Предмет |
Факультативное занятие по русскому языку |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Этот вездесущий инфинитив |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класа |
9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор (фамилия, имя отчество, должность) |
Боричевская Надежда Леонидовна, учитель русского языка и литературы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учреждение образования |
ГУО “Плещицкая средняя школа” Пинского района |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
Систематизировать и углубить знания учащихся о синтаксической роли инфинитива в простом предложении; сформировать устойчивый навык нахождения инфинитива в предложении и определения его синтаксической роли |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока |
- учебные: углубить знания учащихся о синтаксической роли инфинитива в простом предложении; - развивающие: научить методом сопоставления и анализа определять синтаксическую роль инфинитива в предложении; - воспитательные: воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, стремление совершенствовать знания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использованые педагогические технологии, методы, приёмы. формы учебной работы |
Информационные технологии (мультимедийная презентация), технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающие технологии (физкультпауза) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время реализации урока |
26.10.2016 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые /приобретут/закрепят/иное учащиеся в ходе урока |
Теоретические и фактологические знания и умения: повторить основные термины и понятия: инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения; исследовать роль инфинитива в простом предложении; научиться методом сопоставления и анализа на примерах определять синтаксическую роль инфинитива в предложениях.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование |
Компьютер, медиапроектор, презентация по теме «Этот вездесущий инфинитив», доска, схемы-инструкции. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическое обеспечение урока |
Схемы-инструкции (ПРИЛОЖЕНИЕ 1); таблица «Синтаксическая роль инфинитива» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); таблица. «Хорошо знаю по теме» + «есть вопросы» ? «не понятно» -. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3); «Синтаксическое лото» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4); Карточки для самостоятельной работы «Внимание инфинитив!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список учебной и дополнительной литературы |
Граник, Г. Г. Секреты пунктуации / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. – М., 1987. Олимпиады по русскому языку и литературе / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск : Бел. ассоц. «Конкурс», 2007. Печенёва, Т. А. Русский язык. 8 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск : Аверсэв, 2008. Печенёва, Т. А. Русский язык. 9 класс. Уроки пунктуации / Т. А. Печенёва. – Минск: Аверсэв, 2008. Русский язык. 5–11 классы. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2009 Секреты синтаксиса и пунктуации: 9-й кл.: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения/ Е.Е.Долбик. – 2-е изд. – Минск: Нар.асвета, 2013. – 127 с.- (Русский язык. Факультативные занятия). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока. Дечтельность учителя и учащихся |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация обучающихся
|
Анализ основных способов определения синтаксической роли инфинитива в предложении при помощи схем-инструкций (слайд 11-15) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подробное описание всех этапов урока |
Тема факультативного занятия. "Этот вездесущий инфинитив" (сл.1) Цели занятия углубить знания учащихся о синтаксической роли инфинитива в простом предложении; научить методом сопоставления и анализа определять синтаксическую роль инфинитива в предложении; воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, стремление совершенствовать знания. Оборудование: компьютер, медиапроектор, схемы-инструкции. Основные термины и понятия для изучения: инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Ход урока 1. Организационный момент занятия. «Найди ключевое слово занятия» На доске записаны слова с пропусками: Соб…рать, гуси...ый, суф..икс, обв..нять, кожа..ый, стад..он, грус..ный, об..жаться, здра..ствуй. (сл.2-3) Задание: вставить пропущенные буквы, из них сложить слово. (Учащиеся выписывают только пропущенные буквы, из них складывают слово «ИНФИНИТИВ». При выполнении этого задания идёт повторение различных орфографических правил: безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся), непроизносимой согласной в корне, Н-НН в суффиксах имён прилагательных.)
2. Сообщение темы и целей урока - Итак, сегодня на факультативном занятии мы не только повторим известное об инфинитиве, но и научимся безошибочно определять синтаксическую роль этой непростой формы глагола, составив программу действия. (сл.4-5)
3. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний
1. «Мозговая атака» (сл.6) - Для выполнения задачи нам необходимо повторить основные термины и понятия: инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения.
