Приложение 3.2 к основной общеобразовательной программе основного общего образования (ФГОС ООО) утв. приказомУ29 от 29.08.2019
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФГОС 000 МОУ «Калитинская СОШ» на 2019-2020 учебный год
п.Калитино
2019 год
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ «Калитинская СОШ» в 2019/2020 учебном году в V—IX классах, реализующих образовательную программу в соответствии с ФГОС ООО
1.Пояснительная записка
1.1 План внеурочной деятельности МОУ «Калитинская СОШ» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
1.2. План внеурочной деятельности МОУ <<Калитинская СОШ» на 2019/2020 учебный год составлен на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 273-ФЗ образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N2 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России 31 декабря 2015 года N2 1577);
— Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 N2 03—296 организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 1 июня 2002 г N230-51-433/16
— Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.04.2002 г. У21З-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении>>
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. У9996-р г.Москва («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.У21726-р
Концепция воспитания в Ленинградской области Распоряжение об утверждении от 16 ноября 2015 г.У22871-р
Программа развития воспитания в Волосовском муниципальном районе на период 2017-2020 годов
1.3. Направления внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно—урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
1.4. План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре;
Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике;
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности:
трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность;
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, секции,
З
конференции, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
1.5. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учётом занятости обучающихся во второй половине дня.
1.6. Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
1.7. Расписание занятий внеурочной деятельности формируется отдельное от расписания уроков.
Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели — максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю. Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных организаций.
Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 40 минут после окончания учебной деятельности.
Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней.
1.8. Внеурочная деятельность в школе реализуется в рамках оптимизационной модели.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
Для реализации внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (классные руководители, социальный педагог, учителя по предметам).
Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно—вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; - ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
З. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов вне-урочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения по-требностей, желаний, интересов,
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе,
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
В рамках оптимизационной модели внеурочной деятельности используются следующие виды внеурочной деятельности: игровая Деятельность, познавательная Деятельность, проблемноценностное общение, Досугово-развлекательная Деятельность (Досуговое общение), художественное творчество, сощшльное творчество (социсиьно преобразующая Добровольческая Деятельность), спортивно-оздоровительная Деятельность, туристско-краеведческая Деяптельность и др.
1.9. План внеурочной деятельности представлен регулярными и нерегулярными занятиями внеурочной деятельности.
Регулярные занятия проводятся с четко фиксируемой периодичностью и в установленное время (в определенные дни недели и часы) в соответствии с расписанием занятий внеурочной деятельности. При подведении итогов внеурочной деятельности обучающемуся засчитываются результаты регулярных занятий в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта.
Нерегулярные занятия внеурочной деятельности представлены большим количеством нерегулярных дел, событий, акций, мероприятий в рамках реализации плана воспитательной работы школы. Это экскурсии, соревнования, школьные праздники, школьные воспитательные проекты, встречи с интересными людьми, социальные и исследовательские проекты, подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.д.
Оптимизационная модель является целостной системой реализации в школе внеурочной деятельности основного общего образования и включает следующие компоненты.
2. Особенности организации внеурочной деятельности при реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования
2.1. Цели организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования:
обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
2.2. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определила школа.
Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, осуществляется в таких формах как:
художественное, культурологические, хоровая студия, сетевое взаимодействие, школьный спортивный клуб «ЧЕМПИОН» и секции, олимпиады,
ДОО «ШАНС» и ДОО «Пионеры», экскурсии, соревнования, поисковые исследования.
