План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)
Оценка 4.9

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
6 кл
28.06.2019
План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)
Данная разработка урока предполагает, что к окончанию урока учащиеся будут владеть следующими умениями: давать определение понятию «гидросфера»; называть и показывать основные части гидросферы и Мирового океана; иметь представление о температуре и солёности океанических вод. Тип занятия – изучения нового материала, в виде урока-путешествия. Развивает умения анализировать карты, выделять главное, обобщать и делать выводы, составлять СЛС, работать с контурными картами. Использовались методы: наглядно-иллюстративный, репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
План-конспект урока Гидросфера. Мировой океан и его части. Орлова.docx
Урок по географии в 6 классе Гидросфера. Мировой океан и его части Цель:  предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут владеть следующими умениями:   давать   определение   понятию   «гидросфера»;   называть   и   показывать   основные части  гидросферы   и  Мирового   океана;  иметь  представление   о  температуре  и   солёности океанических вод. Задачи:   создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки. развивать  умения   анализировать   карты,   выделять   главное,   обобщать   и   делать выводы,   составлять   СЛС,   продолжить   развитие   навыков   работы   с   контурными картами;  воспитывать коммуникативные навыки, любознательность и умения взаимодействия  внимательность,   сосредоточенность,   умение   работать в   группе   (парах), самостоятельно.  Тип занятия –  изучения нового материала, урок­путешествие Методы   обучения  ­  наглядно­иллюстративный,   репродуктивный;   частично­поисковый, исследовательский Формы   организации   учебной   деятельности: фронтальная,   индивидуальная,   работа   в парах, групповая  Оборудование и средства обучения: : физическая карта мира, атласы, контурные карты (маршрутный   лист),   учебник,   проектор,   компьютерная   презентация,   справочно   – информационный материал, карточки с заданиями, оборудование для демонстрационного опыта I. Организационный момент Приветствие, психологический настрой. ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Здравствуйте,   ребята.   Я   рада   приветствовать   вас.   Наш  сегодняшний   урок   будет немножко необычным, в виде путешествия. И мне очень хочется, чтобы вы показали себя на нем необычайно умными, наблюдательными, внимательными, талантливыми, дружными, дисциплинированными и воспитанными людьми. Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Думаю, что сегодняшний урок  позволит нам подняться в знаниях на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно –  я помогу.  Проверка подготовленности учащихся к уроку. Проверьте вашу готовность к уроку: учебник, атлас, контурные карты, дневник,  тетрадь, ручки и карандаши. На уроке вам предстоит работать в группах, в парах,  индивидуально. У каждого на парте лежит маршрутный лист, в котором вы будете  выставлять себе баллы за выполненные задания. Итак, приступаем к работе. II. Целемотивационный этап Слайд 1. Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на занятии. Под звуки  воды (запись) С горы, сбегая без труда, Она гремит как гром. В морозный день она тверда ­ Руби хоть топором! Нагрей её ­ и к небесам  Она взлетит тогда! Теперь ты мне ответишь сам  Зовут ее …    Слайд 2. (Вода – это самое распространённое вещество на нашей планете) Интересные факты про воду:  для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5 л  воды в сутки (а за 70 лет — почти 65 т); в человеческом организме среднего веса около 5 ведер воды. человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма.  наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг — около 80%, и даже в костях от 15 до   20% воды. тело медузы состоит из 90 % воды             А вот в одной Африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной  стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый  рассказ!          А можно ли ходить по воде? Посмотрите в окно (Можно, когда она в виде снега)     Слайд 3. И так тема нашего урока «Гидросфера. Мировой океан и его части»           Откройте свои тетради запишите тему урока.  Слайд 4. Какова будет цель нашего занятия?     изучить понятие гидросфера, и её состав; познакомиться с Мировым океаном и его составными частями; называть и показывать на карте составные части Мирового океана (моря, заливы,  проливы); сформировать представление о температуре и солёности океанических вод; III. Актуализация знаний Слайд 5. Цитата: « Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты ­  сама жизнь. Ты – самое   большое   богатство   на   Земле!»  Антуан   де   Сент­Экзюпери  (фр.   писатель, лётчик) Сегодня мы продолжаем изучение оболочек Земли.     Какие оболочки Земли мы уже изучили?  (литосфера, атмосфера)  Что вы помните и знаете о гидросфере из курса «Человек и мир»?  Что называется гидросферой? (водная оболочка Земли)  В   каких   агрегатных   состояниях   может   находиться   вода?   Приведите   примеры каждого состояния? Слайд 6. Где встречается вода в природе?  При каких условиях происходит переход воды из одного состояние в другое?   Какими свойствами обладает вода? Слайд 7.  Что нагревается быстрее – вода или суша? (суша)  Быстро ли вода отдаёт тепло, остывает? Почему? (вода нагревается и остывает медленнее,   чем   суша,   из­за   большой   теплоёмкости   –   большей   способности поглощать тепло)  Как вы думаете, почему морскую воду называют «жидкая руда»? (в морской воде содержится около 80 элементов)  Какую роль играет вода в жизни человека, в природе? (использование воды: в быту, промышленности,   с/х,   выработка   электроэнергии   рыболовство,   перевозка пассажиров и грузов, место отдыха и занятий спортом)          III. Изучение нового материала БЛОК 1. СОСТАВ ГИДРОСФЕРЫ Задание 1. Используя текст учебного пособия на с. 123 и полученные знания о гидросфере  с курса «Человек и мир» составить СЛС «Состав гидросферы» (индивидуальная работа учащихся) Слайд 8 Воды Мирового океана Моря Заливы проливы СОСТАВ ГИДРОСФЕРЫ Воды суши Реки Озёра Болота Ледники Подземные воды Многолетняя мерзлота Вода в атмосфере Облака Дождь Снег Град Туман Проверка выполненного задания № 1 (выставление баллов в маршрутный лист – 4 балла) Слайд 9 Состав гидросферы Океаны – 96,4% Ледники ­1,86% Реки, озёра, болота, пары атмосферы, почвенная влага – 0,06% Подземные воды – 1,68% Круговорот воды  Слайд 10 БЛОК 2. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ МИРОВОГО ОКЕАНА Вопросы:  Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)  Давайте внимательно посмотрим на физическую карту полушарий. Какой цвет здесь преобладает?   Слайд 11. Каким цветом светиться планета Земля в бездонном космическом  пространстве?( голубым ­ это воды мирового океана придают нашей планете  такой цвет)  Слайд 12. Какую часть поверхности земли занимает Мировой океан? (71%)  Что же называется Мировым океаном? (непрерывное водное простр­во вне суши)  Какова площадь Мирового океана? (361 млн. км 2)  Какова средняя глубина Мирового океана? (3800 м)  Какова максимальная глубина Мирового океана? (11 022 м)  Докажите, что гидросфера – единая водная оболочка Земли? Задание 2. Используя текст учебного пособия на с. 124 ­ 125 составьте СЛХ «Мировой  океан и его части» (групповая  работа учащихся) Слайд 13. Океан – непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и  обладающая общностью солевого состава Море – обособленная участками суши или поднятиями дна часть океана, отличающаяся  своими природными условиями Залив – глубоко впадающая в сушу часть океана, имеющая с ним свободный водообмен Пролив – узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее  отдельные участки Мирового океана Проверка выполненного задания № 2 (выставление баллов в маршрутный лист – 6 баллов) Задание 3. Выполните следующие задания (парная  работа учащихся) 1. О каком океане идёт речь.  