План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."
Оценка 4.6

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
27.11.2017
План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."
Тема урока Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании. Тип урока изучение нового материала с элементами опроса. Цель урока: Образовательная: дать характеристику социально-экономического и политического развития Индии; показать особенности раздела британских владений; охарактеризовать роль М. К. Ганди как лидера национально-освободительного движения, дать основные понятия " национально-освободительное движение ", "сатьяграха", "сварадж", Индийский Национальный Конгресс. Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельность, навыкам работы с текстом, работе в группе. Воспитательная: способствовать воспитанию толерантности и гуманизма. Учебное оборудование: раздаточный материал, доска
ППУИ Освобождение Индии и Пакестана от Великобритании.docx
Поурочный план. Дата_________________________________________  Группа_______________________________________ Тема урока Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании. Тип урока  изучение нового материала с элементами опроса. Цель урока: Образовательная: дать характеристику социально­экономического и политического развития Индии;  показать особенности раздела британских владений; охарактеризовать роль М. К. Ганди как лидера национально­ освободительного движения, дать основные понятия " национально­освободительное движение ", "сатьяграха",  "сварадж", Индийский Национальный Конгресс. Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельность, навыкам работы с текстом, работе в  группе. Воспитательная: способствовать воспитанию толерантности и гуманизма. Учебное оборудование: раздаточный материал, доска Ход урока:  1. 1 2. 2 3 Оргмомент 5м Опрос по  пройденному  материалу 15мин Изучение нового  материала 25м  Приветствие. Проверка готовности к уроку. Определение цели урока. Знакомство с ходом  урока  Словарь:  Национально­освободительное движение ­ борьба колониальных народов за  независимость; Индийский Национальный Конгресс национальная партия Индии, возглавившая  национально­освободительное движение; Сатьяграха – буквально означает твердость в отстаивании истины, справедливости, был  введен Ганди для обозначения различных методов ненасильственных действий. Сварадж – буквально «свое правление». На сессии Индийского национального конгресса в  1906 г. этот термин был принят в качестве лозунга борьбы за независимость. Фронтальный устный опрос      Основные методы изложения материала это рассказ изучаемого материала и ведение беседы,  частично – поисковый, проблемный. Форма организации познавательной деятельности обучающихся – фронтальная Показ презентации. План изучения новой темы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Особенности социально­экономического и политического развития Индии.  Махатма Ганди ­ лидер национально­освободительного движения в Индии. Государственное размежевание в Южной Азии Особенности раздела британских владений Основы внешнеполитического курса независимой Индии Результаты национально­освободительного движения в Индии. Что такое апортоид? Особенности социалистического пути Какие страны пошли по социалистическому пути?  Особенности капиталистических стран? Какие страны пошли по капиталистическому пути?  1.Особенности социально­экономического и политического развития Индии.  1) Индия колония Британской империи. К концу 19 века Индия была самая богатая колония Британской империи. Ее называли "большая жемчужина в британской короне". Индия ­ это  источник дешевого сырья, дешевая рабочая сила. Индийский народ был совершенно  бесправным. Экономика и политическая система Индии была полностью подчинена  Британскому господству. Исторически сложились особенности социального устройства Индии: это  многонациональное, многорелигиозное, многонациональное государство. Эти особенности  англичане использовали в своих целях, "разделяй и властвуй", главный лозунг господства. В конце 19 века начинает формироваться национально­освободительное движение в Индии.  Организатором выступила национальная партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК).  Колониальные власти в годы Первой мировой войны обещали предоставить Индии  самоуправление. Но по окончании войны надежды не оправдались. Поэтому в 20­е годы  начинается новый этап борьбы индийского народа за независимость. 2) Выдающаяся роль в организации национально­освободительного движения принадлежит  Махатме Ганди, лидеру ИНК. Он является не только руководителем, но и идеологом  1 который сформулировал основные идеи и методы борьбы за независимость. Его учение  получило название «гандизм».  