Цель урока: создать «Дневник Алеши Пешкова», который поможет глубже понять смысл произведения, характер главного героя, подготовить учащихся к написанию сочинения, возможно, к созданию собственного дневника .
Тип проекта: практико-ориентированный.
Основной метод: метод проектов.
Форма работа: групповая
Задачи уроки:
1.Обучать самостоятельному анализу художественного текста,
умению свободно выражать свои мысли и чувства.
2.Воспитывать в учениках доброту, человечность, уважение к старшим, оптимизм.
3.Развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативные навыки.
Оборудование урока.
1 Повесть М.Горького «Детство».
2.Компьютер.
3.Мультимедийный проектор.
4.Презентация к уроку.
Предварительная подготовка.
1.Чтение повести М.Горького «Детство».
2. Задание группам: выписать из текста цитаты, которые могли бы стать записями в дневнике Алёши: «Пессимисты» (1 группа) -«свинцовые мерзости жизни»; «Оптимисты» (2группа)- «яркое , творческое, человеческое..»;«Лирики» (3 группа)-описания природы.
3. Самостоятельная работа, консультации для учащихся.
4.Репетиция защиты мини-проектов каждой группы.
м.горький детство.docx
Цель урока: создать «Дневник Алеши Пешкова», который поможет глубже понять
смысл произведения, характер главного героя, подготовить учащихся к написанию
сочинения, возможно, к созданию собственного дневника .
Тип проекта: практикоориентированный.
Основной метод: метод проектов.
Форма работа: групповая
Задачи уроки:
1.Обучать самостоятельному анализу художественного текста,
умению свободно выражать свои мысли и чувства.
2.Воспитывать в учениках доброту, человечность, уважение к старшим, оптимизм.
3.Развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативные
навыки.
Оборудование урока.
1 Повесть М.Горького «Детство».
2.Компьютер.
3.Мультимедийный проектор.
4.Презентация к уроку.
Предварительная подготовка.
1.Чтение повести М.Горького «Детство».
2. Задание группам: выписать из текста цитаты, которые могли бы стать записями в
дневнике Алёши: «Пессимисты» (1 группа) «свинцовые мерзости жизни»;
«Оптимисты» (2группа) «яркое , творческое, человеческое..»;«Лирики» (3 группа)
описания природы.
3. Самостоятельная работа, консультации для учащихся.
4.Репетиция защиты минипроектов каждой группы. Ход урока.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим заключительный урок
по повести «Детство». Вы уже знаете, что эта повесть автобиографична,
рассказывает она о детстве Алеши Пешкова, нашего писателя М. Горького. Многое
пришлось ему в детстве испытать, многое понять.
«Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная
жизнь», так начинается вторая глава повести. Понять эту «густую, пёструю,
невыразимо странную жизнь» и отношение к ней нам поможет дневник Алеши
Пешкова, который мы с вами попытаемся создать.
Что такое дневник? Обратимся к словарю . (Записи, ведущиеся изо дня в день)
Конечно, мы с вами не сможем определить точную дату произошедшего события, но
это, наверное, и не нужно. Главное понять, как к нему относится главный герой.
Что мы записываем в дневник? (Всё, что нас волнует, радует, заставляет о чёмто
задуматься).
Когда мы чаще всего обращаемся к дневнику? (Когда нам грустно или радостно, но
не с кем поговорить, или просто хочется понять, осмыслить свои действия,
поступки).
Мог ли такой дневник быть у Алёши Пешкова? ( Мог, он много времени проводил
один: бабушка была занята по дому, мать часто отсутствовала, занималась собой
или другими детьми, дедушке тоже было не до него, а пережить ему пришлось
многое).
Конечно, мы с вами знаем, ребята, что маленький Алёша ещё не умел писать, но мы
с вами поняли, читая произведения, что он очень наблюдательный, внимательный,
много размышляет, думает о своей совсем не детской жизни, а может, став взрослым,
он записал туда свои воспоминания о детстве, поэтому представим, что такой
дневник у него был.
Каким вы представляете себе дневник Алеши Пешкова? (Простая ученическая
тетрадь, исписанная карандашом).
Что бы вы неё записали? (Впечатления хорошие и плохие , грустные и весёлые,
размышления о том, что его окружало, и о тех, кто его окружал).
Послушаем, что записала бы в дневник Алёши 1 группа «Пессимисты».
Первая встреча с Кашириными.
И взрослые и дети - все не понравились мне, я
чувствовал себя чужим
среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась.
Особенно же не понравился мне дед; я сразу почуял
в нём врага, и у
меня явилось особенное внимание к нему, опасливое
любопытство.
Жизнь в доме Кашириных Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной
вражды всех со всеми;
она отравляла взрослых, и даже дети принимали в
ней живое участие.
Первая порка.
Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я
хворал, валяясь
вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой
комнате с одним окном и
красной, неугасимой лампадой в углу перед киотом со
множеством икон.
Дни нездоровья были для меня большими днями
жизни. В течение их я,
должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то
особенное. С тех дней у
меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно
мне содрали кожу с
сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и
боли, своей и чужой.
…..забыть об этом я не мог.
Взаимоотношения в доме
Я запомнил: мать – не сильная; она, как все, боится
деда. Я мешаю ей
уйти из дома, где она не может жить. Это было очень
грустно.
.
… с мастером Григорием.. дядья устраивали что-нибудь
обидное и злое: то нагреют на огне ручки ножниц, то
воткнут в сиденье его стула гвоздь вверх острием или
подложат, полуслепому, разноцветные куски материи, –
он сошьёт их в "штуку", а дедушка ругает его за это.
Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем
смеются. Часто кричали друг на друга, грозили чем-то
один другому, тайно шептались в углах. Дети были тихи,
незаметны; они прибиты к земле, как пыль дождём. Я
чувствовал себя чужим в доме, и вся эта жизнь
возбуждала меня десятками уколов, настраивая
подозрительно, заставляя присматриваться ко всему с
напряжённым вниманием.
Долгие молитвы всегда завершают дни огорчений, ссор и
драк; слушать их очень интересно; бабушка подробно рассказывает богу
обо всём…
– Ты, господи, сам знаешь, – всякому хочется, что
получше. Михайло-то
старшой, ему бы в городе-то надо остаться, за реку
ехать обидно ему, и
место там новое, неиспытанное, что будет – неведомо.
А отец – он Якова
больше любит. Али хорошо – неровно-то детей любить?
Упрям старик – ты бы,
господи, вразумил его.
Мне казалось, в нем (в доме) живётся хуже и хуже.
Однажды, проходя мимо двери в комнату дяди Михаила,
я видел, как тетка Наталья, вся в белом, прижав руки
ко
груди, металась по комнате, вскрикивая негромко, но
страшно:
- Господи, прибери меня, уведи меня...
Молитва ее была мне понятна, и я понимал Григория,
когда он ворчал:
- Ослепну, по миру пойду, и то лучше будет...
Мне хотелось, чтобы он ослеп скорее, - я попросился
бы в поводыри к
нему, и ходили бы мы по миру вместе.
Было жарко, душил густой тяжелый запах, напоминая,
как умирал Цыганок и по полу растекались ручьи крови;
в голове или сердце росла какая-то опухоль; всё, что я
видел в этом доме, тянулось сквозь меня, как зимний
обоз по улице, и давило, уничтожало...
После раздела имущества.
Снова началось что-то кошмарное. …Обыкновенно
дядя Михайло являлся вечером и всю ночь держал дом
в осаде, жителей его в трепете; иногда с ним приходило
двое-трое помощников, отбойных кунавинских мещан,
они забирались из оврага в сад и хлопотали там во всю
ширь пьяной фантазии, выдёргивая кусты малины и
смородины; однажды
они разнесли баню, переломав в ней всё, что можно
было сломать: полок,
скамьи, котлы для воды, а печь разметали, выломали
несколько половиц,
сорвали дверь, раму. Уличная жизнь
Меня не пускали гулять на улицу, потому что она
слишком
возбуждала меня, я точно хмелел от её впечатлений и
почти всегда становился
виновником скандалов и буйств. Товарищей у меня не
заводилось, соседские
ребятишки относились ко мне враждебно; мне не
нравилось, что они зовут меня
Кашириным, а они, замечая это, тем упорнее кричали
друг другу
Был я не по годам силён и в бою ловок,- это признавали
сами же враги,
всегда нападавшие на меня кучей. Но всё-таки улица
всегда била меня, и
домой я приходил обыкновенно с расквашенным носом,
рассечёнными губами и
синяками на лице, оборванный, в пыли.
Синяки и ссадины не обижали, но неизменно
возмущала жестокость уличных забав,- жестокость,
слишком знакомая мне, доводившая до бешенства. Я
не мог терпеть, когда ребята стравливали собак или
петухов, истязали кошек, гоняли еврейских коз,
издевались над пьяными нищими и блаженным Игошей
Смерть в Кармане.
Другим и, может быть, ещё более тяжким впечатлением
улицы был мастер
Григорий Иванович. Он совсем ослеп и ходил по миру,
высокий, благообразный,
немой. …Не мог я подойти к нему - было нестерпимо
стыдно пред ним, и я знал, что бабушке - тоже
стыдно.
Меня давно уже занимал тихий дом Овсянникова, мне
казалось, что в этом сером доме течёт особенная,
таинственная жизнь сказок. Я наблюдал за ними в
щели забора, они не замечали меня, а мне хотелось,
чтобы заметили. Нравилось мне, как хорошо, весело и
дружно они играют в незнакомые игры, нравились их
костюмы, хорошая заботливость друг о друге, особенно
заметная в отношении старших к маленькому брату,
смешному и
бойкому коротышке. … Они никогда не ругались друг с другом, не обманывали один другого, и все трое были
очень ловки, сильны, неутомимы
Трудно было поверить, что этих мальчиков тоже
бьют, как меня, было
обидно за них.
После смерти Петра.
Я лежал на полатях, глядя вниз, все люди казались мне
коротенькими,
толстыми и страшными...
Стихи о дедушке
Не люблю нищих
И дедушку - тоже,
Как тут быть?
Прости меня, боже!
Дед всегда ищет,
За что меня бить..
Дед избил бабушку.
Первый раз он бил бабушку на моих глазах так гадко и
страшно. Предо
мною, в сумраке, пылало его красное лицо,
развевались рыжие волосы: в
сердце у меня жгуче кипела обида, и было досадно, что
я не могу придумать
достойной мести.
Разочарование
Ели они, как всегда по праздникам, утомительно
долго, много, и
казалось, что это не те люди, которые полчаса тому
назад кричали друг на
друга, готовые драться, кипели в слезах и рыданиях.
Как-то не верилось уже,
что всё это они делали серьёзно и что им трудно
плакать. И слёзы, и крики
их, и все взаимные мучения, вспыхивая часто, угасая
быстро, становились
привычны мне, всё меньше возбуждали меня, всё слабее
трогали сердце.
Мне жилось плохо, я испытывал чувство, близкое к
отчаянию, но
почему-то мне хотелось скрыть его, я бойчился,
озорничал. Уроки матери
становились всё обильнее, непонятней, я легко одолевал арифметику, но
терпеть не мог писать и совершенно не понимал
грамматики. Но главное, что
угнетало меня,- я видел, чувствовал, как тяжело
матери жить в доме деда;
она всё более хмурилась, смотрела на всех чужими
глазами, она подолгу молча
сидела у окна в сад и как-то выцветала вся.
