определить влияние модернизации на нарастание международной напряжённости, приведшей к Первой мировой войне;
выявить причины, характер, цели и планы стран Антанты и Тройственного союза;
проанализировать и охарактеризовать боевые действия в 1914-1918гг. ;
систематизировать материал о роли Восточного фронта в войне. . . . .
Практическая работа 2.docx
Учебнометодическая разработка урока.
Планконспект урока
по истории в свете требований ФГОС. Тема: «Первая мировая война. Боевые
действия 19141918гг». Выполнил преподаватель ГАПОУ АО «Котласский
техникум сервиса имени А.М.Меркушева» Коробейников Виктор Львович, г.
Тема
Тип урока
Дата проведения
Образовательные
ресурсы
Основные понятия и
термины
Основные даты,
периоды
Персоналии
План
Цели урока
Котлас, Архангельская область.
Первая мировая война
Изучение нового материала
В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков «История» , для
профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, социальноэкономических
профилей, Москва, Издательский центр «Академия»,
2013г. , Карта «Первая мировая война»,
раздаточный материал.
Позиционная война. Военностратегическая
инициатива. Брусиловский прорыв. Инфляция.
Продразвёрстка. Братание. Дезертирство.
28 июля 1914 – 11 ноября 1918 г. – Первая мировая
война. 1 августа 1914 г. – объявление Германией
войны России. 1915 г. образование Прогрессивного
блока. Май 1916 г. – Брусиловский прорыв
А.А. Брусилов, П.Н. Врангель, Николай II.
Н.Н.Юденич
1. Цели и планы воюющих сторон. Характер
войны.
2. Вступление России в войну. Война и
российское общество.
3. Военнотехнический потенциал странучастниц
войны
4. Военные действия на фронтах Первой мировой
войны. Состояние армии.
определить влияние модернизации на
нарастание международной напряжённости,
приведшей к Первой мировой войне;
выявить причины, характер, цели и планы стран
Антанты и Тройственного союза;
проанализировать и охарактеризовать боевые
действия в 19141918гг. ;
систематизировать материал о роли
Восточного фронта в войне. Общеобразовательный
аспект
Устанавливать причинноследственные связи в
создании военнополитических союзов;
Систематизировать историческую
информацию, представленную в
характеристиках военных действий русских
армий и армий союзников;
Раскрывать роль Восточного фронта в
Развивающий аспект
Воспитательный
аспект
поражении Германии и её союзников
Развитие навыков логического мышления, как
основы для выявления причинноследственных
связей
Правильно распределять время работы над
заданиями;
Сопоставлять цели и результаты
самостоятельной работы.
На героических примерах участников
войны развивать чувство
патриотизма;
Различать понятия: «войны
справедливые» и «несправедливые».
Объём освоения и уровень владения
компетенциями
осмысление событий, уроков Первой
мировой войны, её результатов;
развитие самосознания, позитивной
Планируемые образовательные результаты
Компоненты
культурно-
компетентностного
опыта
Коммуникативная
компетенция
Умеют: вступать в
речевое общение;
участвовать в
диалоге; работать с
документом;
взаимодействовать
с окружающими;
формулировать
вопросы; владеть
разными видами
речевой
деятельности
(монолог, диалог,
чтение, письмо)
процессами; формирование познавательных
интересов и интеллектуальных
способностей учащихся;
самооценки и самоуважения, готовности
открыто выражать и отстаивать свою
позицию, критичности к своим поступкам;
участникам военных конфликтов.
выявлять взаимосвязь между явлениями,
уважение к защитникам Отечества,
Личностные:
Метапредметные:
формулировать тезис, выражающий главный смысл документа; формирование
способности к самостоятельному
приобретению новых знаний и практических
умений;
выстраивать логическую цепочку
рассуждений, управлять своей
познавательной деятельностью, выявлять
позитивные и негативные факторы,
влияющие на качество выполнения задания.
умения
систематизировать
различных источников;
изучать
и
информацию из
Предметные:
развитие
освоение общих принципов постановки и
решения познавательных задач, выявления
причин исторических событий, объяснения
фактов;
рассматривать события Первой мировой
войны в динамике, определять её причины,
этапы и особенности протекания,
результаты
Получат возможность научиться: анализировать
источники о событиях на фронтах и в тылу,
раскрывать их информационные особенности и
ценность. Этапы
урока
Вре
-мя
3
мин
.
I
Мотив
ация к
учебн
ой
деяте
льност
и
Обучающ
ие и
развиваю
щие
компонен
ты
Подготов
ка
учащихся
к уроку.
