План-конспект "Категория состояния как часть речи"
Оценка 4.6

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
19.03.2018
План-конспект "Категория состояния как часть речи"
Публикация является частью публикации:
Конспект урока.doc
План – конспект  урока русского языка в 7 классе Методическое руководство к уроку: Тема урока «Слова категории состояния как  части речи» в 7 классе достаточно новая и потому трудная. До сих пор среди лингвистов  нет единого мнения о квалификации слов, обозначающих состояние внешней среды,  состояние человека. Одни считают их самостоятельной частью речи, другие  рассматривают как особую группу наречий и называют их предикативными наречиями. В  учебниках русского языка 7 класса (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.) слова категории до 2000 года не выделялись, упоминалось, что наречия могут выступать в роли  сказуемых. В учебнике Бабайцевой (6 кл.) слова категории состояния рассматриваются  как особая группа наречий. Новая учебная программа по русскому языку выделяет слова  категории состояния в особую часть речи и отводит на её изучение 4 часа. Представленный урок  является первым в теме. Тема: Категория состояния как часть речи. Тип урока: изучение новой темы. Форма урока: урок ­ исследование с использованием приёмов методики критического  мышления (концептуальная таблица, кластер, синквейн)   Задачи:    1. Образовательная:  дать представление  о словах категории состояния, их отличие от  наречий,    кратких прилагательных. 2. Развивающая: развивать  умения находить слова категории состояния в тексте,  опираясь на концептуальную таблицу, кластер, развитие исследовательских навыков:  классификация характерных признаков (анализ и синтез) 3. Воспитательная: воспитывать интерес к морфологии русского языка. Использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и методов,  построенных на деятельностной  компетентностной основе:  ­ коммуникативный; ­ метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос, создание кластера); ­ исследовательский (анализ поэтических текстов) Оборудование:         а) Литература:  1. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. 2.  Школьный словарь иностранных слов. 3. б) Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, презентация. в) Раздаточный материал: рабочие листы, таблицы для заполнения по ходу урока,  план работы по категории состояния         Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Подведение к теме урока (проблемная ситуация). Работа со стихотворением  М.Ю.Лермонтова  «Молитва» 3. Определение темы и цели урока. 4. Составление    сравнительной    таблицы разграничения иногда  омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, безличных глаголов, слов категории состояния. 5. Составление концептуальной таблицы, кластера (приём метода критического  мышления) 6. Лингвистическая разминка (толкование слова категория) 7. Работа по теме урока           ­ Работа учащихся с предложениями.           ­ Выполнение задания по типу ОГЭ.        8. Итоги. Рефлексия.     Ход урока:  Организационный  момент. Подготовка учащихся к работе. I.           ­ Здравствуйте, ребята! Чтобы наша работа получилась успешной, чтобы никакие облака  не помешали нашему общению, мы будем работать по правилу равностороннего   треугольника. А что такое равносторонний треугольник? Значит, все грани его одинаково  важны. Динамичность, толерантность и хорошее настроение – вот что поможет нам  справиться.  ­ Для работы нам потребуется учебник. А в качестве тетради выступит у нас рабочий  лист, где вы будете делать нужные записи, где есть нужные задания. Также у вас есть  различные таблицы, которые мы будем заполнять в процессе работы. Итак, начнём нашу  работу. На рабочих листах запишем сегодняшнее число. Вы только что закончили  изучение темы «Наречие». Сегодня нас на уроке ждёт знакомство с новой частью речи, о  выделении которой учёный­лингвист Лев Владимирович Щерба говорил ещё в 1928 году,  но в наших учебниках эта часть речи появилась только в 2000году.  А вот что это за часть  речи, мы выясним с помощью стихотворения Лермонтова. 2 II.  Подведение к теме урока (проблемная ситуация) 1. Учитель читает стихотворение  М.Ю. Лермонтова «Молитва». 2.     Беседа. ­ Какое настроение оно вызывает? (Грусти, раздумий о трудностях в жизни, светлое…) ­ Давайте обратимся к небольшому комментарию стихотворения. Он есть в ваших  рабочих листах. Прочитаем его. (Читает ученик)  Стихотворение  прекрасно. Звучит оно  чудесно.  