ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»
Оценка 4.8

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
информатика
8 кл
27.08.2017
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»
Цель: сформировать понятия файл, папка, имя файла, полное имя файла, путь к файлу, файловая система, расширение файла. Задачи: - ввести понятие определений «файл», «папка», «файловая система»; - изучить характеристики и свойства папок и файлов; - научить составлять дерево файловой системы; - научить правильно называть файлы и папки; - научить отслеживать путь по файловой системе.Файлы и файловая система
Файлы и файловая система.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система» ФИО  аттестуемого учителя Место работы (наименование ОУ) Класс Предмет Тема занятия Используемая образовательная система (методика, технология) Цели и задачи урока Оборудование урока Дидактические средства Мухаметзянова Лилия Ринатовна МБОУ «СОШ №45 с углубленным  изучением отдельных предметов» 8 Информатика и ИКТ Файл и файловая система Цель: сформировать понятия файл, папка,  имя файла, полное имя файла, путь к файлу, файловая система, расширение файла. Задачи:  ­ ввести понятие определений «файл»,  «папка», «файловая система»; ­ изучить характеристики и свойства папок и файлов; ­ научить составлять дерево файловой  системы; ­ научить правильно называть файлы и  папки; ­ научить отслеживать путь по файловой  системе.  Компьютер, интерактивная доска. Раздаточный материал. Использованная литература       Ход урока Этапы работы 1.Организационный момент,  включающий: • постановку цели, которая  должна быть достигнута  учащимися на данном этапе  урока (что должно быть  сделано учащимися, чтобы их  дальнейшая работа на уроке  была эффективной)  • определение целей и задач,  которых учитель хочет  достичь на данном этапе  урока; • описание методов организации работы учащихся  на начальном этапе урока,  настроя учеников на учебную деятельность,  предмет и тему  урока (с учетом реальных  особенностей класса, с  которым работает педагог) 2. Опрос учащихся по Содержание этапа (заполняется педагогом) Действия учителя 1. Организационный момент. Здравствуйте! Сегодняшняя тема урока: «Файлы и  файловая система» (слайд 1). На уроке вы  познакомитесь с понятиями файл, папка, файловая  система, имя файла, путь к файлу, научитесь  составлять дерево файловой системы, отслеживать  путь по файловой системе (слайд 2). Но в начале урока повторим общие принципы работы ЭВМ, выполнив тест, который включает 3 уровня  сложности,  а затем проверим д/р. Время 2 мин Действия ученика Записывают тему урока в  тетради. Знакомятся с целями и  задачами на урок. 2. Опрос учащихся по заданному на дом  Выполняют тест за ПК. 6 мин Заданному на дом  материалу, включающий:  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);  • определение целей и задач,  которые учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных  целей;  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с  которым работает педагог; • описание методов мотивирования материалу Тест: уровень «3»    1. К устройствам ввода или вывода относится  монитор? А) ввода Б) вывода 2. Является ли клавиатура устройством ввода  информации? А) да Б) нет 3. Является ли клавиатура устройством ввода  информации? А) да Б) нет 4. Устройство являющееся «мозгом» и  координирующим  центром компьютера. А) процессор Б) оперативная память В) долговременная память 5)Верно ли, что при отключении питания стирается  вся информация из ПЗУ? А) да Б) нет 6)Верно ли, что при отключении питания стирается  вся информация из ОЗУ? А) да Б) нет 7) Где хранится программа, которую в данный  момент обрабатывает процессор? (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;  • описание методов и Критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. А) ОЗУ Б) ПЗУ 8)Можно ли сделать запись в ПЗУ? А) да Б) нет 9) Верно ли утверждение, что работой процессора  управляет оперативная память? А) да Б) нет 10) Выберите  из нижеперечисленных набор  устройств, из которых можно собрать компьютер: А) процессор, память, клавиатура Б) процессор, память, дисплей, клавиатура, дисковод В) процессор, память, дисковод (в уровне «3» допускается 2 ошибки) уровень «4» 11)Для чего предназначена оперативная память  компьютера? А) Для ввода