Фотосинтез
Урок - эксперимент по биологии в 6 классе
Цели и задачи урока:
1. Образовательная цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи:
- познакомить с понятием «фотосинтез»;
- на основе опытов доказать, при каких условиях образуются органические вещества;
- сформулировать понятие «фотосинтез».
2. Развивающая цель:
- развивать логическое мышление;
- навыки самостоятельной работы;
- умение делать выводы из анализа результатов эксперимента.
Задачи:
- развивать умение выделять главное;
- развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы и обобщения;
- развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.
Фотосинтез
Урок эксперимент по биологии в 6 классе
Цели и задачи урока:
1. Образовательная цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его
значения для жизни на Земле.
Задачи:
познакомить с понятием «фотосинтез»;
на основе опытов доказать, при каких условиях образуются органические
вещества;
сформулировать понятие «фотосинтез».
2. Развивающая цель:
развивать логическое мышление;
навыки самостоятельной работы;
умение делать выводы из анализа результатов эксперимента.
Задачи:
развивать умение выделять главное;
развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы и
обобщения;
развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей
деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.
3. Воспитательная цель:
воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об
их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: учащиеся знакомятся со способом получения растением
веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания
фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических
веществ.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические
эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений,
фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе
изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при
обсуждении виртуального опыта, решение проблемных вопросов, работа в
тетради, работа в парах при составлении схемы, работа в группах.
Основные понятия урока: фотосинтез,
органические вещества.
Тип урока: изучение нового материала в форме урока эксперимента.
хлоропласты,
хлорофилл,
1Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя),
частичнопоисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный метод
(при решении проблемных заданий).
Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по
выполнению эксперимента,
выступления представителей групп с
результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение
проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний.
Педагогические технологии: исследование, проблемно развивающее
обучение, метод эвристических вопросов – «кто? что? где? чем? зачем?
как? когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической
беседы, информационные.
Оборудование урока: растения герань, колеус, герань, выдержанная в
темноте; лабораторное оборудование: спирт, чашка Петри, стакан с водой,
йод, спиртовая горелка или сухой спирт, пробирки; карточки – инструкции с
планом проведения экспериментов; ИОР.
1.
Мотивация к уроку
Ход урока
Эпиграф к уроку: «Единственным критерием истины является опыт»
Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный
лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного?
Леонардо да Винчи
2. Активизация знаний
Создание проблемной ситуации.
Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и представим себя
в лаборатории растения, где мы будем экспериментировать.
А исследовать сегодня мы будем листья – это своеобразные лаборатории, в
которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому
биологическому явлению существует всё живое на Земле. На этом уроке нам
предстоит узнать, где протекает этот процесс? Какие вещества
получаются в результате? И выяснить, что такое «фотосинтез».
Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Фотосинтез. Воздушное питание
растений» (Слайд 1)
Сегодня мы познакомимся с великой тайной растений и узнаем, как
растения связывают все живое на Земле с космосом. Выдающийся русский
ученыйботаник Климент Аркадьевич Тимирязев (18431920) первым доказал,
что благодаря растениям на Земле накапливается энергия Солнца. Доказав
это, К.А.Тимирязев назвал роль растений на Земле космической. Чтобы
убедиться в этом, вспомним о воздушном питании растений. (Слайд 2)
Любое питаниеэто получение живым организмом необходимых ему
веществ.
Мы с вами уже знаем, что у растения есть:
21) почвенное питаниеполучение растением при помощи корней водных
растворов минеральных веществ;
2) воздушное питаниеобразование в листьях питательных веществ.
(Слайд 3)
Ученые выяснили, что при воздушном питании в зеленых листьях
растений образуется крахмал. Давайте, мы с вами откроем дверь в нашу
лабораторию и проведем опыт, чтобы узнать, как это происходит. (Слайд 4)
3. Изучение нового материала
В виде исследовательской работы
1. Экспериментальная проверка:
Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как
его обнаружить?
Знаете ли вы, что существуют вещества – индикаторы, с помощью
которых можно точно узнать о наличии других определённых веществ.
Например: раствор йода помогает обнаружить органическое вещество –
крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе
клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает,
что лист не изменил свою окраску). Но ведь изменению окраски может мешать
зелёный цвет листа.
2. Работа в группах (Слайд 5)
Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием
Мы заранее заложили опыт и приготовили материалы для дальнейшей
работы: три стакана с кипятком, три плошки с теплым спиртом, флакончик с
йодом, пипетка, пинцет.
