План-конспект урока по химии в 11 классе. Тема: «Дисперсные системы».
Оценка 4.6

План-конспект урока по химии в 11 классе. Тема: «Дисперсные системы».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
04.05.2019
План-конспект урока по химии в 11 классе.  Тема: «Дисперсные системы».
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цель: 1. Образовательная: • Сформировать понятие дисперсной системы и познакомить с классификацией дисперсных систем; • Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам; 2. Развивающая: • Развивать умение использовать химическую терминологию; • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного); • Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент; • Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно – познавательную компетентность учащихся. 3. Воспитательная: • Продолжить развитие познавательных интересов учащихся; • Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость; • Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
Химия-11 кл.-Дисперсные системы.doc
План­конспект урока по химии в 11 классе. Джабраилова Х.Д. Тема: «Дисперсные системы». Тип урока:  урок усвоения новых знаний. Цель: 1. Образовательная:  Сформировать понятие дисперсной системы и познакомить с классификацией дисперсных систем;  Привлечь внимание учащихся к дисперсным  системам  большой практической значимости:   суспензиям,   эмульсиям,   коллоидным   растворам,   истинным растворам, аэрозолям, пенам; 2. Развивающая:  Развивать умение использовать химическую терминологию;  Развивать   мыслительные   операции   (анализ,   синтез,   установление   причинно­ следственных   связей,   выдвижение   гипотезы,   классификация,   проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);  Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;  Совершенствовать   коммуникативные   умения   учащихся   в   совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать   свою   точку   зрения)   и   информационно   –   познавательную компетентность учащихся. 3. Воспитательная:  Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;  Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;  Продолжить формирование ответственного, творческого  отношения к труду. Ход урока: І. Организационный момент. Приветствие и проверка готовности к уроку ІІ. Актуализация Мы живем в мире дисперсных систем. Посмотрите внимательно вокруг себя. Туман, пыль, снег – все это не только случайные неприятности, но и примеры дисперсных систем. Большинство веществ окружающего нас мира, составляющих ткани живых организмов, гидросферу,   земную   кору   и   недра,   космическое   пространство   часто   представляют собой   вещества   в   раздробленном,   или,   как   говорят,   дисперсном   состоянии. Диспергирование означает раздробление. ­ Как вы думаете какова цель сегодняшнего урока? (ответы детей) Итак,   цель   нашего   сегодняшнего   урока   –   составить   представление   о   дисперсных системах,   их   месте   в   природе   и   жизни   человека,   научиться   характеризовать   их свойства, объяснять причины большей или меньшей устойчивости. III. Этап усвоения новых знаний ­ Но, что же все таки такое,  дисперсная система?  Дисперсная система – это смесь, состоящая как минимум из двух веществ, которые совершенно или практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически. (На доске)                                        Дисперсная система                            Дисперсионная среда                            Дисперсная фаза В дисперсионной среде распределены частицы дисперсной фазы, которые могут быть твердыми,   капельками   жидкости   или   пузырьками   газа.   Дисперсная   фаза   мелко распределена   в   дисперсионной   среде.   (запись   в   тетради)   .   Наибольшее   значение   в практике имеют ДС, в которых средой является вода или другие жидкости, о них мы и поговорим подробнее. Посмотрите   на   табл.2   стр.97.   Составьте   схему,   отражающую   виды   ДС,   на   основе таблицы укажите размер частиц в каждой  ДС. Истинные растворы, в которых в­во раздроблено до мельчайших частиц (молекул или ионов)   размерами   менее   1нм,   вы   изучали   ранее,   поэтому   сегодня   сосредоточим внимание на других ДС. Тонкодисперсные системы с размерами частиц 1 – 100 нм также называют коллоидными системами (растворами) или золями (интерактивная схема). В зависимости от природы дисперсионной   среды,   коллоидные   системы   подразделяют   на   золи   и   гели (интерактивная схема). ­ Коллоидные системы (коллоиды, др. греч.) – дисперсные системы, промежуточные между   истинными   растворами   и   грубодисперсными   системами   –   взвесями   и эмульсиями.   Коллоидные   частицы   не   видны   в   обычный   микроскоп,   они   крупнее молекул,   но   простым   глазом   их     увидеть   все   же   нельзя,   т.е.   по   виду   растворы   не различимы. Но такая необходимость возникает в практической деятельности. Как же отличить коллоидный раствор от истинного? Путем   долгих   исследований   в   1869   г.   Тиндаль   наблюдал   образование   светящегося конуса при пропускании пучка света через коллоидный раствор. Он объяснял это тем, что более крупные, чем в истинном растворе,  частицы  дисперсной фазы золя отражают свет от своей поверхности, и в сосуде с коллоидным раствором был виден светящийся конус, а в истинном растворе этого не наблюдалось. Позднее это явление получило название Эффекта Тиндаля  . Для золей характерно явление коагуляции  – слипание коллоидных частиц и выпадения их в осадок. Этот процесс наблюдается вследствие объединения более крупные агрегаты.  ­   Некоторые   золи   при   осаждении   увлекают   за   собой   жидкую   фазу   (иногда   даже полностью), образуя  при  этом с  водой  общую массу.   Подобные   осадки  называются гелями или студнями. Чтобы было легче представить себе,   что такое гель, приведем примеры бытовых гелей – желе, мармелад, яичный белок, студень  Гелями   могут   быть   дисперсные   системы   с   жидкой   и   газообразной   дисперсионной средой.   Гели   обладают   одновременно   свойствами   жидкости   и   твердого   тела.   КА жидкости, гели текучи и пластичны, хотя они могут сохранять форму, как тв. тела, и могут   быть   сравнительно   прочны   и   упруги.   Эти   свойства   гелей   обусловлены существованием в них пространственной сетки, образованной частицами дисперсной фазы,   связанными   между   собой   силами   различной   природы.   Состояние   жидкости   в гелях непрочное. Они сравнительно легко изменяют свой объем при поглощении или отдачи дисперсионной среды. С течением времени из геля выделяется жидкая фаза и объем   геля   уменьшается.   Это  явление   называется   синерезисом,   или   старением   геля (запись в тетради. ­ А вот если у человека этот процесс затруднен (переход фибриногена в фибрин), на какое заболевание он может указывать?  (гемофилия). Из курса биологии вам известно, что носителем гена гемофилии является….(женщина, а заболевают мужчины) . А, вы, знаете каких­нибудь выдающихся личностей у которых встречалось это заболевание? (Династия   Романовых,   которая   царствовала   более   300   лет,   страдала   этим заболеванием). Рубиновые   стекла,   аморфные   минералы,   образовавшиеся   в   водных   растворах   и содержащие переменное количество воды, относятся к тв. гелям. Драгоценный камень агат – типичный минеральный гель, встречающийся в отложениях теплых источников, образуется также в процессе синерезиса. ­   Мы   достаточно   подробно   рассмотрели   коллоидные   растворы,   теперь   давайте поговорим о грубодисперсных   системах. Посмотрите внимательно на схему в вашей тетради   и   скажите   какие   ДС   относят   к   грубодисперсным?   Используя   материал учебника на стр.97­100, охарактеризуйте эти системы. ­ А сейчас давайте маленько отдохнем и отгадаем небольшие загадки касающиеся ДС. 1. Превратите крупную австралийскую птицу – страуса, в жидкость со взвешенными в ней частицами другой жидкости. (Эму ­ эмульсия)э 2. Как превратить атолл Роз в газ со взвешенными в нем мельчайшими частицами. (Роз – аэрозоль). 3. Название,  какого  раствора  начинается   с самой   низшей  школьной  оценки?  (Кол  ­ коллоидный). 4.  Из названий степного грызуна и города – областного центра черноземной зоны Росси составьте название жидкости со взвешенными в ней тв. частицами. (Суслик, Пенза ­ суспензия). ­   Чем   же   обусловлено   многообразие   дисперсных   систем?   (Многообразие   ДС обусловлено   тем,   что   образующие   их   среды   могут   находиться   в   любом   из   трех агрегатных состояний). Познакомившись с многообразием ДС, вспомним явления, которые происходят с ними, т.к они нередко встречаются в окружающей нас действительности и их необходимо учитывать   при   использовании.   (синерезис,   коагуляция,   расслаивание   эмульсий   и суспензий, эффект Тиндаля). ­ У ДС есть еще одно важной свойство – в­во в дисперсном состоянии стремиться поглотить другие в­ва. Подумайте и назовите пример всем известного в­ва из домашней или нашей школьной аптечки, которое в мелко дисперсном состоянии используется при отравлениях (активированный уголь)  ІV. Рефлексия ­   А   теперь   давайте   вернемся   к   нашей   коллекции   ДС,   в   начале   нашего   урока   вы классифицировали все в­ва на группы еще незная правильную классификацию. Итак, есть   ли   какие­нибудь   Системы,   которые   находятся   не   на   своих   местах   .   Давайте расставим все на свои места. *(дети исправляют ошибки, допущенные в начале урока при расстановки ДС, в это время звучит песня в исполнении В. Добрынина «Синий туман»). ­ Охарактеризуйте место ДС в природе и жизни человека (дети формулируют значение ДС и записывают его в тетрадь, как итог урока). V. Домашнее задание.  Прочитать параграф 8 «Дисперсные системы»;  Ответить на вопросы 1­4, Приложение 1   http   ://   fcior dispersnaya    .  edu   ­  faza    /8533/  ponyatie    .  ru   /  card     ­  koagulayciya    ­  sinerezis      .  html   ­  o  ­  dispersnyh  ­  sistemah    ­  dispersionnaya    ­  sreda    ­  i  ­ Приложение 2 Карточка – путеводитель: В пробирку с 2 мл бензола прилейте  2 мл раствора хлорида натрия и взболтайте. После чего сделайте вывод о характере системы.

План-конспект урока по химии в 11 классе. Тема: «Дисперсные системы».

План-конспект урока по химии в 11 классе.  Тема: «Дисперсные системы».

План-конспект урока по химии в 11 классе. Тема: «Дисперсные системы».

План-конспект урока по химии в 11 классе.  Тема: «Дисперсные системы».

План-конспект урока по химии в 11 классе. Тема: «Дисперсные системы».

План-конспект урока по химии в 11 классе.  Тема: «Дисперсные системы».

План-конспект урока по химии в 11 классе. Тема: «Дисперсные системы».

План-конспект урока по химии в 11 классе.  Тема: «Дисперсные системы».

План-конспект урока по химии в 11 классе. Тема: «Дисперсные системы».

План-конспект урока по химии в 11 классе.  Тема: «Дисперсные системы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2019