Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир.doc
МОУ Заворовская средняя общеобразовательная школа
План – конспект
урокапрактикума
по экологии
Тема: «Влияние хозяйственной
деятельности человека
на животный мир»
7 класс
Учитель: Нестерова
Лариса Анатольевна,
высшая квалификационная
категория Задачи:
1. Мобилизация и обобщение личного опыта ученика;
2. Самостоятельное проведение учащимися научных экспериментов;
3. Воспитание бережного отношения к окружающей среде…
Формы работы учащихся:
1. Самостоятельная работа с текстом.
2. Проведение эксперимента.
Подготовительный этап: (класс делится на 4 группы по 4 человека):
1. Текст «Морской биолог и нефтяной танкер» (4 экземпляра)
2. Для проведения эксперимента: керосин (бензин), растительное масло,
машинное масло, завинчивающаяся высокая банка, песок, бумажные
полотенца (салфетки), газеты, птичьи перья, вода, щетки.
3. Данный набор – на каждый стол (4 шт.)
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность
№
1. Устный опрос – 7 минут
Как вы думаете, что общего может быть у
морского биолога – ученого, изучающего
биологию океана, с танкером для
перевозки нефти? К сожалению, это не
очень приятное сочетание. Биологу
приходится вступать во «взаимоотношения»
с танкером, когда с ним случается авария и
миллионы тонн нефти выливаются в океан.
Нефть растекается по поверхности воды и
загрязняет все, включая птиц, плавающих на
поверхности океана в поисках пищи.
Тема нашего урока «Влияние
хозяйственной деятельности человека
учащихся
слайда
Отвечают на вопросы
учителя
№1 на животный мир»
На этом уроке вы узнаете (из газетного
сообщения) об аварии на танкере, и тех
последствиях, которые утечка нефти
вызвала в прибрежной зоне.
Читайте рассказ, останавливайтесь, когда
нужно, для проведения эксперимента.
Для этого вам понадобятся следующие
материалы: : керосин (бензин),
растительное масло, машинное масло,
завинчивающаяся высокая банка, песок,
бумажные полотенца (салфетки),
газеты, птичьи перья, вода.
Перед началом чтения ответьте на вопросы
и обсудите их с вашими товарищами по
группе:
1. Какое влияние, по вашему мнению,
утечка нефти окажет на океан?
2. Как вы думаете, можно ли спасти
животных, попавших на нефтяное
пятно?
3. Читали ли вы чтонибудь об утечке
нефти в океане? Если да, то, что вам
запомнилось?
2. Работа с текстом.
Супертанкер раскалывается на части у
берегов Северной Франции
(сообщение в газете)
Народ Франции очищает побережье
Бретани после четвертой по счету
крупной аварии танкера за последние 11
лет.
Танкер, везущий 230 тонн сырой легкой
нефти со Среднего Востока, пошел ко
дну, после того, как были остановлены
двигатели изза неполадок в механизме
управления. Сильные волны помешали
другим судам разгрузить танкер, и он
раскололся надвое в мелких прибрежных
водах Франции.
Состоялось совещание французского
правительства по вопросу о
Обсуждение
проблемы в группах.
№2
Работа с текстом.
№3
№4 предотвращении дальнейшей опасности
загрязнения берегов страны. Морскому
флоту было дано распоряжение издать
указ, запрещающий танкерам следовать
вдоль берега на расстоянии, меньше 7
миль.
Нефтяной танкер и морской биолог
(рассказ)
Я думаю, я обратил на него внимание
потому, что он был единственным
человеком на берегу, стоящим
неподвижно. Все остальные или
поднимали чтото, или чистили, или
переносили ведрами от кромки воды
вглубь берега. Он стоял спокойно и тихо,
его ноги утопали в грудах мертвых
улиток, его рука касалась колонии
моллюсковбереговичков, погибших на
прибрежных скалах. Я увидел, как он
наклонился, чтобы поднять одну хрупкую
раковинку из почерневшей кучи, и
попытался очистить ее рукавом свитера.
Потом я увидел, как он бросил раковинку
к ее уже мертвым и умирающим
собратьям и сердито посмотрел в
сторону моря. Там, в тумане, среди
бесконечных волн, похожий на
растерзанное морское чудовище, лежал
супертанкер. Его нефть растекалась по
волнам миля за милей. Весь берег был
покрыт толстым слоем черной грязи.
3. Биологический эксперимент
ИОТ
Добавьте небольшое количество
растительного масла в банку с водой.
Смешиваются ли эти жидкости?
Хорошо потрясите банку, поднесите к
свету и рассмотрите.
Запишите наблюдения.
Дайте постоять пробе некоторое
№5
№6
№7
№8
№9
Выполняют
биологический
эксперимент Работа с текстом.
время и посмотрите, не появился ли
осадок.
Что собралось на дне?
4. Работа с текстом.