Проблемный вопрос: Что такое "Гандизм" 2.Махатма Ганди ­ лидер национально­освободительного движения в Индии.  Биография М.Ганди. ( знакомит учитель).  Ганди Мохандас Карамчанд (Махатма) родился 2 октября 1869 г. в гуджаратском княжестве Порбандар. Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на  формирование его мировоззрения. Получив в 1891 г. юридическое образование в Англии,  Ганди до 1893 г. занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893­1914 гг. служил  юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил  борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные  демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам  удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Ганди  выработал тактику так называемого ненасильственного сопротивления, названную им  сатьяграхой. Во время англо­бурской (1899­1902 гг.) и англо­зулусской (1906 г.) войн Ганди  создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному  признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к Британской империи, что, по мнению Ганди, должно  было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Ганди  познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и  которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником. По возвращении на родину  (январь 1915 г.) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал  одним из ведущих лидеров национально­освободительного движения Индии, идейным  руководителем конгресса. После Первой мировой войны 1914­1918 гг. в Индии, в результате  резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под  воздействием Октябрьской революции в России, началось массовое антиимпериалистическое движение. Ганди понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни  независимости, ни самоуправления, ни каких­либо других уступок Ганди и его  последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к  борьбе против английского господства. Эту борьбу Ганди ограничивал исключительно  ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа.  Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов  путем арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Ганди отвечала интересам  индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала ее  полностью. В 1919­1947 гг. Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в  массовую национальную антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся  поддержкой народа. Вовлечение масс в национально­освободительное движение является  основной заслугой Ганди и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем  Ганди Махатмой (Великой душой). Умер 30 января 1948 г. в Дели от рук фанатика индуса.  Проблемный вопрос: Почему Ганди назвали Махатма "душа народа". 3.Государственное размежевание в Южной Азии В сентябре 1939 г. после начала Второй мировой войны Индия была объявлена  Великобританией воюющей стороной. Индийское национально­освободительное движение  оказалось расколото: часть его лидеров переориентировалась на Германию и Японию,  полагая, что государства «оси» смогут помочь в освобождении Индии от британского  господства. На стороне Японии в военных действиях приняла участие организованная в  Бирме «индийская национальная армия» под руководством Субхаса Чандра Боса, бывшего  лидера левого крыла Индийского национального конгресса. За годы войны ухудшилось экономическое положение Индии. Военные расходы (британское  правительство переложило их на страну) составляли четверть годовых расходов населения.  В 1943­1944 гг. Северную и Восточную Индию охватил голод. Колониальные власти не  смогли обеспечить население продовольствием, и вследствие этого в 1943—1944 гг. умерло  более 5 млн человек. Во время войны и в первые послевоенные годы ни США, ни СССР заметной роли в Южной  Азии не играли. Соединенные Штаты не имели в этой части мира экономических интересов,  а военно­стратегический интерес, который могла представлять Индия для Вашингтона в  принципе, после поражения Японии уменьшился. Советский Союз тоже не уделял своим  позициям в Индии особого внимания, делая ставку на индийское коммунистическое  движение. Но в Москве и Вашингтоне считали неуместным сохранение за Индией  2 колониального статуса. Национально­освободительное движение в индийских городах и сельских местностях  ширилось. Антибританские выступления начались среди индийских военнослужащих  британско­индийской армии. Индийская часть офицерского корпуса, не говоря о рядовом  составе, утрачивала лояльность британской короне. Стремясь опередить события, 15 августа 1947 г. британский парламент принял Закон о независимости Индии. Британское правительство в соответствии с планом, разработанным последним вице­ королем Индии лордом Луисом Маунтбеттеном, разделило в 1947 г. страну