План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
Оценка 5

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература +1
9 кл
25.04.2017
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
Данный план урока содержит учебный материал как повторительно-обобщающего характера по творчеству А.Пушкина, так и задания исследовательского характера, которые позволяют углубить знания о жизни, многообразии тем, особенностях языка произведений поэта. Во время урока демонстрируется большое количество выполненных до и во время его проведения творческих заданий. Применяется интерактивная доска. Звучит классическая музыка, демонстрируются картины художников.Интегрированный урок (предметы "Русский язык" и "Русская литература" по творчеству А.Пушкина
интегрированный урок по творчеству Пушкина.doc
Тема урока:       МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОЖНЫХ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ                                             В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА    Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по темам "Слож­                        ное предложение. Виды сложных предложений", "Творчество                        А.С.Пушкина"    Цели урока.  Образовательная: повторить изученное по сложным предложе                                                             ниям;                                                             повторить и углубить знания по творчеству                                                             Пушкина через интеграцию предметов;                                                             отработать навык работы со сложным пред­                                                             ложением на основе изучаемых художест­                                                             венных произведений.                             Развивающая:     развить творческую активность, эстетичес­                                                             кие способности, воображение, читатель­                                                             ский вкус;                                                             стимулировать самореализацию;                                                             развить интерес к языку;                                                             формировать коммуникативные навыки;                                                             развить навык самостоятельной учебной                                                             деятельности, работы в парах, группе;                                                             развить навык анализа и синтеза учебного                                                             материала.                          Воспитательная:     воспитать интерес языку А.Пушкина, его                                                             творчеству;                                                             воспитать художественную культуру, лю­                                                             бовь к литературе;                                                             создать предпосылки к самообразованию,                                                             самовоспитанию.      Оборудование к уроку: мультимедиа­презентация рабочего материала к                                                 уроку, творческие работы учащихся, поделки по                                                 творчеству поэта, выставка книг о Пушкине, рабо­                                                 чий материал­задания.      Подготовка к уроку: учащиеся выполняют опережающее задание ­ мини­                                           сочинение на одну из тем о творчестве Пушкина и при                                           клеивают цветной стикер(цвет на усмотрение), кото­                                           рый может быть ассоциирован с произведениями поэта.                                              Ход урока На доске эпиграфы: "Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет                                     меня всяк сущий в ней язык"                                     Поэзия Пушкина ­ "союз волшебных звуков, чувств и                                      дум" 1. Оргмомент.  2. Мотивация к уроку. Постановка целей. (Тема урока не объявляется. Уча­ щиеся к ней должны подойти самостоятельно). 3. Слово учителя.      А.С.Пушкин занимает особое место в культуре. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал ­ как человек и как художник ­ символом духовной жизни. Еще в 1834 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: "При име­ ни Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет"       каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают свое понимание поэта, видя в нем современника.      Мы тоже читали в этом году произведения Пушкина. А поскольку у любого мастера есть мастерская, где создаются плоды труда, давайте и  мы  заглянем в мастерскую поэта и посмотрим, по мнению В.А.Жуков­ ского, "каким невероятным трудом давались поэту его легкие летящие  стихи".      Но я не назвала конкретную тему урока. Назовем ее, поработав вначале  устно со стихами Пушкина на доске.      