План-конспект урока географии
5 класс
тема «Мировой океан и его части»
Разработала:
учитель географии
МКОУСОШ №66
Ефимова О.П.
2014
Урок по географии в 5 классе
Предмет: география
Уровень образования: основное общее образование
Тема: Мировой океан и его части
Тип урока: открытие нового знания
Форма проведения урока: путешествие
Участники: ученики 5 класса
Цель: сформировать представление о Мировом океане, его частях/
Задачи :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы,
Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;
Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность;оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,
развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Основные понятия :океан, море, залив. пролив, течения.
Ресурсы «География» 5 класс ЕМ. Домогацких, Э.Л. Введенский.; мультимедийное оборудование, атлас, контурная карта.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||
1 этап. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
|
- С добрым утром начат день. Первым делом гоним лень -Скажите, ребята, вы любите путешествовать? Так вот, сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда, узнаете немного позже. |
Приветствуют учителя,
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
|
Ф |
Личностные УУД установка на здоровый образ жизни; |
||||||||||||||||||
2 этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения.
3.Постановка учебной задачи
|
- Дети, когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний). Каких знаний? (Знаний о планете Земля и её оболочках) Вспомните, какие оболочки есть у планеты Земля? Прочитай на слайде, о какой оболочке идёт речь? (слайд 1) (гидросфера) Что входит в понятие гидросфера? Молодцы! У вас достаточный багаж знаний, и мы можем смело отправляться в путь. Для того чтобы наш путь был удачным нам понадобятся дополнительные знания о гидросфере. Ребята, а что мы еще не знаем о гидросфере? Что нам надо узнать? (Что такое мировой океан? Из чего он состоит? Сколько океанов на Земле и чем они отличаются?) Что вы можете узнать самостоятельно и с помощью чего? (с помощью карты) А что бы вы хотели узнать из сегодняшнего урока? Какая у нас сегодня на уроке задача? (Определение понятия мирового океана и его частей. Научиться охарактеризовать океаны и показывать их на карте) Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. (звуки шума моря и крик чаек). (слайд 2 ) Открываем глазки, итак, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан) Итак, какова же тема нашего урока? (Мировой океан). Что мы знаем о Мировом Океане? В океане есть моря, заливы, проливы. Что это такое по отношению к океану? (это его части) Уточняем тему нашего урока… (Мировой океан и его части) Записывают тему урока. |
Диалог с учителем
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации.
|
Ф |
Личностные УУД Формирование мотивационной основы учебной деятельности Познавательные УУД Формирование целостной картины мира Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу.
|
||||||||||||||||||
Слушают музыку. Целеполагание.
Работают с информацией, представленной учителем.
|
Ф
ф
|
Коммуникативные УУД умение находить несколько вариантов решения проблемы; Личностные УУД Формировать умение способности к саморазвитию
|
||||||||||||||||||||
4этап Открытие нового знания
5. Первичное закрепление с проговаривании ем во внешней речи
Поиск информации.
Физкультминутка
|
Ребята, в начале нашего урока я сказала, что сегодня мы отправляемся в заочное путешествие. Как вы думаете, где будет проходить наше путешествие? (По мировому океану) Путешествовать мы будем на 3х кораблях «Стремительный», «Неуловимый» «Непотопляемый» тремя командами. Дети, а как вы думаете, на нашей планете «Земля» больше суши или воды? (воды) Обратите внимание на диаграмму (слайд 2). Какое соотношение воды и суши на нашей планете? (¾ планеты - это вода361 млн. км.2) Ребята, мы можем, исходя из этого, поспорить по поводу названия нашей планеты, выдвинуть свою гипотезу названия. Подумайте, и через минуту капитан команды озвучит ваш вариант и его аргументирует. Как можно было бы назвать нашу планету? Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим? Посмотрите на карту океанов - это ваш помощник! (моря, заливы, проливы). А чтобы понять, откуда начнётся путешествие, отгадайте загадку. В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан) А что такое Мировой океан? Давайте сформулируем понятие. Вы посовещаетесь в команде, и 1 человек от команды озвучит ваш вариант. -Мировой океан - это какая оболочка? (водная оболочка) -Где она находится? (вокруг материков и островов) -Какая на вкус вода в океане? (соленая) - Она соленая на протяжении всего океана? (да) Делаем вывод: Мировой океан -это водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава. (слайд 3) -Сколько океанов на планете? (четыре) Перечислите их (Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический) Сейчас многие ученые выделяют еще и южный океан, который омывает Антарктиду, но пока идут споры ученых, мы с вами поговорим только о 4 океанах. Может быть, когда-нибудь в будущем один из вас приведет веские аргументы, и эти споры прекратятся. Учитель задает вопрос – почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски. Сейчас каждая команда будет плыть по одному из океанов и результаты своего путешествия будет заносить в таблицу. (слайд 4) После групповой работы капитан команды и его помошники сделают нам сообщение об исследуемом ими океане. «Стремительный» плывет в Тихий океан. «Неуловимый» - Индийский. «Непотопляемый» - Атлантический.