Самый большой, глубокий. Омывает западные берега  материков Северной и Южной Америки, восточные берега Евразии, Австралии и  берега Антарктиды Тихий океан 2. Определите по «Физической карте мира» атласа, какими по расположению  являются Красное и Средиземное моря внутренними морями 3. Используя «Физическую карту полушарий» определите географический объект по  географическим координатам 150с.ш. 900в.д. Бенгальский залив 4. Определите по «Физической карте мира» атласа пролив разделяющий Африку и о.  Мадагаскар  Мозамбикский пролив Задание 3. Выполните следующие задания (парная  работа учащихся) 1. О каком океане идёт речь.  Второй по величине, омывает части света на западе –  Америку, на востоке Европу и Африку и Антарктиду Атлантический океан 2. Определите по «Физической карте мира» атласа, какими по расположению  являются Аравийское и Берингово моря окраинные моря 3. Используя «Физическую карту полушарий» определите географический объект по  географическим координатам 250с.ш. 900з.д. Мексиканский залив 4. Определите по «Физической карте мира» атласа пролив, разделяющий Южную  Америку и Антарктиду пролив Дрейка Задание 3. Выполните следующие задания (парная  работа учащихся) 1. О каком океане идёт речь.  Занимает третье место по площади, омывает Евразию,  Австралию, Антарктиду и Африку Индийский океан 2. Определите по «Физической карте мира» атласа, какими по расположению  являются Чёрное и Балтийское моря внутренние моря 3. Используя «Физическую карту полушарий» определите географический объект по  географическим координатам 30с.ш. 00д. Гвинейский залив 4. Определите по «Физической карте мира» атласа пролив, разделяющий Южную  Америку и о. Огненная Земля Магелланов пролив Задание 3. Выполните следующие задания (парная  работа учащихся) 1. О каком океане идёт речь.  Самый маленький, самый холодный. Имеет форму,  близкую к кругу, практически всегда покрыт льдами, омывает лишь два материка.  Северный Ледовитый океан 2. Определите по «Физической карте мира» атласа, какими по расположению  являются Баренцево и Гренландское моря окраинные моря 3. Используя «Физическую карту полушарий» определите географический объект по  географическим координатам 350ю.ш. 1300в.д. Большой Австралийский залив 4. Определите по «Физической карте мира» атласа пролив разделяющий Европу и  Африку Гибралтарский пролив Проверка выполненного задания № 3 (выставление баллов в маршрутный лист – 8 баллов) ФИЗКУЛЬМИНУТКА Задание 4. Показать на физической карте географические рекорды гидросферы  (индивидуальная работа учащихся) Самый большой океан – Тихий океан Наибольшая глубина Мирового океана – Марианская впадина Самое большое и глубокое море – Филиппинское море Самое мелкое море – Азовское Самое маленькое море – Мраморное Самое тёплое и солёное море – Красное море Самый широкий пролив – пролив Дрейка Самая длинная река – река Амазонка Самый высокий водопад – водопад Анхель Самое большое озеро – Каспийское море Самое глубокое озеро – озеро Байкал Самое большое болото – Васюганское болото Самый крупный артезианский бассейн – Западно­Сибирский бассейн Самый крупный шельфовый ледник – ледник Росса Самый большой залив – Бенгальский залив Самый длинный пролив – Мозамбикский пролив Задания № 4. Назвать и показать объекты на карте (выставление баллов в маршрутный лист – 2 балла) БЛОК 3. СОЛЁНОСТЬ ОКЕАНИЧЕСКИХ ВОД (объяснение учителя) Исследование 1.Что такое солёность? В каких единицах она измеряется? Чем отличается океаническая вода от обычной воды? Она солёная.  Демонстрационный опыт.  