2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Соотношение обязательной части учебного плана основного общего образования, части, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности МОУ «Калитинская СОШ» представлено в таблицах:
Направление внеурочной деятельности |
|
Количество часов в год |
Всего за 5 лет обучения |
||||
|
|
|
VII |
VIII |
|
|
|
Обязательная часть учебного плана |
680 |
|
714 |
748 |
850 |
850 |
3842 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
306 |
|
306 |
340 |
374 |
374 |
1700 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
986 |
|
1020 |
1088 |
1224 |
1224 |
5542 |
Внеурочная деятельность |
340 |
|
340 |
340 |
|
340 |
|
2.4. Годовой и недельный план организации внеурочной деятельности в V- [Х общеобразовательных классах, реализующих образовательную программу в соответствии с
ФГОС 000
Направление внеурочной деятельности |
Количество часов в год |
Всего |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||||||
|
|
VII |
|
|
|
v |
|
VII |
VIII |
|
|
|
Спортивнооздоровительное |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
340 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Духовно-нравственное |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
340 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Социальное |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
340 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Общеинтеллектуальное |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
340 |
2 |
2 |
2 |
|
|
10 |
Общекультурное |
68 |
68 |
68 |
68 |
68 |
340 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Итого: |
340 |
340 |
340 |
340 |
340 |
1700 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
50 |
2.5. Внеурочная деятельность в МОУ «Калитинская осуществляется как образовательной организации так и используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности летне-оздоровительной компании.
2.6. При организации внеурочной деятельности используются программы линейных (тематических) курсов. В рамках реализации основной образовательной программы сновного общего образования предусмотрено проведение тематических мероприятий по всем направлениям внеурочной деятельности.
2.7. Формы организации внеурочной деятельности по линейным (тематическим) курсам представлены спортивными секциями и кружками.
З. Содержание работы по направлениям внеурочной деятельности в МОУ «Калитинская СОШ» на 2019/2020 учебный год
3.1. Перечень курсов, реализуемых в рамках внеурочной деятельности в МОУ «Калитинская СОШ» на 2019/2020 учебный год
|
А•апрао.лсппс внеурочной деятельности |
|
|
|
|
класс |
Спортивнооздоровительное |
«Баскетбол», Школьный спортивный клуб «Чемпион» Туристические походы, ДОО «ШАНС» Спортивные соревнования, олимпиады |
«Баскетбол», Школьный спортивный клуб «Чемпион» Туристические походы, ДОС) «ШАНС» Спортивные соревнования, олимпиады |
«Баскетбол», Школьный спортивный клуб «Чемпион» Туристические походы, ДОО «ШАНС» Спортивные соревнования, олимпиады |
«Баскетбол», Школьный спортивный клуб «Чемпион» Туристические походы, ДОО «ШАНС» Спортивные соревнования, олимпиады |
«Баскетбол», Школьный спортивный клуб «Чемпион» Туристические походы, ДОО «ШАНС» Спортивные соревнования, олимпиады |
|
Духовнонравственное |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ» |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ». |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ» |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», доо «ПИОНЕРЫ» |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», доо «ПИОНЕРЫ» |
|
Социальное |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ» |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ» |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ» |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», доо «ПИОНЕРЫ» |
Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. ДОО «ШАНС», доо «ПИОНЕРЫ» |
|
Общеинтеллекту альное |
Библиотечные часы( 1 раз в месяц) Дистанционные интеллектуальные конкурсы, олимпиады, игры. Районный этап |
Библиотечные часы( 1 раз в месяц) Дистанционные интеллектуальные конкурсы, олимпиады, игры. Районный этап |
Библиотечные часы( 1 раз в месяц) Дистанционные интеллектуальные конкурсы, олимпиады, игры. |
Библиотечные часы( 1 раз в месяц) Дистанционные интеллектуальны е конкурсы, олимпиады, |
Дистанционные интеллектуальны е конкурсы, олимпиады, игры. Районный этап Всероссийских |
|
Всероссийских олимпиад по учебным предметам |
Всероссийских олимпиад по учебным предметам |
Районный этап Всероссийских олимпиад по учебным предметам |
игры. Районный этап Всероссийских олимпиад по учебным предметам |
олимпиад по учебным предметам |
Общекультурное |
Конкурсы рисунков и поделок, Экскурсии Досуговые мероприятия (праздник, игра, семейный праздник) Библиотечные занятия |
Конкурсы рисунков и поделок Экскурсии Досуговые мероприятия (праздник, игра, семейный праздник) Библиотечные занятия |
Конкурсы рисунков и поделок Экскурсии Досуговые мероприятия (праздник, игра, семейный праздник) Библиотечные занятия |
Конкурсы рисунков и поделок Экскурсии Досуговые мероприятия (праздник, игра, семейный праздник) Библиотечные занятия |
Конкурсы рисунков и поделок Экскурсии Досуговые мероприятия (праздник, игра, семейный праздник) Библиотечные занятия |
Компонентом внеурочной деятельности также являются общешкольные дела по плану воспитательной работы школы, которые включены в общую годовую циклограмму. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Занятость детей в кружках и секциях учреждений дополнительного образования: ДК Калитино, ИКЦ п. Калитино, школа искусств им. Н. К .Рериха, районный краеведческий музей, сельская библиотека, библиотека г. Волосово.
