План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература +1
9 кл
25.04.2017
Данный план урока содержит учебный материал как повторительно-обобщающего характера по творчеству А.Пушкина, так и задания исследовательского характера, которые позволяют углубить знания о жизни, многообразии тем, особенностях языка произведений поэта. Во время урока демонстрируется большое количество выполненных до и во время его проведения творческих заданий. Применяется интерактивная доска. Звучит классическая музыка, демонстрируются картины художников.Интегрированный урок (предметы "Русский язык" и "Русская литература" по творчеству А.Пушкина
интегрированный урок по творчеству Пушкина.doc
Тема урока: МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОЖНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по темам "Слож
ное предложение. Виды сложных предложений", "Творчество
А.С.Пушкина"
Цели урока. Образовательная: повторить изученное по сложным предложе
ниям;
повторить и углубить знания по творчеству
Пушкина через интеграцию предметов;
отработать навык работы со сложным пред
ложением на основе изучаемых художест
венных произведений.
Развивающая: развить творческую активность, эстетичес
кие способности, воображение, читатель
ский вкус;
стимулировать самореализацию;
развить интерес к языку;
формировать коммуникативные навыки;
развить навык самостоятельной учебной
деятельности, работы в парах, группе;
развить навык анализа и синтеза учебного
материала.
Воспитательная: воспитать интерес языку А.Пушкина, его
творчеству;
воспитать художественную культуру, лю
бовь к литературе;
создать предпосылки к самообразованию,
самовоспитанию.
Оборудование к уроку: мультимедиапрезентация рабочего материала к
уроку, творческие работы учащихся, поделки по
творчеству поэта, выставка книг о Пушкине, рабо
чий материалзадания.
Подготовка к уроку: учащиеся выполняют опережающее задание мини
сочинение на одну из тем о творчестве Пушкина и при
клеивают цветной стикер(цвет на усмотрение), кото
рый может быть ассоциирован с произведениями поэта.
Ход урока
На доске эпиграфы: "Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет
меня всяк сущий в ней язык"
Поэзия Пушкина "союз волшебных звуков, чувств и
дум"
1. Оргмомент.
2. Мотивация к уроку. Постановка целей. (Тема урока не объявляется. Уча
щиеся к ней должны подойти самостоятельно).
3. Слово учителя.
А.С.Пушкин занимает особое место в культуре. Он создал художественные
ценности мирового уровня, стал как человек и как художник символом
духовной жизни. Еще в 1834 году Н.В.Гоголь пророчески заметил: "При име
ни Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин
есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского
духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится
через 200 лет"
каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают
свое понимание поэта, видя в нем современника.
Мы тоже читали в этом году произведения Пушкина. А поскольку у
любого мастера есть мастерская, где создаются плоды труда, давайте и
мы заглянем в мастерскую поэта и посмотрим, по мнению В.А.Жуков
ского, "каким невероятным трудом давались поэту его легкие летящие
стихи".
Но я не назвала конкретную тему урока. Назовем ее, поработав вначале
устно со стихами Пушкина на доске.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою нежною, блистающей смиренно.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохноенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
Мы, конечно же, знаем эти стихи. Это всего лишь отрывки, но что, даже
в них, нетрудно заметить? Создается впечатление картины?Какой?
А с точки зрения синтаксиса?
(Учащиеся формулируют тему урока, она записывается на доске)
4. Отработка учащимися знаний, умений и навыков по заявленной теме:
а) повторение по схемам, записанным на доске, сведений о сложных
предложениях:
мы на протяжении многих уроков в этом году говорили о СП. Давайте
сегодня несколько углубим и обобщим знания по этой теме, восхищаясь и
заново перечитывая строчки пушкинских стихов. Продолжим работать с
данными схемами следующим образом:
б) перед вами рабочий материал с цитатами из лирики поэта. Найдите в них
СП и нарисуйте схемы к ним под цитатой. Приготовьтесь написать № цитаты
под подходящей схемой на доске. Обратите внимание, что есть цифра "4", но
нет рядом с ней схемы. Найдите к ней ... из РМ.
(Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив индивидуальное задание,
результаты номера цитат записываются под схемами на доске. Заполняется
и цифра "4" СПП с несколькими придаточными, СП с разными видами связи)
А теперь давайте хоть немного поговорим о них, о стихах, с которыми вы
только что работали. Вкратце расскажите о том из них, которое вам чемто
стало дорого. (Называется история произведения, тема, идея)
А какую же роль играли в стихах СП? ( СП поэта многообразны. Составленные
Пушкиным, они рисуют удивительные картиныпанорамы. Этим особе
нен язык поэта.)
