ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока по Истории России
в 6 классе «Б» Муниципальной бюджетной образовательной организации Гимназия № 21 , города Батайска, Ростовской области
на тему: «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV веков.»
Разработал: Степанкова Нина Степановна
слушатель курсов профессиональной переподготовки
«История: теория и методика преподавания
в образовательной организации»»
Проверил: Панфилов Иван Алексеевич
Батайск, 2017
Тема урока: «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV веков.»
Дата проведения: 19 апреля 2017 гола
Тип урока : комбинированный
Технология урока: технология решения исследовательских задач
Цель урока: познакомить учащихся с трудностями, которые выпали на долю Московского княжества в конце XIV – середине XV века, и с тем, как эти испытания повлияли на его развитие.
Задачи :
Образовательная:
|
рассмотреть внутреннюю политику Василия I; познакомить учащихся с ходом и итогами междоусобной войны второй четверти XIV в.; охарактеризовать взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой). |
Развивающая:
|
развить умение работать с источниками, оценивать свою работу и работу товарищей, решать проблемные вопросы, раскрывать причинно-следственные связи. |
Воспитательная:
|
воспитать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну. Привить любовь к родному краю, интерес к его истории |
Планируемые образовательные результаты.
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
ü систематизировать исторический материал по изучаемому периоду; ü рассмотреть внутреннюю политику Василия I; ü рассмотреть ход и итоги междоусобной войны второй четверти XIV в.; ü выяснить причины распада Золотой Орды и разобрать характер взаимоотношений Литвы ü и Польши с Тевтонским орденом, взаимоотношения Московского княжества с Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским |
ü способствовать сознательной организации и регуляции учебной деятельности обучающихся, через работу в парах (группах), самостоятельную работу с текстом учебника; ü продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой), историческим временем (хронологией) и историческим документом; ü продолжить развивать умение анализировать исторические события и факты, делать выводы, обрабатывать историческую информацию, раскрывать причинно-следственные связи |
ü сохранять мотивацию к учебной деятельности; ü интерес к отечественной истории, проявление гражданских и патриотических чувств; ü – понимать и осознавать ответственность за принятые решения; ü определить собственную позицию |
|
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Завещание Дмитрия Донского. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: диалект, уния, народность
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, презентация по теме урока. Карта: Русские земли в конце конце XIV – середине XV, карточки с заданиями
План урока
Организационный этап |
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
1-2 мин. |
Актуализация знаний.
|
Вспомнить пройденное на прошлом уроке. |
5 минут |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся |
выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Знакомство с темой, планом занятия, задачами и методами |
3 мин. |
Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания |
ü организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности ü организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий на новый способ действий с самопроверкой своих решений по эталону. |
20 минут
8 минут |
Рефлексивно-оценочный этап |
закрепление полученных на уроке знаний по теме. |
7 мин |
Ход урока :
Название этапа |
Ведущая деятельность |
УУД |
Время |
||
Учителя |
Учащихся |
||||
Организация класса. Проверка готовности к уроку |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой. |
Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу. Осмысливают поставленные задачи. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Коммуникативные: умение слушать и слышать, устанавливать рабочие отношения. |
2 мин. |
|
Актуализация знаний |
Формулирует задание. Контролирует выполнение задания. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
|
Слушают задания. Выполняют задания. Высказывают свое мнение. Участвуют в беседе. Оценивают свои знания. |
Познавательные: структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений: выдвигают и обосновывают гипотезы. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: умеют слушать и слышать; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности. |
5-7 минут |
|
Проверка домашнего задания |
Игра «Историческая дуэль»: - Какое великое сражение произошло 8 сентября 1380 г.? (Куликовская битва) - Назовите имя московского князя, победителя монголо-татар в сражении 1380 г. (Дмитрий Иванович Донской) - город – главный соперник Москвы во второй половине XIV века (Тверь) - Московский князь, получивший прозвище «кошель» (Иван Калита) - Святой старец, основатель Троице-Сергиевой Лавры, благословивший московского князя на битву с монголами в 1380 г. (Сергий Радонежский) - Битва этих двух богатырей русского и монгольского положила начало величайшему сражению 1380 г. (битва Пересвета и Челубея) - Хан западной части Золотой Орды, противник московского князя в битве 1380 г. (Мамай) - Хан восточной части Золотой Орды, разоривший Московское княжество в 1382 г. (Тохтамыш)- два исторических деятеля, возглавлявшие засадный полк, участие которого в Куликовской битве сыграло решающую роль в победе над монголо-татарами (Серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый и воевода Дмитрий Боброк Волынский) - кем Дмитрий Грозные Очи приходился князю Михаилу Ярославичу Тверскому? (сыном) . |
|
|||
Мотивация учебной деятельности обучающихся |
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока. |
Записывают дату и тему урока. Осмысливают поставленные задачи. |
Познавательные: выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: умеют слушать и слышать. Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности. |
|
|
Первичное усвоение новых знаний. |
Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке вы будете выполнять практическую работу при изучении новой темы. На уроке вам предстоит определить, что же произошло в истории Русского государства в XV в.? Как складывались отношения с соседями и внутри страны?