Ресурсы учреждений социума используются для проведения соревнований, концертов, экскурсий.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности организуется работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
План внеурочной деятельности предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности, реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений социума позволяют сегодня реализовать учебный план 5 — 9 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме до 10 часов в неделю. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
3.2. Спортивно-оздоровительное направление.
Данное направление ориентировано на формирование позиции признания ребенком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Направление включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но вопросы духовного и интеллектуального оздоровления младшего школьника.
Целью спортивно-оздоровительного направления является укрепление здоровья обучающихся путем применения комплексного подхода к обучению здоровью.
Задачи:
сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально-психологического; сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания; воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.
Спортивно-оздоровительное направление представлено школьным спортивным клубом <<Чемпион», секцией «Баскетбол», занятиями в бассейне в ВСШУ21 г.Волосово, ДОО <<ШАНС» и
ДОО <<Пионеры» ( туристические походы)
Спортивно-оздоровительное направление включает в себя следующие тематические мероприятия:
систематически: динамические паузы во время перемен, участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях; беседы, классные часы с практическими заданиями по темам: «Умеем ли мы правильно питаться?», «Я выбираю кашу», «Рациональное распределение свободного времени», вреде курения и других вредных привычках», «Общение и уверенность в себе», <<Впереди лето! Безопасные игры на свежем воздухе» и т.п.
конкурс рисунков по теме профилактики сохранности зрения, зубов, опорно-двигательного аппарата; конкурс плакатов здоровый образ жизни»; мониторинг состояния здоровья обучающихся; подвижные игры на пришкольной площадке; викторина и конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта»; и др.
3.2. Духовно-нравственное направление.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся на уровне основного общего образования является социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся на уровне начального общего образования:
В области формирования нравственной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию; укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование нравственного смысла учения; формирование основ морали— осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности); пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им; становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества; формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Духовно-нравственное направление представлено ДОО <<ШАНС» и ДОО <<Пионеры» , Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Духовно-нравственное направление включает в себя следующие тематические мероприятия:
беседы об истории и культуре родной семьи, родного города, своей страны, государственной символике России; разучивание государственного гимна России; проведение игры «Государственные символы России»;
Участие в игре <<Зарница» экскурсии по родному району, в том числе виртуальные; проведение конкурсов рисунков о Калитинском сельском поселении, Волосовском районе, о
России; проведение выставки рисунков национальных костюмов различных народов России; проведение викторины «(Литература и музыка народов России, национальный фольклор», разучивание русской народной песни, чтение произведений фольклора; беседа по теме «Традиционные религии на территории России»; виртуальная экскурсия <<Соборы города»; проведение конкурса творческих работ ко Дню Защитника Отечества; беседа не тему <<Нашу Родину защищали люди различных национальностей»; подготовка и представление концертных номеров ко Дню Победы; и др.
3.3. Социальное направление.
Социальное направление имеет своей целью включение обучающихся в разнообразные значимые внутриклассные, внутришкольные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственно отношения к деятельности. Задачи:
формирование у обучающихся ответственного отношения к деятельности, социальнополезным делам и проектам; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; формирование умения соблюдать порядок на рабочем месте; воспитание бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам; формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей; обеспечение поддержки общественно-значимых инициатив обучающихся; стимулирование потребности в участии в социально-значимых делах и проектах; развитие у обучающихся интереса и активного отношения к социальным проблемам города, страны; формирование первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.