На другой день я проснулся весь в красных пятнах,
началась оспа. Меня
поместили на заднем чердаке, и долго я лежал там
слепой, крепко связанный
по рукам и по ногам широкими бинтами, переживая
дикие кошмары,- от одного
из них я едва не погиб.
Мать всходила на чердак ко мне редко, не оставалась
долго со мною,
говорила торопливо. Она становилась всё красивее, всё
лучше одевалась, но и
в ней, как в бабушке, я чувствовал что-то новое,
спрятанное от меня,
чувствовал и догадывался.
Всё меньше занимали меня сказки бабушки, и даже то,
что рассказывала
она про отца, не успокаивало смутной, но
разраставшейся с каждым днём
тревоги.
Тонкой струйкой однообразно протекло несколько
пустых дней, мать после
сговора куда-то уехала, в доме было удручающе тихо.
Новая семья
Я ненавидел старуху - да и сына её - сосредоточенной
ненавистью, и
много принесло мне побоев это тяжёлое чувство
Бабушка работала за кухарку - стряпала, мыла полы,
колола дрова, носила
воду, она была в работе с утра до вечера, ложилась
спать усталая, кряхтя и
охая Мать, жёлтая, беременная, зябко куталась в серую,
рваную шаль с бахромой.
Ненавидел я эту шаль, искажавшую большое,
стройное тело, ненавидел и
обрывал хвостики бахромы, ненавидел дом, завод,
село. Мать ходила в
растоптанных валенках, кашляла, встряхивая
безобразно большой живот, её
серо-синие глаза сухо и сердито сверкали и часто
неподвижно останавливались
на голых стенах, точно приклеиваясь к ним.
Школьная жизнь
…. с первого же дня школа вызвала во мне отвращение.
Я пришёл туда в материных башмаках, в
пальтишке, перешитом из
бабушкиной кофты, в жёлтой рубахе и штанах
"навыпуск", всё это сразу было
осмеяно, за жёлтую рубаху я получил прозвище
"бубнового туза". С мальчиками
я скоро поладил, но учитель и поп невзлюбили меня
Поправились дела мои в школе - дома разыгралась
скверная история: я
украл у матери рубль.
Дед c бабушкой разделились
Я тоже начал зарабатывать деньги: по праздникам,
рано утром, брал
мешок и отправлялся по дворам, по улицам собирать
говяжьи кости, тряпки,
бумагу, гвозди. Пуд тряпок и бумаги ветошники
покупали по двугривенному,
железо - тоже, пуд костей по гривеннику, по восемь
копеек. Занимался я этим
делом и в будни после школы, продавая каждую субботу
разных товаров копеек
на тридцать, на полтинник, а при удаче и больше.
В школе мне снова стало трудно, ученики высмеивали
меня, называя
ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры,
заявили учителю, что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со
мной. Помню, как глубоко
я был обижен этой жалобой и как трудно было мне
ходить в школу после неё
Но вот наконец я сдал экзамен в третий класс,
получил в награду
Евангелие, басни Крылова в переплёте и ещё книжку
без переплёта. с
непонятным титулом - "Фата-Моргана", дали мне также
похвальный лист. Когда
я принёс эти подарки домой, дед очень обрадовался,
растрогался и заявил,
что всё это нужно беречь и что он запрёт книги в
укладку себе. Бабушка уже
несколько дней лежала больная, у неё не было денег,
дед охал и взвизгивал:
- Опиваете вы меня, объедаете до костей, эх вы-и...
Я отнёс книги в лавочку, продал их за пятьдесят пять
копеек, отдал
деньги бабушке, а похвальный лист испортил какими-то
надписями и тогда же
вручил деду. Он бережно спрятал бумагу, не развернув
её и не заметив моего
озорства.
После смерти матери
Бабушка (после похорон) умылась, закутала платком
вспухшее, синее лицо и
позвала меня домой,- я отказался, зная, что там, на
поминках, будут пить водку и,
наверное, поссорятся.
Через несколько дней похорон матери дед сказал мне:
- Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место
тебе, а иди-ка
ты в люди...
Вывод.
Мы видим, что мальчику живётся очень плохо. Он сразу почувствовал себя чужим
среди Кашириных. Даже мать, бабушка не могли этого изменить.
Взаимная вражда, унижение царят в семье. Дядья дерутся друг с другом, издеваются
над слепым мастером Григорием. Михаил не щадит даже собственную мать.
Смеются мало, чаще грозят. Тетка Наталья просит о смерти, Григорий готов стать
нищим,
Алёше кажется, что без Кашириных и ему будет лучше. Товарищей у него нет, его часто бьют. Бьют на улице, бьют дома. Смеются в школе.
Злоба, ненависть вот что окружает Алешу, и ему становится жутко, страшно , его
охватывает чувство отчаяния от «свинцовых мерзостей жизни».Свинцовых, значит,
непробудных, давящих , тяжких, позорных .
Согласны ли вы с «Пессимистами»? ( И да, и нет. Жилось Алеше очень трудно, но
были в его жизни и светлые моменты, были и те, которых он любил и уважал).
Учитель.
Правильно, ребята. Алёша всегда замечает хорошее, доброе, стремится к нему.
Ему нравится, как дети из дома Овсянникова заботятся друг о друге, он защищает
нищих, животных от уличных мальчишек, ему жалко слепого Григория, которого
выгнал дед. Его притягивает «яркое, здоровое и творческое, …доброе
человеческое, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни
светлой, человеческой», и, конечно, его притягивают люди, которые несут это
«яркое , творческое, человеческое..» в жизнь. Этими людьми для главного стали
Бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. Мы думаем, что в своём дневнике Алеша
обязательно написал бы о них много тёплых слов.
