План конспект урока по химии 11 кл. Джабраилова Х.Д. Урок по теме «Полимеры»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Обобщение сведений о строении, свойствах, классификации, получении и применении полимеров. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с разнообразием пластмасс и изделий из них. 2. Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о составе, способах получения и применения пластмасс. 3. Продолжить формирование интереса к предмету. Основные понятия: пластмассы, эластомеры, волокна, природные полимеры-биополимеры. Ход урока. I. Организационный момент Урок является продолжением урока по теме: «Полимеры», на котором учащиеся знакомятся с классификацией полимеров - убеждаются в качественном определении полимеров экспериментально. II. Актуализация опорных знаний. 1. какие классы полимеров изучены? 2. чем эти классы отличаются? 3. привести примеры природных полимеров; 4. привести примеры искусственных полимеров; 5. какие группы синтетических полимеров вам известны? 6. привести примеры синтетических полимеров; 7. можно ли провести четкие границы между классами полимеров? Цель нашего урока – на основе основных качественных свойств раскрыть практическую значимость наиболее ценных полимеров, которые прочно вошли в быт человека.
Иконка файла материала Полимеры-11 кл.doc
План конспект урока по химии 11 кл. Джабраилова Х.Д. Урок по теме «Полимеры» Цель урока: Обобщение сведений о строении, свойствах, классификации, получении и применении  полимеров. Задачи урока:  1. Познакомить учащихся с разнообразием пластмасс и изделий из них.  2. Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о составе, способах  получения и применения пластмасс.  3. Продолжить формирование интереса к предмету.  Основные понятия: пластмассы, эластомеры, волокна, природные полимеры­биополимеры. I. Организационный момент Ход урока. Урок является продолжением урока по теме: «Полимеры», на котором учащиеся знакомятся  с классификацией полимеров ­ убеждаются в качественном определении полимеров  экспериментально. II. Актуализация опорных знаний. 1. какие классы полимеров изучены?  2. чем эти классы отличаются?  3. привести примеры природных полимеров;  4. привести примеры искусственных полимеров;  5. какие группы синтетических полимеров вам известны?  6. привести примеры синтетических полимеров;  7. можно ли провести четкие границы между классами полимеров?  Цель нашего урока – на основе основных качественных свойств раскрыть практическую  значимость наиболее ценных полимеров, которые прочно вошли в быт человека. III.Обобщение изученного материала.       План изложения 1. Классификация полимеров по свойствам и применению: а) пластмассы, б) эластомеры, в) волокна.       2. Биополимеры: а)белки, б) полисахароза, в) полинуклеотид, Пластмассы (с использованием коллекции  «Пластмассы») Мы уже не представляем свою жизнь и без пластмасс. Из пластмасс делают:  аудио, видео аксессуары; канцелярские товары;   настольные игры;   одноразовая посуда;   хозяйственные товары (пакеты, пленки и мешки).  Ученики записывают  составленную схему классификации полимеров  в тетрадь. Пластмассы ­ материалы на основе высокомолекулярных веществ (полимеров). Помимо  полимеров пластмассы, как правило, содержат и другие компоненты: пластификатора,  наполнители и т. п. Наличие полимеров в составе пластмасс обусловливает ряд  специфических свойств этих материалов. Пластмассы подразделяются на термопластичные, изготовляемые на основе линейных  полимеров, и термореактивные ­ на основе полимеров с пространственной структурой.  