План - конспект урока географии в 6 классе для детей с ОВЗ. Тема : Вода на Земле. Материал может быть использован учителем географии , работающим с детьми с интеллектуальной недостаточностью . Урок построен с учетом современных требований. Все задания носят коррекционно - развивающий характер, интересны и доступны для данной категории обучающихся.План - конспект урока географии в 6 классе для детей с ОВЗ.
ТЕМА УРОКА: « Вода на Земле»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Сформировать представления о распределении воды и суши на
земной поверхности. Закрепить у учащихся понятие « круговорот
воды в природе», сформировать такие понятия как «океан», «море»,
« окраинное море», « внутреннее море». Познакомить учащихся с
природой океанов и их значением для человека. Закрепить знания
учащихся по теме « Горы». Продолжить формирование навыков
работы с картой.
Развивать быстроту переключения внимания, объем, устойчивость.
Совершенствовать точность воспроизведения словесного
материала.
Развивать образную и зрительную память.
Совершенствовать грамматический строй речи и расширять
активный словарь учащихся.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Развивать умения сравнивать и анализировать.
Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль.
Воспитывать самостоятельность, активность, географическую
культуру и интерес к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Учебник география 6 кл. с. 43 46.
Рабочая тетрадь
Карточки для индивидуальной работы.
Кроссворд : «Горы».
Таблицы: «Запоминай навсегда», « Круговорот воды в природе», «
Найди отличия: горы», «Природа океана», «Животные морей»,
«Письмо от Мальвины и Буратино»
Записи шума моря.
Физическая карта России.
Физическая карта полушарий.ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Итак, начнем наш урок.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Ребята, отгадайте загадку:
« Не видать ее корней,
Вершина выше тополей,
Всё вверх и вверх она идет,
Но не растет» ( гора).
Что такое горы?
Каким цветом обозначаются горы на физической карте?
Чем светлее коричневый цвет на карте, тем горы …?
Чем темнее, тем горы … ?
Какие бывают горы по высоте?
Какие горы мы называем низкими?
Покажите их на карте.
Какие горы мы называем средними?
Покажите их на арте.
Какие горы считаются высокими?
Покажите их на карте.
Что можно встретить на самых высоких горных вершинах?
Почему высоко в горах снег не тает даже летом?
Что называют горными долинами?
Что такое горные хребты? Какие горы мы называем вулканами?
Какие бывают вулканы?
Каким знаком обозначаются вулканы на физической карте?
Какой действующий вулкан, который находится на Дальнем
Востоке России вы знаете ?
Покажите его на карте.
Молодцы!
Самостоятельная работа в тетрадях.
Задание №2 – группа №3.
Задание №3 – группа №2.
Задание№6 – группа №1.
Кроссворд « Горы».
Ребята, если вы верно разгадаете все слова, то сможете прочесть в
выделенных клетках название кроссворда.
1. В горах выше кустарников можно встретить низкие травы и цветы
– это ….. ( луга)
2. Горы, которые поднимаются выше 2000 метров. (высокие)
3. Горы, которые располагаются в ряд друг за другом и тянутся на
многие км. (хребты)
4. Горы, которые имеют кратер, называются … (вулканы).
Верно, ребята, кроссворд называется «горы». Вы хорошо справились
с заданием.
Молодцы!
Найди отличия.
А теперь, ребята, давайте проверим какие вы внимательные.Двум художникам предложили нарисовать один и тот же горный
пейзаж. Давайте посмотрим как они справились с заданием. Ваша
задача сравнить рисунки и найти все имеющиеся отличия.
( работа с таблицей « Найди отличия : горы».)
Молодцы! С этим заданием вы справились.
А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру « Добавь
словечко».
Игра : «Добавь словечко».
1. Стала группа гор в цепочку,
Есть для перевалов точки.
И конца цепочке нет –
Это тянется … ( хребет).
2. Если горы в беспорядке,
Много гор, а не одна,
То запомните, ребятки,
Это горная … ( страна).
3. Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный … ( вулкан).
4. Много лет в горах подряд
Снег идёт и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его … ( ледник).
5. Альпинистов всех с утра
На свиданье ждёт … ( гора).
Молодцы, ребята!
Физминутка.
Потрудились – отдохнём.
Встали, глубоко вздохнём,Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.
Ребята, следующее задание вам приготовили Буратино и
Мальвина.
Диктует Мальвина стихи и загадки,
спешит Буратино урок преподать.
Смотри сколько клякс насажал он в тетрадке,
И что тут написано не разобрать.
Писала как будто бы курица лапой.
Давайте прочтем, что он тут нацарапал.
Ребята нам нужно прочесть и отгадать загадку.
( Морях и реках обитает.
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. ( вода)
В загадке пропущены буквы.).
Верно, ребята, это вода.
А вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже , в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Ребята, вы наверное уже догадались, что сегодня на уроке мы речь
поведем о воде.Итак, тема нашего урока : Вода на Земле.
(Запишем число и тему урока в тетрадь)
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ПЛАН :
1. Цвет воды на физической карте.
( Давайте вспомним каким цветом показана вода на физической
карте?
Чем темнее синий цвет, тем …(глубже)
Чем светлее – тем ….( мельче).)
Верно!
2. На земной поверхности воды в несколько раз больше, чем суши.
( работа с физической картой полушарий).
3. Вода на Земле не иссякает из – за круговорота воды в природе .
( Работа с таблицей: « Круговорот воды в природе»).
4. Большая часть поверхности Земли – океаны.
Всего 4 океана, все океаны вместе образуют Мировой океан.
а/ Моря
б/ Окраинные моря
в/ Внутренние моря.
(Работа с таблицей: «Запоминай навсегда»)
5.Океаны и моря, омывающие Россию.
а/ Три океана: север – Северный Ледовитый океан, восток – Тихий
океан, запад, юг Атлантический.
б/ восток и север – окраинные моря,
в/ юг – внутренние моря.
6. Океаны и моря бывают разные:
а/ холодные – покрыты льдом, теплые – никогда не замерзают.
б/ Различаются по глубине. ( самый глубокий – Тихий океан –
Марианская впадина – 11022м, почти как от Елионки до Стародуба)
в/ Вода горько –соленая, она не пригодна для питья.
7. Природа морей.
а/ Растительный мир – водоросли.
б/ Животный мир: рыбы, дельфины, черепахи, моллюски( работа с таблицей: « Жизнь морей» и «Животные моря».
8. Использование морей людьми.
а/ Водоросли
б/ Рыба и морепродукты
в/ Морские пути – транспорт.
9. Какое бывает море.
а/ Спокойное
б/ Бури, штормы приносят бедствия и разрушения.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение Григория Поженяна
« Есть у моря свои законы» и постарайтесь нарисовать в своем
воображении те картины моря, которые описывает поэт.
(Учитель читает наизусть стихотворение, учащиеся слушают.
Нарисовали? У кого какое море получилось? А кто из вас бывал на
море? Кто видел море по телевизору? Хорошо.
2. Работа с рисунками, на которых показаны различные состояния
моря:
Покажите рисунки, где море спокойное.
На каких рисунках мы видим начало на море бури?
На каком рисунке мы видим шторм на море?
3. Работа с учебником
Выборочное чтение ( Подобрать описание к рисунку)
Молодцы!
4. Запись в тетрадь выводов урока:
Океаны________моря__окраинные
!____внутренние
5. Прослушивание записей шума моря.
Как вы думаете, в каком состоянии море?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Что такое океаны? Что такое море?
Какие бывают моря?
Почему о морской воде говорят: « Кругом вода, а с питьем беда!»?
Молодцы!
Оценки за урок.
Домашнее задание:
Прочитать рассказ: « Окна в подводный мир» и ответить на
вопросы после него., с.43 – 44
Урок окончен, до свидания!