информации Б) Для обработки информации В) Для вывода информации Г) Для временного хранения информации Д) Для передачи информации Е) Для длительного хранения информации 12) Какое устройство предназначено для передачи  информации? А) Сканер Б) Принтер Г) Модем Д) Клавиатура Е) Процессор 13) Какие из устройств предназначены для ввода  информации? А) Сканер Б) Принтер Г) Модем Д) Дисплей Е) Процессор 14) Скорость работы компьютера зависит от: А) наличия или отсутствия подключенного принтера; Б) организации интерфейса ОС; В) тактовой частоты обработки информации в  процессоре Г) объема обрабатываемой информации Д) объема внешнего запоминающего устройства (в уровне «4» допускается 1 ошибка) уровень «5» 15) Магистрально­модульный принцип архитектуры  современных персональных компьютеров  подразумевает такую логическую организацию его  аппаратных компонент, при которой: А) каждое устройство связывается с другими  напрямую, а также через одну центральную  магистраль; Б) все они связываются друг с другом через  магистраль, включающую в себя шины данных,  адреса и управления; Учащиеся отвечают: в  долговременной (внешней)  памяти. 4 мин В) связь устройств друг с другом осуществляется  через центральный процессор, к которому они все  подключаются; Г) устройства связываются друг с другом в  определенной фиксированной последовательности  (кольцом); Д) каждое устройство связывается с другими  напрямую. (в уровне «5» ошибок не допускается) После выполнения теста учитель фиксирует  оценки поставленные программой. Далее учитель переходит к устному опросу:  давайте вспомним, где в компьютере хранится  информация?   давайте проверим как вы дома заполнили таблицу (учебник, стр.50 задание2.2.) учитель демонстрирует таблицу (слайд №3) Тип устройства Максимальная информационная емкость Опасные воздействия Жесткий магнитный диск CD­диск DVD­диск Flash­диск Учитель демонстрирует свой вариант ответа: Опасные воздействия Тип устройства Максимальная информационная Учащиеся озвучивают свои варианты ответов. Учащиеся сравнивают свои ответы с ответом учителя. Учащиеся отвечают: в виде программ и данных. 25 мин Записывают определение в  тетрадь Учащиеся сами приходят к выводу: из двух частей, емкость 3 Тбайт Жесткий магнитный диск CD­диск DVD­диск Flash­диск Неправильное отключение  А в каком виде представлена информация в  памяти компьютера. 700 Мбайт 4,7 Гб ­ 8Гб 128 Гбайт Удары Царапины Царапины Изучение нового  учебного материала.  Данный этап  предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед  учащимися (какой  результат должен быть  достигнут учащимися на  данном этапе урока);  • определение целей и  задач, которые ставит  перед собой учитель на  данном этапе урока;  • изложение основных положений нового  3. Изучение нового материала. (Учитель подводит итог к выше сказанному) Итак, все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. Файл – это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти. (Слайд №4) Примеры имен файлов: сочинение.doc, класс.bmp, компьютер.ppt (слайд 4)  На основании приведенных примеров учитель  задает вопрос: Из каких частей состоит имя файла? Учитель подводит итог: Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения (типа файла). (слайд №5) разделённых точкой:  собственно имени файла и  расширения (типа файла). Учащиеся слушают  учителя Учащиеся предлагают  варианты ответов. учебного материала,  который должен быть  освоен учащимися (на основе содержания  данного пункта эксперт  выносит суждение об  уровне владения  педагогом предметным  материалом); • описание  форм и методов  изложения(представления) нового учебного  материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальнойигруппово йдеятельностиучащихсясу четомособенностейкласса, в котором работает  педагог; • описание критериев определенияуровнявниман ияиинтересаучащихсякизл агаемомупедагогомучебно Также поясняет что, имя файлу дает пользователь, а расширение или тип файла задается той программой, в которой он создается. Имя файла может иметь до 255   символов,   причем   допускается   использование русского алфавита и пробелов. По   типу   файла   можно   судить   о   том,   какого   вида данные в нём содержатся: текст, графика, звук или программа. Давайте попробуем вместе заполнить таблицу типов файлов (слайд №6): Тип файла Расширение *.doc, *.txt *.bmp, *.jpg, *.gif *.avi, *.mpeg *.wav, *.mp3, *.mid *.bac, *.pas *.zip, *.rar *.exe или *.com *.sys, *.drv htm, html Учитель выбирает верный ответ учащегося и  записывает его в таблицу. Символы, которые не может содержать имя  файл: (слайд №7) Учащиеся выбирают  допустимые имена файлов. Объясняют, почему другие  имена нельзя задать файлу, исправьте ошибки.  