План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
03.05.2019
План-конспект урока химии в 9 -м классе
по теме: «Соединения галогенов»
Джабраилова Х.Д
Структура урока
I.Ориентировочно-мотивационный блок (Предъявление темы, обоснование её актуальности, возбуждение интереса к ней). Вводная беседа, создание проблемной ситуации.
II. Информационный блок (Формирование стержневой проблемы, организация обсуждения по этапам, составление опорного конспекта.) III. Генерализация (Обобщение и систематизация результатов поиска и ответа на проблему, составление схем обобщающих поисковую деятельность )
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
9 кл.-Соединения галогенов.doc
Планконспект урока химии в 9 м классе
по теме: «Соединения галогенов»
Джабраилова Х.Д
Структура урока
I.Ориентировочномотивационный блок (Предъявление темы, обоснование её
актуальности, возбуждение интереса к ней). Вводная беседа, создание
проблемной ситуации.
II. Информационный блок (Формирование стержневой проблемы, организация
обсуждения по этапам, составление опорного конспекта.) III.
Генерализация (Обобщение и систематизация результатов поиска и ответа на
проблему, составление схем обобщающих поисковую деятельность )
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I.
Организационный момент 1 мин
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение
учебного материала.
II.
Актуализация знаний. 5 мин
подготовка к осознанному восприятию материала,
Цель этапа:
стимулирование познавательного интереса. Формулирование целей и задач
урока, ожидаемых результатов.
Экспресс опрос класса: ( Модуль «Строение атомов галогенов» )
∙ Какие элементы называются галогенами?
∙ Охарактеризуйте положение галогенов в Периодической системе
Д.И.Менделеева.
∙ Каково строение атомов галогенов?
∙ Какой из галогенов является самым электроотрицательным? ∙ Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличеним
порядкового номера?
∙ Охарактеризуйте химические свойства галогенов.
III. Информационный блок ( Модуль «Физические свойства галогенов и
способы получения ») 25 минут.
Тема нашего урока «Соединения галогенов». Открыли тетради, записываем
тему урока
Цель нашего урока: Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений
галогенов. Изучить качественные реакции на галогенидионы. Рассмотреть
свойства и применение важнейших соединений галогенов.
1.Физические свойства
Галогеноводороды, – Это едкие газы с резким запахом, хорошо раствормые в
воде: (HF, HCl, HBr,HI)
Получение хлороводорода: NaСl(тв) + Н2SО4(конц) = НСl
↑
+ КНSО
4
Галогеноводородные кислоты образуются при растворении галогеноводородов
в воде.
∙ Фтороводородная кислота ( плавиковая) HF.
∙ Хлороводородная кислота (соляная) HCl
∙ Бромоводородная кислота HBr.
∙ Йодоводородная кислота HI.
Оксокислоты:
∙ Хлорная – НСlO4 Сl2O7
∙ Хлорноватая – НСlO3 Сl2O5
∙ Хлористая – НСlO2 Сl2O3
∙ Хлорноватистая НСlO Сl2O. Задание: Определите степени окисления хлора в оксокислотах и оксидах.
Соли: Фториды. Хлориды, Йодиды. Бромиды.
AgNO3 + KCl = KNO3 + AgCl (Выпадение белого творожистого осадка)
2.История открытия галогенов:
Хлор 1774
г.
Иод 1811
г.
Бром 1826
г.
Фтор 1866
г.
“Хлорос” желтозеленый, открыл Шееле
“Иодэс” фиолетовый, открыл Куртуа. Любимый кот ученого
прыгнул на бутылки, содержащие золу морских водорослей в
спиртовом растворе и концентрированную серную кислоту.
Бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали
подниматься клубы синефиолетового пара, который и оказался
иодом.
“Бромос” зловонный, открыл Балар. Получен при
исследовании жидкости из растворенной в воде золы морских
водорослей (при пропускании через нее хлора).
“Фторос” разрушающий. Анри Муассан был удостоен
Нобелевской премии за открытие фтора. Однако, когда Муассан
докладывал Парижской академии наук о своем открытии, один
глаз его был закрыт черной повязкой. В истории фтора немало
трагических страниц.
3.Соединения галогенов:
Озоновый слой защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового
излучения. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает у
людей до 150тысяч дополнительных случаев слепоты изза катаракты, на 2,6 %
увеличивает число раковых заболеваний кожи. Установлено, что жесткий
ультрафиолетовый свет подавляет иммунную систему организма.
С начала1970х гг. хлорфторуглеводороды (ХФУ), используемые как
аэрозольные распылители и охлаждающие вещества (хладагенты), стали широко
распространяться в тропосфере, например CFCI3 (фреон 11) и CF2CI2 (фреон
12).
Фреон 12 – применяется в растворителях дезодорантах и спреях для волос. Это все привело к принятию более серьезных мер. Результатом симпозиума
программы ООН, по окружающей среде в 1987г., в Монреале стало подписание
31 страной Монреальского договора, по которому развитые страны согласились
сократить к 2000 г. производство ХФУ на 50%. Вслед за этим соглашением на
встречах в Хельсинки (1989) и Копенгагине (1992) условие Монреальского
договора стали более строгими, что привело к соглашению полностью запретить
производство ХФУ в развитых странах к 1996). На высоте 15 – 25 км над землей
находится озоновый слой атмосферы (его условная толщина при н.у. 3мм),
защищающий живые объекты от жесткого ультрафиолетового излучения.