Дни поздней осени бранят обыкновенно,      Но мне она мила, читатель дорогой,      Красою нежною, блистающей смиренно.      И сердце бьется в упоенье,      И для него воскресли вновь      И божество, и вдохноенье, И жизнь, и слезы, и любовь. ­  Мы, конечно же, знаем эти стихи. Это всего лишь отрывки, но что,  даже    в них, нетрудно заметить? Создается впечатление картины?Какой?  А с точки зрения синтаксиса? (Учащиеся формулируют тему урока, она записывается на доске) 4. Отработка учащимися знаний, умений и навыков по заявленной теме: а) повторение по схемам, записанным на доске, сведений о сложных предложениях:  ­ мы на протяжении многих уроков в этом году говорили о СП. Давайте сегодня несколько углубим и обобщим знания по этой теме, восхищаясь и заново перечитывая строчки пушкинских стихов. Продолжим работать с данными схемами следующим образом: б) перед вами рабочий материал с цитатами из лирики поэта. Найдите в них СП и нарисуйте схемы к ним под цитатой. Приготовьтесь написать № цитаты под подходящей схемой на доске. Обратите внимание, что есть цифра "4", но нет рядом с ней схемы. Найдите к ней ... из РМ. (Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив индивидуальное задание, результаты ­ номера цитат записываются под схемами на доске. Заполняется и цифра "4" СПП с несколькими придаточными, СП с разными видами связи) ­ А теперь давайте хоть немного поговорим о них, о стихах, с которыми вы только что работали. Вкратце расскажите о том из них, которое вам чем­то стало дорого. (Называется история произведения, тема, идея) ­ А какую же роль играли в стихах СП? ( СП поэта ­ многообразны. Составленные  Пушкиным, они рисуют удивительные картины­панорамы. Этим особе­ нен язык поэта.) в) продолжим работу в рабочем материале, выполнив задание № 2.Перед  вами предложения, которые надо соотнести со схемами, расположенными справа от них. (Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Затем озву­ чиваются учениками правильные ответы­соответствия). ­ Говоря сегодня о лирике Пушкина, как не сказать и о романе в стихах "Евгений Онегин". Что вы помните из истории этого произведения? (Был на­ чат в южной ссылке в 1823г., закончен Болдинской осенью 1830;  в течение 7 лет план романа менялся; действие романа развивается с 1819 по 1825гг; в романе объединились история и современность; это роман­импровизация  непринужденный разговор автора с читателем; в нем "онегинская строфа"; это  "собранье пестрых глав" и т.д.) ­ Заглянем же и в роман "Евгений Онегин" подробнее, глубже.  г) Работа с 8 главой романа по группам (1, 2, 3) ­ Многие в сочинении­миниатюре назвали самой значительной и понравив­ шейся 8 главу. Что произошло с героями к 8 главе? (Посещение дома Онеги­ на и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской деочки в светскую даму. Онегин много путешествовал, много думал, что не могло не сказаться на его взглядах. Встреча Татьяны и Евгения неизбежна. Герои встречаются духовно зрелыми, возмужавшими, окончательно опреде­ лившимися) ­Понаблюдаем за ними и автором!       Задание для групп: 1 группа из данных в РМ цитат на тему "Онегин спустя 3 года" выбирает СП, разбирает его, делает схему и отдает без разбора и схемы в группу № 2. 2 группа делает ту же работу, но на тему "Как изменилася Татьяна" и дает задание группе № 3. 3 группа ­ "Лирические отступления автора" ­ в группу № 1. (учащиеся презентуют ответ, проверяют вместе с учителем) ­ А здесь какую роль сыграли СП? (Пушкин стремился и в нем к тому, чтобы словесные средства языка (сло­ варь, образы, синтаксис) строго соответствовали изображаеемому миру: эпохе, характерам героев, их быту, обстоятельствам, в которых они находят­ ся. В том числе велика роль пушкинских СП. Через их умелое построение и  использование поэт показал красоту языка и нарисованных образов. Полу­ чились картины­портреты и картины­впечатления! д) Задание для пар.  ­ даются схема и разрезанные на строчки стихи Пушкина. Соберите их, ис­ пользуя схему. Озвучьте собранное стихотворение. ­ помогла ли нам схема СП разобраться в стихотворении? 5. Подведение учителем итогов. ­  Сегодня мы с вами более глубоко коснулись тем, над которыми работали в течение года ­ "СП" и "Творчество Пушкина". Давайте закончим наш урок  вашими творческими работами, точнее цветом вашей работы. Посмотрите, все эти цвета говорят о творчест­ ве А.С.Пушкина что? Почему нет черного, серого, нет мрачных оттенков? Закончим же урок еще одним его стихотворнием:      О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу,      Душа не вовсе охладела,      Утратя молодость свою.      Еще хранятся наслажденья      Для любопытства моего,      Для милых снов воображенья,      Для чувств... всего. 6. Домашнее задание: составить для будущих 9­классников самостоятельную работу по стихотворению Пушкина                              ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПУШКИНА Задание 1. Найди в стихотворениях Пушкина сложные предложения. Начерти под цитатой схему СП. Расскажи вкратце об одном из стихотворений (история произведения, тема, идея).  *Каким получилось стихотворение благодаря СП, которые составил поэт? 1) Если жизнь тебя обманет,                                10) Друг Дельвиг, мой парнасский брат,     Не печалься, не сердись!                                         