План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»
Оценка 4.8

План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
химия
9 кл
03.05.2019
План-конспект урока химии в 9 -м классе  по теме: «Соединения галогенов»
План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов» Джабраилова Х.Д Структура урока I.Ориентировочно-мотивационный блок (Предъявление темы, обоснование её актуальности, возбуждение интереса к ней). Вводная беседа, создание проблемной ситуации. II. Информационный блок (Формирование стержневой проблемы, организация обсуждения по этапам, составление опорного конспекта.) III. Генерализация (Обобщение и систематизация результатов поиска и ответа на проблему, составление схем обобщающих поисковую деятельность ) IV. Рефлексия. V. Домашнее задание.
9 кл.-Соединения галогенов.doc
План­конспект урока химии в 9 ­м классе  по теме: «Соединения галогенов» Джабраилова Х.Д  Структура урока  I.Ориентировочно­мотивационный блок (Предъявление темы, обоснование её  актуальности, возбуждение интереса к ней). Вводная беседа, создание  проблемной ситуации. II. Информационный блок (Формирование стержневой проблемы, организация  обсуждения по этапам, составление опорного конспекта.)                III.  Генерализация (Обобщение и систематизация результатов поиска и ответа на  проблему, составление схем обобщающих поисковую деятельность ) IV. Рефлексия. V. Домашнее задание.                                                       Ход урока I. Организационный момент 1 мин Цель   этапа:  создание   положительного  эмоционального  настроя  на   усвоение учебного материала. II. Актуализация знаний.  5 мин   подготовка к осознанному восприятию материала,  Цель этапа:   стимулирование познавательного интереса.   Формулирование целей и задач  урока, ожидаемых результатов.                                                                                    Экспресс опрос класса: ( Модуль «Строение атомов галогенов» ) ∙        Какие элементы называются галогенами? ∙        Охарактеризуйте положение галогенов в Периодической системе  Д.И.Менделеева. ∙        Каково строение атомов галогенов? ∙        Какой из галогенов является самым электроотрицательным? ∙        Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличеним  порядкового номера? ∙        Охарактеризуйте химические свойства галогенов.   III. Информационный блок  ( Модуль «Физические свойства галогенов и способы получения ») 25 минут. Тема нашего урока ­  «Соединения галогенов». Открыли тетради, записываем  тему урока Цель нашего урока: Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.   Изучить   качественные   реакции   на   галогенид­ионы.   Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. 1.Физические свойства  Галогеноводороды, – Это едкие газы с резким запахом, хорошо раствормые в  воде:          (HF, HCl, HBr,HI) Получение хлороводорода: NaСl(тв) + Н2SО4(конц) = НСl ↑  + КНSО 4 Галогеноводородные кислоты образуются при растворении галогеноводородов  в воде. ∙        Фтороводородная   кислота ( плавиковая) HF. ∙        Хлороводородная кислота (соляная) HCl  ∙        Бромоводородная кислота HBr.  ∙        Йодоводородная кислота HI. Оксокислоты:  ∙        Хлорная –        НСlO4                   Сl2O7  ∙        Хлорноватая – НСlO3                   Сl2O5  ∙        Хлористая –      НСlO2                  Сl2O3  ∙        Хлорноватистая­ НСlO                 Сl2O. Задание: Определите степени окисления хлора в оксокислотах и оксидах. Соли: Фториды. Хлориды, Йодиды. Бромиды.  AgNO3 + KCl = KNO3 + AgCl (Выпадение белого творожистого осадка) 2.История открытия галогенов: Хлор 1774  г. Иод 1811  г. Бром 1826  г. Фтор 1866  г. “Хлорос” ­ желто­зеленый, открыл Шееле “Иодэс” ­ фиолетовый, открыл Куртуа. Любимый кот ученого  прыгнул на бутылки, содержащие золу морских водорослей в  спиртовом растворе и концентрированную серную кислоту.  Бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали  подниматься клубы сине­фиолетового пара, который и оказался  иодом.  “Бромос” ­ зловонный, открыл Балар. Получен при  исследовании жидкости из растворенной в воде золы морских  водорослей (при пропускании через нее хлора).  “Фторос” ­ разрушающий. Анри Муассан был удостоен  Нобелевской премии за открытие фтора. Однако, когда Муассан  докладывал Парижской академии наук о своем открытии, один  глаз его был закрыт черной повязкой. В истории фтора немало  трагических страниц. 3.Соединения галогенов:  Озоновый слой защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового  излучения. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает у  людей до 150тысяч дополнительных случаев слепоты из­за катаракты, на 2,6 %  увеличивает число раковых заболеваний кожи. Установлено, что жесткий  ультрафиолетовый свет подавляет иммунную систему организма. С начала1970­х гг. хлорфторуглеводороды (ХФУ), используемые как  аэрозольные распылители и охлаждающие вещества (хладагенты), стали широко  распространяться в тропосфере, например CFCI3 (фреон 11) и CF2CI2 (фреон  12). Фреон 12 – применяется в растворителях дезодорантах и спреях для волос. Это все привело к принятию более серьезных мер. Результатом симпозиума  программы ООН, по окружающей среде в 1987г., в Монреале стало подписание  31 страной Монреальского договора, по которому развитые страны согласились  сократить к 2000 г. производство ХФУ на 50%. Вслед за этим соглашением на  встречах в Хельсинки (1989) и Копенгагине (1992) условие Монреальского  договора стали более строгими, что привело к соглашению полностью запретить  производство ХФУ в развитых странах к 1996). На высоте 15 – 25 км над землей  находится озоновый слой атмосферы (его условная толщина при н.