План-конспект урока МХК по теме: "Вводный урок. Что изучает МХК?"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
МХК
8 кл
27.11.2018
План-конспект урока МХК по теме: "Вводный урок. Что изучает МХК?" посвящён первому уроку изучения новой дисциплины - Мировая художественная культура. В нм рассматриваются основные вопросы, нужные для понимания культуры и её форм, что важно для дальнейшего понимания предмета. В плане-конспекте чётко определены действия учителя и учеников во время урока. Структура плана-конспекта позволяет доходчиво и планомерно довести до учащихся понимание и значение таких понятий как "культура", "форма культуры", "материальная культура", "духовная культура", "художник", "художественная культура" и др.
План урока:
1. Знакомство с предметом «МХК»
2. Что такое культура?
3. Почему «мировая» художественная культура?
4. Кто такой художник?
5. Что такое МХК?
Цели и задачи:
Цели: изучить понятие «Мировая художественная культура»; усвоить значение терминов «культура», «материальная культура», «духовная культура», «художник», «художественная культура» и др.
Задачи: мотивировать учащихся на активную учебную деятельность по новому предмету; заинтересовать в получении новых знаний; активизировать исследовательскую деятельность через привлечение иллюстративного материала и дополнительной информации.
МХК. Вводный урок.docx
Планконспект урока МХК по теме:
«Вводный урок. Что изучает МХК?»
Учитель: Короткова Елизавета Романовна
План урока:
1. Знакомство с предметом «МХК»
2. Что такое культура?
3. Почему «мировая» художественная культура?
4. Кто такой художник?
5. Что такое МХК?
Цели и задачи:
Цели: изучить понятие «Мировая художественная культура»; усвоить
значение терминов «культура», «материальная культура», «духовная
культура», «художник», «художественная культура» и др.
Задачи: мотивировать учащихся на активную учебную деятельность по
новому предмету; заинтересовать в получении новых знаний; активизировать
исследовательскую деятельность через привлечение иллюстративного
материала и дополнительной информации.
Ход урока:
I. Орг. момент
Перекличка. Учитель отмечает отсутствующих учеников.
II. Актуализация знаний
(На слайд выводится портрет Антуана де СентЭкзюпери и его цитата:
«Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного и
того же корабля» (с) Антуан де СентЭкзюпери)
Учитель: Прежде чем мы перейдём к непосредственному изучению
новой темы, давайте обратим внимание на слайд. О чём говорит нам эта
цитата известного французского писателя?
(ответы учеников)
Учитель: Верно! Антуан де СентЭкзюпери хотел сказать нам о том,
что человечество едино. И его объединяет многое: планета, на которой мы все
живём, и которую должны всеми силами беречь и сохранять; а также наша
общая история, наше прошлое, которым мы дорожим и бережно передаём из
поколения в поколение. «Планета людей» хрупка и попрежнему хранит в себе много тайн и загадок. Каждый из народов, живших и живущих на Земле
понастоящему интересен и до конца не познан.
На уроках МХК – Мировой художественной культуры – мы с вами не
просто заглянем в мир человеческого культурного наследия, но и постараемся
понять его сущность через лучшие творения человечества. Приобщение к
культуре народов мира позволит лучше понять не только единство мировой
цивилизации, но и её своеобразие, характерные закономерности развития.
Тема нашего урока звучит так: «Вводный урок. Что изучает МХК?».
(запись темы в тетрадь)
III. Изучение нового материала
Учитель: Итак, сегодня мы должны узнать, что такое Мировая
художественная культура. Как вы думаете, что означает этот термин?
Выскажите своё мнение.
(Ответы учеников)
Учитель: Молодцы, ваши ответы близки к правильному определению.
Но прежде, чем понять, что такое мировая художественная культура, давайте
разложим этот термин на части. Произведём анализ каждого слова. И начнём
мы с культуры.
Что такое культура? Кто может дать наиболее понятное определение
культуры?
(ответы учеников)
Учитель: во всех ваших ответах есть чтото общее, что может подвести
нас к правильному определению.
Само слово «культура» имеет несколько десятков значений, и все они
правильны. На разных этапах человеческой истории «культура» понималась
поразному. Первоначально оно понималось как возделывание и обработка
почвы. То есть, ассоциировалась с земледельческим трудом. Затем этот
термин был перенесён римлянами на человека: он стал обозначать
образование и воспитание души. Римский мыслитель и оратор Цицерон
противопоставлял культуру, как умственную деятельность человека,
варварскому невежеству. У просветителей XVIII века «культура»
приравнивалась к «разумности» в общественном и политическом устройстве
общества, измерялась достижениями в области науки и искусства.
Итак, происходит термин «культура» от латинского Cultura (лат.) –
«возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание (опыта
прошлых поколений)». Давайте пометим это в ваших тетрадях.
(запись в тетрадях)
Учитель: Но давайте, всё же, выведем современное определение
термина культура. Перед вами различные определения культуры. Выберите
наиболее полное определение. Объясните, почему вы выбрали именно его. (На слайд выводятся определения «культуры»)
уровень, степень развития какойлибо сферы хозяйственной или
умственной деятельности;
наличие условий жизни,
соответствующих потребностям
просвещённого человека;
просвещённость, образованность, начитанность;
выращивание, культивирование какоголибо растения;
совокупность достижений человеческого общества в
производственной, общественной и духовной жизни.
(ответы учеников)
Учитель: Хорошо, а теперь давайте запишем определение, которым мы
будем оперировать на уроках МХК.