Называют, используя  составленную выше  таблицу, тип каждого  файла. Учащиеся выполняют  задания на карточках (в  парах). муматериалу;  • описание методов  мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в  ходе освоения нового  учебного материала; /  \    : * ? « <  > | Задание 1: (слайд №8) Выберите допустимые имена файлов.  Объясните, почему другие имена нельзя задать  файлу, исправьте ошибки. Назовите, используя  составленную таблицу, тип каждого файла. IVAN*.DOC 1. 2. LIN?EXE 3. ПРИРОДА.ВМР 4. А.В.ТХТ 5. Рыбалка. 6. 8 «А» класс.jpg 7. Смешарики.avi 8.  mp3 Задание 2:  Карточка 1 предложите варианты имен и типов для  перечисленных ниже файлов.  Имя  Содержание Тип Имя файла Фото моей семьи Рецепт яблочного пирога Буклет «Моя школа»                   Открытое письмо Биллу Гейтсу BillG doc BillG.doc Желающий в классе  выходит к доске. Семейный альбом «Моя родословная» Репродукция картины Малевича «Черный  квадрат» Петиция директору школы об увеличении  числа уроков информатики Реферат по истории Реклама концерта рок­группы                               Остальные учащиеся  комментируют ответ  обучающегося. Карточка 1 Предложите варианты имен и типов для  перечисленных ниже файлов.  Содержание Имя файла Имя  Тип Фото моей семьи Рецепт яблочного пирога Буклет «Моя школа»                   Открытое письмо Биллу Гейтсу BillG doc BillG.doc Семейный альбом «Моя родословная» Репродукция картины Малевича  «Черный квадрат»     Петиция директору школы об  увеличении числа уроков информатики     Реферат по истории Реклама концерта рок­группы   Статья в журнал «Информатика и  образование»                       После выполнения задания 2 учитель собирает  карточки, которые проверит после урока. Задание 4: (задание подготовлено на интерактивной доске)  Учащиеся слушают.  Учащиеся записывают  определение в тетрадь. Учащиеся отвечают на  вопрос. На первом рисунке изображена простая  последовательность  файлов. На втором  сложная. Учащиеся приводят  примеры из предметов  биологии, истории,  химии… Ниже   указаны   имена   файлов.   Выбери   из   них имена текстовых файлов   графических файлов, программ. лето.bmp, сочинение.doc, мама.jpg, юра.wav, dog.txt, cat.jpg,   game.bmp,   boy.exe,   music.txt,   bоок.mpЗ, vopros.wav, box.exe, otvet.txt. Текстовые файлы Графические файлы Программы Ответы: leto.doc, dog.txt, music.txt, otvet.txt ­ текстовые; aaa.bmp, mama.jpg, cat.jpg, game.bmp ­ графические; boy.exe, box.exe ­ программы. Учитель координирует диалог учащихся. Файловая система.  На   каждом   носителе   информации   (жестком   или лазерном   диске)   может   храниться   большое количество   файлов.   Порядок   хранения   файлов   на диске   определяется   установленной   файловой системой. Файловая система  ­ это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.(слайд 14) Файлы  на диске можно хранить следующим образом (слайд 14): Чем отличается хранение файлов на 1­м рисунке от  хранения файлов на 2­м рисунке? Итак, файловые структуры  бывают одноуровневыми и многоуровневыми  (иерархическими). Одноуровневая файловая система – это простая  последовательность файлов. Многоуровневая (иерархическая) система  представляет собой систему вложенных папок. В  каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы. Где еще мы сталкиваемся с  одноуровневыми и  многоуровневыми системами? Учащиеся в каждой записи  называют корневой  каталог, вложенные папки,  имена файлов. Учащиеся выполняют  задание на интерактивной  доске и в тетради. диск Корневой каталог Основные элементы файловой системы Учащиеся выполняют  задание самостоятельно в  тетрадях, а затем после  выполнения задания  проверяют свои ответы с  ответами предложенными  учителем. каталоги подкаталоги Основные элементы файловой системы можно  представить в виде (слайд):   Учитель дает пояснения к слайду: Каждый диск  имеет логическое имя, обозначается латинской  буквой со знаком двоеточия: А: В: ­ гибкие диски, С:  D: Е: ­ жесткие, оптические диски. Папка   (каталог)   верхнего   уровня   для   диска является корневой папкой или каталогом, которая обозначается   добавлением   к   имени   диска наклоненной влево косой чертой \ (обратного слэша), например С:\. Для  того  чтобы найти  файл  в иерархической файловой   структуре   необходимо   указать   путь   к файлу. Путь   к   файлу  начинается   с   логического имени диска, затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых  содержится нужный  файл.  