Эмоциона
льная,
психолог
ическая и
мотиваци
онная
подготов
ка
учащихся
к
усвоению
изучаемо
го
материал
а.
Деятельность
учителя
Деятельност
ь учащихся
Слушают и
обсуждают
тему урока,
обсуждают
цели урока
и
самостоятел
ьно их
формулирую
т.
Создаёт условия
для
возникновения у
учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность,
уточняет
тематические
рамки. Проецируя
через проектор
высказывания А.И.
Солженицына и
П.Н. Милюкова о
Первой мировой
войне, организует
формулировку
темы и постановку
цели урока
учащимися.
Формы
организац
ии со
-взаимоде
йствия
Фронталь
ная,
групповая
Форм
ы
контр
оля
Запис
и в
тетра
ди
Универсальные
учебные
действия
Личностные:
понимают
необходимость
учения,
выраженного в
преобладании
учебно-
познавательных
мотивов и
предпочтении
социального
способа оценки
знаний.
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют
цели урока
после
предварительно
го обсуждения. 5
мин
.
II
Актуа
лизац
ия
знани
й
Беседа
по теме
«Мир
накануне
войны»
Прослуш
ивание
СД
«Первая
мировая
война»
Подводя итог
обсуждения,
учитель выводит
на экран план
урока и тот
уровень
компетенций,
которыми
овладеют
учащиеся на уроке
Вопросы:
1.Какой регион в
начале XX в.
получил название
«пороховой погреб
Европы»?
(Балканы)
2.Определите
даты следующих
событий:
а) русско-японская
война;
б) оформление
Тройственного
союза;
в) оформление
Тройственной
Антанты.
Фронталь
ная,
индивидуа
льная
Ответы на
вопросы.
Обосновани
е
собственной
позиции по
полученной
информации
Универсальные
учебные
действия:
Личностные:
мотивируют
свои действия,
проявляют
интерес к
новому
учебному
материалу.
Познавательны
е: строят
логическую
цепочку
рассуждений.
Устны
й
опрос
Работ
а со
сложн
ым
плано
м
Работ
а с
цитат
ами.
Позна
вател
ьная
задач
а 3. С какой
балканской
страной накануне
войны Россия
считала себя
связанной узами
дружбы более чем
с другими
странами?
(Сербией)
Прослушивание
СД «Первая
мировая война» (2
мин.)
Предложение
учителя
прокомментироват
ь полученную
информацию.
Слова учителя:
За 55 веков своего
существования,
человечество
жило в мире 300
лет. Земляне
участвовали в 14,5
тыс. военных
конфликтов, в
Работ
а с
докум
ентом ходе которых
погибло 3,6 млрд.
человек. Первая
мировая война
стала прологом
потрясений XX
века. В событиях
1914-1918 гг. –
истоки многих
процессов,
определивших
облик
современного
мира.
Даёт задание:
Используя учебник
и атлас,
сформулируйте
главные причины
войны. Что
явилось поводом к
войне?
Определите цели
участников войны.
Определите
характер войны,
исходя из целей
5
мин
.
Выполне
ние
задания.
Составле
ние
плана
ответа.
III
Изуче
ние
нового
матер
иала
Цели
и
планы
воюю
щих
сторон
Индивиду
альная и
работа в
парах.
Используя
учебник и
атлас,
сформулиру
йте главные
причины
войны. Что
явилось
поводом к
войне?
Определите
цели
участников
Устны
е
ответ
ы
Регулятивные
УУД:
Систематизиру
ют информацию
в виде плана;
планируют
решение
учебной задачи,
выстраивают
алгоритм
действий;
корректируют
деятельность войны.
Определите
характер
войны,
исходя из
целей
участников
войны.
Составить
сложный
план ответа
по теме
«Причины
первой
мировой
войны»
участников войны.
Задание А.
Фельдмаршал Х.
Мольтке
утверждал:
«Вечный мир – это
мечта, и даже
далеко не
прекрасная; война
же составляет
необходимый
элемент в жизни
общества. В войне
проявляются
высшие
добродетели
человека, которые
иначе дремлют и
гаснут». Как вы
считаете, прав ли
германский
фельдмаршал?
Задание Б
В начале той или
иной войны иногда
важную роль
играет случай.
Ещё английский
Познавательны
е:
ориентируются
в учебнике,
атласе;
осуществляют
поиск
необходимой
информации
для выполнения
заданий;
расширяют
имеющиеся
знания;
сопоставляют
источники
Коммуникативн
ые:
Оформляют
диалогические
высказывания,
обмениваются
мнениями,
слушают друг
друга,
аргументируют
свои точки
зрения на
Устны
е
ответ
ы 4
мин
.