Социальное направление представлено Реализация программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
ДОО «ШАНС», ДОО «ПИОНЕРЫ», Дежурство по школе, Дежурство по классу
Социальное направление включает в себя следующие тематические мероприятия:
проведение классных часов и бесед на темы <<Ученье — труд», в жизни людей», «Профессии в современном мире»; подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях: акции <<Обелиск», («Мастерская Деда Мороза», «(Кормушка», <<Дети-детям», «Школьная клумба», «Чистый двор», а таюке мероприятиях, посвященных Всемирному Дню охраны труда, Дню экологии; проведение информационно-пропагандистких мероприятий, направленных на профилактику насилия в отношении детей; организация проектной деятельности «Кем я хочу быть?», «Экология родного региона»; и др.
3.4. Общеинтеллектуальное направление.
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на развитие творческой личности, способной к анализу, восприятию, преобразованию различной информации, а также на создание условий для самореализации личности младшего школьника.
Целью общеинтеллектуального направления является формирование у младших школьников опыта продуктивной исследовательской деятельности и позитивного отношения к знанию как общественной и личностной ценности. Задачи:
обеспечение целенаправленного и систематического включения обучающихся в исследовательскую, познавательную деятельность; способствование полноценному развитию у обучающихся опыта организованной познавательной и научно-исследовательской деятельности; способствование развитию умения добывать знания и умения использовать их на практике; стимулирование развития потребности в познании; формирование у обучающихся навыков работы с различными формами представления информации.
Общеинтеллектуальное направление представлено кружком «(Робототехника», Библиотечные часы ( 1 раз в месяц) Дистанционные интеллектуальные конкурсы, олимпиады, игры. Районный этап Всероссийских олимпиад по учебным предметам Общеинтелектуальное направление включает в себя следующие тематические мероприятия:
диагностические мероприятия: выявление уровня общей образованности, памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; определение способностей к различным предметам, изучаемым в начальной школе; проведение игр, викторин, конкурсов, связанных с развитием интеллектуальных способностей и творческого мышления обучающихся по различным предметным областям; проведение занятий в компьютерном классе, направленных на формирование умений представлять (презентовать) информацию; мероприятия по исследовательско-проектной деятельности; и др.
3.5. Общекультурное направление.
Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на воспитание у обучающегося способности к эстетическому самоопределению через художественное творчество. Основой общекультурного воспитания является искусство. Освоение этой области знаний часть формирования эстетической культуры личности.
Целью общекультурного направления является формирование у школьника в процессе создания и представления (презентации) художественного произведения способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи:
расширение общего и художественного кругозора обучающихся младших классов, общей культуры, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса; развитие у школьников творческих способностей, фантазии, воображения через знакомство с различными областями искусства: изобразительное искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство; формирование первоначальных представлений об эстетических идеалах и ценностях; формирование первоначальных навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; формирование способности формулировать собственные эстетические предпочтения; формирование представлений о душевной и физической красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; формирование начальных представлений об искусстве народов России; развитие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; развитие интереса к занятиям художественным творчеством; формирование стремления к опрятному внешнему виду; формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
Общекультурное направление представлено тематическими часами в ИКЦ «ДК <<Калитино» Общекультурное направление включает в себя следующие тематические мероприятия:
рисование рисунков по впечатлениям просмотренных и прочитанных сказок, произведений, прослушанных музыкальных произведений; подготовка и организация концертных номеров для мероприятий школьного, районного уровня; организация театральных постановок по прочитанным сказкам, литературным произведениям; вокальное и инструментальное музицирование; ритмическая, мелодическая и речевая импровизация; экскурсии в музеи; посещение театров; и др.
4.Мониторинг эффективности реализации плана внеурочной деятельности ФГОС НОО
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации
образовательным учреждением плана внеурочной деятельности ФГОС НОО выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, профессиональной и здоровьесберегающей культуры обучающихся,
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
З. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Диагностика воспитания и социализации складывается из общих (системных) показателей и частной диагностики (анализа и самоанализа).