по религиозному принципу. Вместо единого государства было создано два доминиона ­ Пакистан, к которому  отошли территории, населенные преимущественно мусульманами, и Индийский Союз  (собственно Индия), где большинство населения составляли инду­ исты. При этом  территория собственно Индии клином разрезала Пакистан на две части ­ Западный Пакистан  (совр. Пакистан) и Восточный Пакистан (совр. Бангладеш), которые были разделены 1600 км и населены различными народами (бенгальцы ­ на востоке; пенджабцы, синдхи, пуштуны и  белуджи ­ на западе). При этом по религиозному принципу был разделен даже целый народ ­  бенгальцы: исповедующая ислам его часть оказалась в составе Восточного Пакистана, а  бенгальцы­индуисты составили население индийского штата Бенгалия. Раздел  сопровождался исключительно кровопролитным переселением миллионов индусов и сикхов  в Индию, а мусульман ­ в Пакистан. Погибло, по разным оценкам, от полумиллиона до  миллиона человек. Проблемный вопрос: В каком международном положении оказался регион? 4. Особенности раздела британских владений Дополнительную напряженность в ситуацию вносило предоставление «туземным»  княжествам (числом около 600, они были полностью зависимы от британской администрации в Дели в сфере внешней политики) права самостоятельно принимать решение о вхождении в  состав индийского или пакистанского государства. Пользуясь им, наваб крупнейшего  княжества Хайдарабад в центре Индии принял решение о присоединении к Пакистану.  Индийское правительство, не желая утраты этой территории, в 1948 г. ввело в княжество  свои войска, игнорируя протесты Великобритании и США. Сходным образом правитель Кашмира, населенного преимущественно мусульманами и  граничащего с Западным Пакистаном, будучи индуистом по вероисповеданию, заявил о  намерении присоединить свое владение к Индии или стать независимым государем. Тогда в  октябре 1947 г. с пакистанской территории в Кашмир вторглись пуштунские племена,  которые желали помешать переходу этой преимущественно мусульманской территории под  суверенитет Индии. Правитель Кашмира обратился за военной помощью в Дели и поспешил  официально провозгласить присоединение княжества к Индийскому Союзу. К 1948 г. конфликт в Кашмире перерос в первую индийско­пакистанскую войну. Она была  непродолжительной, и в январе 1949 г. между сторонами было подписано соглашение о  прекращении огня. Благодаря деятельности посреднической комиссии Совета безопасности  ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения огня, одна часть которой признана  в качестве международной границы, а другая ­ стала линией фактического контроля  (несколько изменившейся позднее в результате второй и третьей индийско­пакистанских  войн 1965 и 1971 гг.). Северо­западный Кашмир оказался под контролем Пакистана  (впоследствии там было создано образование «Азад Кашмир» (Свободный Кашмир)),  формально представляющий собой свободную территорию. Две трети прежнего княжества Кашмир перешло под власть Индии. Эти кашмирские земли  были объединены с сопредельными районами, заселенными индуистами, и составили  индийский штат Джамму и Кашмир. Совет безопасности в 1949 г. принял резолюцию о  проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из его северозападной  части. Но Пакистан отказался выполнять требования ООН, плебисцит был сорван. Пакистан  получил выход к границе с Китаем благодаря контролю над северо­западным Кашмиром,  через который в 1970­1980­х годах было проложено Каракорумское шоссе, обеспечившее  Пакистану связь с КНР. Индийско­пакистанский конфликт из­за Кашмира не был урегулирован. События конца  1940­х годов определили базовую антииндийскую направленность внешней политики  Пакистана. Пакистанское руководство с той поры стало рассматривать Индию как источник  угрозы для Пакистана. При этом в самом штате Джамму и Кашмир в составе Индии имелись сепаратистские  настроения, носители которых выступали против вхождения в Пакистан или Индию и  требовали создания независимого Кашмирского государства. Проблемный вопрос: Как особенности раздела британских владений сказались на военно­ 3 политической ситуации в Южной Азии? 5.Основы внешнеполитического курса независимой Индии Расчеты Британии на то, что оба новых южноазиатских доминиона будут нуждаться в ее  посредничестве для разрешения своих споров, не оправдались. Антибританский настрой в  Южной Азии был слишком силен. Политические позиции Великобритании продолжали  слабеть. В 1947 г. прежнее Британское содружество наций стало именоваться просто  Содружеством наций или Содружеством. Тем не менее, раздражение против Лондона в Дели было настолько сильным, что индийское  правительство согласилось вступить в него после бурных дебатов только в 1949 г., несмотря  на то, что экономически участие в Содружестве было в целом выгодно Индии. Этот  компромисс не остановил процесс отдаления Индии от Великобритании, и в январе 1950 г.  