Слово 2 группе – «Оптимистам».
Бабушка
До неё (бабушки) как будто спал я, спрятанный в
темноте, но явилась она,
разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в
непрерывную нить,
сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю
жизнь другом, самым
близким сердцу моему, самым понятным и дорогим
человеком, - это её
бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив
крепкой силой для
трудной жизни.
Вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза
— неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутулая,
почти горбатая: очень полная, а двигалась легко и ловко,
точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот
ласковый зверь
….я как бы прирос к ней и не помню, чтоб в эту пору
жизни видел что-либо иное, кроме неугомонной,
неустанно доброй старухи
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они
легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы,
такие же ласковые, яркие, сочные… Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь
к моему лицу,
заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно
вливая в сердце моё
силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поёт, и чем
дальше, тем складней
звучат слова. Слушать её невыразимо приятно. Я слушаю
и прошу:
- Ещё!
Рассказывая, она всё время качается, точно в лодке
плывёт.
Если говорит о печальном или страшном, то качается
сильней, протянув руку
вперёд, как бы удерживая что-то в воздухе. Она часто
прикрывает глаза, и в
морщинах щёк её прячется слепая, добрая улыбка, а
густые брови чуть-чуть
дрожат. Иногда меня трогает за сердце эта слепая, всё
примиряющая доброта,
а иногда очень хочется, чтобы бабушка сказала какое-
то сильное слово,
что-то крикнула.
Не верить бабушке нельзя - она говорит так просто,
убедительно.
… смеётся сердечным смешком, нос ее дрожит
уморительно, а глаза,
задумчиво светясь, ласкают меня, говоря обо всем еще
понятнее, чем слова.
Хорошее Дело сказал сегодня о бабушке: «..она неправду
не любит, не понимает. Она вроде святой, хоть и вино
пьёт, табак нюхает. Блаженная как бы. Ты держись за
неё крепко...
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот
она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь,
поглядывая вокруг из-под руки, всё ее большое тело
колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу
осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то,
лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй,
приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая
кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, — и
вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она
стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз
отвести от нее — так буйно красива и мила становилась
она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
.
Нет, дома было лучше, чем на улице. Особенно хороши
были часы после
обеда, когда дед уезжал в мастерскую дяди Якова, а
бабушка, сидя у окна,
рассказывала мне интересные сказки, истории, говорила
про отца моего.
Цыганок
..самое яркое впечатление этих дней дал мне Цыганок.
Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой
головой, он явился под вечер, празднично одетый в
золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и
скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы,
сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и
белые зубы под черной полоской молодых усов, горела
рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой
лампады.
— Ты глянь-ка, — сказал он, приподняв рукав, показывая
мне голую руку до локтя в красных рубцах, — вон как
разнесло! Да еще хуже было, зажило много!
— Чуешь ли: как вошел дед в ярость, и вижу, запорет он
тебя, так начал я руку эту подставлять, ждал —
переломится прут, дедушка-то отойдет за другим, а тебя
и утащат бабаня али мать! Ну, прут не переломился,
гибок, моченый! А все-таки тебе меньше попало, —
видишь насколько? Я, брат, жуликоватый!..
Он засмеялся шёлковым, ласковым смехом, снова
разглядывая вспухшую руку, и, смеясь, говорил:
— Так жаль стало мне тебя, аж горло перехватывает,
чую! Беда! А он хлещет...
Фыркая по-лошадиному, мотая головой, он стал говорить
что-то про дела; сразу близкий мне, детски простой.
Я сказал ему, что очень люблю его, — он незабвенно
просто ответил:
— Так ведь и я тебя тоже люблю, — за то и боль принял,
за любовь! Али я стал бы за другого за кого? Наплевать
мне...
Я и любил Ивана и удивлялся ему до немоты. Но особенно он памятен мне в праздничные вечера;
Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на
столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнем
пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно
крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на
пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг
блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно
горел и плавился.
Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось,
что, если открыть дверь на волю, он так и пойдет плясом
по улице, по городу, неизвестно куда..
Моя дружба с Иваном всё росла; бабушка от восхода
солнца до поздней
ночи была занята работой по дому, и я почти весь
день вертелся около
Цыганка. Он всё так же подставлял под розги руку
свою, когда дедушка сёк
меня, а на другой день, показывая опухшие пальцы,
жаловался мне:
Однажды Цыганок сознался:
– А я всех Кашириных, кроме бабани, не люблю,
пускай их демон любит!
(смерть Цыганка)
Весь он потемнел, уже не шевелил пальцами, и пена на
губах исчезла. За теменем и около ушей его торчали три
свечи, помахивая золотыми кисточками, освещая
лохматые, досиня черные волосы, желтые зайчики
дрожали на смуглых щеках, светился кончик острого
носа и розовые губы…
Было жутко, холодно. Я залез под стол и спрятался там.
Потом в кухню тяжко ввалился дед в енотовой шубе,
бабушка в салопе с хвостами на воротнике, дядя Михаил,
дети и много чужих людей. Сбросив шубу на пол, дед
закричал:
— Сволочи! Какого вы парня зря извели! Ведь ему бы
цены не было лет через пяток
Цыганка похоронили незаметно, непамятно.
Хорошее дело
…особенно крепко захватил и потянул меня к себе
нахлебник Хорошее
Дело…. Я думаю, что я боялся бы его, будь он богаче,
лучше одет, но он был беден: над воротником его куртки торчал измятый,
грязный ворот рубахи,
штаны - в пятнах и заплатах, на босых ногах -
стоптанные туфли. Бедные - не
страшны, не опасны, в этом меня незаметно убедило
жалостное отношение к ним
бабушки и презрительное - со стороны деда.
