План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"
Оценка 5

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
14.10.2019
План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"
Цель: развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных. Развивать орфографическую зоркость. Вырабатывать каллиграфический почерк. Развивать фонематический слух. Формировать и развивать визуальный способ запоминания. Развивать такие характеристики внимания как: устойчивость, переключение, концентрацию, распределение. Развивать у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать. Воспитывать интерес к русскому языку.
000499e7-9191db6f.docx
Тема. Имя  прилагательное. Цель:  развивать   умения   точно   употреблять   имена   прилагательные   в   устной   и письменной   речи,   формировать   навыки   правописания   родовых   окончаний   имён прилагательных. Развивать орфографическую зоркость. Вырабатывать каллиграфический почерк. Развивать фонематический слух. Формировать и развивать визуальный способ запоминания. Развивать такие характеристики внимания как: устойчивость, переключение, концентрацию, распределение. Развивать у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать. Воспитывать интерес к русскому языку. Ход урока. 1. Сообщение темы, цели и задач урока. - Сегодня   у   нас   необычный   урок.   Это   урок   ­   приключение,   полное неожиданностей, урок ­ путешествие к земле знаний. - Определите, по какой теме наше путешествие.  Определяю я предметы  Они со мной весьма приметны.  Я украшаю нашу речь  Меня вам надо знать, беречь!  (Имя прилагательное) ­Кто за приключения? Все без исключения! Давай поднимем парус  И прямо в океан! Ведь и для нас осталось Ещё немало стран,          Пока что не открытых, Или давно забытых! Дорог в морях немало ­ Смелее у штурвала! 2. Чистописание. ­ А отправляемся мы из порта Чистописания.   И вот вам мои пожелания: Большому кораблю ­ большое плавание. гаться", "присоединяться". ­   Счастливого пути! - Имена прилагательные. Эти слова говорят о том, что они должны к чему­то "п рила -  К какой же части речи присоединяются прилагательные? - Определить падеж имён прилагательных, выделить окончания. - Как определить падеж имён прилагательных?  Существительное с прилагательным  Живёт на редкость дружно.  Изменит окончания, когда ему так нужно  Оно его не бросит в воде и на земле,  Стоит в одном с ним роде, числе и падеже. 3. Словарная работа. ­   Вот мы уже в море " Словарных слов", и думаем про наше путешествие. - Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Волк (серый, хищный, жадный). Лиса ( рыжая, хищная, ловкая). Заяц ( косой, слабый, трусливый). Медведь (большой, косолапый). Сено ( сухое, свежее, душистое). День (солнечный, весёлый). Погода (ясная, холодная). Утро (серое, хмурое). - По  признакам предметов отгадайте загадки. Загадки Знайкина Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят,      Очень любят бусы эти  Дети, птицы и медведи. (Малина) Раскалённая стрела  Дуб свалила у села. (Молния) Золотое решето  Чёрных домиков полно. (Подсолнух) Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел) Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи. (Морковь) Маленький, кругленький, За хвост не поднять. (Клубок) - Что помогло отгадать загадки? (Загадки помогли отгадать признаки предметов, то есть прилагательные.) - Что такое имя прилагательное? ­ Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, определить падеж. Про  интересное путешествие (В. п.) На красивом корабле (П. п.) С дружным экипажем (Т. п.) У родного берега (Р. п.) К далёкому горизонту (Д. п.) С попутным ветром (Т. п.) ­ На таком корабле, да с таким экипажем, можно плыть даже к самому далёкому горизонту. 4. Актуализация опорных знаний. 1) Повторение. - Мы приближаемся к острову "Повторения". Вдали виден мыс "Ошибок". Странный листок выпал из судового журнала. На нём записаны словосочетания. Но солёная вода размыла чернила. ­sos ! Помогите мне ­ разделите словосочетания на две группы (ж. р. и  м. р.)  