Открытый урок русского языка в 5 «В» классе (30. 11. 2013)
Тема урока «Диалог»
Цели урока:
Образовательные:
· закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложения; составлять предложения с прямой речью по схемам;
· познакомить учеников с понятиями диалога и реплики, а также с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога;
Развивающие:
· развивать навыки постановки знаков препинания при диалоге; навыки правильного построения и использования диалога; лингвистическую и коммуникативную компетенции;
Воспитательная:
· воспитывать внимательного и культурного собеседника, читателя.
Ход урока
I.Мотивационный (Проблемная ситуация)
1.Приветствие.
2. Инсценирование
Учитель просит двух учениц поговорить об уроке русского языка, а сам выступает в роли автора (портит разговор).
- Привет, Ксюша!
- Привет.
- А что у нас сейчас будет? Почему так много народу?
- Как это что! Открытый урок русского языка.
- Что это значит, открытый?
- А это значит, что кроме нас с учителем могут быть наши мамы и папы, братья и сестры, дяди и тети, а также и другие учителя.
- Теперь понятно. Тогда пошли готовиться.
- Пойдем.
- Кто в этом разговоре был лишним? (Автор).
- Автор не всегда нужен. Для этого существует ещё одна форма передачи чужой речи – диалог.
II. Объяснение новой темы
1. Цели урока
Сегодня нам нужно будет узнать:
1) Что такое диалог?
2)Из каких частей он состоит?
3)Где он встречается в речи
4) Как оформляется на письме?
Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.
- Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока.
2. Запись на слайде и в тетрадях:
Диалог (диа - два; логос - слово)
Реплика - речь каждого лица
3. На презентации
Составить и записать диалог по вариантам по схеме:
- П? – а.
- П.
- П?
- П, - а.
1 вариант – на автобусной остановке, 2 вариант – в магазине. Двое работают у доски. Остальные в тетради. Проверяем еще у двоих.
3. Чтение теоретического материала
Правильно ли мы оформили диалог? Для того чтобы в этом убедиться, давайте откроем учебник на странице 103 и прочитаем.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик – слов каждого лица. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи (но без кавычек).
3. Физкультминутка «Диалог».
-Как живёшь?
- Вот так! (поднимают вверх большой палец).
- Как идёшь?
- Вот так! (маршируют).
- Ночью спишь?
- Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).
- Как плывёшь?
- Вот так! (руками разводят)
- Как шалишь?
- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).
- Как грозишь?
- Вот так! (пальцем указательным машут)
- Как садишься?
- Вот так! (Садятся)
- Что представляет из себя наша физкультминутка? (Диалог)
III. Тренировочные упражнения
1. Послушайте два текста и определите, где здесь диалог (или 2 песни). Докажите. Ответ полный, аргументированный.
1. Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»
2.
— Что ты еж
такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, Волки да Медведи! (Б.Заходер)
IV. Закрепление материала (На доске)
(Идёт отработка умения избегать повторения в словах автора)
Перед вами диалог с незаконченным текстом. Прочитаем его. Что здесь отсутствует? (есть только вопросы, но нет ответов). Построить схемы
Диалог Вити и Максима по поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
- Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Витя.
- Руслан, - ответил Максим.
- А почему? – спросил Витя.
- Я переживал за него, - ответил Максим.
- Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе? – спросил Витя.
- Смелость и целеустремленность, - ответил Максим.
Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.
- А теперь обратите внимание на слова автора, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки?
-Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? Подобрать слова, близкие по значению (синонимы).
- А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания.
V. Итоги урока.
1. Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а), что…
1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
2.Диалог состоит из реплик и слов автора.
3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.
5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая повторов.
2. Домашнее задание.
Упр.248 (составить диалог по рисунку)
VI. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке? (формы работы)
- Что, на ваш взгляд, у нас больше удалось?
- В чем были затруднения?
- Понадобятся ли вам полученные знания?
(Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка, вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему).
Огласить оценки за урок.
Говорит учитель: «Здравствуйте! Садитесь».
Мы не садимся, а сразу выходим к доске
- Привет, Ксюша!
- Привет.
- А что у нас сейчас будет? Почему так много народу?
- Как это что! Открытый урок русского языка.
- Что это значит, открытый урок?
- А это значит, что кроме нас с учителем на уроке могут быть наши мамы и папы, братья и сестры, дяди и тети, а также и другие учителя.
- Теперь понятно. Тогда пошли готовиться.
- Пойдем.
Говорит учитель: «Здравствуйте! Садитесь».
Мы не садимся, а сразу выходим к доске
- Привет, Ксюша!
- Привет.
- А что у нас сейчас будет? Почему так много народу?
- Как это что! Открытый урок русского языка.
- Что это значит, открытый урок?
- А это значит, что кроме нас с учителем на уроке могут быть наши мамы и папы, братья и сестры, дяди и тети, а также и другие учителя.
- Теперь понятно. Тогда пошли готовиться.
- Пойдем.
Цели:
1. Проверить знания и умения учащихся 5-6 классов по общим вопросам русского языка.
2. Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.
3. Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.
Оборудование: презентация, плакаты.
«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.»
А.И.Куприн
«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.»
К. Бальмонт
Ход игры
I. Представление команд.
Команда 1.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда 2.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.
II. Разминка.
Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.
III. Основная часть.
Конкурс 1. Постижение народной мудрости.
Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
Конкурс 2. «Что это? Кто это?»
Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.
Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле,
Этот пони – день недели.
Этот плот – из полотна,
Этот рак сильней слона,
Эта марка ест бананы,
Этот сыр – с лесной поляны. (Слайд
7)
Ответы:
Конкурс 3. Расставьте гласные.
Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
Дети:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)
Букву Е БРТ – БеРеТ |
Команды получают задание на карточках:
Букву О КН – окно Букву У СД – суд |
Букву А БРН –
баран Букву И ПРЗ – приз |
Конкурс 4. Редактор.
Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
|
Конкурс 5. Устная речь.
Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой. (Слайд 12)
|
А.
Занятие, которое себя не оправдывает. |
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
Конкурс 6. Найди ошибки.
Карточка. Я шол полестной
дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок
малинофки. |
Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
Конкурс 7. Веселая грамматика».
Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд 15)
|
|
IV. Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».
- Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу
мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет».
Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно
ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял?
Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да?
Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована!
Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
V. Объявление результатов. Награждение победителей.
Презентация к уроку
С малой удачи начинается большой успех
Цели: закрепить пунктуационные навыки по теме “Прямая речь и диалог” на материале предмета “Речь и культура общения”; закрепить правила общения по телефону и формулы речевого этикета общения, используемые в ситуациях утешения и благодарности; развивать память, волевые качества, формировать стремление к победе.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран. Приложение (презентация).
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок мы посвятим закреплению синтаксической темы “Прямая речь и диалог” на материале предмета “Речь и культура общения”. Проведем его в форме соревнования двух команд.
Представление команд.
Первая команда – “Запятая”:
Мы запятые, девицы
завитые.
Живем в диктовке
На каждой остановке.
Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Вторая команда – “Точка”:
Я точка,
точка-одиночка.
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Со мною связано явление, весьма далекое от строчки:
Меняет время точку зрения.
А почему?
Дошло до точки.
Разминка.
Эпиграф:
Единственная
настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Помня, что эпиграф – это цитата, помещаемая перед сочинением, в которой автор поясняет идею произведения, попытайтесь определить цель нашего соревнования.
Оформите этот эпиграф как прямую речь, составьте схему предложения.
Первое задание: “Реши кроссворд”.
По горизонтали:
3-я строка –
разговор двух и более лиц;
4-я строка – слова, обращенные к собеседнику;
5-я строка – слова, вводящие прямую речь;
6-я строка – речь одного лица;
7-я строка – знак препинания, в который заключается прямая речь;
8-я строка – знак препинания, который ставится перед каждой репликой диалога;
По вертикали: знак препинания, который ставится после слов автора перед прямой речью
За каждое верно угаданное слово – одно очко.
Второе задание: словарный диктант “Доброе слово в жемчугах ходит”, составленный представителями обеих команд (домашнее задание). Выполняют два ученика на доске, остальные – в тетрадях.
здравствуйте |
извините |
Взаимопроверка работ представителями противоположных команд. Выставляется количество баллов, соответствующее полученной отметке.
Третье задание: “Умей утешить”. Используя прямую речь, успокойте Иван-царевича (Царевна-лягушка), Старика (Золотая рыбка).
Конкурс оценивается пятью очками.
Четвертое задание: диктант по памяти “Вежливый Слон” с последующей взаимопроверкой.
Вышел Слон на
лесную дорожку,
Наступил Муравью на ножку.
И вежливо очень сказал Муравью:
“Можешь и ты наступить на мою”.
Пятое задание: “У меня зазвонил телефон” – сценка из рассказа Н. Носова “Телефон” (домашнее задание).
– Алло!
– Алло.
– Давай разговаривать.
– Давай. А о чем?
– Ну о чем? О чем-нибудь.
– Ну?
– Что ну?
– Чего же ты не разговариваешь?
– А ты почему не разговариваешь?
– Да я не знаю, о чем разговаривать.
Исполнение оценивается тремя очками.
Задание: расскажите правила телефонного общения.
Примерный ответ:
– Если можно
обойтись без звонка, то звонить не следует.
– Нельзя без нужды и часто разговаривать по телефону.
– Знать формулы телефонного этикета.
Оценивается тремя очками.
Шестое задание: “Позвони мне, позвони!”
1-я команда: Позвоните заболевшей подруге.
2-я команда: Вы не были в школе. Позвоните однокласснику, чтобы выяснить домашнее задание.
Конкурс оценивается пятью очками.
Итоговая рефлексия. Предлагается подвести итоги урока, обобщить полученные знания. Учащиеся отвечают, что они узнали на уроке. Награждение победителей.
Домашнее задание: сочинение “Диалог с любимой игрушкой (книжкой, ручкой, тетрадью и т.п.).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.