Имена  диска  и папок записываются через разделитель \.  Примеры полных имен файлов (слайд):  C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc  Учащиеся выполняют  задание на интерактивной  доске и в тетради. Учащиеся пишут диктант. После написания диктанта, C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc  C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc  C:\Рисунки\Закат.jpg  C:\Рисунки\ Зима.jpg Назовите   в   каждой   записи   корневой   каталог, вложенные папки, имена файлов. Задание 4: (задание подготовлено на интерактивной  доске)  Отдели имена файлов от имен папок Lettet.txt,   Book,   List.doc,   2012  год,   Windows.jpg, Windows, Dom.doc. Файлы                        Папки Ответ: файлы ­ Lettet.txt, List.doc, Windows.jpg, Dom.doc; папки ­ Book, 2012 год, Windows. Задание 5: (слайд) Записать полные имена всех файлов. сами себе ставят баллы в  зависимости от количества  правильных ответов: За каждый верный ответ  0,5 балла. Учащиеся выполняют  практическое задание.   После выполнения  практического задания  выставляют 1 балл за  каждый найденный файл. Учащиеся записывают  домашнее задание. Ответ (подготовлены на слайде): C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp C:\Мои документы\Доклад.doc Задание 6: (слайд) Постройте дерево каталогов (на интерактивной доске и в тетради) C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp C:\Мои документы\Доклад.doc Закрепление пройденного. Задание 7 (информационный диктант) (слайд 21) Верное предложение – 1, неверное – 0 1.  файл  –  это   данные,   хранящиеся   в   оперативной памяти. 2. каждый файл определяют следующие параметры – длина, ширина, объем. 3. На   тип   файла   указывает   его   расширение. 4. Объем файлов измеряется в Гц. 5. Расширение   файла   указывает   на   дату   и   время создания файла. 6. Внутри   одного   файла   могут   содержаться   другие файлы. 7. В имени файла нельзя использовать знак ?     цели Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной Учебной перед учащимися   (какой   результат должен быть Достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач,  которые ставит перед собой  учитель на данном этапе  урока; • описание форм и методов достижения поставленных 8.  Об   одноуровневой   файловой   системе   можно сказать,   что   каталог   диска   представляет   собой систему вложенных папок. 9. Логическое имя диска обозначается С: 10.  Имя файлу даёт операционная система. Практическая работа на компьютере (слайд) Найти файл по заданному пути (в виде дерева)  (задания на карточках следующего типа): C:\Document and Setting\Мои документы \  Рисунки \  Животные \ Тигр.bmp C:\ Document and Setting\Мои документы \  Рисунки\Животные\Лиса.bmp C:\ Document and Setting\Мои документы  \Рисунки\Компьютер\Мышь.bmp C:\Мои документы\Урок.doc C:\Мои документы\Урок\сочинение.doc Найденные файлы скопировать в свою папку. Домашнее задание. (слайд) Создайте свою файловую структуру и отобразите ее  в виде дерева каталогов. целей в ходе закрепления нового   учебного   материала   с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев,  позволяющих определить  степень усвоения учащимися  нового учебного материала; • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, часть   учащихся   не   освоила   новый учебный материал. что   Задание на дом,  включающее: • постановку целей Самостоятельной   работы   для учащихся (что должны сделать учащиеся   в   ходе   выполнения домашнего задания); •определение   целей,   которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и  разъяснение  учащимся критериев  успешного выполнения  домашнего задания.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Файлы и файловая система»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2017