значит, какова цель нашего урока? (Выяснить, что такое предлог и определить его место в речи.)
- Для осуществления цели, какие задачи будем решать?
· Научиться находить предлоги в потоке речи;
· узнать о роли предлогов в предложении;
· учиться грамотно писать предлоги с другими частями речи.
- Правильно, сегодня мы поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. И будем делать, своего рода, открытия.
2. Работа по теме урока.
1). Посмотрите на экран. Эта собака Бим охраняет домики, в которых живут части речи.
- Описывая местонахождение животного, вы употребили слова: за, на, около, перед, в … Это предлоги.
- А если мы употребляем их в речи, значит, предлог- это часть речи.
- Вот мы и сделали первое открытие.
Посмотрите, вот предлоги.
Так малы, но так важны!
Вы, ребята, постепенно
Все запомнить их должны!
- Как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?
- Конечно, это не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По частоте употребления они на 4 месте среди других частей речи.
2).Коллективная работа с текстом.
– Внимание на экран. Перед вашими глазами четверостишие Б. Заходера.
Дети работают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
У, с, на, под |
- Подчеркните предлоги.
- Мы сделали второе открытие.
3). -Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
-Мы сделали третье открытие.
4). Работа с учебником (с.37, упр.281)
- Прочитайте упражнение каждый себе.
Прочитает один ученик вслух.
- Кроме предлогов, какие части речи использованы в предложениях?
- С какой частью речи употребляются предлоги?(С именем существительным.)
- Обратите внимание на написание предлогов с частями речи.
- Как пишутся предлоги?
(Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.)
- Мы сделали четвертое открытие.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Попробуйте объединить все открытия, совершенные сегодня на уроке, и сформулировать правило, что же такое ПРЕДЛОГ (Работа в парах)
-Давайте теперь повторим всё, что мы узнали про предлог (чтение алгоритма)
1) Предлог - часть речи, к ним нельзя поставить вопрос.
2) Предлоги служат для связи слов в предложении.
3) Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.
4) Предлоги пишутся всегда одинаково.
-Давайте прочитаем правило на с.39, 40.
Чтение правила.
7. Закрепление.
- Какая замечательная погода весной! Как ярко светит апрельское солнышко! Определите, к какой части речи относятся следующие слова.
Мяч, синий, лил, про, шёл, за, дом, до, ёж, мыть, тёплый, перед.
-Я предлагаю задания на выбор.
Работа на листках зелёного цвета:
1 группа. (Слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
Работа на листках жёлтого цвета задание на три.
2 группа. (Учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Вставь предлоги в предложения, используя опорные слова.
… лесную тропку … кустов выскочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот.
Опорные слова: за, на, из, в, под, у.
Работа на листках красного цвета задание на пять.
3 группа. (Учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.
Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка).
8. Итог урока.
1.Обобщение знаний о предлоге.
- С какой частью речи знакомились сегодня на уроке?
- Что такое предлог?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Рефлексия.
2.Самооценка работы на уроке.
На столах у вас лесенка успеха и человечек.
- Оцените свои успехи на уроке по лесенке «Знаний»:
Человечек- это вы. На какую ступеньку вы встанете?
- Спасибо за урок!
3. Оценки.
4.Домашнее задание. Упр.286.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.