Подведение итогов I этапа
|
1.Каждый ученик получает путевой лист ( приложение 2), по которому он будет работать в течение урока. 2.Работа, предшествующая организации практической работы по новой теме ( приложение 3) 3.На данном этапе организуется групповая работа под руководством учителя. Выполняют практическую работу. Работают с текстом учебника, дополнительным материалом, картой. Читают текст. Участвуют в беседе. Высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя. Заполняют путевой лист. Участвуют в дискуссии. Анализируют. Выявляют закономерность. Высказывают свое мнение. Осуществляют: самооценку; самопроверку. Оценивают свою деятельность. Работа по карте «Великое Московское княжество в конце XIV – первой половине XV века»
|
Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений. Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи; самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей. Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности; интерес к отечественной истории, проявление гражданских и патриотических чувств; понимать и осознавать ответственность за принятые решения; определить собственную позицию.
|
20 минут |
|
Физминутка
|
|
||||
Изучение нового материала |
А)В 1395 году Золотая Орда подверглась нашествию Тимура (Тамерлана). Он был родом из Средней Азии, создал огромную империю. Его волны были так жестоки, что строили пирамиды из отрубленных голов своих врагов. Тимур после разгрома Орды двинул свои войска на Русь, но разгромив Елец, повернул обратно в Степи. Удар Тимура Золотой Орде был настолько силен, что это государство стало стремительно распадаться. В течение XV века Золотая Орда разделилась на отдельные ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское (показать на схеме и карте). Астраханское ханство располагалось на территории современного Астраханского края. Столицей был город Астрахань. Этот золотоордынский город возникает в конце XIII века, но сначала он назывался Астрахан. Ребята, необходимо оставить отметку о Золотой Орде в вашем путевом листе. Выполните задание. В качестве подсказки можно воспользоваться учебником (пункт 3). III этап – Теперь перейдем к четвертому вопросу и переместимся к западным границам Руси. Электронное приложение: карты «Великое княжество Литовское при Витовте», «Внешняя политика Великого княжества Литовского при Витовте» Краткое содержание рассказа с опорой на карту: 1385 г. – Кревская уния. Ягайло и Витовт. Создание Польско-Литовского государства. Попытки Витовта подчинить Северо-Восточную Русь. Присоединение Вязьмы и Смоленска к Литве. Поход на Псков. Союз с Москвой. Династический брак Софьи Витовтовны и Василия I. Единый враг – Тевтонский орден. 1410 г. – Грюнвальдская битва. Объединенное польско-литовско-русское войско одержало победу над рыцарями-крестоносцами Тевтонского ордена. 1430 г. – смерть Витовта и усиление зависимости Литвы от Польши. Учащиеся записывают в тетради даты основных событий.
2) Вопрос : Почему Литва и Золотая Орда не воспользовались междоусобными войнами в Московском княжестве, чтобы подчинить его себе?
IV этап – образование русской, белорусской и украинской народностей. Мы знаем, что украинцы и белорусы – родственные русскому народы. Как же они образовались? Об этом мы сейчас и поговорим. Прочитайте пункт 5 и ответьте устно на вопрос
|
Выполняют задание. В качестве подсказки можно воспользоваться учебником (пункт 3).
Выполняют задание. В качестве подсказки можно воспользоваться учебником (пункт 4).
Составляют Составление опорной схемы, указывающей на влияние Польши и Литвы на образование украинской и белорусской народностей, Золотой Орды – на формирование русской народности. |
|
||
Первичная проверка понимания |
Задает вопрос. Какой вывод можно сделать о положении Московского княжества на данном этапе? Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу. |
Участвуют в беседе. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Формулируют вывод.
|
Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.
|
7 минут |
|
Итог урока. Рефлексия |
Вариант I. Три «почему?» Проблемные вопросы: 1. Почему после смерти Василия I начались княжеские усобицы? 2. Почему после распада Золотой Орды не прекратились набеги монголо-татар на русские княжества? 3. Почему в XV веке древнерусская народность разделилась? Вариант II. Учитель спрашивает, о чем дети сегодня на уроке узнали. (устные ответы учащихся) Выполнение письменной работы (на выбор учащихся два уровня – в выбором ответа (облегченный), без выбора ответа, с заданиями на сопоставление). |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
|
|||
Домашнее задание |
Комментирует домашнее задание. § 19, в. РТ – з.2 Если на уроке будет недостаточно времени для выполнения пятого этапа, то данное задание задается домой.
