Цель урока:
Обобщение сведений о строении, свойствах, классификации, получении и применении полимеров.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с разнообразием пластмасс и изделий из них.
2. Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о составе, способах получения и применения пластмасс.
3. Продолжить формирование интереса к предмету.
Основные понятия: пластмассы, эластомеры, волокна, природные полимеры-биополимеры.
Ход урока.
I. Организационный момент
Урок является продолжением урока по теме: «Полимеры», на котором учащиеся знакомятся с классификацией полимеров - убеждаются в качественном определении полимеров экспериментально.
II. Актуализация опорных знаний.
1. какие классы полимеров изучены?
2. чем эти классы отличаются?
3. привести примеры природных полимеров;
4. привести примеры искусственных полимеров;
5. какие группы синтетических полимеров вам известны?
6. привести примеры синтетических полимеров;
7. можно ли провести четкие границы между классами полимеров?
Цель нашего урока – на основе основных качественных свойств раскрыть практическую значимость наиболее ценных полимеров, которые прочно вошли в быт человека.
План конспект урока по химии 11 кл.
Джабраилова Х.Д.
Урок по теме «Полимеры»
Цель урока:
Обобщение сведений о строении, свойствах, классификации, получении и применении
полимеров.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с разнообразием пластмасс и изделий из них.
2. Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о составе, способах
получения и применения пластмасс.
3. Продолжить формирование интереса к предмету.
Основные понятия: пластмассы, эластомеры, волокна, природные полимерыбиополимеры.
I. Организационный момент
Ход урока.
Урок является продолжением урока по теме: «Полимеры», на котором учащиеся знакомятся
с классификацией полимеров убеждаются в качественном определении полимеров
экспериментально.
II. Актуализация опорных знаний.
1. какие классы полимеров изучены?
2. чем эти классы отличаются?
3. привести примеры природных полимеров;
4. привести примеры искусственных полимеров;
5. какие группы синтетических полимеров вам известны?
6. привести примеры синтетических полимеров;
7. можно ли провести четкие границы между классами полимеров?
Цель нашего урока – на основе основных качественных свойств раскрыть практическую
значимость наиболее ценных полимеров, которые прочно вошли в быт человека.
III.Обобщение изученного материала.
План изложения
1. Классификация полимеров по свойствам и применению:
а) пластмассы, б) эластомеры, в) волокна.
2. Биополимеры:
а)белки, б) полисахароза, в) полинуклеотид,
Пластмассы (с использованием коллекции «Пластмассы»)
Мы уже не представляем свою жизнь и без пластмасс. Из пластмасс делают:
аудио, видео аксессуары; канцелярские товары;
настольные игры;
одноразовая посуда;
хозяйственные товары (пакеты, пленки и мешки).
Ученики записывают составленную схему классификации полимеров в тетрадь.
Пластмассы материалы на основе высокомолекулярных веществ (полимеров). Помимо
полимеров пластмассы, как правило, содержат и другие компоненты: пластификатора,
наполнители и т. п. Наличие полимеров в составе пластмасс обусловливает ряд
специфических свойств этих материалов.
Пластмассы подразделяются на термопластичные, изготовляемые на основе линейных
полимеров, и термореактивные на основе полимеров с пространственной структурой.
Первые при нагревании приобретают пластичность, а при охлаждении вновь возвращаются в
исходное состояние; вторые, будучи отверждены, при нагревании не переходят в
пластическое состояние.
К пластмассам, применяемым в строительных конструкциях, относятся стеклопластики,
оргстекло, винипласты, пенопласты, сотопласты, древесные пластики, синтетические клеи и
др.
Эластомерыполимеры, обладающие при обычных температурах высокоэластичными
свойствами, т. е. способные к огромным (до многих сотен процентов) обратимым
деформациям растяжения. Типичные эластомеры каучуки и резины.
важнейшее свойство каучука – это его эластичность. Эластичность – это свойство испытывать
значительные упругие деформации при сравнительно небольшой действующей силе, например
растягиваться, сжиматься, а затем восстанавливать прежнюю форму после прекращения
действия силы. Ценным для практического использования свойством каучука является также
непроницаемость для воды и газов.