Работа с
документ
ом
«Высочай
ший
манифест
»
Вступ
ление
России
в
войну.
Война
и
росси
йское
общес
тво.
2
мин
.
Решение
познават
ельной
адмирал Нельсон
говорил: «Кое-что
мы должны
оставлять на волю
случая». Этой же
точки зрения
придерживались
Ллойд-Джордж, У.
Черчилль.
Что было бы, если
бы сараевского
убийства не было?
Организует работу
с документом.
Вопросы к
документу:
- Кто подписал
данный
Манифест?
- Назовите
приводимые
автором любые
два объяснения,
вынудившие
перевести армию
и флот России на
военное
положение.
Групповая
,
индивидуа
льная
Давать
атрибуцию
документа.
Раскрывать
авторскую
оценку в
источнике
поставленные
вопросы
Регулятивные:
планируют
решение
учебной задачи,
выстраивают
алгоритм
действий;
корректируют
деятельность.
Личностные:
мотивируют
свои действия,
проявляют
интерес к
новому
учебному
материалу.
Регулятивные:
Формулировать
тезис,
выражающий
главный смысл
документа.
Устны
е
ответ Решая
задание,
высказываю
т
собственную
точку
зрения.
Давать
обоснование
собственной
позиции.
задачи
- Укажите
провозглашённую
Манифестом
задачу, вставшую
перед Россией
после объявления
войны Германией.
- Определите
причины
вступления в
войну, названные
в Манифесте.
Рассказ учителя о
вступлении России
в войну и об
отношении
российского
общества к войне.
Зачитывается
отрывок из
дневника Н.
Окунева,
рекомендуется
книга Я. Гашека о
бравом солдате
Швейке.
«В нашем
ы
Работ
а со
статис
тичес
кими
табли
цами
Работ
а с
карто
й и
тексто
м
учебн
ика.
Решен
ие
позна 2
мин
.
Задание
для
проверки
движении на
Запад будет уже
та хорошая
сторона, что наши
солдатики,
собранные со
всего лица
необъятной
страны, люди что
называется «от
сохи», на время
если даже и не
покроют себя
победной славой,
то хоть
понемножку
приобщаться к
западной
культуре, увидев
своими глазами,
как живут на
Западе, какие там
нивы, поля,
селения, дороги,
леса и города» (из
дневника Н.
Окунева)
Вопрос. Не
Решение
познаватель
ной задачи
Работа с
термином.
Индивиду
альная,
фронталь
ная
вател
ьного
задан
ия
Устны
е
ответ
ы
Познавательны
е:
воспроизводят
по памяти
информацию,
необходимую
для решения
учебной задачи.
Коммуникативн
ые: применяют кажется ли вам
странной столь
восторженная
оценка событий
1914 г?
«России война
была не нужна –
быстрое
культурное и
экономическое
развитие
обеспечивало по
всем прогнозам
самое блестящее
будущее. А разве
нужна была война
Франции, Сербии,
Австро-Венгрии?
Хотя воевать
именно тогда ни
одно
правительство не
собиралось,
европейские
страны всё глубже
втягивались в
конфликт. Но раз
уж Германия
Работа с
таблицам
и.
Таблица
№1
«Вооруже
ние
воюющих
стран».
Таблица
№2
«Прямые
военные
расходы»
. Таблица
№3
«Численн
ость
вооружён
ных сил»
Работа с
текстом
учебника
и
атласом.
4
мин
.
Военн
о-
техни
чески
й
потен
циал
стран-
участн
иц
войны.
12
мин
.
Военн
ые
дейст
вия на
фронт
Анализ
статистичес
ких данных.
правила
делового
сотрудничества
; сравнивают
разные точки
зрения.
Групповая
,
фронталь
ная
Групповая
,
индивидуа
льная
Метапредметны
е:
анализировать
статистические
данные, ах
Перво
й
миров
ой
войны.
Состо
яние
армии.
5
мин Обобщаю
щая
беседа
IV
Завер
шающ
ий
контр
Заполняют
таблицу
Отвечают на
вопросы
Решают
познаватель
ное
задание.
объявила войну,
всё русское
общество готово
было сражаться за
Родину.
Пацифистов в
1914 г. не было».
Подтвердите
фактами или
оспорьте
приведённую
выше точку
зрения
современного
предпринимателя
В. Неверова.
Кого называют
пацифистом?