Бабушка сказывала хорошую историю про Ивана-воина и
Мирона-отшельника..
Уже в начале рассказа бабушки я заметил, что Хорошее
Дело чем-то обеспокоен… . Когда кто-либо из
слушателей двигался, кашлял, шаркал ногами,
нахлебник строго шипел:
- Шш!
А когда бабушка замолчала, он бурно вскочил и,
размахивая руками, как-то неестественно закружился,
забормотал:
- Знаете, это удивительно, это надо записать,
непременно! Это - страшно верное, наше...
Теперь ясно было видно, что он плачет,- глаза его
были полны слёз; они выступали сверху и снизу, глаза
купались в них; это было странно и очень жалостно.
Я видел, как изменилось, опрокинулось его лицо,
когда он сказал
"страшно один"; в этих словах было что-то понятное мне,
тронувшее меня за
сердце, и . я пошёл за ним.
Мы подружились. ..
Я быстро и крепко привязался к Хорошему Делу, он
стал необходим для
меня и во дни горьких обид, и в часы радостей.
Молчаливый, он не запрещал
мне говорить обо всём, что приходило в голову мою, а
дед всегда обрывал
меня строгим окриком:
Говорил Хорошее Дело скупо, но всегда какими-то
нужными
словами; чаще же, желая обратить на что-либо мое
внимание, он тихонько
толкал меня и показывал глазом, подмигивая. О жизни: «Нельзя жить чужой совестью, да, да!».
«Деньги, брат, ерунда». «Всякую вещь надо уметь взять
- понимаешь? Это очень трудно - уметь взять!»
Никто в доме не любил Хорошее Дело…
Однажды я спросил:
- Отчего они не любят тебя никто?
Он обнял меня, прижал к себе и ответил, подмигнув:
- Чужой - понимаешь? Вот за это самое. Не такой...
Вечером он уехал, ласково простившись со всеми,
крепко обняв меня.
Так кончилась моя дружба с первым человеком из
бесконечного ряда чужих
людей в родной своей стране,- лучших людей её...
Вывод.
Алёшу привлекает искрящаяся, яркая, радостная внешность Цыганка, его
«шелковый ласковый» смех, добрые, простые слова, душевная щедрость.
Трогает чуткое внимание Хорошего Дела к бабушкиным историям, хотя он и не
понимает до конца его слёз, вызванных восторженным отношением к талантливости
русского народа, гордостью от сознания, что такие люди, как бабушка, живут на
русской земле. Простота, деликатность, скромность, умение уважать человека,
прощать его вот что нравится в нем Алеше.
И, конечно, «самым близким сердцу.., самым понятным и дорогим человеком »
стала для Алёши бабушка. Доброе трогательное отношение её к миру, умение видеть
красоту, рассказы всё это как бы окрыляло мальчика, давало ему силы. Бабушкина
«бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для
трудной жизни», пишет о ней герой.
Учитель.
Однако, ребята, Алёша видит не только красоту человеческой души, но и красоту
природы. Он замечает, как бабушка, Хорошее Дело и даже дед относятся к ней, и
они становятся ему ближе, роднее.
Вновь заглянем в дневник Алёши.
Слово 3 группе – «Лирикам».
Бабушка о Нижнем
— Ты гляди, как хорошо-то! — ежеминутно говорит
бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза
у нее радостно расширены.
Часто она, заглядевшись на берег, забывала обо мне:
стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и
молчит, а на глазах слезы. Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего.
Дергая за руку, она толкала меня к борту и кричала:
— Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-
то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят
будто!
Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы, глядите, как
хорошо-то всё!
Это был крик её сердца, лозунг всей жизни.
Из рассказов бабушки
- Сидит господь на холме, среди луга райского, на
престоле синя камня яхонта, под серебряными липами, а
те липы цветут весь год кругом; нет в раю ни зимы, ни
осени, и цветы николи не вянут, так и цветут неустанно,
в радость угодникам божьим. А около господа ангелы
летают во множестве,- как снег идёт али пчелы роятся,-
али бы белые голуби летают с неба на землю да опять на
небо и обо всем богу сказывают про нас, про людей… И
так все это хорошо у него, что ангелы веселятся, плещут
крыльями и поют ему бесперечь: "Слава тебе, господи,
слава тебе!" А он, милый, только улыбается им - дескать,
ладно уж!
Ходим, бывало, мы с ней, с матушкой, зимой-осенью по
городу, а как Гаврило-архангел мечом взмахнёт, зиму
отгонит, весна землю обымет,- так мы подальше, куда
глаза поведут. В Муроме бывали, и в Юрьевце, и по Волге
вверх, и по тихой Оке. Весной-то да летом хорошо по
земле ходить, земля ласковая, трава бархатная;
пресвятая богородица цветами осыпала поля, тут тебе
радость, тут ли сердцу простор! А матушка-то, бывало,
прикроет синие глаза да как заведёт песню на великую
высоту,- голосок у ней не силен был, а звонок,- и всё
кругом будто задремлет, не шелохнется, слушает её.
Хорошо было Христа ради жить!
Из рассказов деда
Ты вот пароходом прибыл, пар тебя вез, а я в
молодости сам своей силой супротив Волги баржи тянул.
Баржа - по воде, я по бережку, бос, по острому камню, по
осыпям, да так от восхода солнца до ночи! …Да так-то я
трижды Волгу-мать вымерял: от Симбирского до
Рыбинска, от Саратова досюдова да от Астрахани до Макарьева, до ярмарки, - в это многие тысячи верст! А на
четвертый год уж и водоливом пошел, - показал хозяину
разум свой!.. –
Ну, зато, Олеша, на привале, на отдыхе, летним
вечером, в Жигулях, где-нибудь под зеленой горой,
поразложим, бывалоче костры - кашицу варить, да как
заведет горевой бурлак сердечную песню, да как
вступится, грянет вся артель, - аж мороз по коже дернет,
и будто Волга вся быстрей пойдет, - так бы, чай, конем и
встала на дыбы, до самых облаков. И всякое горе - как
пыль по ветру..