в) продолжим работу в рабочем материале, выполнив задание № 2.Перед
вами предложения, которые надо соотнести со схемами, расположенными
справа от них. (Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Затем озву
чиваются учениками правильные ответысоответствия).
Говоря сегодня о лирике Пушкина, как не сказать и о романе в стихах
"Евгений Онегин". Что вы помните из истории этого произведения? (Был на
чат в южной ссылке в 1823г., закончен Болдинской осенью 1830; в течение 7
лет план романа менялся; действие романа развивается с 1819 по 1825гг;
в романе объединились история и современность; это романимпровизация
непринужденный разговор автора с читателем; в нем "онегинская строфа"; это "собранье пестрых глав" и т.д.)
Заглянем же и в роман "Евгений Онегин" подробнее, глубже.
г) Работа с 8 главой романа по группам (1, 2, 3)
Многие в сочиненииминиатюре назвали самой значительной и понравив
шейся 8 главу. Что произошло с героями к 8 главе? (Посещение дома Онеги
на и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской
деочки в светскую даму. Онегин много путешествовал, много думал, что не
могло не сказаться на его взглядах. Встреча Татьяны и Евгения неизбежна.
Герои встречаются духовно зрелыми, возмужавшими, окончательно опреде
лившимися)
Понаблюдаем за ними и автором!
Задание для групп:
1 группа из данных в РМ цитат на тему "Онегин спустя 3 года" выбирает СП,
разбирает его, делает схему и отдает без разбора и схемы в группу № 2.
2 группа делает ту же работу, но на тему "Как изменилася Татьяна" и дает
задание группе № 3.
3 группа "Лирические отступления автора" в группу № 1.
(учащиеся презентуют ответ, проверяют вместе с учителем)
А здесь какую роль сыграли СП?
(Пушкин стремился и в нем к тому, чтобы словесные средства языка (сло
варь, образы, синтаксис) строго соответствовали изображаеемому миру:
эпохе, характерам героев, их быту, обстоятельствам, в которых они находят
ся. В том числе велика роль пушкинских СП. Через их умелое построение и
использование поэт показал красоту языка и нарисованных образов. Полу
чились картиныпортреты и картинывпечатления!
д) Задание для пар.
даются схема и разрезанные на строчки стихи Пушкина. Соберите их, ис
пользуя схему. Озвучьте собранное стихотворение.
помогла ли нам схема СП разобраться в стихотворении?
5. Подведение учителем итогов.
Сегодня мы с вами более глубоко коснулись тем, над которыми работали
в течение года "СП" и "Творчество Пушкина". Давайте закончим наш урок
вашими творческими работами,
точнее цветом вашей работы. Посмотрите, все эти цвета говорят о творчест
ве А.С.Пушкина что? Почему нет черного, серого, нет мрачных оттенков?
Закончим же урок еще одним его стихотворнием:
О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Еще хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств... всего.
6. Домашнее задание: составить для будущих 9классников самостоятельную
работу по стихотворению Пушкина
ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПУШКИНА
Задание 1.
Найди в стихотворениях Пушкина сложные предложения. Начерти под цитатой схему СП.
Расскажи вкратце об одном из стихотворений (история произведения, тема, идея).
*Каким получилось стихотворение благодаря СП, которые составил поэт?
1) Если жизнь тебя обманет, 10) Друг Дельвиг, мой парнасский брат,
Не печалься, не сердись! Твоей я прозой был утешен,
В день уныния смирись: Но признаюсь,барон, я грешен:
День веселья, верь, настанет. Стихам я больше был бы рад.
2) Я вас любил безмолвно, безнадежно, 11) Да снова стройный глас героям в честь
То робостью, то ревностью томим; прольется,
Я вас любил так искренно, так нежно, И струны гордые посыплют огнь в сердца...
Как дай вам бог любимой быть другим.
3)...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
4) Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину...
5) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
6) И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
7) Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
8) Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями.
9) И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод...
Задание 2.
Поработаем со сложными предложениями в романе "Евгений Онегин".
Данные ниже цитаты из 8 главы. Татьяна и Евгений встречаются в ней духовно зрелыми,
возмужавшими, окончательно определившимися. Понаблюдаем же за ними и за автором!
Выбери из предложенных цитат те, которые рассказывают на тему:
1) "Онегин спустя 3 года"
2) "Как изменилася Татьяна!"