Оборудование: 2 прозрачные колбы большого объёма, вода, кусочек яблока, картофелина,  яйцо, соль, стакан. Ход работы: 1) Налить в прозрачную колбу воду. 2) Осторожно опустить в воду все перечисленные предметы. 3) Взять стакан с водой, растворить в нем 2 столовые ложки соли. 4) Опустить в раствор те предметы, которые утонули в первом. Почему   во   втором   случае   не   утонули   те   предметы,   которые   утонули   в   первом. Потому что вода во втором случае более плотная, в ней растворена соль. Изменяется ли плотность воды в зависимости от того сколько в ней соли? Чем больше соли, тем более плотная вода. Соленость – это одно из свойств океанической воды. Кто был на море, вспомните, какой вкус имеет морская вода?  (Горько­солёный)  Слайд 14. Океаническая вода – это раствор различных веществ. В ней содержится      80 химических элементов. Натрий и хлор, образующие поваренную соль, составляют 77,8% всех растворенных в океанической воде веществ. Поэтому морская вода соленая, а горечь морской воде придают соли магния. Чтобы наглядно представить себе, насколько велика эта   масса,   можно   привести   такое   сравнение.   Если   всю   морскую   соль   в   сухом   виде распределить по поверхности всей суши планеты, то на ней появится слой толщиной в 150м.          Вода – уникальный растворитель. В природе практически нет воды, не содержащей  Что   такое   соленость?  Солёность   –   количество   солей, нерастворенных   веществ. растворённых в 1 кг воды       Соленость выражают в промилле – тысячных долях числа – и обозначают значком 0/00. Средняя соленость Мирового океана 350/00. Это значит, что в 1 л воды растворено 35 г веществ. Пресной считается вода, в литер которой содержится менее 1 г растворенных веществ. Из­за растворенных веществ океаническая вода замерзает при температуре ­20С.  Слайд 15. Но соленость в разных частях океана может быть разной. Например, в Черном море ­ 180/00, в Балтийском – 5­60/00, в Красном – 420/00.  900с.ш. 600с.ш. 300с.ш. 00 ш. 300ю.ш. 600ю.ш. 700ю.ш. 32‰ 33‰ 35,8‰ 34‰ 35,8‰ 34‰ 32‰ Слайд 16. Солёность   воды   наибольшая   в тропиках, наименьшая в полярных широтах Вывод 1: Соленость вод океана не везде одинакова. Какие причины влияют на величину солености воды?  Испарение воды. Ведь при этом процессе соли не испаряются;   Выпадение атмосферных осадков, понижающих соленость;     Сток речных вод (соленость вод океана у материков значительно меньше, чем в центре океана, так как у побережий воды рек опресняют ее);   Таяние льдов;  Морские течения. Вопросы:  Почему соленость Красного моря 420/00 , а соленость Карского моря 100/00 ?  Возьмем банку, нальем в неё 1 л воды, добавим 35г соли. Как соленость в этой банке изменить, но соль не добавлять?                                              Задание 5. Решите задачу.  (индивидуальная работа учащихся) Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если ее соленость 180/00? Решают задачи. 1т=1000кг=1000л, 18x1000=18000г=18кг Задание 5. Решите задачу.  (индивидуальная работа учащихся) Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т воды Красного моря, если ее соленость 420/00? Решают задачи. 1т=1000кг=1000л, 42x1000=42000г=42кг Задание 5. Решите задачу.  (индивидуальная работа учащихся) Какова соленость Карибского моря, если из 2000т воды получили 12 кг различных веществ?  Решают задачи. 6  0  /00   Задание 5. Решите задачу.  (индивидуальная работа учащихся) Какова соленость Карибского моря, если из 1000т воды получили 36 кг различных веществ? Решают задачи. 36   0  /00   Задания № 5. Решить задачу (выставление баллов в маршрутный лист – 10 баллов) БЛОК 4. ТЕМПЕРАТУРА ОКЕАНИЧЕСКИХ ВОД Слайд 17. Другим свойством морской воды является её температура.  Исследование №2. Как изменяется температура воды по поверхности Мирового океана. Объяснить такой факт, среднегодовая температура воздуха составляет ­ +14°С, а среднегодовая    температура поверхностных  вод ­ +17°С. Почему средняя температура воздуха ниже, чем средняя температура вод? Вода   –   самое   теплоёмкое   тело   на   Земле.   