Задание 1 группы: вынимаем растение (Б) номер один из шкафа, аккуратно
срезаем лист и проводим опыт по инструктивной карточке;
Задание 2 группы: снимаем трафареты с листьев второго растения (А) и
аккуратно срезаем лист и проводим опыт по инструктивной карточке;
Задание 3 группы: перед вами комнатное растение колеус (С) (зелёную
окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету.
Объясните, на всей ли площади листа образуется органическое вещество
(крахмал) Учащиеся выполняют эксперименты в группах, делают схемы,
выводы и записывают в тетради.
3. Организация и обобщение информации
Каждая группа результаты эксперимента вносят в таблицу
Объект
Герань А
Вода t кип
Изменений
нет
Спирт t кип
Спирт окрашивается в
зеленоватый цвет, а листья
теряют свою окраску
(хлорофилл растворяется
в спирте)
Раствор йода
Синеет
тот
рисунок на листе,
который
находился
свету
на
3
Вывод
На свету в листьях
образуется
крахмалГерань Б
Изменений
нет
Колеус (С) Изменений
нет
Спирт окрашивается в
зеленоватый цвет, а листья
теряют свою окраску
(хлорофилл растворяется
в спирте)
Спирт окрашивается в
зеленоватый цвет, а листья
теряют свою окраску
(хлорофилл растворяется
в спирте)
Лист
окрашивается в
цвет раствора
В темноте в
листьях
образуется
крахмал
Края листа синеет На свету в листьях
хлоропластов
образуется
крахмал
Вывод: крахмал выдал себя в этом «следственном эксперименте» он
посинел
4. Работа в группах с микроскопом
Где же в клетках листа образуется крахмал?
Вы помните, что в нашей лаборатории есть прекрасный микроскоп?
Давайте с его помощью посмотрим на посиневший лист. Я думаю, что нам
удастся выяснить, что именно, что именно окрасилось синим. Так мы сможем
понять, где в клетках листа образуется крахмал.
Что такое? При взгляде в микроскоп просто рябит в глазах от какихто
синих точек. Так! Наведем четкость изображения.
Да это же посинели наши давние знакомые – хлоропласты. Какой вывод
мы можем сделать?
Вывод: крахмал образуется именно в хлоропластах. (Слайд 6)
Для образования крахмала в хлоропластах зеленых листьев необходим
углекислый газ и вода.
5. Формулирование выводов по итогам исследования:
В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные
результаты.Используя схему, попробуйте дать определение процесса
фотосинтеза. (Слайд 9, 10)
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из
углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч.
«фото» свет, «синтез» образование).
По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”.
Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?
Значение фотосинтеза:
1.В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых
организмов.
2.Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для
питания грибов, бактерий, животных и человека.
3.Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
4.Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа,
предотвращая перегрев Земли.
4 Великий русский ученый ботаник К.А.Тимирязев называл зеленый лист
великой фабрикой жизни. Сырьем для нее служит углекислый газ и вода,
двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут
погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха.
IV. Закрепление
Предлагаю вернуться к проблемному вопросу:
Где протекает этот процесс?
Какие вещества получаются в результате?
Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение.
V. Рефлексия
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый —
было интересно и понятно, желтый — встретились трудности, красный —
было трудно, много ошибок. Ученики наряжает дерево листьями.
Домашнее задание § 16 стр.91 задания для любознательных
Инструктивная карточка
Задание 1 группы:
вынимаем растение (Б) номер один из шкафа постоявшее в темноте;
аккуратно срезаем лист;
опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;
после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;
берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;
внести результаты в таблицу и сделать вывод
Инструктивная карточка
Задание 2 группы:
снимаем трафареты с листьев второго растения (А)постоявшее на свету
аккуратно срезаем лист;
опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;
после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;
берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;
внести результаты в таблицу и сделать вывод
Инструктивная карточка
Задание 3 группы:
перед вами комнатное растение колеус (С) зелёную окраску имеют
только края его листьев, постоявшее на свету.
аккуратно срезаем лист;
5 опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;
после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;
берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;
объясните, на всей ли площади листа образуется органическое вещество
(крахмал);
внести результаты в таблицу и сделать вывод
Раствор йода
Вода t кип
Спирт t кип
Каждая группа результаты эксперимента вносят в таблицу
Объект
Герань А
Герань Б
Колеус (С)
Каждая группа результаты эксперимента вносят в таблицу
Объект
Герань А
Герань Б
Колеус (С)
Вода t кип
Спирт t кип
Раствор йода
Вывод
Вывод
6