Озоновый слой разрушают атомы хлора:
CI + O3 = CIO + O2
Один атом хлора уничтожает 100000 молекул O3 и может существовать до 300
лет.
Галогены и их соединения используются в науке и технике для приготовления
различных материалов.
Фтор применяют для синтеза фтороуглеродов фреонов (они используются
как хладоагенты и для распыления аэрозолей красок, лаков и т.д.), химически
стойких материалов тефлонов (CF2CF2). Фториды металлов
находят применение при изготовлении оптических элементов призм, фильтров,
волоконных проводов для оптоэлектронной связи.
Хлор используют при получении хлоридов металлов и неметаллов (например,
AlCl3 , FeCl3,, PCl3 и т.д.), соляной кислоты, различных хлорорганических
соединений: растворителей тетрахлорметана CCl4, трихлорэтилена CHClCCl2,
антисептиков и инсектицидов ДДТ (дихлородифенилтрихлорэтана),
лекарственных препаратов (хлоральгидрата снотворного, гексахлорафена
бактерицидного вещества), отбеливателей.
Бром и иод применяют в фотографии (галогениды серебра, свинца), при
получении присадок к бензину (С2H4Br2), ингибиторов воспламенения, в
галогенных лампах.
4 5.Галогены в природе. Получение галогенов. ( Модуль
соединения галогенов»
)
«Природные
Фторвстречается в природе в виде фторидов, например, флюорита CaF2.
Фтор получают электролизом расплавов фторидов щелочных металлов. В
лабораторных условиях фтор можно получить термолизом высших фторидов
некоторых металлов, например, 2CeF4 = 2CeF3 + F2 .
Хлор встречается в природе, в основном, в виде хлоридов. Например, известны
мощные залежи галита (NaCl), образовавшиеся при испарении соленых морей и
озер. Основным методом получения хлора из галита является электролиз
концентрированного раствора NaCl с диафрагмой, разделяющей катодное и
анодное пространства:
2NaCl + 2H2O
В лабораторных условиях хлор получают взаимодействием концентрированной
HCl с такими окислителями, как КMnO4 , а также MnO2, K2Cr2O7 и т.д.
16HCl + 2KMnO4 = Cl2 +2KCl +2MnCl2 + 8H2O.
Бром, содержащийся в морской воде и буровых водах в виде бромидов,
извлекают путем обработки реакционной смеси хлором при рН=3.5, чтобы
избежать образования солей оксокислот брома.
Аналогичным образом из буровых вод и золы, образующейся при сгорании
морских водорослей, выделяют иод.
В лаборатории бром и иод получают взаимодействием галогенидов с
окислителем (MnO2) в кислой среде, например:
MnO2 + 2H2SO4 + 2KI = I2 + MnSO4 + 2H2O + K2SO4..
Образующийся иод экстрагируют или отделяют перегонкой с водяным паром.
IV. Закрепление: Тест. Задания выполняются на листе индивидуальной
работы \ тестовая проверка знаний по теме “галогены”. (14 мин)
V. Домашнее задание. &19,
Творческое задание .Написать сочинение о роли соединений галогенов в
природе.
VI. Подведение итогов. Учитель оценивает учащихся, активно работающих на
уроке, собирает листы индивидуальной работы.
VII. Рефлексия (2 мин) Учитель: Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а
что нет? Почему? Оцените свою активность на уроке по пятибалльной системе.
(на столах имеются карточки с баллами).
Тест по теме: Галогены
1) Что общего в строении атомов
галогенов:
2) Как изменяется
электроотрицательность в группе: FCl
BrI
3) Галогены являются:
1) радиус атома 2)заряд ядра 3)число
электронов на внешнем слое
1) Уменьшается, 2)Увеличивается,
3)не изменяется.
1) окислителями 2)восстановителями
3)переходными элементами
1) NaCl (ТВ) и H2SO4 (рр)
4) Какими из попарно взятых веществ
можно воспользоваться для получения
хлороводорода:
5) Формула хлорноватистой кислоты:
6) Степень окисления хлора в хлорной
кислоте:
2) NaCl (рр) и H2SO4 (рр)
3) NaCl (ТВ) и H2SO4 (конц)
1) HClO 2) HClO2 3) HClO3
1 ) + 5, 2) +6, 3) +7
1) КСl, 2)АgNO3 , 3) ВаSO4
7) Различить галогеноводородные
кислоты и их соли
можно с помощью одного реактива: 8) Назовите жидкий галоген:
9) Хлор может вступать в реакцию с:
1) Хлор, 2) Йод, 3) Бром
1) Н2О, 2) N2 3)O2
Таблица ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Номер
вопроса
Вариант
ответа
План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»
План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»
План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»
План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»
План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»
План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»
План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.