она провозгласила себя независимым государством ­ Республикой Индией. Пакистан  последовал ее примеру в марте 1956 г. Британия перестала играть в Южной Азии сколько­ нибудь заметную политическую роль. Дипломатические отношения Индии с США и СССР были установлены еще до  провозглашения ее независимости, поскольку статус доминиона позволял сделать это. Но, ни с Москвой, ни с Вашингтоном тесных отношений у Индии не складывалось. Сверхдержавы  были поглощены делами в более важных для них регионах ­ в Европе, Восточной Азии, на  Ближнем Востоке. Этот «вакуум интереса» к Индии отчасти способствовал формированию  специфической внешнеполитической линии Дели, авторство которой принадлежит главе  первого правительства независимой Индии Джавахарлалу Неру. Суть этой политики была по­своему амбициозна ­ партия Индийский национальный конгресс  ориентировалась на превращение страны в перворазрядную державу. На пути к этому  статусу, как рассуждали индийские руководители, страна должна была уклоняться от  участия в войнах, вызванных противоречиями между великими державами, тем более  неазиатскими. Индия желала обрести независимость в сфере международных отношений, не  привязывая себя ни к одному из сильных государств. Главным в Дели считали расширение  внешней торговли и получение иностранной помощи для развития. Присоединение к  военным блокам могло в этом помешать. При этом в Дели придавали значение отношениям  солидарности с другими слаборазвитыми странами. Индия поддерживала национально­ освободительное движение колониальных и зависимых стран, намереваясь со временем стать их лидером. В Дели вызревала политическая линия, которая с конца 1950­х начала 1960­х  годов стала определять принципиальные основы программы движения неприсоединения. Проблемный вопрос: Как сформировались основы внешнеполитического курса  независимой Индии? 6.Результаты национально­освободительного движения в Индии. 1931 г. ­ Соглашение ИНК и британской администрации, по которому английские  Обретение независимости странами Южной Азии проходило в сложных условиях,  1947г. ­ Получение независимости. Разделение Индии на два государства: Индию и  1935г. расширение избирательных прав, участие в работе местных законодательных   власти обязались прекратить репрессии и освободить заключенных.  органов.  Пакистан.  сопровождалось конфликтом на религиозной почве, массовым переселением и гибелью  людей. Все это отложилось в памяти населения и создало препятствия для сотрудничества  Индии и Пакистана.  Индо­пакистанский конфликт вокруг Кашмира не был урегулирован в результате первой  индо­пакистанской войны. Ни Пакистан, ни Индия не были готовы к взаимным уступкам, и  противостояние приобрело затяжной характер.  После Второй мировой войны Британия быстро теряла влияние в регионе, Южная  Азия, в целом, не привлекала особого внимания сверхдержав. На фоне вакуума внимания  Индия избрала путь неприсоединения в условиях биполярного противостояния. Постепенно,  такая позиция получила поддержку со стороны ряда других государств.  Конспект, работа с новыми терминами Вопросы для закрепления: 1. Что такое национально­освободительное движение? 2. какие формы и методы борьбы были применены ИНК в ходе компаний неповиновения? 4 4 5 Самостоятельная  работа учащихся с  раздаточным  материалом 25м Повторительно­ обобщающая работа  по пройденному материалу 10м 6 7 Выдача домашнего  задания 5м Подведение итогов  урока 5м 3. Годы первой компании неповиновения? 4. Партия, которая возглавила национально­освободительное движение в Индии? 5. Лидер национально­освободительного движения в Индии? 6. Почему именно формы ненасильственной борьбы были выбраны Ганди? 7. В каком году Индия получила независимость. Проработка конспекта Сделать выводы о проделанной работе, озвучить и прокомментировать оценки 5 Тема Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании. План: 1. Особенности социально­экономического и политического развития Индии. 2. Махатма Ганди ­ лидер национально­освободительного движения в Индии. 3. Государственное размежевание в Южной Азии 4. Особенности раздела британских владений 5. Основы внешнеполитического курса независимой Индии 6. Результаты национально­освободительного движения в Индии. 1.Особенности социально­экономического и политического развития Индии.  