Твоей я прозой был утешен,     В день уныния смирись:                                          Но признаюсь,барон, я грешен:     День веселья, верь, настанет.                                Стихам я больше был бы рад. 2) Я вас любил безмолвно, безнадежно,            11) Да снова стройный глас героям в честь     То робостью, то ревностью томим;                      прольется,     Я вас любил так искренно, так нежно,                  И струны гордые посыплют огнь в сердца...     Как дай вам бог любимой быть другим. 3)...Вновь я посетил    Тот уголок земли, где я провел    Изгнанником два года незаметных. 4) Чем чаще празднует лицей     Свою святую годовщину,     Тем робче старый круг друзей     В семью стесняется едину... 5) Пока свободою горим,     Пока сердца для чести живы,     Мой друг, отчизне посвятим     Души прекрасные порывы! 6) И долго буду тем любезен я народу,     Что чувства добрые я лирой пробуждал,     Что в мой жестокий век восславил я Свободу      И милость к падшим призывал. 7) Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье,     Не пропадет ваш скорбный труд     И дум высокое стремленье. 8) Принес он смертную смолу     Да ветвь с увядшими листами,     И пот по бледному челу     Струился хладными ручьями. 9) И с каждой осенью я расцветаю вновь;     Здоровью моему полезен русский холод... Задание 2.  Поработаем со сложными предложениями в романе "Евгений Онегин". Данные ниже цитаты ­ из 8 главы. Татьяна и Евгений встречаются в ней духовно зрелыми, возмужавшими, окончательно определившимися. Понаблюдаем же за ними и за автором! Выбери из предложенных цитат те, которые рассказывают на тему: 1) "Онегин спустя 3 года" 2) "Как изменилася Татьяна!" 3) "Лирические отступления автора" Рассказ должен содержать хотя бы одно сложное предложение. Разбери СП и составь к нему  схему. Не показывай  свой разбор СП и схему! Приготовься дать задание по синтаксическому  разбору СП своему однокласснику и проверить свои и его знания по теме "Многообразие и значение сложных предложений в произведениях Пушкина" 1) В те дни, когда в садах Лицея              2) Но грустно думать, что напрасно     Я безмятежно расцветал,                          Была нам молодость дана,     Читал охотно Апулея,                                 Что изменяли ей всечасно,     А Цицерона не читал,                                 Что обманула нас она;     В те дни, в таинственных долинах,          Что наши лучшие желанья,     Весной, при кликах лебединых,                Что наши свежие мечтанья     Близ вод, сиявших в тишине,                     Истлели быстрой чередой,    Являться муза стала мне.                             Как листья осенью гнилой. 3) Им овладело беспокойство,                      4) Но ей ничто не изменило:     Охота к перемене мест.                                 В ней сохранился тот же тон,     Оставил он свое селенье,                               Был так же тих ее поклон.     Лесов и нив уединенье,     Где окровавленная тень                                Ему являлась каждый день. 5) Он осталяет раут тесный,                         6) Любви все возрасты покорны;     Домой задумчив едет он:                             Но юным, девственным сердцам     Мечтой то грустной, то прелестной            Ее порывы благотворны...     Его встревожен поздний сон.      7) ...Но вас                                                      8) Я вас люблю (к чему лукавить?),     Я не виню; в тот страшный час                   Но я другому отдана; Вы поступили благородно,                           Я буду век ему верна.     Вы были правы предо мной.    9) Блажен, кто смолоду был молод,            10) Кто бы ни был ты, о мой читатель,      Блажен, кто вовремя созрел,                        Друг, недруг, я хочу с тобой      Кто постепенно  жизни холод                       Расстаться нынче как приятель.      С летами вытерпеть умел...              Задание 3.  Собери из разрезанных строк стихотворения А.С.Пушкина произведение. В помощь тебе ­ схема одного из предложений данного текста. _________________________________________________________________________ К*** НЕ СПРАШИВАЙ, ЗАЧЕМ УНЫЛОЙ ДУМОЙ СРЕДИ ЗАБАВ Я ЧАСТО ОМРАЧЕН, ЗАЧЕМ НА ВСЕ ПОДЪЕМЛЮ ВЗОР УГРЮМЫЙ, ЗАЧЕМ НЕ МИЛ МНЕ СЛАДКОЙ ЖИЗНИ СОН; НЕ СПРАШИВАЙ, ЗАЧЕМ ДУШОЙ ОСТЫЛОЙ Я РАЗЛЮБИЛ ВЕСЕЛУЮ ЛЮБОВЬ И НИКОГО НЕ НАЗЫВАЮ МИЛОЙ ­ КТО РАЗЛЮБИЛ, УЖ НЕ ПОЛЮБИТ ВНОВЬ; КТО СЧАСТЬЕ ЗНАЛ, УЖ НЕ  УЗНАЕТ СЧАСТЬЯ. НА КРАТКИЙ МИГ БЛАЖЕНСТВО НАМ ДАНО: ОТ ЮНОСТИ, ОТ НЕГ И СЛАДОСТРАСТЬЯ ОСТАНЕТСЯ  УНЫНИЕ ОДНО...                            П.А.ОСИПОВОЙ БЫТЬ МОЖЕТ, УЖ НЕДОЛГО МНЕ В ИЗГНАНЬЕ МИРНОМ ОСТАВАТЬСЯ, ВЗДЫХАТЬ О МИЛОЙ СТАРИНЕ И СЕЛЬСКОЙ МУЗЕ В ТИШИНЕ ДУШОЙ БЕСПЕЧНОЙ ПРЕДАВАТЬСЯ. НО И В ДАЛИ, В КРАЮ ЧУЖОМ Я БУДУ МЫСЛИЮ ВСЕГДАШНЕЙ БРОДИТЬ ТРИГОРСКОГО КРУГОМ, В ЛУГАХ, У РЕЧКИ, НАД ХОЛМОМ, В САДУ ПОД СЕНЬЮ ЛИП ДОМАШНЕЙ. КОГДА ПОМЕРКНЕТ ЯСНЫЙ ДЕНЬ, ОДНА ИЗ ГЛУБИНЫ МОГИЛЬНОЙ ТАК ИНОГДА В РОДНУЮ СЕНЬ ЛЕТИТ ТОСКУЮЩАЯ ТЕНЬ НА МИЛЫХ БРОСИТЬ ВЗОР УМИЛЬНЫЙ.

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)

План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017