В Европе изделия из каучука (калоши, непромокаемая одежда) стали распространяться с
начала ХIХ в. Известный ученый Гудьир открыл способ вулканизации каучука – превращения
его в резину путем нагревания с серой, что позволило получать прочную и упругую резину.
Резина обладает еще лучшей эластичностью, в этом с ней не может сравниться никакой
другой материал; она прочнее каучука и более устойчива к изменению температуры.
По своему значению в народном хозяйстве каучук стоит в одном ряду со сталью, нефтью,
каменным углем.
Волокна в нашей жизни.
(с использованием коллекции «Волокна»)
Волокна– протяженные, гибкие, прочные тела с малыми поперечными размерами, пригодные
для изготовления пряжи и текстильных изделий.
Волокна делят на натуральные (природные) и химические. Натуральные волокна могут быть
растительного или животного происхождения. Химические волокна в свою очередь
подразделяют на искусственные и синтетические.
Природные волокна:
Волокно растительного происхождения – хлопок, лен.
Хлопковое волокно получают из субтропического растения – хлопчатника. Состав
хлопкового волокна:
целлюлоза – 96% пентозан – 1 – 2 %
жиры и воска – 1%
азотосодержащие и белковые вещества – 0,3%
зола – 0,2 – 0,4%
Хлопковое волокно легкое, достаточно прочное, мягкое, гигроскопичное.
Волокна животного происхождения – шерсть и шелк.
Шелк вырабатывают многочисленные гусеницы и пауки.
Шерсть – волокна волосяного покрова овец, коз, верблюдов и других животных.
Искусственные волокна:
Наибольшее значение среди искусственных волокон занимают ацетатное и вискозное волокна,
получаемые из древесной целлюлозы.Без предварительной обработки древесной целлюлозы из
нее нельзя получить прочное волокно: ее необходимо перевести в растворимое состояние.
Целлюлозу переводят в диацетат целлюлозы, действуя на нее уксусной кислотой. Раствор
диацетата целлюлоза продавливают через фильеру с большим числом мельчайших отверстий.
Нагретый воздух испаряет ацетон, а пучок тонких волоконец, выходящий из фильеры,
скручивают в одну непрерывную нить. Так получают ацетатное волокно.
Синтетические волокна:
из синтетических волокон наибольший интерес представляют полиамидное волокно –
полиамид – 6 (капрон) и полиэфирное – полиэтиленгликольтерефталат (лавсан).Капрон
– ε
получают из капролактала, который под воздействием воды размыкает цикл, образуя
капроновую кислоту. Из этой кислоты в результате поликонденсации образуется полимер
линейной структуры:
n H2N – (CH2)5 – COOH
Учащиеся рассматривают ткани на основе волокон: хлопка, шерсти, ацетата,
вискозы, лавсана. Описывают их внешний вид.
[ NH – (CH2)5 – CO ]n + (n1)H2O
→
Биополимеры — класс полимеров, встречающихся в природе в естественном виде, входящие
в состав живых организмов: белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды. Биополимеры
состоят из одинаковых (или разных) звеньев — мономеров. Мономеры белков —
аминокислоты, нуклеиновых кислот — нуклеотиды, в полисахаридах — моносахариды.
IV.Закрепление материала.
Выполните тест.
1. Группа атомов (СН2 – СН2 )n является структурным звеном:
а) полиэтилена
б) полипропилена
в) поливинилхлорида
2. Ненужные, старые пластмассовые изделия я всегда буду:
а) сжигать
б) закапывать в землю или бросать в водув) сдавать в пункты переработки, когда они появятся в нашей стране, а до этого выбрасывать
мусор в отведенное для этого место
3. Синтетическим является волокно:
а) вискоза
б) капрон
в) полиамидное
4. В результате реакции поликонденсации продукта – низкомолекулярным веществом, как
правило, является:
а) вода
б) полимер
в) мономер
5. Неорганический полимер – поделочный камень:
а) сапфир
б) агат
в) топаз
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание. §10 по учебнику О.С. Габриелян.