Первые при нагревании приобретают пластичность, а при охлаждении вновь возвращаются в  исходное состояние; вторые, будучи отверждены, при нагревании не переходят в  пластическое состояние. К пластмассам, применяемым в строительных конструкциях, относятся стеклопластики,  оргстекло, винипласты, пенопласты, сотопласты, древесные пластики, синтетические клеи и  др. Эластомеры­полимеры, обладающие при обычных температурах высокоэластичными  свойствами, т. е. способные к огромным (до многих сотен процентов) обратимым  деформациям растяжения. Типичные эластомеры каучуки и резины. важнейшее свойство каучука – это его эластичность. Эластичность – это свойство испытывать значительные упругие деформации при сравнительно небольшой действующей силе, например растягиваться, сжиматься, а затем восстанавливать прежнюю форму после прекращения  действия силы. Ценным для практического использования свойством каучука является также  непроницаемость для воды и газов. В Европе изделия из каучука (калоши, непромокаемая одежда) стали распространяться с  начала ХIХ в. Известный ученый Гудьир открыл способ вулканизации каучука – превращения  его в резину путем нагревания с серой, что позволило получать прочную и упругую резину. Резина обладает еще лучшей эластичностью, в этом с ней не может сравниться никакой  другой материал; она прочнее каучука и более устойчива к изменению температуры. По своему значению в народном хозяйстве каучук стоит в одном ряду со сталью, нефтью,  каменным углем. Волокна в нашей жизни. (с использованием коллекции «Волокна») Волокна­– протяженные, гибкие, прочные тела с малыми поперечными размерами, пригодные для изготовления пряжи и текстильных изделий. Волокна делят на натуральные (природные) и химические. Натуральные волокна могут быть  растительного или животного происхождения. Химические волокна в свою очередь  подразделяют на искусственные и синтетические. Природные волокна: Волокно растительного происхождения – хлопок, лен. Хлопковое волокно получают из субтропического растения – хлопчатника. Состав  хлопкового волокна: ­ целлюлоза – 96%­ пентозан – 1 – 2 % ­ жиры и воска – 1% ­ азотосодержащие и белковые вещества – 0,3% ­ зола – 0,2 – 0,4% Хлопковое волокно легкое, достаточно прочное, мягкое, гигроскопичное.  Волокна животного происхождения – шерсть и шелк. Шелк вырабатывают многочисленные гусеницы и пауки.  Шерсть – волокна волосяного покрова овец, коз, верблюдов и других животных. Искусственные волокна: Наибольшее значение среди искусственных волокон занимают ацетатное и вискозное волокна,  получаемые из древесной целлюлозы.Без предварительной обработки древесной целлюлозы из нее нельзя получить прочное волокно: ее необходимо перевести в растворимое состояние.  Целлюлозу переводят в диацетат целлюлозы, действуя на нее уксусной кислотой. Раствор  диацетата целлюлоза продавливают через фильеру с большим числом мельчайших отверстий.  Нагретый воздух испаряет ацетон, а пучок тонких волоконец, выходящий из фильеры,  скручивают в одну непрерывную нить. Так получают ацетатное волокно. Синтетические волокна: из синтетических волокон наибольший интерес представляют полиамидное волокно –  полиамид – 6 (капрон) и полиэфирное – полиэтиленгликольтерефталат (лавсан).Капрон   – ε получают из капролактала, который под воздействием воды размыкает цикл, образуя  капроновую кислоту. Из этой кислоты в результате поликонденсации образуется полимер  линейной структуры: n H2N – (CH2)5 – COOH  Учащиеся рассматривают ткани на основе волокон: хлопка, шерсти, ацетата,  вискозы, лавсана. Описывают их внешний вид.  [­ NH – (CH2)5 – CO ­]n + (n­1)H2O → Биополимеры — класс полимеров, встречающихся в природе в естественном виде, входящие в состав живых организмов: белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды. Биополимеры  состоят из одинаковых (или разных) звеньев — мономеров. Мономеры белков —  аминокислоты, нуклеиновых кислот — нуклеотиды, в полисахаридах — моносахариды.   IV.Закрепление  материала.  Выполните тест. 1. Группа атомов (­СН2 – СН2 ­)n является структурным звеном: а) полиэтилена б) полипропилена в) поливинилхлорида 2. Ненужные, старые пластмассовые изделия я всегда буду: а) сжигать б) закапывать в землю или бросать в водув) сдавать в пункты переработки, когда они появятся в нашей стране, а до этого выбрасывать  мусор в отведенное для этого место 3. Синтетическим является волокно: а) вискоза б) капрон в) полиамидное 4. В результате реакции поликонденсации продукта – низкомолекулярным веществом, как  правило, является: а) вода б) полимер в) мономер 5. Неорганический полимер – поделочный камень: а) сапфир б) агат в) топаз V. Подведение итогов. VI. Домашнее задание. §10 по учебнику О.С. Габриелян.