Тема урока : « Реакции соединения, разложения, замещения и обмена».
Цель урока: обобщить знания учащихся о классификации реакций по составу реагентов и продуктов реакции; закрепить умение составлять реакции соединения, разложения, замещения и обмена; формировать навыки работы в коллективе; развивать умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование: Периодическая система химических элементов , таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов. Базовые понятия и термины: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Типы Химическиехреакции-8 кл..docx
План урока по химии- 8 кл.
Джабраилова Х.Д.
Тема урока : « Реакции соединения, разложения,
замещения и обмена».
Цель урока: обобщить знания учащихся о классификации
реакций по составу реагентов и продуктов реакции; закрепить
умение составлять реакции соединения, разложения,
замещения и обмена; формировать навыки работы
в коллективе; развивать умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование: Периодическая система химических
элементов , таблица растворимости, электрохимический ряд
напряжений металлов. Базовые понятия и термины: реакции
соединения, разложения, замещения и обмена.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Структура урока:
I. Организационный этап…………………………….1 мин.
II. Актуализация опорных знаний…………………...4 мин.
III. Повторение, углубление и обобщение знаний..22 мин.
IV. Систематизация и закрепление знаний………..10 мин.
V. Тестирование учащихся ( контроль знаний)…….5 мин.
VI. Домашнее задание………………………………..2 мин.
VII. Подведение итогов урока……………………….1 мин.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
Объявление учителем темы и целей урока.
Беседа:
1. Дайте определение химической реакции.
2. По каким признакам классифицируют хим. реакции.
3. Назовите все известные вам типы хим. реакций.
III. Повторение, углубление и обобщение знаний.
Наиболее часто используют классификацию реакций по
изменению состава реагентов и продуктов реакций. В начале
урока просмотрим видеофрагменты различных типов реакций,
осуществим запланированные демонстрации разных типов
реакций и далее оформим таблицу, в которой приведем
примеры реакций различных типов.
Просмотр презентации с видеофрагментами.
IV. Систематизация и закрепление знаний.
Классификация по составу реагентов и продуктов реакцииТип реакции
Примеры
Реакции
1. Взаимодействие простых веществ:
соединения
3Fe + 2O2= Fe3O4 (FeO* Fe2O3 )
S + O2= SO2
Mg + I2= MgI2
H2+ Cl2 = 2HCl
2. Взаимодействие сложных веществ:
SO2+ H2O = H 2SO3
CaO + H2O = Ca(OH)2
CO2 + CaO = CaCO3
Реакции
разложения
1. Разложение оксидов при температуре:
2HgO = 2Hg +O2
2SO3 = 2SO2+ O2
2. Разложение кислот при температуре:
H2SiO3 = SiO2 + H2O
HNO3= NO2 + O2 + H2OH2SO4= SO3 + H2O
SO2+ O2
3. Разложение н/р оснований при температуре:
Cu(OH)2= CuO + H2O
2Al(OH)3= Al2O3 + 3H2O
4. Разложение солей при температуре:
CaCO3=CaO + CO2
2NaNO3 = 2NaNO2 + O2
2KClO3= 2KCl + 3O2
2KMnO4= K2MnO4 + MnO2 + O2
(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O
Карбонаты и сульфаты щелочных металлов не
разлагаются.
Реакции
замещения
1. Металлы( щел. и щел. зем. ) с водой:
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
2. Металлы с разбавл. кислотами:
Mg + 2HCl = MgCl2 + H23. Металлы с солями:
Cu + HgCl2 = Hg + CuCl2(медная монета покрыта
ртутью) .
Реакции
1. Выпадение осадка:
обмена
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl
2. Образование газа:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O
3. Образование слабого электролита – воды:
2HCl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2H2O – реакция
нейтрализации.
V. Тестирование учащихся ( контроль знаний ).
1. Укажите правильное определение реакции соединения:
А) Реакция образования нескольких веществ из одного
простого вещества;
Б) Реакция, в которой из нескольких простых или сложных
веществ, образуется одно сложное вещество;
В) Реакция, в которой вещества обмениваются своими
составными частями.
2. Укажите реакцию замещения:
А) Реакция между основанием и кислотой;
Б) Реакция взаимодействия двух простых веществ;
В) Реакция взаимодействия щелочных металлов с водой.
3. Укажите правильное определение реакции разложения:
А) Реакция, при которой из одного сложного вещества
образуются несколько простых или сложных веществ;
Б) Реакция, в которой вещества обмениваются своими
составными частями;
В) Реакция с образованием молекул водорода и кислорода.
4. Укажите признаки протекания реакции обмена:А) Образование воды;
Б) Только образование газа;
В) Только выпадение осадка;
Г) Выпадение осадка, образование газа или образование
слабого электролита.
5. К какому типу реакций относится взаимодействие
кислотных оксидов с основными:
А) Реакция обмена; Б) Реакция соединения;
В) Реакция разложения; Г) Реакция замещения.
6. К какому типу реакций относится взаимодействие солей с
кислотами или с основаниями:
А) Реакции замещения; Б) Реакции разложения;
В) Реакции обмена; Г) Реакции соединения.
7. Правильно ли утверждение, что во время реакции обмена
обязательно одно из веществ должно выпасть в осадок:
А. Да;
Б. Нет.
8. Найдите соответствие:
1. Мg(OH)2 = MgO + H2O A) Реакция соединения
2. CuO + H2 = Cu + H2O Б) Реакция обмена
3. 3CaO + P2O5 = Ca3(PO4)2 В) Реакция замещения
Г) Реакция разложения
9. К какому типу реакций относится это
+ -
превращение: Ag + Сl = AgCl
A) Реакция соединения
Б) Реакция обмена
В) Реакция замещения
Г) Реакция разложения
ОТВЕТЫ:
1. Б – 1 балл
2. В – 1 балл
3. А – 1 балл
4. Г – 1 балл
5. Б – 1 балл
6. В – 1 балл
7. Б – 1 балл
8. 1. – Г
2. – В } 2 балла
3. – А
9. Б – 2 балла
Взаимопроверка учащихся (обмен тестами и выставление
оценок).VI. Домашнее задание : & 11, вопросы 107, 108, 109
(письменно).
VII. Подведение итогов урока.
Выводы о проделанной работе, оценки работы учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.