|
Слушают и записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы. |
Познавательные: анализируют информацию. Регулятивные: волевая саморегуляция: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности. |
1-2 мин. |
|
Приложение 1
ПУТЕВОЙ ЛИСТ по теме «Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века»
|
|
Познакомьтесь с пунктами 1 и 2 § 19 и определите: (напишите краткий ответ) 1.За что боролись князья___________________________________________ 2.Какие силы (слои населения) поддерживали каждого из них____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Какие средства использовали князья в борьбе__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Что принесла усобица жителям княжеств, самим князьям, процессу объединения______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заполните таблицу «Ход династической войны» |
|
Дата |
Событие |
1389 г. |
Василий I занял ………………….. без ханского ярлыка. |
1425 – 1431 гг. |
Василий I завещал московский престол сыну Василию II. Но на престол стал претендовать …………………………… |
1433 г. |
Скандал во время свадьбы Василия II и княжны Марии Ярославны, когда двоюродный брат Василий Косой надевает символ великокняжеской власти – золотой пояс. Софья в гневе срывает пояс с его владельца. Конфликт и начало военных событий. |
……… |
Юрий Дмитриевич выгнал Василия II из Москвы. Московские бояре не приняли нового государя и Юрий покинул Москву. |
………. |
Юрий Звенигородский захватывает Москву и начинает печатать монету с изображением Георгия Победоносца. Но неожиданно умирает в Москве. |
Июнь 1434 г. |
Василий Косой занимает московский престол без согласия своих родственников. Его не поддержали даже братья – Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный. Московский княжеский престол опять переходит к Василию II. |
1436 г. |
Князь Василий Косой пытается продолжить вооруженную борьбу, но терпит сокрушительное поражение от Василия II. Его захватывают и ослепляют (отсюда прозвище Косой). Новое обострение отношений между Василием II и Дмитрием Шемякой. |
………. |
Ордынцы совершили большой поход на Русь. Василий II попал в плен и был отпущен за …………. Василий II возвращается из плена и изгоняет Шемяку из Москвы. |
………. |
Дмитрий Шемяка захватил Москву и приказал выколоть глаза Василию II (в связи с этим получившему прозвище Темный). Ссылка Василия II в Углич, а затем в Вологду. |
………. |
Заключение Василием II союза с тверским князем Борисом Александровичем для борьбы с Дмитрием Шемякой, Поддержка церковью Василия II. Василий II посажен на престол. |
1448-1450 гг. |
Неудачные военные попытки Дмитрия Шемяки свергнуть Василия II. |
………. |
Смерть князя Дмитрия Шемяки в Новгороде. Окончание династической войны. |
Последствия династической войны (кратко запишите в путевом листе) |
Приложение 2
Карточки для индивидуальной работы учащихся.
Ф.И. ученика___________________________________________________________
Вопросы:
1. Какому князю Дмитрий Иванович завещал московский престол?
А) Василию Дмитриевичу
Б) Юрию Дмитриевичу
В) Дмитрию Шемяке
Г) Василию Косому
2. С каким литовским князем Василия I Дмитриевича связывали родственные отношения:
А) Ягайло
Б) Витовт
В) Гедимин
Г) Ольгерд
3. Кем приходился звенигородский князь Юрий московскому князю Василию I:
А) дядя
Б) племянник
В) сын
Г) брат
4. В правление Василия I разорительный поход на Русь совершил:
А) Мамай
Б) Тохтамыш
В) Чолхан
Г) Едигей
5. Прочтите отрывок из летописи, укажите имя князя, о пленении которого идет речь в отрывке:
«А князя великого ….. в понедельник в ночь на февраля 14 привезли в Москву и посадили на дворе Шемякине, а сам Дмитрий стоял на дворе Поповкине. В среду на той же неделе, на ночь, ослепили князя великого и отослали его в Углич с княгинею, а мать его великую княгиню Софью, послали в Чухлому…»
А) Святослав Игоревич
Б) Василий Косой
В) Юрий Дмитриевич
Г) Василий II
6. Какой завоеватель подчинил себе Золотую Орду, что послужило началом ее распада:
А) Чингисхан
Б) Батый
В) Мамай
Г) Тамерлан
7. Грюнвальдская битва состоялась в:
А) 1378
Б) 1380
В) 1410
Г) 1430
Ф.И. ученика _____________________________________________________
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) Куликовская битва
Б) Грюнвальдская битва
В) правление Василия Темного
Г) правление Ивана Калиты
Ответ: ______________________________________________________
2. Установите соответствия между датами и событиями. К каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца, выбранные цифры под соответствующими буквами внесите в таблицу:
ДАТЫ |
СОБЫТИЯ |
А) 1385 |
1) Начало правления Василия I Дмитриевича |
Б) 1395 |
2) Подчинение Тимуром Золотой Орды |
В) 1389 |
3) Уния Литвы и Польши |
|
4) Грюнвальдская битва |
Ответ:
3. Какие два из перечисленных события относятся к XV веку. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов:
1) княжение Василия Темного
2) Батыево нашествие
3) Грюнвальдская битва
4) строительство белокаменного Кремля в Москве
5) княжение Ивана Калиты
Приложение 3
РЕСУРСЫ УРОКА :
1. А. А. Данилов. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М.: Просвещение, 2011. - 270 с. § 19, с. 156-165 (традиц. учебник)
2. Атлас, с. 36—37
3. Электронная презентация
ЛИТЕРАТУРА :
1. Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М.: Мысль, 1991
2. Зимин А. А. Возрождённая Россия (Россия на рубеже XV—XVI столетий. Очерки социально-политической истории). — М.: Мысль, 1982
3. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — Т.
4. Широкорад А.Б. Русь и Орда. — Москва: Вече, 2004. — 496 с
5. https://videouroki.net
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.