Обучающимся
предлагаются
сравнительные
таблицы, на
основе которых
делается вывод о
готовности или
неготовности
России к войне (по
сравнению с
Фронталь
ная
применив метод
сравнительного
анализа,
проектировать
историческую
ситуацию.
Регулятивные:
Планируют
решение
учебной задачи.
Личностные:
мотивируют
свои действия,
проявляют
интерес к
новому
учебному
материалу.
Регулятивные:
Устанавливают
причинно-
следственные
связи и
зависимости
между
историческими
событиями.
Предметные: оль.
V
Итоги
урока.
Рефле
ксия.
Дом.
задан
ие
3
мин
Рефлекси
я
другими
странами)
Отвечают на
вопросы
Индивиду
альная
Составить
синхронистическу
ю таблицу
«Первая мировая
война»
Вопросы:
Выберите из
текста параграфа
факты,
объясняющие
причины
поражений
русской армии в
1915 г.
С помощью
словаря объясните
термины
Учащиеся
отвечают на
отдельных
листах.
Индивиду
альная
Записывают
домашнее
задание
Изложение
основных
событий войны,
используя
данные карты и
учебника.
Определять
смысл терминов
с помощью
словаря
Личностные:
Комментироват
ь с помощью
примеров точку
зрения
исторической
личности
Метапредметны
е:
Логически
строят
рассуждения, «позиционная
война», «военно-
стратегическая
инициатива»
Генерал А.А.
Брусилов считал,
что наступление
Юго-Западного
фронта в 1916 г.
«превзошло все
ожидания» и
фронт «выполнил
данную ему
задачу. Докажите
правильность
вывода
командующего.
Вопросы:
Можно ли было
предотвратить
Первую мировую
войну?
Почему война
1914-1918 гг. была
Отечественной
для русских
людей?
Почему война,
аргументирован
но излагают
мысли.
Предметные:
Определяют и
обосновывают
своё отношение
к оценкам
исторических
событий.
Личностные:
развивают
способность к
самооценке
Личностные:
Оценивают
собственную
учебную
деятельность.
Регулятивные:
Прогнозируют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого
материала которую стороны
планировали
завершить в
кратчайшие сроки,
приняла затяжной
характер?
Оцените свою
работу на уроке по
10- балльной
системе.
- Как я усвоил
новый материал?
- Что хотел бы
узнать по теме
урока?
- Ваше мнение об
уроке, Ваши
пожелания.
Объясняет
домашнее
задание.
Учебник, параграф
69.
Написать
сочинение об
одном из героев
Первой мировой
войны. Приложения
Высказывания общественных деятелей о Первой мировой
войне
А.И. Солженицын
«Я считаю Первую мировую войну величайшей трагедией
Европы. Война 1914-1918 гг. действительно подорвала силы
Европы, так что к прежнему здоровью уже Европа не
вернулась».
П.Н. Милюков
«Как принята была вообще в России война 1914 г.? Сказать
просто, что она была «популярна» было бы недостаточно».
Кто из общественных деятелей прав в оценке войны? Какую
тему мы будем изучать на уроке? По какому алгоритму мы
будем рассматривать войну?
Манифест
20 июля 1914 г. ...Следуя историческим своим заветам,
Россия, единая по вере и крови со славянскими народами,
никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным
единодушием и особой силой пробудились братские чувства
русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-
Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для
державного государства требования. Презрев уступчивый и
миролюбивый ответ сербского правительства, отвергнув
доброжелательное посредничество России, Австрия
поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв
бомбардировку беззащитного Белграда. Вынужденные, в
силу создавшихся условий, принять необходимые меры
предосторожности МЫ повелели привести армию и флот на
военное положение, но, дорожа кровью и достоянием НАШИХ
подданных, прилагали все усилия к мирному исходу
начавшихся переговоров. Среди дружественных сношений, союзная Австрии Германия вопреки НАШИМ надеждам на
вековое доброе соседство и не внемля заверению НАШЕМУ,
что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей,
стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в
этом требовании, внезапно объявила России войну. Ныне
предстоит уже не заступаться только за несправедливо
обиженную родственную НАМ страну, но оградить честь,
достоинство, целость России и положение ее среди великих
держав. МЫ непоколебимо верим, что на защиту Русской
Земли дружно и самоотверженно встанут все верные НАШИ
подданные. В грозный час испытаний да будут забыты все
внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение ЦАРЯ
с ЕГО народом и да отразит Россия... дерзкий натиск врага. С
глубокой верой в правоту НАШЕГО дела и смиренным
упованием на Всемогущий Промысел... Новое время. — 1914.