2. Исследование по теме занятия (индивидуальная работа уч-ся) (сл.7) - Сегодня мы попытаемся сделать исследование о роли инфинитива. Что же говорится об инфинитиве в роли главных и второстепенных членов предложения в материалах нашего пособия, по которому мы занимаемся? Я дала вам опережающее задание повторить ранее изученный материал по теме «Инфинитив». Давайте послушаем ответы.
(Один учащийся выступает, остальные слушают и у себя в табличке помечают: «хорошо знаю по теме» + «есть вопросы» ? «не понятно» - . Предлагаю использовать для определения синтаксической роли инфинитива схемы-инструкции (Приложение 1) (сл.8), поясняю, как ими пользоваться. Давайте ещё раз обратимся к раздаточному материалу и рассмотрим, синтаксическую роль инфинитива в предложении.
3. Работа с раздаточным материалом (Приложение2) а) программа действия (сл.9) б) синтакическая роль инфинитива (сл.10-15)
4. Физкультпауза. Учащиеся встают, поворачиваются друг к другу лицом и показывают заданные учителем действия: - Как надо жить? (Вот так!) - Как надо учиться? (Вот так!) - Как бежать? (Вот так!) - Как идти? (Вот так!) - Как надо грозить? (Вот так!) - Как надо смеяться? (Вот так!)
- Как изменились сегодня мои вопросы при проведении физкультпаузы? (Использовала инфинитив).
5. Закрепление изученного 1. Самостоятельная работа. (Приложение3 ). (сл.16)
-Настало время применить полученные знания на практике. Найдите и подчеркните инфинитив в предложениях. 1.Я быстро стал спускаться с холма (составное глагольное сказуемое). 2.Надо уважать старость (составное глагольное сказуемое). 3.Бегать по эскалатору запрещается (подлежащее). 4.Сестра просила нас вернуться к вечеру (дополнение). 5.По окончании школы я буду поступать в институт (простое глагольное сказуемое). 6.У него появилось желание убежать отсюда (определение). 7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие (подлежащее). 8.Он поехал в санаторий подлечиться (обстоятельство). 9.В одиночестве способен жить не каждый (составное глагольное сказуемое).
2. Синтаксическое лото (работа в парах) (Приложение 4) (сл.17-19) «Синтаксическое лото» - 8 предложений, в которых инфинитив рисовать выступает в разной синтаксической роли. Пользуясь схемами-инструкциями, разложите карточки таким образом, чтобы инфинитив выполнял ту же роль, что и в поле. Обратите внимание, что во всех предложениях один и тот же инфинитив - рисовать. Ученики раскладывают карточки с примерами и объясняют.
Проверьте ответы:
6. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков 1. Самостоятельная работа «Внимание инфинитив!» (слйд 20) В указанных предложениях (Приложение 5) определите синтаксическую роль инфинитива и соответственно графически покажите эту роль.
Проверьте ответы: (сл. 21) 1.Отец поехал на вокзал (зачем? с какой целью?) встретить сына (обстоятельство цели). 2.Пришло указание (какое?) остановить все работы (определение). 3.Ни о чём я (что буду делать?) спрашивать не буду (простое глагольное сказуемое). 4.Пассажир попросил водителя (о чём?) остановить автобус (дополнение).
Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем идёт взаимопроверка выполненного задания.