С Хорошим Делом
Вечер был тихий, кроткий, один из тех грустных
вечеров бабьего
лета, когда всё вокруг так цветисто и так заметно
линяет, беднеет с каждым
часом, а земля уже истощила все свои сытные, летние
запахи, пахнет
только холодной сыростью, воздух же странно прозрачен
и в красноватом небе
суетно мелькают галки, возбуждая невеселые мысли.
Всё немотно и тихо;
каждый звук - шорох птицы, шелест упавшего листа -
кажется громким,
заставляет опасливо вздрогнуть, но, вздрогнув, снова
замираешь в тишине -
она обняла всю землю и наполняет грудь. В такие
минуты родятся особенно
чистые, лёгкие мысли, но они тонки, прозрачны, словно
паутина, и неуловимы
словами. Они вспыхивают и исчезают быстро, как
падающие звёзды, обжигая
душу печалью о чём-то, ласкают её, тревожат, и тут
она кипит, плавится,
принимая свою форму на всю жизнь, тут создаётся её
лицо.
Прижимаясь к тёплому боку нахлебника, я смотрел
вместе с ним сквозь
чёрные сучья яблонь на красное небо, следил за
полетами хлопотливых чечёток, видел, как щеглята треплют маковки сухого
репья, добывая его
терпкие зерна, как с поля тянутся мохнатые, сизые
облака с багряными
краями, а под облаками тяжело летят вороны ко
гнездам, на кладбище. Всё
было хорошо и как-то особенно - не по-всегдашнему -
понятно и близко
Иногда человек спрашивал, глубоко вздохнув:
- Славно, брат? То-то? А не сыро, не холодно?
Впечатления Алёши.
Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислоняясь
к правому откосу и начиная собой улицу, стоял
приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-
розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и
выпученными окнами. С улицы он показался мне
большим, но внутри его, в маленьких, полутёмных
комнатах, было тесно; везде, как на пароходе перед
пристанью, суетились сердитые люди, стаей вороватых
воробьёв метались ребятишки, и всюду стоял едкий,
незнакомый запах.
С ним (Сашкой Михайловым ) хорошо было молчать -
сидеть у окна, тесно прижавшись к нему, и молчать
целый час, глядя, как в красном вечернем небе вокруг
золотых луковиц Успенского храма вьются - мечутся
черные галки, взмывают высоко вверх, падают вниз и,
вдруг покрыв угасаюшее небо черною сетью, исчезают
куда-то, оставив за собой пустоту. Когда смотришь на
это, говорить ни о чем не хочется и приятная скука
наполняет грудь.
…сквозь мохнатые щели её видны голубые ленты неба.
Ветер стал тише, где- то светит солнце, весь двор словно
стеклянной пылью посыпан, на улице взвизгивают
полозья саней, голубой дым вьётся из труб дома, лёгкие
тени скользят по снегу, тоже что-то рассказывая.
Я лежу на широкой кровати, вчетверо окутан тяжёлым
одеялом, и слушаю, как бабушка молится богу, стоя на
коленях, прижав одну руку к груди, другою неторопливо
и нечасто крестясь.
На дворе стреляет мороз; зеленоватый лунный свет
смотрит сквозь узорные - во льду - стёкла окна, хорошо
осветив доброе носатое лицо и зажигая тёмные глаза фосфорическим огнём. Шёлковая головка, прикрыв
волосы бабушки, блестит, точно кованая, тёмное платье
шевелится, струится с плеч, расстилаясь по полу.
…я сидел у окна, глядя, как рдеет над городом вечерняя
заря и красно сверкают стёкла в окнах домов,- дедушка
запретил мне гулять по двору и саду за какую-то
провинность.
В саду, вокруг берез, гудя, летали жуки, бондарь
работал на соседнем дворе, где-то близко точили ножи;
за садом, в овраге, шумно возились ребятишки, путаясь
среди густых кустов. Очень манило на волю, вечерняя
грусть вливалась в сердце.
И вот я, немножко напуганный грозящим нашествием
буйного дяди, но гордый поручением, возложенным на
меня, торчу в окне, осматривая улицу; широкая, она
покрыта густым слоем пыли, сквозь пыль высовывается
опухолями крупный булыжник. Налево она тянется
далеко и, пересекая овраг, выходит на Острожную
площадь, где крепко стоит на глинистой земле серое
здание с четырьмя башнями по углам - старый острог; в
нем есть что-то грустно красивое, внушительное.
Направо, через три дома от нашего, широко
развёртывается Сенная площадь, замкнутая жёлтым
корпусом арестантских рот и пожарной каланчой
свинцового цвета. Вокруг глазастой вышки каланчи
вертится пожарный сторож, как собака на цепи. Вся
площадь изрезана оврагами, в одном на дне его стоит
зеленоватая жижа, правее - тухлый Дюков пруд, куда, по
рассказу бабушки, дядья зимою бросили в прорубь моего
отца. Почти против окна - переулок, застроенный
маленькими пёстрыми домиками; он упирается в
толстую, приземистую церковь Трёх Святителей. Если
смотреть прямо - видишь крыши, точно лодки,
опрокинутые вверх дном в зеленых волнах садов.