1) Индия колония Британской империи. К концу 19 века Индия была самая богатая колония Британской  империи. Ее называли "большая жемчужина в британской короне". Индия ­ это источник дешевого сырья, дешевая  рабочая сила. Индийский народ был совершенно бесправным. Экономика и политическая система Индии была  полностью подчинена Британскому господству. Исторически сложились особенности социального устройства Индии: это многонациональное,  многорелигиозное, многонациональное государство. Эти особенности англичане использовали в своих целях,  "разделяй и властвуй", главный лозунг господства. В конце 19 века начинает формироваться национально­освободительное движение в Индии. Организатором  выступила национальная партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК). Колониальные власти в годы Первой  мировой войны обещали предоставить Индии самоуправление. Но по окончании войны надежды не оправдались.  Поэтому в 20­е годы начинается новый этап борьбы индийского народа за независимость. 2) Выдающаяся роль в организации национально­освободительного движения принадлежит Махатме Ганди,  лидеру ИНК. Он является не только руководителем, но и идеологом который сформулировал основные идеи и  методы борьбы за независимость. Его учение получило название «гандизм».  Проблемный вопрос: Что такое "Гандизм" 1. Махатма Ганди ­ лидер национально­освободительного движения в Индии.  Биография М.Ганди.  Ганди Мохандас Карамчанд (Махатма) родился 2 октября 1869 г. в гуджаратском княжестве Порбандар.  Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди рос в семье, где строго соблюдались  обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 г.  юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 г. занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893­1914 гг.  служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против  расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства.  В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В  Южной Африке Ганди выработал тактику так называемого ненасильственного сопротивления, названную им  сатьяграхой. Во время англо­бурской (1899­1902 гг.) и англо­зулусской (1906 г.) войн Ганди создал санитарные  отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу  буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к Британской империи,  что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Ганди  познакомился с трудами Л. Н. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим  учителем и духовным наставником. По возвращении на родину (январь 1915 г.) Ганди сблизился с партией  Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально­освободительного  движения Индии, идейным руководителем конгресса. После Первой мировой войны 1914­1918 гг. в Индии, в  результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием  Октябрьской революции в России, началось массовое антиимпериалистическое движение. Ганди понял, что, не  опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких­либо других уступок Ганди и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к  борьбе против английского господства. Эту борьбу Ганди ограничивал исключительно ненасильственными  формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и  проповедовал разрешение социальных конфликтов путем арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Ганди отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала ее полностью.  В 1919­1947 гг. Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в массовую национальную  антиимпериалистическую организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально­ освободительное движение является основной заслугой Ганди и источником его огромной популярности в народе,  прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой). Умер 30 января 1948 г. в Дели от рук фанатика индуса.  Проблемный вопрос: Почему Ганди назвали Махатма "душа народа". 3.Государственное размежевание в Южной Азии 6 В сентябре 1939 г. после начала Второй мировой войны Индия была объявлена Великобританией воюющей  стороной. Индийское национально­освободительное движение оказалось расколото: часть его лидеров  переориентировалась на Германию и Японию, полагая, что государства «оси» смогут помочь в освобождении  Индии от британского господства. На стороне Японии в военных действиях приняла участие организованная в  Бирме «индийская национальная армия» под руководством Субхаса Чандра Боса, бывшего лидера левого крыла  Индийского национального конгресса. За годы войны ухудшилось экономическое положение Индии. Военные расходы (британское правительство  переложило их на страну) составляли четверть годовых расходов населения. В 1943­1944 гг. Северную и  Восточную Индию охватил голод. Колониальные власти не смогли обеспечить население продовольствием, и  вследствие этого в 1943—1944 гг. умерло более 5 млн человек. Во время войны и в первые послевоенные годы ни США, ни СССР заметной роли в Южной Азии не играли.  