Культура – то, что создано людьми за всю историю человечества, все
материальные и духовные ценности.
(запись в тетради)
Учитель: А теперь, исходя из определения культуры, давайте с вами
подумаем, какие существуют формы культуры?
Ответы учеников: Культура духовная и культура материальная.
Учитель: А что же такое духовная культура? Как вы это понимаете?
(Ответы учеников)
Учитель: в сферу духовной культуры входит всё нематериальное
творение человечества. То, что мы не можем потрогать.
Духовная культура это совокупность нематериальных элементов:
нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы,
мифы, язык, знания, обычаи. Это – сфера человеческой деятельности,
охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.
Давайте постараемся привести примеры проявления духовной
культуры. Подумайте, что мы можем отнести к духовной культуре?
костюм,
Примеры: сказки, эпос разных народов, песни, книги, музыка, танцы,
традиции,
обряды,
философские
храм/церковь/мечеть/синагога,
тяпка/грабли/лопата, чайный сервиз, молитвы, законы.
религиозные
национальный
обычаи,
идеи,
(ответы учеников)
Учитель: А теперь нам нужно узнать, что же такое материальная
культура. Ведь, она является второй формой культуры. Как вы понимаете это
определение?
(ответы учеников)
Учитель: давайте запишем определение, которое вы видите на слайде:
Материальная культура – это совокупность физических объектов, созданных людьми. Это – предметы человеческого труда, результат которого
– вещи, артефакты.
(запись в тетрадь)
То есть, примерами материальной культуры могут стать искусственно
созданные человеком предметы. Они помогают ему приспосабливаться к
окружающей среде, адаптировать её под себя.
Теперь, чтобы лучше понять, как же могут сосуществовать две такие
разные формы культуры, обратимся к примерам материальной и духовной
культуры из жизни. Посмотрите на слайд (изображение – танцующие
люди/пара; свадьба; книги; диски). Что вы видите?
(ответы учеников)
Учитель: что из этого вы бы отнесли к духовной, а что к материальной
культуре?
Ответы учеников: материальная культура – костюмы танцоров;
духовная культура – танец.
Ответы учеников: материальная – свадебные костюмы, свадебные
украшения, посуда, мебель; духовная – свадебный обряд, церемония.
Ответы учеников:
материальная – книга;
духовная –
произведение/рассказ/стихи/сказки/народный фольклор/всё что угодно.
Ответы учеников:
материальная – диски;
духовная –
музыка/компьютерые игры/фильмы.
Учитель: Теперь нам нужно усвоить, почему же именно «мировая»
художественная культура – предмет нашего интереса? Как вы думаете, зачем
нужно изучать культуры разных народов?
(ответы учеников)
Учитель: у каждого народа есть своя культура, но эти культуры
взаимодействуют, взаимообогащаются. Теперь давайте зададимся вопросом, а
кто же такой художник? Почему культура «художественная»?
Художник – человек, занимающийся изобразительным искусством. В
более широком плане – деятель искусства. Это мастер художественного
творчества.
(запись в тетрадь)
А теперь давайте дадим определение художественной культуры. Что
такое художественная культура?
Художественная культура – это совокупность произведений,
литераторами,
созданных мастерами художественного творчества:
музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами.
(запись в тетради)
Это совокупность всех видов художественной деятельности, включая её
продукт и процесс. То есть, художественная культура – значит выраженная
посвоему, с авторским видением, совершенно отличным от других. А теперь пришло время дать определение МХК, собрав воедино все
наши знания, полученные на уроке.
Мировая художественная культура
это совокупность
художественных культур разных стран и народов мира на всех этапах истории
человечества.
(Запись в тетрадь)
IV. Заключение. Итоги урока
(1 вопрос – один ученик)
Подводя итоги урока, давайте ответим на следующие вопросы:
1. Что такое культура? Какие формы культуры вы знаете?
2. Как вы понимаете, что значит «мировая» культура?
3. Кто такой художник? Приведите примеры.
4. Перечислите проявления художественной культуры
5. Что такое мировая художественная культура?
6. Каково место культуры в жизни общества?
Составим синквейн сегодняшнего урока
первая строка – 1 слово (существительное);
вторая строка – 2 слова, прилагательные, описывающие основную
мысль;
третья строка – 3 слова, глаголы;
четвёртая строка – фраза из нескольких (обычно 4х) слов,
показывающая отношение к теме;
пятая строка – словорезюме или словосочетание, отражающее
сущность темы.
(запись синквейна в тетрадях)
V. Домашнее задание:
Откроем дневники. Запишем домашнее задание:
1. Повторить записи в тетради.
2. По желанию: составить кроссворд с максимальным количеством
слов и терминов по теме первого урока (не менее 5 слов).
Литература:
1. Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. 7—9 кл. :
учеб, для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. — 15е
изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013.
2. Сергеева Г. П. Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват.
учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. —
М.: Просвещение, 2009. 3. Вачьянц, А. М. Введение в мировую художественную культуру.
Вариации прекрасного [Текст] / А. М. Вачьянц. М. : Айрис
Пресс, 2010.
План-конспект урока МХК по теме: "Вводный урок. Что изучает МХК?"
План-конспект урока МХК по теме: "Вводный урок. Что изучает МХК?"
План-конспект урока МХК по теме: "Вводный урок. Что изучает МХК?"
План-конспект урока МХК по теме: "Вводный урок. Что изучает МХК?"
План-конспект урока МХК по теме: "Вводный урок. Что изучает МХК?"
План-конспект урока МХК по теме: "Вводный урок. Что изучает МХК?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.