Стёртые вьюгами долгих зим, омытые бесконечными
дождями осени, слинявшие дома нашей улицы
напудрены пылью; они жмутся друг к другу, как нищие
на паперти, и тоже, вместе со мною, ждут кого-то,
подозрительно вытаращив окна. Людей немного,
двигаются они не спеша, подобно задумчивым тараканам
на шестке печи. Душная теплота поднимается ко мне;
густо слышны не любимые мною запахи пирогов с
зелёным луком, с морковью; эти запахи всегда вызывают у меня уныние.
Скучно; скучно как-то особенно, почти невыносимо;
грудь наполняется жидким, тёплым свинцом, он давит
изнутри, распирает грудь, рёбра; мне кажется, что я
вздуваюсь, как пузырь, и мне тесно в маленькой
комнатке, под гробообразным потолком.
Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по
Канатной улице; немощёная, заросшая травою, чистая и
тихая, она выходила прямо в поле и была снизана из
маленьких, пёстро окрашенных домиков.
Новый дом был нарядней, милей прежнего; его
фасад покрашен тёплой и спокойной тёмно-малиновой
краской; на нём ярко светились голубые ставни трёх
окон и одинарная решётчатая ставня чердачного окна;
крышу с левой стороны красиво прикрывала густая
зелень вяза и липы. На дворе и в саду было множество
уютных закоулков, как будто нарочно для игры в прятки.
Особенно хорош сад, небольшой, но густой, и приятно
запутанный; в одном углу его стояла маленькая, точно
игрушка, баня; в другом была большая довольно
глубокая яма; она заросла бурьяном, а из него торчали
толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани.
Слева сад ограждала стена конюшен полковника
Овсянникова, справа - постройки Бетленга; в глубине он
соприкасался. с усадьбой молочницы Петровны, бабы
толстой, красной, шумной, похожей на колокол; её
домик, осевший в землю, тёмный и ветхий, хорошо
покрытый мхом, добродушно смотрел двумя окнами в
поле, исковырянное глубокими оврагами, с тяжёлой
синей тучей леса вдали; по полю целый день двигались,
бегали солдаты; в косых лучах осеннего солнца сверкали
белые молнии штыков.
Однажды в субботу, рано утром, я ушёл в огород
Петровны ловить снегирей; ловил долго, но
красногрудые, важные птицы не шли в западню;
поддразнивая своею красотой, они забавно расхаживали
по среброкованому насту, взлетали на сучья кустарника,
тепло одетые инеем, и качались на них, как живые
цветы, осыпая синеватые искры снега. Это было так
красиво, что неудача охоты не вызывала досаду; охотник
я был не очень страстный, процесс нравился мне всегда
больше, чем результат; я любил смотреть, как живут
пичужки, и думать о них.
Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня
щебечут птицы, а где-то далеко поёт, улетая,
колокольчик проезжей тройки, грустный жаворонок
русской зимы..
День был светлый; в два окна, сквозь ледяные стёкла,
смотрели косые лучи зимнего солнца; на столе, убранном
к обеду, тускло блестела оловянная посуда, графин с
рыжим квасом и другой с тёмно-зелёной дедовой водкой,
настоянной на буквице и зверобое. В проталины окон был
виден ослепительно сверкающий снег на крышах,
искрились серебряные чепчики на столбах забора и
скворешне. На косяках окон, в клетках, пронизанных
солнцем, играли мои птицы: щебетали весёлые, ручные
чижи, скрипели снегири, заливался щегол. Но весёлый,
серебряный и звонкий этот день не радовал, был не
нужен, и всё было ненужно. Мне захотелось выпустить
птиц, я стал снимать клетки.
Шаркали по крыше тоскливые вьюги, за дверью на
чердаке гулял-гудел ветер, похоронно пело в трубе,
дребезжали вьюшки, днём каркали вороны, тихими
ночами с поля доносился заунывный вой волков,- под эту
музыку и росло сердце. Потом в окно робко и тихонько,
но всё ласковее с каждым днём стала заглядывать
пугливая весна лучистым глазом мартовского солнца, на
крыше и на чердаке запели, заорали кошки, весенний
шорох проникал сквозь стены - ломались хрустальные
сосульки, съезжал с конька крыши подтаявший снег, а
звон колоколов стал гуще, чем зимою
В саду уже пробились светло-зелёные иглы молодой
травы, на яблонях набухли и лопались почки, приятно
позеленел мох на крыше домика Петровны, всюду было
много птиц; весёлый звон, свежий пахучий воздух
приятно кружил голову. В яме, где зарезался дядя Пётр,
лежал, спутавшись, поломанный снегом рыжий бурьян,-
нехорошо смотреть на неё, ничего весеннего нет в ней,
чёрные головни лоснятся печально, и вся яма
раздражающе не нужна. Мне сердито захотелось
вырвать, выломать бурьян, вытаскать обломки кирпичей,
головни, убрать всё грязное, ненужное и, устроив в яме
чистое жилище себе, жить в ней летом одному, без
больших. Я тотчас же принялся за дело, оно сразу,
надолго и хорошо отвело меня от всего, что делалось в
доме, и хотя было всё ещё очень обидно, но с каждым
днём теряло интерес.. С утра до вечера мы с ним молча возились в саду; он
копал гряды, подвязывал малину, снимал с яблонь
лишаи, давил гусеницу, а я всё устраивал и украшал
жилище себе. Дед отрубил конец обгоревшего бревна,
воткнул в землю палки, я развесил на них клетки с
птицами, сплёл из сухого бурьяна плотный плетень и
сделал над скамьёй навес от солнца и росы,- у меня
стало совсем хорошо.