Вставьте окончания. ж. р. за ближайшей деревней на последней странице перед жгучей крапивой м. р. в зимний день в синий цвет в трескучий мороз 2) Работа по таблицам (тетрадь с правилами). 2. Физминутка. 3. Основная часть урока. - И вот мы в заливе "Прилагательных". Есть на свете части речи (речи), Нам без них никак, поверьте (верьте). Их не две, не три, не пять, Их не трудно сосчитать. Есть вопрос ­ дай ответ. Это что? И какой у предмета цвет? На вопрос «какая?» ­ говорим «большая», На вопрос «какой?» ­ говорим «большой», Спросите «какое?» ­ отвечу «большое», Признаки вещей, называй скорей! - Установите, где прилагательные употреблены в прямом смысле, а где в переносном: тёплая одежда ясная погода пустой карман горячая пища грязное ведро тёплая встреча ясная улыбка пустой разговор горячая головушка грязное дело 1) Определите род прилагательных. 1 ряд м. р. интересн ый прекрасн ый жёлтый 2ряд ж. р. интересн ая прекрасн ая жёлтая 3ряд с. р. интересн ое прекрасн ое жёлтое - Теперь вы уже можете правильно писать родовые окончания прилагательных. Сосна ­ хвойное дерево. (Хвойное ­ относится к слову дерево. Дерево ­ сущ., с. р., стоит в Им. п., ед. ч., значит, и хвойное стоит в с. р., Им. п. в ед. ч. В этой форме у прилагательного окончание ­ ое.  Дерево какое? Пишу хвойное.) 2) Работа с двойным текстом. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. - О  чём был первый текст? ( О весне.) - О  чём был второй текст? (Тоже о весне.) - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? ( И да, и нет). - Докажите.   Что   же   отличает   первый   текст   от   второго?   (   Наличие   имён прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания). Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания. ­ Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег. весенни й последн ий мокрый грязный рыхлый серый зимний   искристый колючий пушистый мягкий белый свежий 3)  Разбор предложения. Потекли весёлые ручьи.       4) Работа над текстом. (Тетрадь с правилами.) ­ Оказывается, если точно описать предмет с помощью имён прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. бурый мохнатый косолапый медведь зелёный сладкий сахарный арбуз спелое круглое   сочное  яблоко      7. Закрепление знаний, умений, навыков. - Земля! Это остров "Поэзии". - Большую   роль   играют   прилагательные   в   художественных   произведениях.   В литературе их называют эпитетами. Эпитет  ­   самое   меткое,   самое   нужное   слово,   которое   выбирает   писатель, изображая известный нам предмет. Берёза Люблю берёзу русскую, То светлую, то грустную. В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзу русскую. Она всегда с подружками... Под ветром низко клонится И гнётся, но не ломится! - Какие прилагательные использовал поэт в своём стихотворении? 1) Склонение прилагательных. - На этом острове есть пристань «Склонения». (Работа по таблицам). 2) Остров «Аукцион». А теперь ­ аукцион, Подведёт итоги он. Тот, кто больше знает, Тот награды получает! ­   Шуточные вопросы. Для ответа на каждый вопрос понадобится имя прилагательное. ­   Когда зрячий человек бывает слепым? (Неграмотный.) - Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.) - Какой год продолжается всего один день? (Новый год.) - Из какой тарелки не пообедаешь? (Из пустой.) - Какие три моря носят название цвета? (Белое, Чёрное, Красное.) - На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое.) - Из какого крана нельзя напиться воды? (Из подъёмного.) - Из какого полотна не сошьёшь рубашку? (Из железнодорожного.) - Какую воду и в решете можно носить? (Мёрзлую (лёд)). ­   Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост? (Высокая, низкая.) 3) Вывод:  на   острове   "Сокровищ"   встретились   «Грамотеи», «Знатоки».    