Особенно запоминаются последние строчки: И верится, и плачется,/ И так легко, легко… Актуализация знаний. ­  Наша задача, используя этот комментарий, исследовать выделенные слова с точки  зрения отнесённости их к части речи и определить их синтаксическую роль.  ­ Что нужно сделать, чтобы определить часть речи?  Воспользуемся готовым кластером. ­ Разбираем по этому плану  слова прекрасно, чудесно.  ­ Работа с безличными глаголами: что они помогают передать (состояние) Заполнение таблицы по группам: крат прилаг , наречие, глагол (дать учебник 6  класса). Затем каждая группа читаем свою таблицу, остальные заполняют. Вопросы Краткое Прилагательное Наречие Существительно е Глагол Безличный Слово категории состояния глагол (СКС) Не зависит от других слов Не зависит от других слов К какому слову относится? На какой вопрос отвечает? Каков? какова? каковы? Как? где? Вопросы сказуемого как? каково? Что обозначает? Признак предмета Признак действия, Состояние природы, Состояние природы, признак другого человека, оценку человека, оценку действия признака действия Каким членом предложения является? Сказуемое Обстоятельство Сказуемое в безличном Сказуемое в безличном предложении без предложении без подлежащего. Может быть подлежащего глагол. 3 Как изменяется? По родам, числам, падежам Не изменяется определённой Не изменяется Стоит в форме ­ Ищем слово к легко. Зададим вопрос. По вопросам, на какие части речи похоже? Чем слово легко похоже на безличный глагол? (тоже передаёт состояние). К какой же части речи относятся эти слова, если они не являются наречием и кратким прилагательным и обозначают состояние? (Слова категории состояния) ­ Значит, какова же тема нашего урока? (Категория состояния как часть речи) Записать  ­ А какие цели поставим: 1.Познакомиться с КС как с частью речи. 2.Отличать КС от других частей речи. ­ Часть информации мы уже получили.  ­ Читаем определение в учебнике. Не пропустили ли мы что­нибудь важное?(при КС Может быть глагол) А один человек работает со словарём. Найдите в толковом словаре толкование  слова категория и выделите то значение, которое соответствует нашему понятию.  ­ Выслушать ответы, занести в таблицу. Заполнение графы СКС. ­   Кстати,  СКС  –   это   самая   молодая   часть   речи   в   русском   языке.   До   сих   пор   среди лингвистов нет единого мнения о квалификации слов, обозначающих состояние внешней среды,   состояние   человека.   Одни   считают   их   самостоятельной   частью   речи,   другие рассматривают как особую группу наречий и называют их предикативными наречиями. В нашем учебнике русского языка 7 класса (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.) слова категории до 2000 года не выделялись, упоминалось, что наречия могут выступать в роли сказуемых. Хотя ученый Щерба Лев Владимирович ещё в 1928 году говорил о её выделении. III.   Первичное закрепление   1. А теперь давайте потренируемся. С помощью таблицы определите часть речи выделенных слов и их синтаксическую роль. После выполнения производим морфемный разбор слова радостно. Утро солнечно и радостно.  На душе у ребят было радостно. Глаза светились радостно.  После выполнения производим морфемный разбор слова радостно. 2.Сделаем выводы. Что называется словами категории состояния? Составление кластера. 4 1. Это неизменяемая часть речи 2. Обозначает состояние человека, природы, оценку действия 3. Отвечают на вопросы как? каково? 4. Не зависит от других слов 5. Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении без подлежащего 3.  Выполнение задания по типу ОГЭ. Уметь видеть в предложении СКС и отличать их от других частей речи очень важно, когда вы находите грамматическую основу предложения. Ведь в предложениях с безличными глаголами и с СКС нет подлежащих. Задание: Выписать грамматическую основу, определить, какой частью речи выражено. Весело глядели на меня цветы. Зорко одно лишь сердце. Мне сегодня нездоровится. Толику стало весело. 4. Попробуйте сами составить 3 предложения со словом тихо, чтобы оно было наречием, кратким прилагательным и категорией состояния. (Если останется время) IV. Итоги. Рефлексия.  ­ Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи. Учитель подводит итоги. (Возвращаемся к целям урока)  1. Что узнали? 2. Чему научились? 3. Что сумели сделать? Рефлексия. ­ Совершили сегодня какое­нибудь, пусть даже маленькое, открытие.  ­ Как себя чувствовали на уроке? Давайте попробуем  ответить, используя СКС.  В начале урока мне было очень волнительно. А сейчас мне спокойно и комфортно. А вам каково?  Ответы детей.  V. Домашнее задание 5 6

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"

План-конспект "Категория состояния как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018