План-конспект по русской литературе "Литературное произведение как художественная целостность" (7 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
30.03.2019
Не возникает сомнения в том, что русская литература способна влиять на сердца и неокрепшие умы учащихся при профессиональном и грамотном подходе педагога. Данный урок призван рассмотреть на примере прозы и поэзии важные особенности авторской мысли, чтобы глубже понять преподносимое произведение.
План-1 р лит литературное произведение как художественная целостность.docx
Планконспект урока по русской литературе
Тема урока: Литературное произведение как художественная целостность
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока: Систематизация знаний о понятиях: художественный образ, тема произведения,
литературный персонаж, герой, характер и др., актуализация знаний о средствах создания характеров
(портрет, речь, художественная деталь, интерьер, пейзаж и т.д.).
Задачи урока:
Обучающие: формировать читательские умения; определять характеры героев по их речи и
поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического
текста, выяснить мотивировку поступков героев.
Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;
Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения
слышать и чувствовать собеседника.
Оборудование: учебник по русской литературе
Эпиграф урока:
«Величайшее из чудес, созданное человеком…» М. Горький
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Да, неслучайно наш учебник начинается именно таким эпиграфом. И именно таким эпиграфом я начну
наш первый урок. Как вы думаете, что имел в виду под чудом Максим Горький?
Это слово, а точнее искусство слова, умение правильно донести до каждого с помощью слов то, что
задумано. Это и есть чудо! И сейчас хотелось бы продемонстрировать это, с помощью стихотворения.
Надеюсь, каждый наш урок будет начинаться именно с него.
Николай Асеев
ПРОСТЫЕ СТРОКИ
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя сушь,
Мне и в жару без тебя стыть.
Мне без тебя и Москва глушь.
Мне без тебя каждый час с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов. Конечно, трудно сразу понять, о ком или о чём говорит автор этих строк: о любимой женщине или о том
же слове. Шаги здесь, конечно, имеют тогда переносный смысл. Но главное, чего должен добиться
каждый автор – это желания размышлять и становиться совершеннее.
II. Работа с текстом.
Дети, сегодня нам предстоит продолжить наши размышления и самосовершенствования. Помогут нам в
этом произведения, которые мы будем изучать на протяжении года. Да, каждое произведение – это не
просто набор слов, а нечто целостное, состоящее из разных частей. Из каких именно, спросите вы?
Давайте же об этом узнаем из самой книги. Откройте страницу 5.
Выразительное чтение
Вот и прочитан текст, он очень интересный. А главное, наша мысль подтвердилась: каждое произведение
целостно. Из чего же оно состоит? (художественный образ, тема, идея, конфликт, композиция,
литературный герой, образ героя, персонажи)
Столько много частей содержит в себе каждое произведение! Давайте запишем каждое из них и
определим их значения (работа в тетрадях)
III. Применение ИКТ Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы
режиссером А. Ивановским
Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство –
несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).
IV. Сравнительная работа.
Вы внимательно посмотрели отрывок. Образ героя в нём многогранен. Об этом говорит не только сам
герой, но и всё вокруг него: речь, художественная деталь, интерьер, пейзаж. Что вы можете сказать об
образе героя этого произведения? Используйте при необходимости текст из учебника.
VI. Слово учителя.
Что же, сейчас каждый из нас попробует охарактеризовать произведение, рассматривая его как
состоящее из частей единое целое. Это может быть ваше любимое произведение, недавно прочитанное
либо запомнившееся давно прочитанное произведение. Совсем недавно я прочитал произведение Антона
Павловича Чехова – Хамелеон, в котором название не напрямую обозначает какоето живое существо из
дикой природы. Название этого произведения даёт нам представление о целом художественном образе:
человеке, который меняет своё отношение к чемуто в зависимости от ситуации, как это и делают
хамелеоны, но по более простым причинами. Тема этого произведения и заключается в показе такого
человека во всех негативных проявлениях. Идеей я посчитал необходимость выявления таких людей,
автор говорит нам о том, что с такими людьми нужно держать ухо востро. Конфликт рассказа строится
на споре между Очумеловым и Хрюкиным по поводу укушенного собакой пальца. Чем дальше
развивается конфликт, тем всё интереснее. Композиция состоит из завязки, развития событий,
кульминации и развязки. Два литературных героя, Очумелов и Хрюкин – представители разных сословий
и разных характеров, но одинаково высмеиваемые автором за разные пороки. Образ каждого из героев
дополняет одежда, речь, отношение к нему других персонажей и его отношение к этим персонажам.
И это, конечно же, не всё, что можно было бы сказать об этом произведении. Хоть оно и не совсем
большое, но смысл в нём таится довольно большой: постоянно изменяя отношение к чемуто в
зависимости от внешних условий и в угоду себе, сам никогда не изменишься к лучшему.
А теперь я хотел бы услышать похожее ваше размышление о любом литературном произведении, которое
вы хорошо знаете и помните. Можно так же пользоваться учебником или тетрадью, чтобы не пропустить
ни один пункт.
художественный образ, тема, идея, конфликт, композиция, литературный герой, образ героя, персонажи
VII. Фронтальный опрос Художественный образ, тема, идея, конфликт, композиция, литературный герой, образ героя, персонажи
понравившегося вам произведения?
VIII. Слово учителя.
Ваши высказывания очень интересны. Теперь, надеюсь, вы ещё более осмысленно будете воспринимать
любое произведение, всегда опираясь на пункты, записанные вами в тетради. А пункты эти с течением
времени будут пополняться.
IX. Рефлексия.
– Что нового вы сегодня узнали?
– Какие вопросы по тексту у вас остались?
– Насколько изменились ваши представления о любом художественном тексте после прочтения страниц
37?
X. Домашнее задание и выставление отметок
Дома вы ещё раз перечитаете этот текст и ответите на вопросы после него, также соединив ответы в
один текст. Должно выйти чтото наподобие небольшого сочинения.
План-конспект по русской литературе "Литературное произведение как художественная целостность" (7 класс)
План-конспект по русской литературе "Литературное произведение как художественная целостность" (7 класс)
План-конспект по русской литературе "Литературное произведение как художественная целостность" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.