— 21 июля.
Вопросы к документу:
1)Кто подписал данный Манифест?
2) Назовите приводимые автором любые два объяснения,
вынудившие перевести армию и флот России на военное
положение.
3)Укажите провозглашённую Манифестом задачу, вставшую
перед Россией после объявления войны Германией.
4) Определите причины вступления в войну, названные в
Манифесте. Таблица №1. Вооружение воюющих сторон.
Гос
уда
рст
ва
Артил
лерий
ские
оруди
я
(тыс.)
4,0
Рос
сий
ска
я
имп
ери
я
Авс
тро
-
Вен
гри
я
Бри
тан
ска
я
имп
ери
я
Гер
ман
ска
я
имп
ери
я
Ита
лия
и
кол
они
и
СШ 1,0
2,0
2,0
7,5
Пуле
мёты(
тыс.
шт.)
Снаря
ды
(млн.
шт.)
Патро
ны
(млрд
. шт.)
Аэроп
ланы
(шт.)
4,1
6,0
2,8
150
Автом
обили
(тыс.
шт.)
Воен
ный
флот
(млн
. рег.
т.)
-------- 0,4
Винт
овки
(млн
шт.)
5,0
.
2,0
3,0
0,3
65
1,8
0,3
1,5
2,0
7,0
0,8
272
1,2
1,9
0,8
12,0
10,0
1,0
300
5,0
1,5
5,0
1,0
3,3
0,5
143
2,0
0,4
2,5
1,5
1,0
0,5
____
____
0,9
0,5 2,0
4,0
4,8
5,0
6,0
1,3
560
А и
кол
они
и
Фра
нци
я и
кол
они
и
Япо
нск
ая
имп
ери
я
Ми
р в
цел
ом
Таблица №2. Прямые военные расходы.
Государства
35,0
35,0
40,0
10,0
1500
2,0
0,5
--------
8,0
0,5
3,4
-------- 0,3
1,5
18,0
7,5
25,0
Всего (млн.
руб.)
826
Российская
империя
570
США и колонии
568
Франция и
колонии
729
Британская
империя
117
Японская
империя
265
Австро-Венгрия
925
Германская
империя
Италия и колонии 283
Мир в целом
5000
Таблица 3. Численность вооружённых сил.
Державы
На одного
жителя (руб.)
4,5
5,2
7,1
1,7
1,6
5,0
11,5
6,7
2,7
В строю (млн. чел.)
На одного
солдата
(руб.)
590
2850
710
1822
390
662
1156
566
833 Российская империя
Австро-Венгерская империя
Британская империя
Германская империя
Итальянские владения
Владения США
Французские владения
Японская империя
Мир в целом
1,4
0,4
0,4
0,8
0,5
0,2
0,8
0,3
6,0
Синхронистическая таблица «Первая мировая война»
Годы
1914
Дата
Август
1915
Май
1916
Май-
июль
События
Наступление
русских войск в
Восточной
Пруссии и
успешное
наступление в
Галиции против
Австро-Венгрии
Ряд поражений
России на
Восточном
фронте
Брусиловский
прорыв на Юго-
Западном
фронте.
1917
16(29)
июня –
15 (28)
июля
Наступление
русских войск.
Итоги
Русские войска в
Восточной Пруссии были
разбиты
Австро-германские
войска оккупировали
Галицию, Польшу,
Литву, часть Белоруссии
и Латвии.
Австрийская армия
потеряла 1,5 млн.
человек. Переброска
германских войск с
Западного фронта
позволила спасти
положение противника.
Русские потерпели
поражение. Одна из
причин - нарастание
антивоенных
настроений в армии.
Потери в войсках
составляли до 30 тыс.
убитыми, ранеными и
пленными. Поражение
на фронте привело к
июльскому политическому кризису
в Петрограде и
ослаблению
политических позиций
Временного
правительства.
Русские войска
оставили Ригу.
Наступление
германских войск
Выход России из войны.
Россия теряет Польшу,
Финляндию,
Прибалтику, Украину,
часть Белоруссии,
уступает Турции Карс,
Ардаган, Батум.
1917
1917
19
августа
(1
сентябр
я) – 24
августа
(6
сентябр
я)
ноябрь
1918
3 марта
Наступательная
операция
германских
войск,
предпринятая с
целью
овладения
Ригой.
Начало
переговоров
между Россией и
Германией по
вопросу
заключения
мира.
Заключение
Брестского мира
между Россией и
Германией.
1918
11
марта
Капитуляция
Германии.
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
План-конспект уро
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.