Воды   Мирового   океана   медленно нагреваются и также медленно отдают тепло (это очень похоже на работу аккумулятора). Т. к. Мировой океан покрывает огромную территорию нашей планеты (71%), то именно он является основным накопителем тепла, которое приходит от Солнца на нашу планету.  Таблица 5. Изменения  температуры поверхностных  вод в разных широтах  Мирового океана Географическа Среднегодовая температура, ° С я широта Северное полушарие Южное полушарие 0° 10° 20° 30° 40° 50° 60° 70° 80° 90° 27,1 27.2 25,4 21.3 14,1 7,9 4,8 0,7 ­1,7 ­1,7 27,1 25,8 24 19,5 13,3 6,4 0 ­1,3 ­1,7 ­ Давайте проанализируем предложенные данные  таблицы сделать выводы. Вопросы:   Как изменяется температура воды?  Почему температура воды изменяется от экватора к полюсам.   Сравните среднегодовые температуры вод в северном, и в южном полушариях?  Почему поверхностные воды в северном полушарии более теплые, чем в южном? Вывод 2:   Температура поверхностных вод Мирового океана изменяется широтно.  Воды северного полушария более тёплые, чем воды южного.  Причины: Жаркий климат окружающих территорий (особенно высока ť в морях, которые окружены жаркими пустынями, например в Красном море — до 34°С, в Персидском заливе — до 35,6°С).  Исследование №3.  Как изменяется температура воды вглубь Мирового океана. Давайте проанализируем график изменений температуры, с глубиной используя  данные таблицы: Таблица 6. Изменение температуры воды с глубиной. В данном графике можно выделить три отрезка: на первом участке температура +15­+16   и   изменяется   незначительно.   Почему?   Эта   часть   океанического   дна   хорошо освещается и получает значительное количество солнечного тепла. На следующем участке от 200 до 1000м можно увидеть значительное снижение температуры, это объясняется тем, что сюда солнечный свет не проникает. И третий участок графика показывает, что на глубинах ниже 2000м температура ниже +3°С.  Не только солнечное освещение влияет на изменение температуры воды вглубь океана. Вода в океане постоянно перемешивается, и тепло верхнего слоя передаётся нижним слоям. На графике видно, что температура воды сначала резко понижается, а на глубине температура одинакова. Вывод 3: Температура вод Мирового океана понижается с глубиной.  Причины: 1) проникновение солнечного тепла;                    2) вертикальная циркуляция вод (перемешивание). Слайд 17. Закрепление  IV. Закрепление изученного материала Задание 1. Работа с контурной картой с. 16 ­ 17, задания № 1, 2, 3 Задание 2. Совершить воображаемое морское путешествие из Токио в Лондон и  перечислить все части Мирового океана, которые вы при этом пересечёте. V. Подведение итогов Вот и подошёл к концу наш урок­путешествие. Мы рассмотрели Мировой океан как единое   водное   пространство,   познакомились   с   новыми   понятиями   и   отметили   новые географические объекты на контурной карте. Общими усилиями доказали, что гидросфера – единая оболочка.  Какую цель мы ставили на занятии?   Достигли ли мы этой цели? (Ответы учащихся) Выставление отметок за урок VI. Домашнее задание § 21, контурная карта стр. 16­17, задание № 1, 2, 3. Составить кроссворд «Гидросфера» (по желанию) – 10­12 слов. VII. Рефлекс ия У вас на столах лежат бумажные  смайлики разного цвета. Кто получить отметку в  8­10 баллов выберите голубой смайлик, кто 6­7 зелёный, кто 5 и ниже розовый. А сейчас  прикрепите ваши смайликов к физической карте мира при помощи магнитов, в том уголке  гидросферы, где бы вы хотели побывать. Всем большое спасибо за работу. Я желаю вам, чтоб исполнилась ваша мечта и вы  побывали в том уголке гидросферы, который вы выбрали. До свидания!

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)

План-конспект урока по географии "Гидросфера. Мировой океан и его части " (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2019