у. 3мм),  защищающий живые объекты от жесткого ультрафиолетового излучения.  Озоновый слой разрушают атомы хлора:  CI + O3 = CIO + O2 Один атом хлора уничтожает 100000 молекул O3 и может существовать до 300  лет. Галогены и их соединения используются в науке и технике для приготовления  различных материалов.     Фтор применяют для синтеза фтороуглеродов ­ фреонов (они используются  как хладоагенты и для распыления аэрозолей ­ красок, лаков и т.д.), химически  стойких материалов ­ тефлонов (­CF2­CF2­).                      Фториды металлов  находят применение при изготовлении оптических элементов ­ призм, фильтров, волоконных проводов для оптоэлектронной связи.       Хлор используют при получении хлоридов металлов и неметаллов (например, AlCl3 , FeCl3,, PCl3 и т.д.), соляной кислоты, различных хлорорганических  соединений: растворителей ­ тетрахлорметана CCl4, трихлорэтилена CHCl­CCl2,  антисептиков и инсектицидов ­ ДДТ (дихлородифенилтрихлорэтана),  лекарственных препаратов (хлоральгидрата ­ снотворного, гексахлорафена ­  бактерицидного вещества), отбеливателей.       Бром и иод применяют в фотографии (галогениды серебра, свинца), при  получении присадок к бензину (С2H4Br2), ингибиторов воспламенения, в  галогенных лампах. 4 ­5.Галогены в природе. Получение галогенов. ( Модуль  соединения галогенов»     )    «Природные  Фторвстречается в природе в виде фторидов, например, флюорита CaF2.  Фтор получают электролизом расплавов фторидов щелочных металлов.         В  лабораторных условиях фтор можно получить термолизом высших фторидов  некоторых металлов, например, 2CeF4 = 2CeF3 + F2 . Хлор встречается в природе, в основном, в виде хлоридов. Например, известны  мощные залежи галита (NaCl), образовавшиеся при испарении соленых морей и озер. Основным методом получения хлора из галита является электролиз  концентрированного раствора NaCl с диафрагмой, разделяющей катодное и  анодное пространства: 2NaCl + 2H2O  В лабораторных условиях хлор получают взаимодействием концентрированной  HCl с такими окислителями, как КMnO4 , а также MnO2, K2Cr2O7 и т.д. 16HCl + 2KMnO4 = Cl2 +2KCl +2MnCl2 + 8H2O. Бром, содержащийся в морской воде и буровых водах в виде бромидов,  извлекают путем обработки реакционной смеси хлором при рН=3.5, чтобы  избежать образования солей оксокислот брома. Аналогичным образом из буровых вод и золы, образующейся при сгорании  морских водорослей, выделяют иод. В лаборатории бром и иод получают взаимодействием галогенидов с  окислителем (MnO2) в кислой среде, например: MnO2 + 2H2SO4 + 2KI = I2 + MnSO4 + 2H2O + K2SO4.. Образующийся иод экстрагируют или отделяют перегонкой с водяным паром. IV. Закрепление: Тест. Задания выполняются на листе индивидуальной  работы \ тестовая проверка знаний по теме “галогены”.            (14 мин) V. Домашнее задание.  &19, Творческое задание .Написать сочинение о роли соединений галогенов в  природе. VI. Подведение итогов. Учитель оценивает учащихся, активно работающих на  уроке, собирает листы индивидуальной работы. VII. Рефлексия (2 мин) Учитель: Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а  что нет? Почему? Оцените свою активность на уроке по пятибалльной системе.  (на столах имеются карточки с баллами).                           Тест по теме: Галогены    1) Что общего в строении атомов  галогенов: 2) Как изменяется  электроотрицательность в группе: F­Cl­ Br­I 3) Галогены являются: 1) радиус атома 2)заряд ядра 3)число  электронов на внешнем слое 1) Уменьшается, 2)Увеличивается,  3)не изменяется. 1) окислителями 2)восстановителями  3)переходными элементами  1) NaCl (ТВ) и H2SO4 (р­р)  4) Какими из попарно взятых веществ  можно воспользоваться для получения  хлороводорода:  5) Формула хлорноватистой кислоты:  6) Степень окисления хлора в хлорной  кислоте:  2) NaCl (р­р) и H2SO4 (р­р) 3) NaCl (ТВ) и H2SO4 (конц) 1) HClO   2) HClO2  3) HClO3   1 ) + 5,       2) +6,     3) +7   1)  КСl,    2)АgNO3 , 3) ВаSO4  7) Различить галогеноводородные  кислоты и их соли можно с помощью одного реактива: 8) Назовите жидкий галоген:  9) Хлор может вступать в реакцию с:  1) Хлор, 2) Йод, 3) Бром 1) Н2О, 2) N2     3)O2  Таблица ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Номер  вопроса Вариант ответа

План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе  по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе  по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе  по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе  по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе  по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе  по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе по теме: «Соединения галогенов»

План-конспект урока химии в 9 -м классе  по теме: «Соединения галогенов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2019