Слушаем сообщения об океанах и оцениваем ответы своих товарищей. Какой рассказ вам больше понравился и почему? -Итак, ребята, сколько всего океанов-4. Про какой океан мы забыли? А его описанием по плану вы займетесь дома. Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный? -А теперь откройте контурные карты и подпишите названия океанов. - А мы продолжаем путешествие. Отгадайте загадку и узнайте, какой следующий объект мы будем исследовать. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна- И горька и солона (Море) Давайте дадим определение понятию «Море» по командам кораблей. Высказывают свои предположения. Море – это… Давайте обсудим каждое определение. Посмотрите на слайд и прочтите правильное определение. ( слайд5) На слайде справа написаны названия водных объектов, выделите среди них моря по вашему мнению. -А кто знает, какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс. км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс.м) Показывает по карте. Отметили это море на контурных картах
Игра « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…»
-Куда же мы движемся дальше? Для этого вновь загадка. Он ведёт из моря в море Не широк - всего верста И в нём как в школьном коридоре, И шум, и звон и теснота. (пролив) (слайд6) Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив по командам.
Обсудим наши определения. На слайде прочитаем правильное. Справа на слайде названия водных объектов какие, по вашему мнению относятся к проливам? Отметим их на контурной карте. (-Самый широкий пролив - Дрейка, названный в честь капитана Ф.Дрейка, пролив разделяющий Африку и Евразию -Гибралтарский, Южную Америку и о. Огненная Земля – Магелланов) -А наше путешествие продолжается и вновь загадка. Он у моря - как язык Он берега лизать привык, И пляж в часы он вылизал на диво (залив) (слайд7)
Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив. Сравните с определением в учебнике.
Самый крупный залив - Бенгальский. Отметили его на карте. А чем отличается море от залива? (Залив всегда омывает берега суши, а море не всегда).
Ребята, в учебнике прочитайте пункт «Вода в океане». И каждая команда придумает как можно больше вопросов по этой теме. Вопросы запишите на листок. Затем капитан их озвучит, и на следующем уроке мы будем на них отвечать.
|
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Работа по диаграмме на слайде
Обосновывают название.
Отгадывают загадку
Дети выбирают наиболее понравившийся им вариант
Дети записывают определение в тетрадь.
Объединяются в группы. Представитель каждой группы показывает океан на карте, рассказывает о нём. Другие ребята добавляют.
Работа с атласом определяют самое глубокое место в океане. Работа в контурных картах.
Отгадывают загадку
Высказывают свои мнения, сравнивают с определением на слайде и выписывают в тетрадь
Работа в контурных картах. Взмахи руками, покачивания, изображение морских фигур.
Отгадывают загадку
Высказывают свои мнения, сравнивают с определением на слайде и выписывают в тетрадь. Работа в контурных.
Работа с атласом
Высказывают свои мнения, сравнивают с определением в учебнике и выписывают в тетрадь Работа в контурных картах.
Работа с атласом
Работают с текстом учебник |
г
и
г
ф
Г
Ф
И
И
Г
И
Г |
Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные УУД Извлечение необходимой информации.
Коммуникативные (умение работать в группе, слушать собеседника, выражать свои мысли)
Регулятивные УУД в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Познавательные УУД Выведение следствий и причино-следственных связей
Познавательные УУД Извлечение необходимой информации.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение
Регулятивные УУД: прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Смысловое чтение и извлечение необходимой информации. |
||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой |
Начертить схему состава Мирового океана по командам кораблей. (слайд8) -Ребята, един ли океан? (да) -Что вам было не понятно? _Что вас заинтересовало?
|
Высказывают своё мнения, приводят доводы. |
Г |
|
||||||||||||||||||
7этап включения нового знания в систему знаний и повторение |
Цифровой диктант, на «на слух» - ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0).(слайд9)
1. 2-й по величине океан- Индийский 2. Тихий океан –самый неспокойный и грозный 3. Самый маленький океан- Южный 4. Марианский желоб расположен в Тихом океане 5. Саргасово море_это море без берегов 6. Самый солёный Тихий океан 7. Узкое водное пространство, ограниченное берегами островов, материков -это залив 8. Самый широкий в мире пролив-Дрейка 9. Реки в океане -это течения Ответы:0101 100 11 Обменялись тетрадями и проверили друг друга. |
Воспринимают информацию. сообщаемую учителем.
Выполняют задания
письменно в тетради
Осуществляют: взаимопроверку; |
и |
Коммуникативные УУД умение отвечать на вопросы - умение спрашивать, - умение управлять |
||||||||||||||||||
8этап рефлексии |
Какую задачу на уроке мы ставили? Удалось ли её решить? Как мы оценим работу всего класса. Кому на уроке можно поставить «отлично»? Какое задание вызвало у вас затруднение? Над чем вам еще надо поработать? сегодня я узнал…(слайд 10) было интересно… было трудно… я приобрел… я научился… у меня получилось … я попробую… меня удивило… мне захотелось… Домашнее задание Параграф 18 каждому Кроссворд на тему «Мировой океан» по желанию Характеристика Северного Ледовитого океана по желанию По учебнику письменно задание №1 или №2 От теории к практике стр. 102 по желанию |
|
|
Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос
|
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая).
Детям на столы: 3 листа А4 на каждую группу по 1 листу для кластера «Мировой океан», листочки А4 – 3 штуки с таблицей «Характеристика океана».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.