7. Рефлексия - Итак, подведём итоги урока. Сегодня мы вместе составили программу действия при определении синтаксической роли инфинитива, учились на практике определять эту роль. Думаю, все согласятся со мной, что делать это не совсем просто, зато интересно. Учащиеся с помощью карточек-сигналов (+), (?), (-) сообщают учителю, как понята тема. 8. Подведение итогов занятия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учащихся по теме урока и его усвоении |
9. Рефлексия - Итак, подведём итоги урока. Сегодня мы вместе составили программу действия при определении синтаксической роли инфинитива, учились на практике определять эту роль. Думаю, все согласятся со мной, что делать это не совсем просто, зато интересно. Учащиеся с помощью карточек-сигналов (+), (?), (-) сообщают учителю, как понята тема.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ссылки на использованные Интернет- ресурсы |
edu.gov.by - Министерство образования республики БеларусьМіністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. gramota.ru - Русский язык: справочно-информационный порталvedi.aesc.msu.ru - Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пожелания по логическому переходу от изученной темы к следующей |
Следующая тема «Синкретичные члены предложения. Как разграничить приложение и определяемое слово? Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Синтаксическая роль инфинитива
Член предложения |
Примеры |
Подлежащее |
Играть в хоккей его главное увлечение. Повторять да учить – ум точить. Сварить крыжовенное варенье было сложным и хитрым делом |
Постое глагольное сказуемое |
Вам не видать таких сражений! Я буду солнце лить своё, а ты своё – стихами. Солнце встало, а ты спать. |
Часть составного глагольного сказуемого |
Спорить с ним я никогда не мог. Тут он принялся переписывать мою подорожную. |
Дополнение |
Перекрестясь, он важно сел и пленника подвесть велел. Генерал Муравьев приказал стрелять. Сидя в заснеженном Кистенёве, Сергей Львович заставлял Никиту по вечерам сказки сказывать, толковать сны. |
Определение |
Была у него заветная мечта – перебраться в столицу. С тех пор желание увидеть лиманы наполнило мою жизнь. |
Обстоятельство цели |
В Павлышскую школу ездят учиться из разных стран. Я-то вольная. Мне всё забава, - ночью Муза слетит утешать, а наутро притащится слава погремушкой над ухом трещать. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1.Я быстро стал спускаться с холма (составное глагольное сказуемое).
2.Надо уважать старость (составное глагольное сказуемое).
3.Бегать по эскалатору запрещается (подлежащее).
4.Сестра просила нас вернуться к вечеру (дополнение).
5.По окончании школы я буду поступать в институт (простое глагольное сказуемое).
6.У него появилось желание убежать отсюда (определение).
7.Ходить по земле босиком – большое удовольствие (подлежащее).
8.Он поехал в санаторий подлечиться (обстоятельство).
9.В одиночестве способен жить не каждый (составное глагольное сказуемое).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
2. «Синтаксическое лото» - 8 предложений, в которых инфинитив рисовать выступает в разной синтаксической роли:
Я буду рисовать портрет друга. |
Мне надо рисовать портрет друга. |
Желание рисовать появилось у меня рано. |
Я специально приехал сюда рисовать портрет друга. |
Я люблю рисовать портреты людей. |
Рисовать портреты людей – моё любимое занятие. |
Мне посоветовали рисовать портреты людей. |
Я начал рисовать портреты людей, и мне это понравилось. |
Проверьте ответы:
Я буду рисовать портрет друга. (простое глагольное сказуемое) |
Мне надо рисовать портрет друга. (составное глагольное сказуемое) |
Желание рисовать появилось у меня рано. (определение) |
Я специально приехал сюда рисовать портрет друга. (обстоятельство) |
Я люблю рисовать портреты людей. (составное глагольное сказуемое) |
Рисовать портреты людей – моё любимое занятие. (подлежащее) |
Мне посоветовали рисовать портреты людей. (дополнение) |
Я начал рисовать портреты людей, и мне это понравилось. (составное глагольное сказуемое) |
Поле для Синтаксического лото:
(простое глагольное сказуемое) |
(составное глагольное сказуемое) |
(определение) |
(обстоятельство) |
(составное глагольное сказуемое) |
(подлежащее) |
(дополнение) |
(составное глагольное сказуемое) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
3. Самостоятельная работа «Внимание инфинитив!»
|
Проверьте ответы:
1.Отец поехал на вокзал (зачем? с какой целью?) встретить сына (обстоятельство цели).
2.Пришло указание (какое?) остановить все работы (определение).
3.Ни о чём я (что буду делать?) спрашивать не буду (простое глагольное сказуемое).
4.Пассажир попросил водителя (о чём?) остановить автобус (дополнение).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.