Соединенные Штаты не имели в этой части мира экономических интересов, а военно­стратегический интерес,  который могла представлять Индия для Вашингтона в принципе, после поражения Японии уменьшился. Советский  Союз тоже не уделял своим позициям в Индии особого внимания, делая ставку на индийское коммунистическое  движение. Но в Москве и Вашингтоне считали неуместным сохранение за Индией колониального статуса. Национально­освободительное движение в индийских городах и сельских местностях ширилось. Антибританские  выступления начались среди индийских военнослужащих британско­индийской армии. Индийская часть  офицерского корпуса, не говоря о рядовом составе, утрачивала лояльность британской короне. Стремясь  опередить события, 15 августа 1947 г. британский парламент принял Закон о независимости Индии. Британское правительство в соответствии с планом, разработанным последним вице­королем Индии лордом  Луисом Маунтбеттеном, разделило в 1947 г. страну по религиозному принципу. Вместо единого государства было  создано два доминиона ­ Пакистан, к которому отошли территории, населенные преимущественно мусульманами, и Индийский Союз (собственно Индия), где большинство населения составляли инду­ исты. При этом территория  собственно Индии клином разрезала Пакистан на две части ­ Западный Пакистан (совр. Пакистан) и Восточный  Пакистан (совр. Бангладеш), которые были разделены 1600 км и населены различными народами (бенгальцы ­ на  востоке; пенджабцы, синдхи, пуштуны и белуджи ­ на западе). При этом по религиозному принципу был разделен  даже целый народ ­ бенгальцы: исповедующая ислам его часть оказалась в составе Восточного Пакистана, а  бенгальцы­индуисты составили население индийского штата Бенгалия. Раздел сопровождался исключительно  кровопролитным переселением миллионов индусов и сикхов в Индию, а мусульман ­ в Пакистан. Погибло, по  разным оценкам, от полумиллиона до миллиона человек. Проблемный вопрос: В каком международном положении оказался регион? Дополнительную напряженность в ситуацию вносило предоставление «туземным» княжествам (числом  4. Особенности раздела британских владений около 600, они были полностью зависимы от британской администрации в Дели в сфере внешней политики) права  самостоятельно принимать решение о вхождении в состав индийского или пакистанского государства. Пользуясь  им, наваб крупнейшего княжества Хайдарабад в центре Индии принял решение о присоединении к Пакистану.  Индийское правительство, не желая утраты этой территории, в 1948 г. ввело в княжество свои войска, игнорируя  протесты Великобритании и США. Сходным образом правитель Кашмира, населенного преимущественно мусульманами и граничащего с Западным  Пакистаном, будучи индуистом по вероисповеданию, заявил о намерении присоединить свое владение к Индии или  стать независимым государем. Тогда в октябре 1947 г. с пакистанской территории в Кашмир вторглись пуштунские племена, которые желали помешать переходу этой преимущественно мусульманской территории под суверенитет  Индии. Правитель Кашмира обратился за военной помощью в Дели и поспешил официально провозгласить  присоединение княжества к Индийскому Союзу. К 1948 г. конфликт в Кашмире перерос в первую индийско­пакистанскую войну. Она была непродолжительной, и в  январе 1949 г. между сторонами было подписано соглашение о прекращении огня. Благодаря деятельности  посреднической комиссии Совета безопасности ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения огня,  одна часть которой признана в качестве международной границы, а другая ­ стала линией фактического контроля  (несколько изменившейся позднее в результате второй и третьей индийско­пакистанских войн 1965 и 1971 гг.).  Северо­западный Кашмир оказался под контролем Пакистана (впоследствии там было создано образование «Азад  Кашмир» (Свободный Кашмир)), формально представляющий собой свободную территорию. Две трети прежнего княжества Кашмир перешло под власть Индии. Эти кашмирские земли были объединены с  сопредельными районами, заселенными индуистами, и составили индийский штат Джамму и Кашмир. Совет  безопасности в 1949 г. принял резолюцию о проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из его северозападной части. Но Пакистан отказался выполнять требования ООН, плебисцит был сорван. Пакистан  получил выход к границе с Китаем благодаря контролю над северо­западным Кашмиром, через который в 1970­ 1980­х годах было проложено Каракорумское шоссе, обеспечившее Пакистану связь с КНР. Индийско­пакистанский конфликт из­за Кашмира не был урегулирован. События конца 1940­х годов определили  базовую антииндийскую направленность внешней политики Пакистана. Пакистанское руководство с той поры  стало рассматривать Индию как источник угрозы для Пакистана. 