Давайте скажем, что такое имя прилагательное? ­  Это часть речи. ­  Обозначает признак предмета. ­   Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? ­   Изменяется по родам, числам, падежам. ­   В предложении ­ второстепенный член предложения. - Согласуется с существительным. - В словосочетании с существительным является зависимым словом. - Слово «прилагательное» в переводе с греческого означает «эпитет». - В переводе с латинского ­ «прибавленное», «приложенное». - Бывает кратким (близок). - На острове сокровища «Знания и умения» охраняет индеец. - Я не отдам вам сокровища, пока вы не выполните мои задания.  Соревнования команд «Слон» и «Тигр». (Приложение.)        8.  Д. з. 1) Сочинить стихотворение «Весна», используя имена прилагательные. ­ Название своей команды вы узнаете, выполнив цепочку заданий: а) сухое, свежее, душистое...(сено) б) рыжая, хитрая, ловкая., .(лиса) в) чистое, искристое, большое...(озеро) г) тёмная, звёздная, глубокая...(ночь) а) интересная, завлекательная, смешная...(телепередача) б) быстрый, внимательный, замечательный...(игрок) в) большой, красивый, чистый...(город) г) маленькая, пластмассовая, шариковая...(ручка) ­   Как называется ваша команда? - Итак, первый тотем вы получили. ­   Названия команд мы определили, а определить маршрут нам поможет следующее задание: 1 к.  Небо:  ярко­синее, ясное, угрюмое, высокое, мутное, серое, низкое, синее, тёмное, туманное. 4) На каком горне не сыграешь побудку? кузнецком  2 к. 1) В каких лесах не водится дичь? строительных 2) Какие ворота находятся в поле? футбольные 3) Из какого крана нельзя напиться? из подъёмного 4) Каким ключом не откроешь дверь? родниковым 2 к. Снег: глубокий, хрупкий, последний, тёмный, рыхлый, зернистый, пушистый. - Как изменялись эти прилагательные? ­   Чтобы продолжить путешествие дальше, вам необходимо выполнить следующее задание  ( в конвертах). - Составить пословицы из попарно соединённых слов. В пословицах найти имена прилагательные, определить число. течёт (Под лежачий камень вода не течёт.) 1 к. Пышки­шишки ( Работнику ­ медовые пышки, лодырю ­ еловые шишки.) Камень ­ 2 к.  Каравай ­ затевай  (На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай.) Овца ­ портит (Паршивая овца всё стадо портит.) - Как определить число прилагательного? ­   Нам нужно переправиться на другой берег. Чтобы перейти на другую сторону, необходимо перейти по мосту с помощью следующего задания: я кладу дощечки с суффиксами, а вы от слов­ названий предметов образуйте слова ­ признаки предметов с суффиксами. 1 к. ЕЛЬ­ЕЛОВЫЙ КЛЁН ­ КЛЕНОВЫЙ                  СИРЕНЬ ­ СИРЕНЕВЫЙ 2 к.  СЕВЕР­СЕВЕРНЫЙ   СТОЛ­ СТОЛОВЫЙ            БЕРЁЗА ­ БЕРЁЗОВЫЙ - От каких частей речи образовались прилагательные? С помощью какой части слова? ­   Что мы только что повторили? - Чтобы заработать следующий тотем, нужно правильно назвать окончания прилагательных. 1 к.. 1) Каким гребнем голову не расчешешь? морским 2) В какой печи не пекут калачи? плавильной 3) Из какого полотна не сошьёшь рубашку? железнодорожного - Почему разные окончания у прилагательных? (Прилагательные употребляются в разных падежах). - Необходимо подкрепиться бананами. Но чтобы их съесть, надо отгадать загадку. 1 к.  Зимой ­ белый, летом ­ серый. (Заяц) 2 к. По лужку он важно ходит,           из воды сухим выходит,          носит красные ботинки,           дарит мягкие перинки. (Гусь) - Что нам помогло быстро отгадать загадки? (Имена прилагательные.) Очень занимательное  Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадёт оно. Ну, представь ­ ка себе это: Как без признака предмета  Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Разве стоит мучиться? Не скажем мы прекрасное, Не скажем «безобразное», Не скажем маме «милая, Красивая, любимая», Отцу, и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные прилагательные. Чтобы всё отличным стало, Разных признаков немало  Будем всюду замечать, К месту в речи их вставлять. 1

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Имя прилагательное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2019