Бывало - зайдёт солнце, прольются в небесах огненные
реки и - сгорят, ниспадёт на бархатную зелень сада
золотисто-красный пепел, потом всё вокруг ощутимо
темнеет, ширится, пухнет, облитое тёплым сумраком,
опускаются сытые солнцем листья, гнутся травы к земле,
всё становится мягче, пышнее, тихонько дышит разными
запахами, ласковыми, как музыка,- и музыка плывёт
издали, с поля: играют зорю в лагерях. Ночь идёт, и с
нею льётся в грудь нечто сильное, освежающее, как
добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце
тёплой, мохнатой рукою, и стирается в памяти всё, что
нужно забыть,- вся едкая, мелкая пыль дня. Обаятельно
лежать вверх лицом, следя, как разгораются звёзды,
бесконечно углубляя небо; эта глубина, уходя всё выше,
открывая новые звёзды, легко поднимает тебя с земли, и
- так странно - не то вся земля умалилась до тебя, не то
сам ты чудесно разросся, развернулся и плавишься,
сливаясь со всем, что вокруг. Становится темнее, тише,
но всюду невидимо протянуты чуткие струны, и каждый
звук - запоёт ли птица во сне, пробежит ли ёж, или где-
то тихо вспыхнет человечий голос - всё особенно, не по-
дневному звучно, подчёркнутое любовно чуткой
тишиной.
Бабушка не спит долго, лежит, закинув руки под голову,
и в тихом возбуждении рассказывает что-нибудь,
видимо, нисколько не заботясь о том, слушаю я её или
нет. И всегда она умела выбрать сказку, которая делала
ночь ещё значительней, ещё краше.
Под её мерную речь я незаметно засыпал и
просыпался вместе с птицами; прямо в лицо смотрит
солнце, нагреваясь, тихо струится утренний воздух,
листья яблонь стряхивают росу, влажная зелень травы
блестит всё ярче, приобретая хрустальную прозрачность,
тонкий парок вздымается над нею. В сиреневом небе
растёт веер солнечных лучей, небо голубеет. Невидимо
высоко звенит жаворонок, и все цвета, звуки росою
просачиваются в грудь, вызывая спокойную радость, будя желание скорее встать, что-то делать и жить в
дружбе со всем живым вокруг.
Если встать на лавку, то в верхние стёкла окна, через
крыши, видны освещённые фонарями ворота завода,
раскрытые, как беззубый чёрный рот старого нищего,- в
него густо лезет толпа маленьких людей. В полдень -
снова гудок; отваливались чёрные губы ворот, открывая
глубокую дыру, завод тошнило пережёванными людями,
чёрным потоком они изливались на улицу, белый,
мохнатый ветер летал вдоль улицы, гоняя и раскидывая
людей по домам. Небо было видимо над селом очень
редко: изо дня в день над крышами домов, над
сугробами снега, посоленными копотью, висела другая
крыша, серая, плоская, она притискивала воображение и
ослепляла глаза своим тоскливым одноцветом.
Вечерами над заводом колебалось мутно-красное
зарево, освещая концы труб, и было похоже, что трубы
не от земли к небу поднялись, а опускаются к земле из
этого дымного облака,- опускаются, дышат красным и
воют, гудят. Смотреть на всё это было невыносимо
тошно, злая скука грызла сердце
Вывод.
Бабушка умеет видеть красоту природы, восхищается ею до слёз. Для неё везде
хорошо: в раю, где нет «ни зимы, ни осени», и на земле «радость,
простор»«Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы, глядите, как хорошото всё!
Это был крик её сердца, лозунг всей жизни», пишет о ней Горький.
Даже дед, рассказывая о своей жизни, говорит о необъятных русских
просторах,
о Волге, называет её матерью и говорит о единении с ней: «как заведет горевой
бурлак сердечную песню, да как вступится, грянет вся артель, аж мороз по коже
дернет, и будто Волга вся быстрей пойдет».
Молча созерцает красоту природы и Хорошее Дело, лишь иногда спрашивая:
« Славно, брат? Тото? А не сыро, не холодно?».
Главному герою природа становится другом, помогает выжить, остаться
человеком. Ему не нравится «приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно
розовой краской», ему «тесно в маленькой комнатке, под гробообразным потолком»,
тошно смотреть на завод, «пережеванный людьми», но он может «молчать целый час,
глядя, как в красном вечернем небе вокруг золотых луковиц Успенского храма
вьются мечутся черные галки, взмывают высоко вверх, падают вниз и, вдруг покрыв
угасаюшее небо черною сетью исчезают кудато, оставив за собой пустоту.»,
«слушать добрые слова, глядя, как играет в печи красный и золотой огонь, как над
котлами вздымаются молочные облака пара, оседая сизым инеем на досках косой
крыши», любоваться тем, как «зеленоватый лунный свет смотрит сквозь узорные во
льду стёкла окна, хорошо осветив доброе носатое лицо и зажигая тёмные глаза
фосфорическим огнём», ему «хорошо сидеть одному на краю снежного поля,
слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы, а гдето далеко
поёт, улетая, колокольчик проезжей тройки, грустный жаворонок русской зимы». Итог урока.
Учитель.
Трудно жилось главному герою?( Трудно).
Почему же он не озлобился, не потерял веру в себя, в людей? Какое чувство ему
помогло выжить? (Любовь. Любовь к людям, к природе, любовь ко всему
прекрасному, что нас окружает, и вера в то, что любовь может всё изменить ).
Учитель.
Закончить урок я хочу словами М.Горького:
«Возлюби ближнего твоего, — сказано нам.
— За что? — спрашивают скептики и пессимисты. Следует ответить:
— За великий труд, совершенный в веках, за тот труд, который непрерывно
совершается изо дня в день, за то неуклонное стремление ко благу, которое живет в
каждом из нас и которое однажды сделает потомков наших добрыми, сильными,
счастливыми людьми».
Любите друг друга, и эта любовь сделает вас добрыми, сильными, счастливыми
людьми.
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Алёша Пешков»
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Конспект урока. М.Горький "Детство", 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.