7 При этом в самом штате Джамму и Кашмир в составе Индии имелись сепаратистские настроения, носители  которых выступали против вхождения в Пакистан или Индию и требовали создания независимого Кашмирского  государства. Проблемный вопрос: Как особенности раздела британских владений сказались на военно­политической  ситуации в Южной Азии? Расчеты Британии на то, что оба новых южноазиатских доминиона будут нуждаться в ее посредничестве для 5.Основы внешнеполитического курса независимой Индии разрешения своих споров, не оправдались. Антибританский настрой в Южной Азии был слишком силен.  Политические позиции Великобритании продолжали слабеть. В 1947 г. прежнее Британское содружество наций  стало именоваться просто Содружеством наций или Содружеством. Тем не менее, раздражение против Лондона в Дели было настолько сильным, что индийское правительство  согласилось вступить в него после бурных дебатов только в 1949 г., несмотря на то, что экономически участие в  Содружестве было в целом выгодно Индии. Этот компромисс не остановил процесс отдаления Индии от  Великобритании, и в январе 1950 г. она провозгласила себя независимым государством ­ Республикой Индией.  Пакистан последовал ее примеру в марте 1956 г. Британия перестала играть в Южной Азии сколько­нибудь  заметную политическую роль. Дипломатические отношения Индии с США и СССР были установлены еще до провозглашения ее независимости,  поскольку статус доминиона позволял сделать это. Но, ни с Москвой, ни с Вашингтоном тесных отношений у  Индии не складывалось. Сверхдержавы были поглощены делами в более важных для них регионах ­ в Европе,  Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Этот «вакуум интереса» к Индии отчасти способствовал формированию  специфической внешнеполитической линии Дели, авторство которой принадлежит главе первого правительства  независимой Индии Джавахарлалу Неру. Суть этой политики была по­своему амбициозна ­ партия Индийский национальный конгресс ориентировалась на  превращение страны в перворазрядную державу. На пути к этому статусу, как рассуждали индийские  руководители, страна должна была уклоняться от участия в войнах, вызванных противоречиями между великими  державами, тем более неазиатскими. Индия желала обрести независимость в сфере международных отношений, не  привязывая себя ни к одному из сильных государств. Главным в Дели считали расширение внешней торговли и  получение иностранной помощи для развития. Присоединение к военным блокам могло в этом помешать. При этом в Дели придавали значение отношениям солидарности с другими слаборазвитыми странами. Индия поддерживала  национально­освободительное движение колониальных и зависимых стран, намереваясь со временем стать их  лидером. В Дели вызревала политическая линия, которая с конца 1950­х начала 1960­х годов стала определять  принципиальные основы программы движения неприсоединения. Проблемный вопрос: Как сформировались основы внешнеполитического курса независимой Индии?  6.Результаты национально­освободительного движения в Индии. 1931 г. ­ Соглашение ИНК и британской администрации, по которому английские власти  обязались прекратить репрессии и освободить заключенных.    1935г. расширение избирательных прав, участие в работе местных законодательных органов. 1947г. ­ Получение независимости. Разделение Индии на два государства: Индию и Пакистан. Обретение независимости странами Южной Азии проходило в сложных условиях,  сопровождалось конфликтом на религиозной почве, массовым переселением и гибелью людей. Все это отложилось  в памяти населения и создало препятствия для сотрудничества Индии и Пакистана.  Индо­пакистанский конфликт вокруг Кашмира не был урегулирован в результате первой индо­пакистанской  войны. Ни Пакистан, ни Индия не были готовы к взаимным уступкам, и противостояние приобрело затяжной  характер.  После Второй мировой войны Британия быстро теряла влияние в регионе, Южная Азия, в целом,  не привлекала особого внимания сверхдержав. На фоне вакуума внимания Индия избрала путь неприсоединения в  условиях биполярного противостояния. Постепенно, такая позиция получила поддержку со стороны ряда других  государств.  Вопросы для закрепления: 1. Что такое национально­освободительное движение? 2. какие формы и методы борьбы были применены ИНК в ходе компаний неповиновения? 3. Годы первой компании неповиновения? 4. Партия, которая возглавила национально­освободительное движение в Индии? 5. Лидер национально­освободительного движения в Индии? 6. Почему именно формы ненасильственной борьбы были выбраны Ганди? 8 7. В каком году Индия получила независимость. 9

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."

План- конспект по Истории " Освобождение Индии и Пакистана от власти Великобритании."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017