План-конспект урока по биологии (6 класс): Разработка урока "Фотосинтез" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фотосинтез Урок - эксперимент по биологии в 6 классе Цели и задачи урока: 1. Образовательная цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле. Задачи: - познакомить с понятием «фотосинтез»; - на основе опытов доказать, при каких условиях образуются органические вещества; - сформулировать понятие «фотосинтез». 2. Развивающая цель: - развивать логическое мышление; - навыки самостоятельной работы; - умение делать выводы из анализа результатов эксперимента. Задачи: - развивать умение выделять главное; - развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы и обобщения; - развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.
Иконка файла материала конспект.docx
Фотосинтез Урок ­ эксперимент по биологии в 6 классе Цели и задачи урока: 1. Образовательная цель: раскрыть сущность  процесса  фотосинтеза  и  его значения для жизни на Земле. Задачи: ­ познакомить с понятием «фотосинтез»; ­ на основе опытов доказать, при каких условиях образуются органические вещества; ­ сформулировать понятие «фотосинтез». 2. Развивающая цель:  ­ развивать логическое мышление; ­ навыки самостоятельной работы; ­ умение делать выводы из анализа результатов эксперимента. Задачи: ­ развивать умение выделять главное; ­   развивать   навыки   самостоятельной   работы,   умение   делать   выводы   и обобщения; ­   развивать   умение   работать   в   группе,   предъявлять   результаты   своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища. 3. Воспитательная цель:  ­ воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле. Планируемые результаты обучения. Предметные: учащиеся   знакомятся   со   способом   получения   растением веществ,   необходимых   для   питания,   из   воздуха;   с   условиями   протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ. Метапредметные: учащиеся   учатся   проводить   простейшие   биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов. Личностные: у   учащихся   формируется   научное   мировоззрение   на   основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений. Деятельность   учащихся: сотрудничество   с   одноклассниками   при обсуждении   виртуального   опыта,   решение   проблемных   вопросов,   работа   в тетради, работа в парах при составлении схемы, работа в группах. Основные   понятия   урока: фотосинтез, органические вещества. Тип урока: изучение нового материала в форме урока ­ эксперимента.   хлоропласты,   хлорофилл, 1Методы   обучения: репродуктивные   (вступительные   слова   учителя), частично­поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий). Формы   работы: вступительное   слово   учителя,   групповая   работа   по выполнению   эксперимента,   выступления   представителей   групп   с результатами   своей   познавательной   деятельности,   общее   обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний. Педагогические   технологии: исследование,   проблемно   ­   развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? ­ что? ­ где? ­ чем? ­ зачем? ­ как?   ­   когда?»   (словесная   формула   Цицерона),   элементы   эвристической беседы, информационные. Оборудование   урока: растения   герань,   колеус,   герань,   выдержанная   в темноте; лабораторное оборудование: спирт, чашка Петри, стакан с водой, йод, спиртовая горелка или сухой спирт, пробирки; карточки – инструкции с планом проведения экспериментов; ИОР. 1.  Мотивация к уроку Ход урока     Эпиграф к уроку: «Единственным критерием истины является опыт»             Природа любит загадывать загадки (учитель держит в руках зелёный лист растения). Вот обычный зелёный лист растения. Что в нем интересного?   Леонардо да Винчи 2. Активизация знаний Создание проблемной ситуации. Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и представим себя в лаборатории растения, где мы будем экспериментировать. А исследовать сегодня мы будем листья – это своеобразные лаборатории, в которых   на   свету   образуются   органические   вещества.   Благодаря   этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На этом уроке нам предстоит   узнать,   где   протекает   этот   процесс?   Какие   вещества получаются в результате?  И выяснить, что такое «фотосинтез».  Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе. Итак,   тема   сегодняшнего   урока:   «Фотосинтез.   Воздушное   питание растений» (Слайд 1) Сегодня мы познакомимся   с великой тайной растений и узнаем, как растения связывают все живое на Земле с космосом. Выдающийся русский ученый­ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев (1843­1920) первым доказал, что благодаря растениям на Земле накапливается энергия Солнца. Доказав это,   К.А.Тимирязев   назвал   роль   растений   на   Земле   космической.   Чтобы убедиться в этом, вспомним о воздушном питании растений. (Слайд 2) Любое   питание­это   получение   живым   организмом   необходимых   ему веществ. Мы с вами уже знаем, что у растения есть: 21) почвенное питание­получение растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ; 2) воздушное питание­образование в листьях питательных веществ. (Слайд 3) Ученые   выяснили,   что   при   воздушном   питании   в   зеленых   листьях растений   образуется   крахмал.   Давайте,   мы   с   вами   откроем   дверь   в   нашу лабораторию и проведем опыт, чтобы узнать, как это происходит. (Слайд 4) 3. Изучение нового материала В виде исследовательской работы 1. Экспериментальная проверка: Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить? Знаете   ли   вы,   что   существуют   вещества   – индикаторы,   с   помощью которых можно точно узнать о наличии других определённых веществ. Например:   раствор   йода   помогает   обнаружить   органическое   вещество   – крахмал (учитель демонстрирует изменение окраски раствора йода на срезе клубня картофеля, затем наносит раствор йода на лист герани и показывает, что лист не изменил свою окраску). Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа. 2. Работа в группах (Слайд 5) Учитель объединяет детей в группы и даёт карточки с заданием  Мы заранее заложили опыт и приготовили материалы для дальнейшей работы: три стакана с кипятком, три плошки с теплым спиртом, флакончик с йодом, пипетка, пинцет. Задание 1 группы: вынимаем растение (Б) номер один из шкафа, аккуратно срезаем лист и проводим опыт по инструктивной карточке; Задание 2 группы: снимаем трафареты с листьев второго растения (А) и аккуратно срезаем лист и проводим опыт по инструктивной карточке; Задание   3   группы: перед   вами   комнатное   растение   колеус   (С)   (зелёную окраску имеют только края его листьев), постоявшее на свету. Объясните,   на   всей   ли   площади   листа   образуется   органическое   вещество (крахмал)   Учащиеся   выполняют   эксперименты   в   группах,   делают   схемы, выводы и записывают в тетради. 3. Организация и обобщение информации Каждая группа результаты эксперимента  вносят в таблицу Объект Герань А   Вода t кип Изменений нет Спирт t кип Спирт   окрашивается   в зеленоватый цвет, а листья теряют   свою   окраску (хлорофилл   растворяется в спирте) Раствор йода Синеет тот рисунок на листе, который находился свету на   3 Вывод На свету в листьях образуется крахмалГерань Б Изменений нет Колеус (С) Изменений нет Спирт   окрашивается   в зеленоватый цвет, а листья теряют   свою   окраску (хлорофилл   растворяется в спирте) Спирт   окрашивается   в зеленоватый цвет, а листья теряют   свою   окраску (хлорофилл   растворяется в спирте) Лист окрашивается   в цвет раствора В   темноте   в листьях образуется крахмал Края листа синеет На свету в листьях хлоропластов образуется крахмал Вывод: крахмал   выдал   себя   в   этом   «следственном   эксперименте»   ­   он посинел 4. Работа в группах с микроскопом ­ Где же в клетках листа образуется крахмал? Вы   помните,   что   в   нашей   лаборатории   есть   прекрасный   микроскоп? Давайте с его помощью посмотрим на посиневший лист. Я думаю, что нам удастся выяснить, что именно, что именно окрасилось синим. Так мы сможем понять, где в клетках листа образуется крахмал. Что такое? При взгляде в микроскоп просто рябит в глазах от каких­то синих точек. Так! Наведем четкость изображения. Да это же посинели наши давние знакомые – хлоропласты. Какой вывод мы можем сделать? Вывод: крахмал образуется именно в хлоропластах. (Слайд 6) Для образования крахмала в хлоропластах зеленых листьев необходим углекислый газ и вода. 5. Формулирование выводов по итогам исследования: В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты.Используя   схему,   попробуйте   дать   определение   процесса фотосинтеза. (Слайд 9, 10) Фотосинтез –   процесс   образования   органических   веществ   из углекислого   газа   и   воды   при   участии   энергии   солнечного   света.   (от   греч. «фото» ­ свет, «синтез» ­ образование). По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”. ­ Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? Значение фотосинтеза: 1.В   результате   фотосинтеза   выделяется   кислород   для   дыхания   живых организмов. 2.Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека. 3.Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой 4.Растения   понижают   в   атмосфере   содержание   углекислого   газа, предотвращая перегрев Земли. 4­ Великий   русский   ученый   ботаник   К.А.Тимирязев   называл   зеленый   лист великой   фабрикой   жизни.  Сырьем  для  нее   служит   углекислый   газ  и  вода, двигателем – свет. Зеленые растения, постоянно выделяя кислород, не дадут погибнуть человечеству. А мы, должны заботиться о чистоте воздуха. IV. Закрепление ­ Предлагаю вернуться к проблемному вопросу: ­ Где протекает этот процесс? ­ Какие вещества получаются в результате?   Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение. V. Рефлексия Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — было интересно и понятно, желтый — встретились  трудности, красный — было трудно, много ошибок. Ученики наряжает дерево  листьями. Домашнее задание § 16 стр.91 задания для любознательных Инструктивная карточка   Задание 1 группы: вынимаем растение (Б) номер один из шкафа постоявшее в темноте; аккуратно срезаем лист;    опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;  после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;  берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;  внести результаты в таблицу и сделать вывод Инструктивная карточка   Задание 2 группы: снимаем трафареты с листьев второго растения (А)постоявшее на свету аккуратно срезаем лист;    опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;  после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;  берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;  внести результаты в таблицу и сделать вывод Инструктивная карточка   Задание 3 группы:  перед   вами   комнатное   растение   колеус   (С)   зелёную   окраску   имеют только края его листьев, постоявшее на свету. аккуратно срезаем лист;  5 опускаем лист в стакан с кипятком номер один на 3 минуты;  после этого переносим пинцетом лист в плошки со спиртом;  берем листья с пинцетом и погружаем их в слабый раствор йода;  объясните, на всей ли площади листа образуется органическое вещество (крахмал); внести результаты в таблицу и сделать вывод  Раствор йода Вода t кип Спирт t кип Каждая группа результаты эксперимента  вносят в таблицу Объект Герань А Герань Б Колеус (С) Каждая группа результаты эксперимента  вносят в таблицу Объект Герань А Герань Б Колеус (С) Вода t кип Спирт t кип Раствор йода Вывод Вывод 6