План-конспект урока по химии. Тема урока:"аминокислоты". 10 класс. Базовый уровень.
Оценка 4.9

План-конспект урока по химии. Тема урока:"аминокислоты". 10 класс. Базовый уровень.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
10 кл
31.03.2017
План-конспект урока по химии. Тема урока:"аминокислоты". 10 класс. Базовый уровень.
Урок.doc

 

Габриелян, О.С.

Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 3-е изд. перераб.- М.: Дрофа, 2007. – 191, [1] с.: ил.

 

Тема урока: «Аминокислоты».

Цель: изучить состав, строение, изомерию и  химические свойства аминокислот.

Домашнее задание: § 17 (стр. 122-127), упр.10, задача 11.

Оборудование для проведения демонстрационного опыта: порошок CuO, растворы NaOH, глицина, индикаторов (фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса), глутаминовой кислоты, универсальная индикаторная бумага, пробирки.

План изучения нового материала

1.      Аминокислоты – производные карбоновых кислот.

2.      Функциональные группы аминокислот

3.      Номенклатура и изомерия аминокислот

4.      Физические свойства аминокислот

5.      Химические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения.

6.      Пептидная связь. Полипептид

7.      Нахождение в природе, значение и применение аминокислот.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. § 16, упр. № 5 (цепочка превращений) и задача №7 (горение аминов, объёмная доля метиламина в смеси) – у доски.

Фронтальная беседа

1. Как изменяются физические свойства предельных аминов в гомологическом с ↑Mr? (Ответ: растворимость падает, агрегатное состояние Г-Ж-Т, плотность растёт, растут t•С кипения и плавления);

2. Какая группа  является функциональной группой аминов и почему? (Ответ: аминогруппа, она  определят основные химические свойства аминов как органических оснований);

3. Каково взаимное влияние атомов в молекуле анилина? (Ответ: радикал фенил влияет на аминогруппу, ослабляя основные свойства анилина; аминогруппа влияет на фенил, реакции замещения идут по положениям 2,4,6 цикла).

  1. Объяснение нового материала строится на основе опорной схемы №1 и демонстрационных опытов.

Демонстрационные опыты

·         Определение реакции среды в водном растворе глицина и глутаминовой кислоты. С помощью полоски универсальной индикаторной бумаги (или растворов индикаторов) определяют рН 1% раствора глицина. Отсутствие кислой реакции раствора глицина объясняется образованием внутримолекулярной соли. Глицин – моноаминомонокарбоновая кислота. Аналогичные действия проводят с раствором глутаминовой кислоты – моноаминодикарбоновой кислотой. Реакция среды – кислая, рН-3,4-3,6. 

·         Реакция глицина с оксидом меди (II). В пробирку вносят 2 мл 1% раствора глицина, добавляют 1 г порошка оксидом меди (II).  Появление голубой окраски раствора свидетельствует об образовании медной соли глицина.

·         Реакция раствора глутаминовой кислоты с раствором гидроксида натрия. В пробирку вносят 1 мл раствора NaOH, несколько капель раствора фенолфталеина, затем по каплям добавляют раствор глутаминовой кислоты. Протекает реакция нейтрализации, раствор обесцвечивается.

 

Опорная схема № 1. Аминокислоты 

                                     (NH2)m R(COOH)n

    - NH2 аминогруппа                                 - СООН карбоксильная группа

Строение: бифункциональные вещества, взаимное влияние атомов, новые специфические свойства, «внутренние соли», ионный тип связи.

 

           Физические свойства: б/ц кристалл. в-ва, х. р. в H2O, плавящиеся с разложением  

           при t >200ºС, б/в или вкус сладкий, горький.

 

Изомерия:  - углеродного скелета;

                    - положения аминогруппы;

                          - межклассовая (нитросоединения, сложные эфиры);

                          - оптическая.

Номенклатура: «амино» + название кислоты

 Химические свойства:            NH2R− СООН

                                                         ↓                     ↓

                                              основные         кислотные

                                                               свойства

                                                         ↓                      ↓

                                                        взаимодействие

                                          с кислотами              с основаниями и спиртам

 

                                    Возможно образование двух видов солей одной аминокислоты

 

                      

 

 

 


                    NH2− Аминокислоты - амфотерные органические соединения. − СООН

                                       

                                       Поликонденсация аминокислот

                                           O  H

                                ||   |

                             −CN−   пептидная связь, полипептид (см. стр. № 126)

                                       Природные←Аминокислоты→Синтетические

                                ↓

                          Незаменимые, пища

                         Синтезируемые организмом

  Применение: пищевая, медицинская, химическая, микробиологическая                 промышленности.

 

 

  1. Самостоятельная работа с учебником (стр. 126-127)

Вопросы для беседы после изучения материала учебника: 1. Как называется первая аминокислота, выделенная химиками из    природных объектов? (аспарагин из сока спаржи); 2. Каково значение аспарагиновой и глутаминовой кислоты для живых организмов? (аспарагиновая кислота связывает аммиак, глутаминовая содержится в мозге, сердечной мышце и плазме крови, связывает аммиак); 3. Каково применение глутаминовой кислоты и её солей? (пищевые добавки).

  1. Закрепление изученного материала. Выполнение интерактивных или иных упражнений по данной теме.                             

Приложение

Глицин (Glycine)

Русское название: глицин

Латинское название вещества: Glycinum (род. Glycini)

Химическое название: аминоуксусная кислота

Брутто-формула: C2H5NO2

Характеристика вещества. Заменимая аминокислота. Белый кристаллический порошок, легко растворим в воде.

Применение вещества. Стрессовые состояния, психоэмоциональное напряжение, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, неврозы, неврозоподобные состояния, вегетососудистая дистония, последствия нейроинфекций и черепно-мозговой травмы, нарушение сна; острый ишемический инсульт. Для повышения умственной работоспособности, в т.ч. подросткам с девиантными формами поведения.

 

Глутаминовая кислота (Glutamic acid)

Русское название: глутаминовая кислота

Латинское название вещества: Acidum glutaminicum (род. Acidi glutaminici )

Химическое название: L-Глутаминовая кислота

Брутто-формула: C5H9NO4

Применение вещества. Эпилепсия, шизофрения, психозы, реактивные состояния, протекающие с явлениями истощения, депрессия, последствия менингита и энцефалита и др. В педиатрии — задержка психического развития, церебральный паралич, последствия внутричерепной родовой травмы, болезнь Дауна, полиомиелит (острый и восстановительный периоды).


Скачано с www.znanio.ru

Габриелян, О.С. Химия. 10 класс

Габриелян, О.С. Химия. 10 класс

Протекает реакция нейтрализации, раствор обесцвечивается

Протекает реакция нейтрализации, раствор обесцвечивается

Самостоятельная работа с учебником (стр

Самостоятельная работа с учебником (стр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017