Системная диагностика осуществляется с помощью объединенной карты индикаторов (показателей работы школы).
4.1Критерии выбраны по следующим принципам:
1. Критерий результативности (УУД, олимпиады, победы в конкурсах, динамика состоящих на учете, количества учеников в школе, текучесть кадров и т.п.) - помогает оценить результаты образовательного и воспитательного процесса в своем единстве в общих показателях. При неблагополучии в качестве общения участников ОП, будет ухудшаться мотивация к учению, к участию в урочной так и внеурочной жизни, что, несомненно, приведет к снижению показателей качества обучения и росту показателей дезадаптивной группы. <<Слабые места», за счет которых будет происходить дисбаланс показателей и напротив сильные стороны, которые позволят определить ресурсные проекты можно подробнее проанализировать по следуощим показателям.
2. Критерий вовлеченности (сколько людей участвуют в чем либо; все ли категории участников ОП принимают участие в жизни школы как воспитательной системы). Если нет мотивации находиться в школе - всем или каким-то отдельным участникам ОП, значит не найдена необходимая тональность в предложениях школы - надо искать, может быть от чего-то отказываться. Если есть стабильность или рост вовлеченности, то это говорит о правильном направлении работы школы, соответствии ее предложения спросу (то что предлагается - действительно интересно участникам ОП).
З. Критерий возможностей (сколько конкурсов, мероприятий, творческих объединений учителей, родителей; обновление материально-технической базы, и пр.; для всех ли групп достаточно возможностей для участия в жизни школы как воспитательной системы). Может быть, что все предложения школы хороши, но их слишком мало. Или наоборот предложений много, но мала вовлеченность и значит это не адекватные предложения.
4. Критерий Качественной оценки (удовлетворенность всех участников ОП, мотивация к обучению, СМИ о школе и пр.). Этот показатель нуждается в углубленной разработке. Действительно по-настоящему оценить успешность развития воспитательной системы могут только качественные характеристики. Но они трудно поддаются стандартизации.
В плане внеурочной деятельности школы предусмотрена работа творческих групп педагогов по поиску методов структурированного изучения качественных показателей, которые можно было бы присоединить к общим, количественным индикаторным показателям. Наряду с некоторыми психолого-педагогическими методиками на данный момент как основной нами используется метод структурированного наблюдения и экспертных оценок.
Частная диагностика состояния элементов внеурочной деятельности складывается из методов, позволяющих проанализировать качественные характеристики ее субъектов и параметры воспитывающей среды. Соответственно в структуре частной диагностики мы выделяем инструментарий для анализа и самоанализа работы педагогов (предметников и классных руководителей), воспитанности учащихся, а так же комфортности пребывания в школе участников образовательного процесса и здоровьесберегающую инфраструктуру школы.
4.2 Диагностика воспитанности учащихся
Выбирая инструментарий оценки воспитанности учащихся, мы изучили и продолжаем изучать большое разнообразие литературы по этому вопросу. Таким образом, мы понимаем диагностику воспитанности как диагностику степени сформированности необходимых для успешной жизненной адаптации компетенций в соответствии с образом выпускника на каждой ступени. Эта оценка осуществляется на основании:
S методов структурированного педагогического наблюдения по схеме образа выпускника;
S психологического обследования (тестирования и анкетирования);
•S результативности в учебной деятельности;
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
З. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса работы по внеурочной деятельности обучающихся:
1. Положительная Динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной Динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
З. Устойчивость (стабиљность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса работы по внеурочной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Индивидуальный маршрут
Ф.И. обучающегося
|
ченика/цы |
класса |
|
|
|||
Виды внеурочной деятельности |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
|
духовно-нравственное |
|
|
|
|
|
|
|
спортивно-оздоровительное |
|
|
|
|
|
|
|
социальное |
|
|
|
|
|
|
|
общеинтеллектуальное |
|
|
|
|
|
|
|
общекультурное |
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.