(продолжение рассказа)
Этот человек – морской биолог. Его
работа – помочь определить ущерб,
нанесенный жизни моря в данном районе
распространением 66 млн. галлонов сырой
нефти, а также вести запись наблюдений
за процессом восстановления. Он знает,
что последствия будут значительные и
разнообразные. К счастью, массовой
гибели рыбы нет. Что касается устриц и
других морских животных, то, чтобы
определить, когда они снова станут
съедобными, нужно вести тщательное
наблюдение за снижением уровня
углеводородов нефти.
Он рассматривает берега, за 35 иль
вокруг места аварии, покрытые
мертвыми морскими ежами, створками
моллюсков, мертвыми улитками. В
данный момент его особенно интересует,
насколько большой вред нанесен морским
водорослям.
Население Бретани на севере Франции
возделывает прибрежную полосу моря
так же, как возделывают землю. Люди
выращивают и собирают морские
водоросли точно так же, как пшеницу и
кукурузу, а затем используют водоросли
для приготовления лекарств, в пищу, в
качестве удобрения. Биолог уверен, что
нынешний урожай водорослей
безнадежно пропал. Когда возродятся
популяции этих необходимых морских
водорослей?
Согласно полученным данным, морские
птицы также пострадали от нефти.
Более 5 тысяч мертвых птиц было
№ 10
№ 11
№ 12 Выполняют
биологический
эксперимент
№ 13
Работа с текстом.
№ 14
найдено на берегу, а сотни других
борются за жизнь в передвижных
птичьих госпиталях. Однако вид этих
покрытых нефтью птиц ужасен. Нефть и
морские птицы несовместимы друг с
другом.
5. Биологический эксперимент
ИОТ
Давайте, исследуем, какое действие
оказывает нефть на перья птиц и на песок.
Рассмотрите птичье перо. Обратите
внимание на его внешний вид и вес.
Покройте перо машинным маслом.
Теперь с помощью воды, бензина
(керосина) и щетки постарайтесь
очистить перо.
Удалось ли вам это?
Теперь покройте машинным маслом
песок. Найдите способ его очистки.
Какой метод вы использовали и
насколько успешно?
6. Работа с текстом.
(продолжение рассказа)
Морские птицы покрыты густым
слоем перьев. Их плотность
обеспечивает почти полную изоляцию
от холодной воды. Нефть разрушает
структуру перьев, и они больше не
защищают кожу птицы от
охлаждения. Вдобавок у птицы
нарушается способность плавать изза
отсутствия воздушной прослойки
между телом и перьями. В
результате птица глубже
погружается в воду и часто уже не
может больше добывать себе пищу.
Если птица не умирает от голода, то
рано или поздно она погибнет от
переохлаждения. Но несчастное
существо еще долго может плавать –
с сердцем, бьющемся в два раза чаще
для того, чтобы компенсировать № 15
№ 16
Ищут в тексте
ответы на вопросы
№ 17
потерю тепла. Может быть, конец
будет ускорен проглатыванием
некоторого количества нефти,
которая действует как яд.
Но если птица спасена, имеются ли у
нее шансы выжить? Биолог вынужден
покачать головой. В прошлом спасение
птиц не было успешным. Сейчас по
прежнему большинство спасательных
операций кончаются неудачно. Птицу
сначала чистят минеральным маслом,
затем сушат. Однако ее хрупкие
системы быстро не
восстанавливаются, и лишь немногие
птицы могут перенести чистку и плен.
В связи с этим биолог обеспокоен, что
технология очистки берега может
нанести экосистеме большой вред, чем
сама нефть. Не приведут ли, например,
действия водяного пара и очистка скал
и песка щетками к новым
биологическим проблемам?
Пройдет много времени, прежде чем
берег вернется к нормальной жизни.
Цена расплаты очень высока. И для
людей, и для растений, и для
животных.
Теперь, когда вы прочитали рассказ и
выполнили оба эксперимента, ответьте
на следующие вопросы:
1. Отметьте предложение, в котором
описывается работа морского
биолога.
2. Подчеркните названия растений,
животных, которые были
повреждены или убиты нефтью.
3. Отметьте предложения, в которых
говорится о значении морских
водорослей и о том, что им
нанесен серьезный ущерб.
4. Во втором абзаце газетного
сообщения описаны условия, при которых кораблю пошел ко дну.
Каково была причина его гибели?
Какие новые проблемы могут
возникнуть в результате
проведения операций по очистке
берега от разлившейся нефти?
5. Как вы думаете, что могли люди
поднимать, чистить и переносить в
безопасное место на берегу?
7. Рефлексия.
Участвуют в
подведении итогов
урока
№ 18
План-конспект урока по биологии (экологии) "Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир"
План-конспект урока по биологии (экологии) "Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир"
План-конспект урока по биологии (экологии) "Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир"
План-конспект урока по биологии (экологии) "Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир"
План-конспект урока по биологии (экологии) "Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир"
План-конспект урока по биологии (экологии) "Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир"
План-конспект урока по биологии (экологии) "Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир"
План-конспект урока по биологии (экологии) "Влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.