3) "Лирические отступления автора"
Рассказ должен содержать хотя бы одно сложное предложение. Разбери СП и составь к нему
схему. Не показывай свой разбор СП и схему! Приготовься дать задание по синтаксическому
разбору СП своему однокласснику и проверить свои и его знания по теме "Многообразие и
значение сложных предложений в произведениях Пушкина"
1) В те дни, когда в садах Лицея 2) Но грустно думать, что напрасно
Я безмятежно расцветал, Была нам молодость дана,
Читал охотно Апулея, Что изменяли ей всечасно,
А Цицерона не читал, Что обманула нас она;
В те дни, в таинственных долинах, Что наши лучшие желанья,
Весной, при кликах лебединых, Что наши свежие мечтанья
Близ вод, сиявших в тишине, Истлели быстрой чередой,
Являться муза стала мне. Как листья осенью гнилой.
3) Им овладело беспокойство, 4) Но ей ничто не изменило:
Охота к перемене мест. В ней сохранился тот же тон,
Оставил он свое селенье, Был так же тих ее поклон.
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день.
5) Он осталяет раут тесный, 6) Любви все возрасты покорны;
Домой задумчив едет он: Но юным, девственным сердцам
Мечтой то грустной, то прелестной Ее порывы благотворны...
Его встревожен поздний сон.
7) ...Но вас 8) Я вас люблю (к чему лукавить?),
Я не виню; в тот страшный час Но я другому отдана; Вы поступили благородно, Я буду век ему верна.
Вы были правы предо мной.
9) Блажен, кто смолоду был молод, 10) Кто бы ни был ты, о мой читатель,
Блажен, кто вовремя созрел, Друг, недруг, я хочу с тобой
Кто постепенно жизни холод Расстаться нынче как приятель.
С летами вытерпеть умел...
Задание 3.
Собери из разрезанных строк стихотворения А.С.Пушкина произведение. В помощь тебе
схема одного из предложений данного текста.
_________________________________________________________________________ К***
НЕ СПРАШИВАЙ, ЗАЧЕМ УНЫЛОЙ ДУМОЙ
СРЕДИ ЗАБАВ Я ЧАСТО ОМРАЧЕН,
ЗАЧЕМ НА ВСЕ ПОДЪЕМЛЮ ВЗОР УГРЮМЫЙ,
ЗАЧЕМ НЕ МИЛ МНЕ СЛАДКОЙ ЖИЗНИ СОН;
НЕ СПРАШИВАЙ, ЗАЧЕМ ДУШОЙ ОСТЫЛОЙ
Я РАЗЛЮБИЛ ВЕСЕЛУЮ ЛЮБОВЬ
И НИКОГО НЕ НАЗЫВАЮ МИЛОЙ
КТО РАЗЛЮБИЛ, УЖ НЕ ПОЛЮБИТ ВНОВЬ;
КТО СЧАСТЬЕ ЗНАЛ, УЖ НЕ УЗНАЕТ СЧАСТЬЯ.
НА КРАТКИЙ МИГ БЛАЖЕНСТВО НАМ ДАНО: ОТ ЮНОСТИ, ОТ НЕГ И СЛАДОСТРАСТЬЯ
ОСТАНЕТСЯ УНЫНИЕ ОДНО...
П.А.ОСИПОВОЙ
БЫТЬ МОЖЕТ, УЖ НЕДОЛГО МНЕ
В ИЗГНАНЬЕ МИРНОМ ОСТАВАТЬСЯ,
ВЗДЫХАТЬ О МИЛОЙ СТАРИНЕ
И СЕЛЬСКОЙ МУЗЕ В ТИШИНЕ
ДУШОЙ БЕСПЕЧНОЙ ПРЕДАВАТЬСЯ.
НО И В ДАЛИ, В КРАЮ ЧУЖОМ
Я БУДУ МЫСЛИЮ ВСЕГДАШНЕЙ
БРОДИТЬ ТРИГОРСКОГО КРУГОМ, В ЛУГАХ, У РЕЧКИ, НАД ХОЛМОМ,
В САДУ ПОД СЕНЬЮ ЛИП ДОМАШНЕЙ.
КОГДА ПОМЕРКНЕТ ЯСНЫЙ ДЕНЬ,
ОДНА ИЗ ГЛУБИНЫ МОГИЛЬНОЙ
ТАК ИНОГДА В РОДНУЮ СЕНЬ
ЛЕТИТ ТОСКУЮЩАЯ ТЕНЬ
НА МИЛЫХ БРОСИТЬ ВЗОР УМИЛЬНЫЙ.
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
План интегрированного урока по теме "Многообразие и значение сложных предложений в творчестве А.Пушкина" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.